Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО СЕМЕЙНОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО СЕМЕЙНОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционное семейное сознание / юношество / образовательная среда / формирование / семейно ориентированные дисциплины / динамика / результаты / traditional family consciousness / youth / educational environment / formation / family-oriented disciplines / dynamics / results

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова Елена Анатольевна

Настоящая работа представляет собой результат эмпирических исследований, посвященных изучению возможностей формирования компонентов традиционного семейного сознания у студентов вузов. Актуальность работы обусловлена дестабилизацией института семьи и возникновением демографических проблем, что побуждает к поиску способов возрождения семейного образа жизни, в основе которого лежит традиционное семейное сознание. Именно оно способствует решению смысложизненных вопросов, касающихся обретения идентичности в межполовых и брачно-семейных отношениях, и служит основой создания традиционной семьи. В свою очередь, это содействует профилактике демографических проблем и антропогений. В работе представлен авторский подход в понимании традиционного семейного сознания, возможностей его изучения и формирования в условиях образовательной среды. Разработан диагностический алгоритм, включающий совокупность методик, позволяющих выявить исходный уровень составляющих семейного сознания (установочно-когнитивной, ценностно-смысловой, деятельностно-поведенческой) и его отдельных компонентов (представления о семье, ожидания от семьи, эмоциональные стереотипы, связанные с семьей, смыслы семьи, семейные ценности, образ семьи, установки, поведенческие практики, связанные с семьей и др.). Представлены результаты проведенного формирующего эксперимента среди студентов вузов, включающего в себя реализацию семейно ориентированных программ, разработанных автором работы («Православное семьеведение» для студентов Самарской духовной семинарии (СамДС) и «Развитие семейного сознания личности» для студентов Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС)). Полученные результаты, обработанные с помощью методов математической статистики и моделирования, позволили сделать вывод о наличии положительной динамики у части студентов в контексте формирования компонентов семейного сознания в рамках традиционной модели, что побуждает к дальнейшей работе в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR THE FORMATION OF TRADITIONAL FAMILY CONSCIOUSNESS AMONG UNIVERSITY STUDENTS

This article is the result of empirical studies of the possibilities of forming components of traditional family consciousness among university students. The relevance of the work is due to the threats to the institution of family caused by demographic problems. This encourages the search for ways to revive family lifestyle based on traditional family consciousness and leads to the solution of important problems related to the acquisition of identity in intersex and marital relations. It is also the foundation for creating a traditional family, which is the most important way to prevent demographic problems. The article presents the author’s approach to understanding the traditional family consciousness, the possibilities of its study and formation in an educational environment. A diagnostic algorithm has been developed that includes a set of techniques that allow us to identify the initial level of the components of family consciousness (attitude-cognitive, value-semantic, activitybehavioural) and its individual components (ideas about family, expectations from family, emotional stereotypes associated with family, family meanings, family values, family image, attitudes, behavioural practices related to family, etc.). The article presents the results of a formative experiment conducted among university students, including the implementation of family-oriented programmes developed by the author (“Orthodox family studies” for students of Samara Theological Seminary, as well as “Development of family consciousness of personality” for students of Samara State University of Railway Transport). The results obtained were processed using methods of mathematical statistics and modelling, which allowed us to conclude that there is a positive dynamic among some students in the context of the formation of components of family consciousness within the framework of the traditional model based on essential fundamentals, which encourages further work in this direction.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО СЕМЕЙНОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Морозова Елена Анатольевна, Самарский государственный университет путей сообщения

2023. Вып. 69. С. 81-95

Б01: 10.15382Миг^202369.81-95

Россия, г. Самара

eamorozova063@rambler.ru

https://orcid.org/0009-0005-2138-3826

Возможности формирования

ТРАДИЦИОННОГО СЕМЕЙНОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Е. А. Морозова

