Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ НОВОЙ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ НОВОЙ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахрушева Дарья Александровна

В статье рассматриваются методы, формы и средства дистанционного обучения, а также вопросы, которые могут возникнуть во время обучения английскому языку в онлайн-формате. Сравниваются способы решения этих проблем при традиционном и дистанционном форматах обучения. Выявлены преимущества и недостатки дистанционных технологий при изучении новой лексики, грамматики и обучении говорению. Приведены способы преодоления сложностей обучения лексике в школе, в том числе посредством геймификации (использования игровых элементов и приемов, применяемых в конструировании игр, в неигровых контекстах для достижения неигровых целей). На основе анализа научных взглядов относительно особенностей восприятия учебного материала учащимися сделаны выводы о специфике реализации дистанционных технологий при обучении лексике в основной школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вахрушева Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS OF USING DISTANCE TECHNOLOGIES IN TEACHING NEW ENGLISH LANGUAGE VOCABULARY IN A COMPREHENSIVE SCHOOL

Methods, forms and e-learning tools are discussed in this paper, as well as issues that are likely to arise while learning English online. The methods of solving these problems in traditional and distance learning formats are compared. The advantages and disadvantages of distance learning technologies with regard towards learning new vocabulary, grammar and speaking skills are highlighted. Ways of overcoming the difficulties of vocabulary learning at school are presented, including through gamification (using game elements and skills applicable in game design within non-game contexts in order to achieve non-playful goals). Based on the analysis of scientific views on the particularities of students' perception of learning material, conclusions are drawn on the specifics of the implementation of distance learning technologies while teaching vocabulary in a comprehensive school.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ НОВОЙ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 7. С. 92-95. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 7. P. 92-95.

Научная статья УДК 372.881.111.1

https://doi.org/10.24158/spp.2021.7.16

Возможности и ограничения использования дистанционных технологий в обучении новой лексике английского языка в общеобразовательной школе

Дарья Александровна Вахрушева

Центр интеллектуального развития «Мемори Ап», Новосибирск, Россия, vdasha@bk.ru, https://orcid.org/0000-0001-5354-7999

Аннотация. В статье рассматриваются методы, формы и средства дистанционного обучения, а также вопросы, которые могут возникнуть во время обучения английскому языку в онлайн-формате. Сравниваются способы решения этих проблем при традиционном и дистанционном форматах обучения. Выявлены преимущества и недостатки дистанционных технологий при изучении новой лексики, грамматики и обучении говорению. Приведены способы преодоления сложностей обучения лексике в школе, в том числе посредством геймификации (использования игровых элементов и приемов, применяемых в конструировании игр, в неигровых контекстах для достижения неигровых целей). На основе анализа научных взглядов относительно особенностей восприятия учебного материала учащимися сделаны выводы о специфике реализации дистанционных технологий при обучении лексике в основной школе.

Ключевые слова: дистанционное обучение, английский язык, эффективное обучение, онлайн-обу-

чение

Для цитирования: Вахрушева Д.А. Возможности и ограничения использования дистанционных технологий в обучении новой лексике английского языка в общеобразовательной школе // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № . 7. С. 92-95. https://doi.org/10.24158/spp.20217.16.

Original article

Opportunities and limitations of using distance technologies in teaching new English language vocabulary in a comprehensive school

Daria A. Vakhrusheva

Center of intellectual development "Memory Up", Novosibirsk, Russia, vdasha@bk.ru, https://orcid.org/0000-0001-5354-7999

Abstract. Methods, forms and e-learning tools are discussed in this paper, as well as issues that are likely to arise while learning English online. The methods of solving these problems in traditional and distance learning formats are compared. The advantages and disadvantages of distance learning technologies with regard towards learning new vocabulary, grammar and speaking skills are highlighted. Ways of overcoming the difficulties of vocabulary learning at school are presented, including through gamification (using game elements and skills applicable in game design within non-game contexts in order to achieve non-playful goals). Based on the analysis of scientific views on the particularities of students' perception of learning material, conclusions are drawn on the specifics of the implementation of distance learning technologies while teaching vocabulary in a comprehensive school.

