УДК 34 ББК 67
ВОЗМОЖНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА ВЕТРОВА,
старший преподаватель кафедры уголовного процесса Орловского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации
имени В.В. Лукьянова, кандидат юридических наук Научная специальность — 12.00.01 теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются вопросы, касающиеся правосознания в правоприменительной деятельности ОВД. Делается вывод о необходимости двух магистральных направлений повышения эффективности правоприменительной деятельности ОВД, непосредственно увязанных с особенностями функционирования правосознания в правоприменении.
Ключевые слова: органы внутренних дел, правосознание, правоприменение.
Annotation. In article the questions concerning sense of justice in law-enforcement activity of Department of Internal Affairs are considered. The conclusion about need two main directions of increase of efficiency of law-enforcement activity of Department of Internal Affairs which are directly coordinated to features of functioning of sense of justice in right application is drawn.
Keywords: law-enforcement bodies, sense of justice, right application.
Исследование вопросов, касающихся правосознания в правоприменительной деятельности ОВД, приобретает практическую ценность только лишь при условии, когда становится основой решения обусловленных его особенностями проблем, негативно сказывающихся на эффективности такой деятельности. В этой связи в качестве самостоятельной следует рассматривать задачу выявления существующих возможностей оптимизации функционирования в применении норм права ОВД правосознания его субъектов и других его участников.
По не вполне понятным причинам проблема повышения эффективности правоприменения, в том числе — осуществляемого сотрудниками ОВД, далеко не всегда рассматривается в контексте взаимосвязей, существующих между содержанием правосознания его участников и конечными результатами правоприменительной деятельности.
Так А.Ф. Виноградов, рассматривая администра-тивно-юрисдикционную деятельность в качестве одного из видов правоприменительной деятельности ОВД, к условиям ее эффективности относит: отражение в правовых предписаниях закономерностей развития общества; наличие систематизированного и стабильного законодательства; информированность адресатов
о содержании правовых запретов и санкций; оперативность производства по делам об административных правонарушениях; процедуру рассмотрения дела и наложения взыскания; стабильность административно-карательной практики и реальность исполнения санкций; режим законности в правоприменительной деятельности; неотвратимость ответственности и справедливость применяемых взысканий; сочетание административной ответственности с иными мерами социального контроля; авторитет органа внутренних дел [1].
Также достаточно распространенным является подход, при котором эффективность правоприменительной деятельности ОВД ставится в зависимость от отдельных, частных содержательных характеристик правового сознания — общества в целом либо участников конкретного правоприменительного производства.
Например, В.В. Кожевников перечисляет следующие «условия, оказывающие определенное влияние на профессионально-правовую активность сотрудников органов внутренних дел и одновременно на эффективность их правоприменения»: общие (экономический и политический строй общества, его культура, в том числе правовая, и др.) и специальные (качество
законодательства (уголовного, уголовно-процессуального, об органах внутренних дел и об оперативно-разыскной деятельности, административного и др.), нормы которого реализуются в процессе правоприменения, а также определяют правовой статус сотрудника органов внутренних дел; общественное мнение об органах внутренних дел; научно обоснованные критерии эффективности правоприменения в органах внутренних дел; научную организацию труда сотрудников, основной деятельностью которых является правоприменение; микроклимат коллектива правоохранительного органа, в рамках которого осуществляется правоприменение; материально-техническое обеспечение правоприменительного процесса; правовую активность граждан в правоприменительном процессе; профессиональную культуру сотрудников органов внутренних дел, иные качества данных лиц (физическая подготовка, общая культура и т. п.). При этом В.В. Кожевников подчеркивает, что основным условием в ряду перечисленных является качество законодательства [2].
Ни первый, ни второй подход, не может быть признан оправданным в связи с тем, что их использование приводит к существенному искажению представлений о самом механизме, обеспечивающем перевод нормативного правового предписания в индивидуальное решение, а затем — регулируемое отношение, а также о роли в данном механизме правового сознания.
В тех случаях, когда наличие связи между правосознанием сотрудников ОВД и эффективностью осуществляемой ими правоприменительной деятельности все же прослеживается, она сводится к тому, что деформации правосознания сотрудников ОВД негативно сказываются на эффективности их деятельности. При этом само понятие «деформации» трактуется весьма широко, фактически им охватываются любые свойства правосознания, представляющие собой отклонения от того состояния, которое тем или иным ученым рассматривается как эталонный образец, идеал, довольно часто объективно не достижимый.
Так, например, некоторые ученые считают, что наиболее существенное сдерживающее влияние на эффективность применения полицией административно-правовых средств оказывают: а) различные формы деформации правосознания сотрудников полиции и б) недостатки в материально-техническом и организационном обеспечении их деятельности, причем, первую группу факторов образуют такие явления, как: недооценка сотрудниками полиции силы закона; отсутствие у сотрудников полиции чувства защищенности; неуверенность сотрудников в принципиальности и неподкупности должностных лиц, принимающих участие в административном процессе; неуверенность работников полиции в возможности противостоять групповым, массовым правонарушениям в случае их возникновения; некоторые предрассудки сотрудников, связанные с национально-правовыми и национально-психологическими традициями.
В данном случае речь явно идет о неких реально присущих правосознанию сотрудников ОВД свойствах, которые не соответствуют идеальной модели. При этом не вполне понятным остается, почему именно данные свойства и почему именно в качестве деформаций рассматриваются, а также каким именно образом они негативно воздействуют на эффективность правоприменительной деятельности, осуществляемой ОВД, и главное, какие следствия для решения проблемы повышения эффективности правоприменительной деятельности ОВД их этого могут быть выведены.