Аннотация: Настоящая работа представляет собой результат эмпирических исследований, посвященных изучению возможностей формирования компонентов традиционного семейного сознания у студентов вузов. Актуальность работы обусловлена дестабилизацией института семьи и возникновением демографических проблем, что побуждает к поиску способов возрождения семейного образа жизни, в основе которого лежит традиционное семейное сознание. Именно оно способствует решению смысложизненных вопросов, касающихся обретения идентичности в межполовых и брачно-семейных отношениях, и служит основой создания традиционной семьи. В свою очередь, это содействует профилактике демографических проблем и антропогений. В работе представлен авторский подход в понимании традиционного семейного сознания, возможностей его изучения и формирования в условиях образовательной среды. Разработан диагностический алгоритм, включающий совокупность методик, позволяющих выявить исходный уровень составляющих семейного сознания (установочно-когнитивной, ценностно-смысловой, деятельностно-поведенческой) и его отдельных компонентов (представления о семье, ожидания от семьи, эмоциональные стереотипы, связанные с семьей, смыслы семьи, семейные ценности, образ семьи, установки, поведенческие практики, связанные с семьей и др.). Представлены результаты проведенного формирующего эксперимента среди студентов вузов, включающего в себя реализацию семейно ориентированных программ, разработанных автором работы («Православное семьеведение» для студентов Самарской духовной семинарии (СамДС) и «Развитие семейного сознания личности» для студентов Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС)). Полученные результаты, обработанные с помощью методов математической статистики и моделирования, позволили сделать вывод о наличии положительной динамики у части студентов в контексте формирования компонентов семейного сознания в рамках традиционной модели, что побуждает к дальнейшей работе в данном направлении.

Ключевые слова: традиционное семейное сознание, юношество, образовательная среда, формирование, семейно ориентированные дисциплины, динамика, результаты.

© Морозова Е. А., 2023.

Представления о семье и семейном образе жизни, формирующиеся в актуальной социальной ситуации, отличительной чертой которой является многовариантность способов межполового и семейного взаимодействия, порождают многочисленные проблемы: «гражданские браки», разводы, малодетность, альтернативные отношения, аборты. Подобные практики, как отмечает А. И. Антонов1, ведут не только к дестабилизации института семьи, но и возникновению серьезной угрозы отказа от фамилистической цивилизации с переходом к цивилизации бессемейной. По мнению М. В. Захарченко2, это порождает ценностную бифуркацию, а также серьезные экзистенциальные трудности, приводящие к дезорганизации личности, утрате способности к адаптации. Таким образом, теоретический вопрос, касающийся мировоззренческого плюрализма в области семейных отношений, активно обсуждаемый сегодня в различных дискурсах, неизбежно переходит в практическую плоскость, так как затрагивает саму возможность воспроизведения семейного образа жизни.

Первенство в трансляции устойчивых образцов семейного взаимодействия принадлежит семье. Религиозные философы и мыслители (прот. В. В. Зеньков-ский, И. А. Ильин, В. В. Розанов, С. В. Троицкий, П. А. Флоренский, С. Л. Франк и др.) подчеркивали значимость традиционной семьи как системообразующего начала общества. По словам И. А. Ильина, «как больная клетка создает больные организмы, так и духовно ущербная семья воспроизводит в обществе нездоровые отношения»3. Семья, таким образом, является тем «узловым» элементом, который, в конечном итоге, формирует «лицо» общества, непосредственно обеспечивая становление личности4. Семья как первичная микросреда становления и развития человека и в то же время источник формирования семейного сознания подрастающего поколения, занимает срединное положение между реальным и идеальным, коллективным и индивидуальным. Однако размытость идеала семейного взаимодействия, ломка устоявшихся стереотипов семейной жизни приводят к потере авторитета семьи, утрате ее образовательных функций и порождают неготовность юношества к ведению семейного образа жизни, что располагает к поиску практических способов преодоления данной тенденции.

Как отмечает А. А. Реан, в настоящее время всё отчетливее осознаётся необходимость подготовки юношества к семейной жизни, в контексте интеграции усилий семьи, школы, государственных и общественных организаций, средств массовой информации5. Образовательная среда, будучи частью социокультурной

1 См.: Антонов А. И. Институциональный кризис семьи и семейно-демографических структур в контексте социальных изменений и социального неравенства // Demographia. net: Российский институт демографических исследований. URL: http://demographia.net/ journal/2014-04/antonov (дата обращения: 20.02.2023).

2 См.: Захарченко М. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: теория, практика, опыт: монография / М. В. Захарченко и др.; под общ. ред. М. В. Захарченко. СПб., 2016.

3 Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 201.