Keywords: distance learning, English, effective learning, online learning

For citation: Vakhrusheva D.A. Opportunities and limitations of using distance technologies in teaching new English language vocabulary in a comprehensive school // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 7. P. 92-95. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.20217.16.

Значимым аргументом проведения реформ дистанционного образования является стремительное возрастание количества учащихся, не имеющих доступа к традиционным методам обучения или специализированным курсам, но обладающих стремлением получать знания, несмотря на место учебы или финансовые ограничения. В течение нескольких последних десятилетий масштабы использования технологий и мультимедиа для дистанционного обучения иностранным языкам стремительно увеличивались. На ранних стадиях дистанционное обучение на основе интернет-технологий сводилось к загрузке файлов и отправке электронных писем [1]. Однако на сегодняшний день роль, которую играет технология в образовании, этим не ограничивается. Изменения в данной сфере связаны с переходом от дистанционного обучения к онлайн-обучению. Первое являлось попыткой решить временные и пространственные ограничения традиционного личного обучения, второе послужило результатом полного принятия технологии как части нашей жизни [2, с. 22].

Теоретические и практические аспекты дистанционного образования рассматривали как зарубежные, так и отечественные ученые: Ф. Бодендорф [3], Г. Хоппе [4], Ю. Кеттунен [5], А.А. Андреев, В.Ю. Ващенко [6], В.А. Куклев [7] и др. Однако теоретического осмысления требуют вопросы адаптации возможностей дистанционных технологий обучения иностранным языкам (в частности, английскому) к условиям общеобразовательной школы.

Объект исследования - процесс дистанционного обучения английскому языку при помощи современной технологической платформы. Цель заключалась в определении возможностей и ограничений использования дистанционных технологий в обучении новой лексике английского языка в общеобразовательной школе.

Современное общество отличается свободным доступом к высоким технологиям и, как следствие, к любым образовательным ресурсам. Данная возможность, с одной стороны, отвечает разным интересам, потребностям, способностям и, что немаловажно, позволяет экономить время и средства, с другой - диктует необходимость адаптироваться к жизни в новых условиях. Интернет-ресурсы, образовательные онлайн-платформы и дистанционное обучение с каждым годом все интенсивнее применяются в образовательной системе и обеспечивают решение множества психолого-педагогических задач [8].

Результатом обучения иностранному языку является формирование у обучаемого коммуникативной компетенции, которая позволяет ему говорить, читать и писать на изучаемом языке. В связи с этим у педагогов, работающих онлайн, часто возникают вопросы об организации эффективного процесса обучения, включающего в себя оптимальное соотношение знаний, затрачиваемого времени и итога, а также о подборе методической базы для проведения занятий дистанционно.

Дистанционное обучение - это форма, при которой взаимодействие обучающего и обучаемого осуществляется на расстоянии, но содержит при этом все компоненты учебного процесса (цели, содержание, методы, организационные формы, средства) и реализуется с помощью интернет-технологий [9, с. 55]. В современном мире термин «дистанционное обучение» возник благодаря потребностям общества, за короткий период данная форма смогла объединить преимущества традиционных методов образования с мультимедийными.

В настоящее время существует ряд платформ, на которых возможно развернуть дистанционное обучение. Их далеко неполный список включает в себя iSpring Online, Moodle, TrainingWare Class, Claroline LMS, EduTerra.PRO и др. [10].

