Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СТИМУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ'

ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СТИМУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная политика / мониторинг / льготы / бизнес / инновации / предприятия / финансирование / innovation policy / monitoring / benefits / business / innovation / enterprises / financing
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СТИМУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ»

Градусова В.Н.

к.э.н., доцент, Северо-Западный институт управления РАНХиГС

Карапетян Р.В.

к.э.н., доцент, Санкт-Петербургский государственный университет

ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СТИМУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Ключевые слова: инновационная политика, мониторинг, льготы, бизнес, инновации, предприятия, финансирование.

Keywords: innovation policy, monitoring, benefits, business, innovation, enterprises, financing.

Российская экономика в 1990-е гг. характеризовалась неустойчивостью экономических систем большинства регионов. Достижение стадии экономического роста в так называемые «нулевые» годы во многом были обесценены разрушительным кризисом 2008-2010 гг. Вызванное глобальным спадом резкое падение цен на сырьевые товары, доходы от продажи которых на мировых рынках составляли основу российского бюджета, вновь дестабилизировало экономическую ситуацию в нашей стране.

Значительные шоки испытала российская экономика и после введения в отношении нашей страны экономических санкций со стороны отдельных государств в 2014 г. Благодаря целенаправленной политике импортозамещения со многими возникшими проблемами удалось справиться. Особенно больших успехов добилось отечественное сельское хозяйство. Снизилась зависимость и от иностранных платежных систем и программного обеспечения.

Определенную устойчивость продемонстрировала экономическая система России и в период первой фазы пандемии, вызванной атакой на человечество неизвестного ранее и очень опасного вируса, когда экономическая жизни на планете была «поставлена на паузу». В такие моменты проявляются и недостатки, и слабые места используемых подходов и принимаемых решений.

Это еще более актуализировало необходимость глубокой научной проработки теоретических вопросов и практических решений по определению ключевых направлений обеспечения устойчивого развития и укрепления конкурентоспособности страны (региона) и разработки эффективной государственной политики в модернизации экономики России на всех уровнях хозяйствования.

В современных условиях конкурентоспособность и устойчивость национальной (региональной) экономической системы в значительной степени определяется уровнем использования достижений научно-технического прогресса в различных сферах жизнедеятельности.

Для регионов, испытывающих значительные природно-ресурсные ограничения, рассматриваемый фактор развития является ключевым. К числу таких субъектов федерации относится небольшой приволжский регион - Республика Мордовия. Занимаемая регионом территория составляет около 0,2% территории страны (26,1 тыс. км2). Численность жителей Мордовии в начале 2019 г. Мордовии составляла 795,5 тыс. чел. (0,5% населения РФ)1.

Примечательно, что этот небольшой и небогатый регион занимает высокие позиции в федеральном инновационном рейтинге. Согласно оценке инновационного развития российских регионов, проводимой НИУ ВШЭ, по величине российского регионального инновационного индекса (РРИИ) РМ входит во вторую группу, включающую 42 субъекта федерации, для которых характерно отставание от лидера более чем на 20%, но менее чем на 40%2.

Высокие рейтинговые позиции Мордовии позволили обеспечить достижения региона по следующим направлениям:

- инновационная деятельность - 5 место,

- качество инновационной политики - 8 место.

Сдерживают развитие инноваций в республике следующие факторы:

- социально-экономические условия инновационной деятельности - 70 место,

- научно-технический потенциал - 58 место,

- экспортная деятельность - 65 место.

Наиболее высокие позиции РМ занимает по следующим индикаторам развития инноваций:

- наличие выделенных территорий инновационного развития (1 место),

- наличие регионального закона об инновациях (1 место),

- наличие программы поддержки инноваций (1 место),

1 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат. сб. / Росстат. - М., 2019. - С. 20.

2 Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 6 / Г.И. Абдрахманова, С.В. Артемов, П. Д. Бахтин и др.; под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - С. 23.

- наличие координационного органа по инновационной политике (1 место),

- наличие региональных институтов инновационного развития (1 место),

- доля инновационной продукции (2 место).

Вместе с тем, в регионе сохраняются острые проблемы, мешающие инновационной деятельности, а именно:

- крайне низкая доля активных пользователей Интернета среди взрослого населения (82 место),

- крайне низкий коэффициент обновления основных фондов (81 место),

- охват занятого населения непрерывным образованием (77 место).

В Мордовии отсутствует единая стратегия инновационного развития. Не проявляют хозяйствующие субъекты региона патентной активности за рубежом, не участвуют в экспорте технологий. Экспортируется небольшая часть инновационной продукции.

Мордовия традиционно относится к группе лидеров среди российских регионов по показателю численности студентов программ высшего образования в расчете на 10 тыс. чел. населения (12 место), но по такому важному для развития инновационной деятельности показателю, как доля студентов, обучающихся по программам высшего образования в области STEM, регион находится в конце списка (74 место), также как и по доле студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена (70 место)1.

Среди отраслей экономики лидер по производству инновационной продукции - промышленность. В 2018 г. в общем объеме промышленного производства на долю инновационной продукции приходилось более 25% (табл. 1).