4 См.: Баикина Ю. О. Генеалогическая традиция и потенциал семьи в системе факторов формирования духовных ценностей личности: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. Тюмень, 2005.

5 См.: Реан А. А. Отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям // Национальный психологический журнал. 2016. № 1 (21). С. 3—8.

среды, «слепком макромира»6, тесно сопряжена с базовыми потребностями обучающихся. Благодаря реализации аксиологических, смыслообразующих, культу-ротранслирующих, менталеобразующих функций, образовательная среда обладает возможностью осуществлять целенаправленную деятельность по преобразованию и включение микро-, мезо-, макрофакторов формирования традиционного семейного сознания юношества как основ ведения семейного образа жизни.

Большинство работ, в которых прямо или косвенно отражается тематика формирования семейного сознания, посвящено вопросам подготовки юношества к семейной жизни. В этой связи рассматриваются: особенности воспитания будущего семьянина (О. С. Газман, М. А. Галагузова, Е. И. Зритнева, Н. П. Клушина, В. М. Меньшиков, Л. В. Мудрик, И. П. Подласый); методология формирования у младших школьников семейных ценностей (О. С. Пермов-ская); нравственные аспекты подготовки подрастающего поколения к семейной жизни (Т. А. Казимирская, Ю. В. Колесниченко, В. М. Меньшиков, С. Д. От-боева, Т. А. Флоренская); полоролевое воспитание (И. С. Кон, Т. П. Машихина, Л. И. Столярчук); готовность обучающихся к семейной жизни (Ф. М. Латышева, Т. В. Носакова, А. Н. Сизанов); педагогические условия успешной подготовки студентов к будущей семейной жизни (П. А. Решетов). Работы Л. А. Грицай, Д. А. Моисеева, Н. Н. Крыгиной посвящены теоретическому обоснованию се-мейно ориентированного подхода. Отчасти проблематика семейного сознания в описательном контексте представлена в работе С. А. Ильиных, которая изложила виды семейного сознания (традиционное, эгалитарное, мозаичное)7.

Несмотря на указанное многообразие исследований, феноменология семейного сознания является практически неразработанной областью, как в теологии, так и в педагогике. Вне исследовательского пространства остаются вопросы, касающиеся возможностей формирования традиционного семейного сознания как основы прочных брачно-семейных отношений, что особенно важно для юношества, вступающего во взрослую жизнь. Это определяет актуальность настоящего исследования.

Семейное сознание понимается нами как целостный многоуровневый феномен, включающий в себя:

• систему представлений, ожиданий, установок, образов, идеалов семьи, воплощающихся в субъектно-деятельностной нравственно ориентированной позиции;

• способ отражения внешнего мира субъекта и формирования внутренней модели добрачного поведения и семейного способа бытия, а также места субъекта в нем; репрезентирующий его отношение к семье и семейному образу жизни8.

6 Савенков А. И. Образовательная среда // Школьный психолог. 2008. № 19. С. 5.

7 См.: Ильиных С. А. Типология семейного сознания студентческой молодежи: опыт социологического анализа // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 14 (1). С. 50-57.

8 См.: Морозова Е. А. К вопросу об актуализации понятия «феномен семейного сознания» в педагогической науке. Культурно-исторический и психологический анализ контекста // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. Т. 20. № 4. С. 27-33.

Традиционным может быть названо семейное сознание, учрежденное на сущностных первоосновах, к которым относятся признание семьи как богоу-становленной организации, «малой Церкви» и школы благочестия, основанной на таинстве Брака, идеалах святости, верности, единства, иерархичности, моно-гамности, чадородия; обладающее устойчивой семьеобразующей доминантой и детерминирующее возможность воспроизведения семейного образа жизни. Традиционное семейное сознание юношества способствует решению смыс-ложизненных проблем, касающихся обретения идентичности в межполовых и брачно-семейных отношениях; служит основой создания традиционной семьи, а через это — важнейшим способом профилактики демографических проблем и антропогений.

Для исследования возможностей формирования традиционного семейного сознания юношества автором работы был разработан критериально-диагностический инструментарий (табл. 1).

Критериально-диагностический инструментарий позволяет оценить уровень сформированности компонентов семейного сознания в диапазоне: высокий, умеренный, низкий, каждому из которых соответствуют свои показатели.