Технологии дистанционного обучения предоставляют новые возможности для преподавания иностранных языков, позволяющие расширить спектр учебных приемов: языковые лаборатории, телевидение. Одно из больших преимуществ новейших технологий при изучении языка -это использование мультимедиа для адаптации учебных материалов к потребностям и уровню подготовки обучаемых. Например, учителя могут обновлять аудио- и видеоматериалы, добавляя к ним субтитры, повторы отдельных разделов, необходимые вопросы к теме. Такие модификации превращают записи в доступные ресурсы введения аутентичного материала и культурного контекста. Педагоги могут включать аннотации к письменным текстам, толкования и переводы отдельных слов и сочетаний. Применении технологии модификации аутентичных текстов дает возможность обучаемым усваивать учебный материал в соответствии с собственными языковыми способностями и навыками.

Педагогам следует давать учащимся специфические задания, основанные на особых ресурсах, например заполнять веб-анкеты, ответы на вопросы в которых они должны искать на тематических сайтах. Подобные задания дают возможность развивать культурные и лингвистические способности и навыки, а также готовиться к таким видам деятельности, как создание презентации, вебстраницы, постеров и т. п. Например, обучаемые могут отвечать на вопросы, касающиеся сегодняшних событий, используя газетные статьи и сообщения; искать информацию о путешествиях с помощью официальных туристических сайтов, блогов, журнальных ресурсов; сравнивать цены на товары и услуги с помощью рекламы; изучать поп-культуру на базе ток-шоу и музыкальных видео. Каждый учащийся может иметь отдельные задачи для работы, а в процессе их выполнения - общаться друг с другом и создавать совместные постеры и презентации для всей группы. Упражнения такого типа интересны и привлекательны, они направлены на развитие навыков сотрудничества, организации самостоятельной работы, а также на расширение кругозора и знаний.

Однако существуют и недостатки подобного вида обучения. Основные из них касаются того, что обучаемый и педагог находятся не в классе, а значит, многие из методов недоступны учителю. Особенно наглядно это проявляется при работе с новой лексикой, грамматикой и обучении говорению. Традиционными источниками вокабуляра в классе выступают следующие:

1) списки слов для дальнейшего изучения, которые учащиеся составили на уроке, так называемый «словарь студента», где записываются слова с переводом и/или приведенными синонимами и антонимами;

2) учебник, обусловливающий выбор тем для обсуждения, где слова определены в тематические группы;

3) дополнительная вспомогательная литература (словари - Vocabulary Books);

4) педагог;

5) другие учащиеся, а также сама классная комната, где каждый находящийся в ней предмет - это потенциально новое слово для изучения.

В условиях дистанционных занятий педагог и обучающийся находятся в разной обстановке. В связи с этим, например, при изучении тем «одежда», «внешность», «предметы в классе» и т. д. учитель не может указывать на вещи так, как если бы он и обучаемые находились в одном помещении. Если в этом случае при дополнительных временных затратах можно заранее приготовить фотофайлы для демонстрации на уроке, то при отработке новых слов возникают трудности. После введения новой лексики педагог в классе организовывает работу таким образом, чтобы учащиеся могли ее эффективно использовать. Для этого широко применяется деятельность в группах и парах. Очевидно, что такая работа, как ролевая игра, интервью, дебаты, обсуждение по группам, невыполнима в условиях онлайн-занятий. Педагогу приходится ограничиваться моделью «учитель - ученик» и индивидуально опрашивать каждого, что значительно сокращает личное время говорения обучаемых. Коммуникативная методика преподавания английского языка предполагает обратный подход, когда всеми способами доля говорения каждого учащегося должна быть увеличена.

Таким образом, в условиях дистанционного обучения одно из ключевых условий успешного освоения нового вокабуляра технически сложно выполнимо. Также важно отметить, что учащиеся сами являются источником новых знаний друг для друга. Работая в парах или группах, они могут слышать ошибки либо, наоборот, примеры того, как нужно построить высказывание. Они учатся анализировать услышанное не в записи, а в живой речи, могут задавать вопросы и реагировать на сказанное партнером.