Таблица 1

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в Республике Мордовия, 2018 г. (миллионов рублей)2

Объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг собст- Объем отгруженной новационной продук- из нее

Показатель и значительно изме- усовершенствованная в течение последних трех лет

венными силами, всего ции внедренная

Добывающие, обрабатывающие производства, обеспечение электрической энергией, газом, распределение воды

Всего 174 692,2 44 166,4 27 666,7 16 499,7

из них за пределы РФ 11 673,2 2403,8 1742,2 661,6

из них в страны СНГ 5862,4 1134,1 472,5 661,6

Деятельность в сфере телекоммуникаций, информационных технологий, наука

Всего 7420,3 452,3 435,9 х

Сельское хозяйство

Всего | 34504,2 8030,3 4559,9 3470,4

В сфере, формирующей предложений на рынке инноваций, т.е. в организациях, занятых научными исследованиями и разработками, а также деятельностью в сфере телекоммуникаций, информационных технологий, удельный вес инновационных товаров (работ, услуг) едва превысил 6%. Сложившуюся в научно-технологической сфере региона ситуацию нельзя признать удовлетворительной. По уровню инновационной активности отрасли региональной экономики, призванные генерировать и транслировать инновации, сильно уступают даже сельскому хозяйству, в объеме продукции которого на долю инновационных товаров приходится более 23%.

Крайне низкий уровень оплаты труда научных работников и представителей вузовской науки побуждает ученых из Мордовии к переезду в другие регионы, где труд ученых ценится более высоко. Средняя заработная плата научных сотрудников в 2018 г. в РФ составляла 100 081 руб., в РМ этот показатель был в 2 раза меньше - 49 348 руб. Среди приволжских регионов - это самый низкий показатель3.

Только в нескольких российских регионах труд научных работников оплачивается еще более низко - в Ивановской области, Республике Адыгея. Республике Калмыкия, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Чеченской Республике и Республике Северная Осетия-Алания.

В соседних с Мордовией регионах труд ученых ценится гораздо выше. В Ульяновской области средняя заработная плата научных работников составляет 94 591 руб., в Самарской области - 79 856 руб., в Нижегородской области - 75 565 руб. Это создает реальную угрозу оттока научных кадров из региона и требует принятия неотложных мер.

Кроме того, следует принять во внимание, что значительная часть научных исследований реализуется на базе вузов, где уровень оплаты труда тоже не высок. Росстатом зафиксировано, что среди приволжских регионов более низкую, чем в Мордовии заработную плату преподаватели получают только в вузах Кировской области.

В ближайших к Мордовии регионах преподаватели зарабатывают значительно больше: в Республике Татарстан средняя заработная плата преподавателей вузов составляет 71 303 руб., Самарской области - 66 430 руб., Нижегородской области - 64 214 руб. Средняя заработная плата преподавателей мордовских вузов менее 50 тыс. руб. Профессо-ры - выходцы из МГУ им. Н.П. Огарева и других региональных вузов - успешно работают в лучших вузах страны, заведуют научными лабораториями и руководят образовательными программами. Отток квалифицированных кадров из сферы образования - особенно опасная тенденция, поскольку от этого страдает не только современный кадровый

1 Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 6 / Г.И. Абдрахманова, С.В. Артемов, П. Д. Бахтин и др.; под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - С. 181.

2 Мордовия: Стат. ежегодник. / Мордовиястат. - Саранск, 2019. - С. 362.

3 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат. сб. / Росстат. - М., 2019. - С. 207-209.

состав науки и образования, но и ослабляется трудовой потенциал будущих поколений, что является угрозой для инновационного развития региона.

По нашему мнению, причинами, сдерживающими инновационное развитие Мордовии, являются:

- ослабление кадрового потенциала науки и образования вследствие оттока квалифицированных кадров из региона по причине низкого уровня оплаты труда;

- низкий уровень взаимодействия между научно-исследовательскими и образовательными учреждениями и промышленностью;

- низкая степень интеграции региона в международное научно-технологическое пространство;

- низкий уровень коммерциализации результатов НИОКР и интеллектуальной собственности.

Итак, результаты проведенного анализа позволяют рассматривать широкое внедрение инноваций в экономику Мордовии как ключевое направление социально-экономической политики, направленной на обеспечение устойчивого развития региона. Сильными сторонами республики являются наличие достаточного развитого инновационного потенциала, современной системы образования, высокие темпы роста объемов промышленного производства, благоприятное географическое и геополитическое положение, достаточно высокий уровень координации деятельности федеральных, региональных и местных органов власти. Вместе с тем, считаем, что в решении проблем инновационного развития следует предпринять ряд неотложных мер.

Для предотвращения оттока кадров высшей квалификации из региона необходимо повысить уровень оплаты труда научных сотрудников и преподавателей вузов. В целях стимулирования процесса возвратной миграции ученых-выходцев из Мордовии использовать практику заключения с ведущими специалистами индивидуальных контрактов.

В целях укрепления взаимодействия науки и производства считаем также необходимым выделение в структуре региональных научных организаций и вузов «опорных» подразделений (факультетов, кафедр, лабораторий, отделов) по основным направлениям инновационного развития. Мерами, способствующими более тесному взаимодействию науки и производства, должны стать реализация на базе ведущих предприятий региона отдельных модулей образовательных программ, проведение производственных практик, а также участие руководителей предприятий в проведении итоговой аттестации. Такой подход будет способствовать повышению качества образования и закреплению высококвалифицированных кадров в регионе.

Реализация данных мероприятий будет способствовать ускоренному переходу региональной экономики на инновационный путь развития, что создаст прочный фундамент поступательного устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.