Выборочную совокупность составили студенты вузов (СамГУПС, СФ МГПУ9 и СамДС) в общем количестве на предварительном (оценочном) этапе в составе 860 человек. Средний возраст обследованных — 18,5 лет. Среди них: юношей — 440, девушек — 420. Полученные данные обрабатывались с помощью методов математической статистики в программе 8Р88-13:

• методы Манна—Уитни на несвязных выборках при расчете различий сформированности семейного сознания юношества: экспериментальная (ЭГ1) и контрольная (КГ1) группы до эксперимента;

• методы Вилкоксона на связных выборках при расчете различий сформи-рованности семейного сознания юношества: экспериментальной группы до эксперимента (ЭГ1) и после эксперимента (ЭГ2); контрольная группа до эксперимента (КГ1) и после эксперимента (КГ2).

Результаты проведенного предварительного исследования показали, что у большинства принявших участие в исследовании студентов самарских вузов сформированность показателей семейного сознания находится на умеренном и низком уровнях, в связи с чем возникла необходимость в целенаправленной педагогической деятельности по формированию традиционного семейного сознания. Для этой цели был организован эксперимент, предусматривающий внедрение разработанной педагогической системы формирования традиционного семейного сознания юношества, который проводился в несколько этапов: подготовка выборочной совокупности; проведение констатирующего эксперимента; проведение формирующего эксперимента; выявление динамики уровня сформированности компонентов семейного сознания, достигнутой в результате реализации педагогической системы. Для этой цели была сформирована группа студентов из 570 человек: экспериментальная (участвующая в реализации педагогической системы) (ЭГ) — 290 человек (141 юноша и 149 девушек — студенты СамДС, СамГУПС) и контрольная (не участвующая в реализации педагогиче-

9 Самарский филиал Московского городского педагогического университета.

Таблица 1

Критериально-диагностический инструментарий исследования компонентов семейного сознания юношества

Составляющие семейного сознания Компоненты семейного сознания Критерии сформированности компонентов семейного сознания Показатели сформированности компонентов семейного сознания Методики исследования компонентов семейного сознания

Установочно- когнитивная составляющая Представления о семье Сформированность представлений о семье Сформированность представлений о сторонах семейной жизни: хозяйственно-бытовой репродуктивной эмоционально- психотерапевтической воспитательной статусно-ролевой общий характер представлений о семье Сочинение-конструкт «Идеальная семья» (автор Т. Ю. Сорокина)

Эмоциональные стереотипы, связанные с семьей Эмоциональность семейных взаимоотношений Характер эмоциональных отношений к семье «Личностный рост», шкала «Отношение к семье» (авторы Д. В. Григорьева, И. В. Кулешова, П. В. Степанова) (адаптированная)

Способность к эмоциональному отклику на переживания членов семьи «Шкала эмоционального отклика» (авторы А. Меграбян, Н. Эпштейн) (адаптированная)

Ожидания от семьи Оформленностъ ожиданий от семьи Характер ожиданий от семейных отношений в супружеской сфере в детско-родительской сфере в семейно-родовой сфере Опросник «Что Вы ожидаете от семейной жизни» (автор Е. И. Зритнева) (адаптированная)

Составляющие семейного сознания Компоненты семейного сознания Критерии сформированности компонентов семейного сознания Показатели сформированности компонентов семейного сознания Методики исследования компонентов семейного сознания

Семейные установки Степень выраженности семейных установок Выраженность семейных установок на: форму брака многодетность деторождение семейное главенство верность семейные традиции Опросник «Семейные установки» (автор Т. Ю. Сорокина) (адаптированная)

Ценностно- смысловая составляющая Смыслы (значения) семьи Иерархия семейных смыслов Иерархия семейных смыслов: экзистенциальных социальных витальных Шкала опросника «Иерархия личности» «Семейные смыслы» (авторы Е. А Морозова, Е. В. Шестун, И. А. Подоровская)

Семейные ценности Значимость семейных ценностей Иерархия ценности «наличие семьи» Иерархия ценности «наличие детей» «Свободный выбор ценностей» (автор Е. Б. Фанталова) (адаптированная)