Представляется что, подобный подход также нецелесообразен. Во-первых, эффективность применения норм права зависит от правосознания не только сотрудников ОВД как субъектов, его осуществляющих, но и других участников правоприменения. Во-вторых, сама возможность говорить о деформациях правосознания как о неких отклонениях от нормы весьма сомнительна, что уже было, достаточно убедительно обосновано.
Признание правосознания важнейшим фактором, оказывающим влияние на эффективность применения норм права, обусловливает возможность и необходимость определения средств, позволяющих обеспечить такое его функционирование, которое приведет к правомерной активности всех участников правоприменительного отношения. При этом речь идет именно об активности, отвечающей требованиям позитивного права, поскольку именно его нормы и реализуются в правоприменительной деятельности ОВД, а также регулируют порядок осуществления такой деятельности.
Для того, чтобы выявить возможные направления решения сформулированной задачи, необходимо определить, какие вытекающие из специфики самого правосознания и особенностей его функционирования в правоприменении, осуществляемом ОВД, особенности объективно приобретает процесс такого обеспечения.
Исходя из методологических посылок, считается, что принципиальное значение имеют следующие обстоятельства:
1. Несмотря на то, что целью выступает непосредственно оптимизация функционирования правосознания в правоприменительной деятельности, оно может быть обеспечена только за счет изменения содержания правового сознания. Содержание функций, выполняемых правовым сознанием, неизменно, но результаты его функционирования определяются непосредственно содержательными особенностями правового сознания. Очевидно, именно названным обстоятельством объясняется то, что любые исследования правосознания, в которых в той или иной постановке поднимается вопрос об оптимизации его функционирования, содержат выводы о необходимости изменения именно содержательных характеристик правового сознания;
2. Правосознание является не единственным фактором, влияющим на эффективность правоприменительной деятельности; даже при условии его оптималь-
ного содержания можно обнаружить обстоятельства, снижающие эффективность его функционирования в правоприменении, осуществляемом ОВД. В силу этого значение целенаправленного воздействия на само правосознание не должно абсолютизироваться; его необходимо рассматривать в качестве лишь одного из элементов системы мер, направленных на повышение эффективности правоприменительной деятельности ОВД. Тем не менее, оно представляет собой неотъемлемый элемент данной системы, без воздействия на который вся система будет бездействующей.
3. Пределы возможного воздействия на правосознание не беспредельны, что определяется:
• социально-исторической и культурной его обусловленностью;
• присутствием в правосознании смыслообра-зующих идей как базисной его составляющей, крайне сложно поддающейся воздействию и в то же время оказывающей определяющее влияние на другие содержательные единицы правосознания;
• тесным взаимодействием правового сознания с другими формами общественного сознания.
Таким образом, «идеальное» состояние правосознания объективно недостижимо, а значит, повышение эффективности его функционирования в правоприменении [3] должно обеспечиваться не только за счет целенаправленного воздействия на него, но и принятием специальных мер, обеспечивающих нейтрализацию тех его особенностей, которые негативно сказываются на эффективности правоприменительной деятельности;
4. В качестве объекта целенаправленного воздействия недопустимо рассматривать только лишь правосознание сотрудников ОВД как субъектов, осуществляющих применение норм права; следует учитывать влияние на его ход и результаты правосознания других лиц, участвующих в нем. Если принимать во внимание последнее обстоятельство, а также то, что в правосознании сотрудников ОВД как субъектов применения права неизменно присутствует общесоциальный компонент, можно предположить, что в первую очередь объектом целенаправленного воздействия следует рассматривать общественное правосознание.
С учетом всего изложенного необходимо вести речь о двух магистральных направлениях повышения эффективности правоприменительной деятельности ОВД, непосредственно увязанных с особенностями функционирования правосознания в правопримене-
нии. Первое направление — целенаправленное воздействие на само правосознание, имеющее своей целью такое изменение его содержательных характеристик, которое способно обеспечить более эффективное его функционирование. При этом в рамках обозначенного направления речь должна идти не только о целенаправленном воздействии на правовое сознание сотрудников ОВД, но и в первую очередь — о воздействии на общественное правосознание в целом. Второе направление — создание специальных механизмов, которые, действуя в рамках самого правоприменения, обеспечивали бы снижение негативного воздействия на ход и результаты правоприменительной деятельности содержательных свойств функционирующего в ней правосознания.
Обобщая все выше сказанное, следует обратить внимание на следующие основные моменты:
• характер зависимости между функционированием правосознания в правоприменении и эффективностью последнего свидетельствует о том, что деятельность по оптимизации функционирования правосознания в правоприменительной деятельности ОВД следует рассматривать лишь как один из элементов системы мер, направленных на повышение эффективности этой деятельности;
• оптимизация функционирования правосознания в правоприменительной деятельности ОВД не исчерпывается воздействием на правосознание, она должна обеспечиваться двумя видами разнонаправленных средств — воздействием, обеспечивающим изменение самого содержания правосознания — как общественного правового сознания в целом, так и специального компонента в правосознании сотрудников ОВД как субъектов применения норм права.
Литература
1. Виноградов А.Ф. Теоретические и практические аспекты оценки эффективности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел // Административная ответственность. М., 2001. С.93.
2. Кожевников В.В. Правовая активность участников правоприменительной деятельности органов внутренних дел: (Вопросы теории). Автореферат дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2004. С.19-21.