Способом решения обозначенных проблем обучения лексике в школе являются следующие новые формы:

- проведение так называемых «спикинг-клабов» (Speaking Clubs), когда в назначенное время несколько обучаемых с учителем встречаются в сети Интернет (в рамках внеурочной деятельности) и обсуждают какую-либо важную тему, помогая друг другу, задавая вопросы, составляя словарь-справочник к уроку и т. д.;

- получение теоретического материала посредством разного рода гиперссылок;

- приобретение практических навыков с носителями языка и виртуальными собеседниками, например в английских чатах;

- перекрестная работа (во время которой учащиеся обмениваются работами и оценивают их);

- геймификация обучения английскому языку (использование игровых элементов и приемов, применяемых в конструировании игр, в неигровых контекстах для достижения неигровых целей [11]).

Целесообразно привести пример игрового задания и упражнения на формирование лексики на уроках английского языка в 7-м классе на тему «покупки». Учащимся предоставляется активная роль, педагог берет на себя роль фасилитатора. Участники делятся на пары, выбирают роли продавца и покупателя. Пользуясь примером диалога, приведенного в конспекте урока, и с помощью грамматического правила, они строят предложения, задают вопросы и получают ответы, имитируя диалог в магазинах.

Countable nouns Uncountable nouns

How many... + sare there? How mach... + is there?

a can of a bottle of a pack of a bunch of

a tube of a jar of a box of a slice of

Затем обучающиеся меняются ролями. Использование различных видов и средств гейми-фикации в изучении английского языка является предпосылкой усвоения материала через практическую отработку, без которой любые знания останутся теорией.

Таким образом, у дистанционного обучения есть ряд следующих преимуществ: доступ к получению знаний, независимо от местонахождения обучаемого или педагога; возможность адаптации учебного материала под потребности учащихся; повышение уровня знаний за счет применения современных средств информационно-коммуникационных технологий; элементы соревновательности, высокий уровень мотивации и заинтересованности, полная вовлеченность.

Однако существует и ряд трудностей, которые сложно преодолеть при дистанционном обучении в общеобразовательной школе. Основной из них выступает сложность организации эффективной работы в парах и группах внутри класса при обучении говорению. Тем не менее современная дидактика идет по пути разработки новых способов и приемов, позволяющих снимать эти барьеры.

Список источников:

1. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях : дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999. 289 с.

2. Быков В.Ю. Модели организационных систем открытого образования : монография. М., 2019. 684 с.

3. Bodendorf F. Computer in der fachlichen und universitären Ausbildung. Oldenbourg, 1990. 206 p.

4. Hoppe G., Breitner M.H. Classification and Sustainability Analysis of E-Learning Applications // IWI Discussion Paper. Ser. 2. 2003. 26 p.

5. Kettunen J. Strategy Process in Higher Education // Journal of Institutional Research. 2010. Vol. 15. P. 16-27.

6. Ващенко В.Ю., Дядичев А.В. Анализ систем управления обучением и контентом и их внедрение в учебный процесс // Вестник ЛНУ им. Тараса Шевченко. 2016. № 12 (223), ч. II в. С. 5-17.

7. Куклев В.А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании : дис. ... д-а пед. наук. Ульяновск, 2010. 515 с.

8. Системы дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Информатизация и образование. URL: http://hotuser.ru/distanczionnoe-obuchenie/764-moodle- (дата обращения: 15.07.2021).

9. Кухаренко В.Н., Рыбалко О.В., Сиротенко Н.Г. Дистанционное обучение: условия применения. Дистанционный курс : учебное пособие. М., 2017. 320 с.

10. Андреев А.А. Указ. соч.

11. Покарева Е.А. Геймификация в процессе формирования функциональной языковой грамотности на уроках английского языка // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2021. № 4 (73). С. 132134.

Информация об авторе Д.А. Вахрушева - директор академического отдела, Центр интеллектуального развития «Мемори Ап», Новосибирск, Россия.

Information about the author D.A. Vakhrusheva - Director of Academic Department, Centre of Intellectual Development "Memory Up", Novosibirsk, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.01.2021 ;

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 14.07.2021 ;

Принята к публикации / Accepted for publication 22.07.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.