Образ семьи Сформированность образа семьи Проявление типологических характеристик образа семьи: традиционность образа семьи социоцентричность образа семьи эгоцентричность образа семьи Сочинение-конструкт «Идеальная семья» (автор Т. Ю. Сорокина)

Составляющие семейного сознания Компоненты семейного сознания Критерии сформированности компонентов семейного сознания Показатели сформированности компонентов семейного сознания Методики исследования компонентов семейного сознания

Деятельностно- поведенческая составляющая Поведенческие практики Выраженность поведенческой направленности личности в семье Представленность типичных поведенческих практик в брачно-семейной сфере альтруистичность ситуативность эгоистичность «Размышляем о жизненном опыте» (автор Н. Е. Щуркова) (адаптированная)

Образ жизни семьянина Готовность к воспроизведению стиля жизни семьянина Уровень самооценки субъекта как будущего семьянина «Оценка качеств будущего семьянина» (автор В. С. Торохтий)

Выраженность просемейных поведенческих стратегий «Семейные стратегии» (автор В. И. Чередниченко) (адаптированная)

ской системы) (КГ) — 280 человек (145 юношей и 135 девушек — студенты Сам-ГУПС, СФ МГПУ).

Автором статьи разработаны программы «Православное семьеведение» для студентов СамДС, а также «Развитие семейного сознания личности» для студентов СамГУПС. Указанные программы вошли в состав инновационного проекта, ставшего лауреатом на Всероссийском этапе конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2010 г.

Основные особенности программ:

• вариативность — выстраивание оптимальных педагогических траекторий и маршрутов в зависимости от конкретной педагогической ситуации и возможностей реализации программы;

• интегративность — включение информации различных научных дискурсов (педагогического, психологического, теологического, социологического) в контекст программ;

• обогащенность (амплификация) — создание духовно обогащенной образовательной среды, насыщенной смыслами и ценностями, аутентичными отечественной культурно-исторической традиции;

• системность — максимальное использование просемейного потенциала факторов социального контекста (микро-, мезо-, экзо-, макро-). Диагностическое исследование компонентов установочно-когнитивной составляющей семейного сознания, проведенное в рамках констатирующего этапа эксперимента, показало, что среди большинства обследованных студентов — 53,8% ЭГ1 и 54,2% КГ1 преобладает ситуативно-позитивное отношение к семье; умеренно выраженная способность к эмоциональному отклику на переживания членов семьи — 46,5% ЭГ1 и 38,9% КГ1; низкий (несформированный) уровень ожиданий от семейных отношений в супружеской сфере — 47,6% ЭГ1 и 40,3% КГ1; относительно сформированные ожидания в детско-родительской и семейно-родовой сферах; низкий уровень ожиданий в семейно-родовой сфере, отражающей духовно-культурную функцию семьи — 27,7% ЭГ1 и 28,9% КГ1; у 35,9% ЭГ1 и 40% КГ1 представления о значимых сторонах семейной жизни выражены слабо. Исследование семейных установок показало, что большинство студентов экспериментальной и контрольной групп — 49,7 и 47,9% соответственно, относятся к регистрации брака нейтрально, допуская незарегистрированные отношения; около трети обследованных в будущем хотят создать семью и зарегистрировать свои отношения. Большинство студентов экспериментальной и контрольной групп — 62,8 и 65% соответственно — с выраженным нейтральным отношением к многодетности. Для 41,7% ЭГ1 и 33,9% КГ1 характерно доминирование установок на эгалитарность отношений, около трети обследованных — 25,2% ЭГ1 и 31,8% КГ1 предпочитают отношения с главенством мужчины. Выраженность семейных установок на верность присуща только 27,2% студентов ЭГ1 и 30,7% студентов КГ1.

Диагностическое исследование компонентов ценностно-смысловой составляющей семейного сознания, проведенное в рамках констатирующего этапа эксперимента, выявило, что у 45,9% ЭГ1 и 46,1% КГ1 преобладают социальные смыслы семейной жизни; далее по степени значимости следуют витальные —

28,2% ЭГ1 и 31,4% КГ1 и экзистенциальные (духовные) смыслы — 25,9% ЭГ1 и 22,5% КГ1. Исследование образа семьи показало преобладание модернистской модели семьи у 51,7% ЭГ1 и 60% КГ1; 24,8% ЭГ1 и 22,9% КГ1 отождествляют семью с постмодернистской моделью; традиционная модель семьи преобладает всего у 23,5% ЭГ1 и 17,1% КГ1. Исследование ценностного ряда позволило объективизировать сформированность ценностей «наличие семьи», «наличие детей» у 36,9% ЭГ1 и 43,6% КГ1на умеренном уровне.

Диагностическое исследование компонентов деятельностно-поведенческой составляющей семейного сознания выявило доминирование ситуативных поведенческих стратегий у 60,3% ЭГ1 и 53,6% КГ1, сопряженных с недостаточно сформированной нравственной позицией. На втором и третьем местах соответственно находятся эгоистические и альтруистические стратегии. Анализ самооценки как будущего семьянина показал, что у 41,7% ЭГ1 и 39,3% КГ1 присутствует адекватная оценка себя как будущего семьянина; при исследовании семейных стратегий было выявлено, что у преобладающего контингента обследованных оказались доминирующими неустойчивые семейные стратегии — 62,8% ЭГ1 и 54,3% КГ1, что является фактором риска для ведения семейного образа жизни в будущем.

С помощью метода математической статистики (Манна-Уитни) обнаружено отсутствие статистически достоверных различий при первом измерении (на констатирующем этапе) по выделенным параметрам в контрольной и экспериментальной группах студентов, что определило необходимость целенаправленной педагогической деятельности в рамках реализации педагогической системы формирования традиционного семейного сознания юношества.

На формирующем этапе для решения целей и задач эксперимента была внедрена и реализована педагогическая система формирования семейного сознания юношества на базах высших учебных заведений г. Самары. Центральное место занимали семейно ориентированные программы «Развитие семейного сознания личности» для студентов СамГУПС, а также «Православное семьеведение» для семинаристов СамДС, которые преподавались в течение одного семестра первого года реализации педагогической системы. Параллельно с начала реализации программ и в течение всего последующего времени (двух лет) присходило максимальное включение просемейного потенциала факторов социального контекста на всех его уровнях в рамках педагогической системы с использованием соответствующих технологий и методов.

После реализации системы были сделаны повторные диагностические исследования с целью выявления динамики показателей семейного сознания.

Для этого были сопоставлены данные двух групп студентов: ЭГ1 и ЭГ2 — экспериментальная группа до и после реализации педагогической системы; КГ1 и КГ2 — контрольная группа до и после реализации модели.

В табл. 2 представлены результаты исследования сформированности компонентов семейного сознания у студентов самарских вузов ЭГ1 и ЭГ2 по всем методикам, полученные с помощью метода Вилкоксона.

Анализ динамики компонентов установочно-когнитивной составляющей показал: значительно возросло число юношей и девушек с высоким уровнем

Сводная таблица исследования сформированности компонентов семейного сознания у студентов экспериментальной группы

Критерии сформированности компонентов семейного сознания ЭГ1 (до эксперимента) ЭГ2 (после эксперимента) Метод Вилкоксона Ъ Авутр. Sig. (2-1аМес1)

высокий умеренный низкий высокий умеренный низкий

Установочно-когнитивная составляющая семейного сознания

Характер эмоциональных отношений к семье 32 53,8 14,2 46,5 43,5 10 Ъ = -5,115; /7 < 0,01

Способность к эмоциональному отклику на переживания членов семьи 24,8 46,5 28,7 39,3 46,2 14,5 Ъ = -2,611; /7 < 0,01

Характер ожиданий от семейных отношений в супружеской сфере 10,3 42,1 47,6 15,5 58,3 26,2 Ъ= -3,516; /7 < 0,01

Характер ожиданий от семейных отношений в детско-родительской сфере 31,7 51,7 16,6 46,2 45,9 7,9 Ъ = -3,523; /7 < 0,01

Характер ожиданий от семейных отношений в семейно-родовой сфере 22,7 49,6 27,7 32,1 56,2 11,7 Ъ = -3,591; /7 < 0,01

Сформированность представлений о сторонах семейной жизни 25,2 38,9 35,9 26,6 50,7 22,7 г = -4,470; /7 < 0,01

Сформированность общих представлений о семье 25,9 40 34,1 33,1 44,8 22,1 Ъ = -3,646; /7 < 0,01

Выраженность семейных установок на форму брака 34,1 49,7 16,2 43,8 44,8 11,4 г = -3,471; /7 < 0,01

Выраженность семейных установок на многодетность 6,5 62,8 30,7 8,9 62,5 28,6 г = -,517; в зоне незначимости

Выраженность репродуктивных установок 5,5 60 34,5 11,7 58,3 30 X = -2,722; /7 < 0,01

Критерии сформированности компонентов семейного сознания ЭГ1 (до эксперимента) ЭГ2 (после эксперимента) Метод Вилкоксона Ъ Авутр. Sig. (2-1аМес1)

высокий умеренный низкий высокий умеренный низкий

Установочно-когнитивная составляющая семейного сознания

Выраженность семейных установок на главенство 25,2 41,7 33,1 43,4 40 16,6 Ъ = -1,198; ^ < 0,05

Выраженность семейных установок на верность 27,2 47,2 25,6 35,5 47,9 16,6 Ъ = -3,630; /7 < 0,01

Выраженность семейных установок на семейные традиции 13,1 58,6 28,3 24,1 56,6 19,3 Ъ = -2,818; /7 < 0,01

Ценностно-смысловая составляющая семейного сознания

Иерархия семейных смыслов 25,9 45,9 28,2 35,9 46,2 17,9 г = -3,847; /7 < 0,01

Иерархия ценности «наличие семьи» 28,3 36,9 34,8 40 33,8 26,2 г = -3,672; /7 < 0,01

Иерархия ценности «наличие детей» 25,5 47,6 26,9 34,5 46,6 18,9 г = -2,800; /7 < 0,01

Типологические характеристики образа семьи 23,5 51,7 24,8 33,1 50,3 16,6 Ъ = -3,461; /7 < 0,01

Деятельностно-поведенческая составляющая семейного сознания

Представленность типичных поведенческих практик в брачно-семейной сфере 19 60,3 20,7 18,9 62,8 18,3 г = -,757; в зоне незначимости

Уровень самооценки субъекта как будущего семьянина 41,7 35,2 23,1 42,1 35,2 22,7 Ъ = -,940; в зоне незначимости

Выраженность просемейных поведенческих стратегий 23,4 62,8 13,8 36,9 57,2 5,9 Ъ = -6,862; /7 < 0,01

Интегративная позиция 18,9 71,4 9,7 50,6 48,2 1,2 Ъ = -9,563; /7 < 0,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эмоционально позитивного отношения к семье; снизилось количество обследованных с негативным отношением к семье и к семейному образу жизни; увеличилось число испытуемых, способных эмоционально откликаться на переживания членов семьи; сформировались более адекватные ожидания о функциях семейной жизни; увеличилось число обследованных, способных воспринимать будущую семейную жизнь более осознанно; увеличилось число студентов с установками на официальную форму брака, репродуктивные установки, мужское главенство в семье, верность, семейные традиции, что свидетельствует об эффективном формировании традиционного семейного сознания. Практически неизменным осталось нейтральное отношение студентов к многодетности и к бездетным бракам, которое в обоих измерениях осталось равным. Анализ динамики компонентов ценностно-смысловой составляющей выявил: увеличение числа респондентов с экзистенциальными (духовными) смыслами семейной жизни, количества студентов с приоритетной традиционной моделью семьи; снижение числа обследованных с постмодернистской моделью; увеличение числа юношей и девушек с высоким уровнем значимости ценностей «наличие семьи» и «наличие детей».

Результаты повторного исследования компонентов деятельностно-поведенческой составляющей семейного сознания показали: увеличение числа студентов с просемейными поведенческими стратегиями с одновременным уменьшением обследованных с антисемейными стратегиями. Значительно увеличилось число студентов с просемейной интегративной нравственно-ориентированной субъектно-деятельностной позицией с одновременным снижением числа обследованных с неустойчивой и антисемейной позицией, что стало суммарным выражением сформированности основных компонентов семейного сознания и в то же время критерием эффективности целенаправленной педагогической деятельности по формированию семейного сознания юношей и девушек.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в результате реализации педагогической системы в экспериментальной группе студентов произошли положительные динамические изменения, характеризующие компоненты традиционного семейного сознания. На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Формирование компонентов традиционного семейного сознания у юношества возможно в условиях целенаправленной педагогической деятельности благодаря реализации ею ряда важнейших функций (аксиологическая, смыслоо-бразующая и др.).

Риски и трудности, возникающие в процессе формирования традиционного семейного сознания юношества, возможны на следующих уровнях.

• учебных заведений: локальное введение семейно ориентированных дисциплин; недостаточное использование потенциала факторов социального контекста; неотрефлексированный механизм взаимодействия образовательных учреждений с носителями семейных ценностей; отсутствие или слабое развитие системы подготовки педагогических кадров; недостаточная подготовка учебно-методической и технологической базы;

• педагогического сообщества: формализация преподавания, сведение преподавания к информационному обмену по темам семьи и брака; сложности в построении диалогового общения, директивность позиции педагога; отсутствие ценностно-смыслового единства педагога и обучающихся; недостаточная мотивация и подготовленность педагогических кадров; инконгруэнт-ность педагога (несоответствие преподаваемой информации собственным установкам и ценностям в отношении брака и семьи);

• юношества: поверхностное усвоение дисциплины; отсутствие интереса к предмету; недостаточная мотивация к изменению взглядов на межполовые и брачно-семейные отношения; отсутствие диалогового контакта с педагогом.

Список литературы

Антонов А. И. Институциональный кризис семьи и семейно-демографических структур в контексте социальных изменений и социального неравенства // Demographia.net: Российский институт демографических исследований. URL: http://demographia.net/ journal/2014-04/antonov (дата обращения: 20.02.2023).

Баикина Ю. О. Генеалогическая традиция и потенциал семьи в системе факторов формирования духовных ценностей личности: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. Тюмень, 2005.

Захарченко М. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: теория, практика, опыт: монография / М. В. Захарченко и др.; под общ. ред. М. В. Захарченко. СПб., 2016.

Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993.

Ильиных С. А. Типология семейного сознания студенческой молодежи: опыт социологического анализа // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 14 (1). С. 50-57.

Морозова Е. А. К вопросу об актуализации понятия «феномен семейного сознания» в педагогической науке. Культурно-исторический и психологический анализ контекста // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. Т. 20. № 4. С. 27-33.

Реан А. А. Отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям // Национальный психологический журнал. 2016. № 1 (21). С. 3-8.

Савенков А. И. Образовательная среда // Школьный психолог. 2008. № 19. С. 4-9.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2023. Vol. 69. P. 81-95 DOI: 10.15382/sturIV202369.81-95

Elena Morozova, Samara State University of Railway Transport Samara, Russia eamorozova063@rambler.ru https://orcid.org/0009-0005-2138-3826

Opportunities for the Formation of Traditional Family Consciousness among University Students

E. Morozova

Abstract: This article is the result of empirical studies of the possibilities of forming components of traditional family consciousness among university students. The relevance of the work is due to the threats to the institution of family caused by demographic problems. This encourages the search for ways to revive family lifestyle based on traditional family consciousness and leads to the solution of important problems related to the acquisition of identity in intersex and marital relations. It is also the foundation for creating a traditional family, which is the most important way to prevent demographic problems. The article presents the author's approach to understanding the traditional family consciousness, the possibilities of its study and formation in an educational environment. A diagnostic algorithm has been developed that includes a set of techniques that allow us to identify the initial level of the components of family consciousness (attitude-cognitive, value-semantic, activity-behavioural) and its individual components (ideas about family, expectations from family, emotional stereotypes associated with family, family meanings, family values, family image, attitudes, behavioural practices related to family, etc.). The article presents the results of a formative experiment conducted among university students, including the implementation of family-oriented programmes developed by the author ("Orthodox family studies" for students of Samara Theological Seminary, as well as "Development of family consciousness of personality" for students of Samara State University of Railway Transport). The results obtained were processed using methods of mathematical statistics and modelling, which allowed us to conclude that there is a positive dynamic among some students in the context ofthe formation of components of family consciousness within the framework of the traditional model based on essential fundamentals, which encourages further work in this direction.

Keywords: traditional family consciousness, youth, educational environment, formation, family-oriented disciplines, dynamics, results.

References

Zaharchenko M. (2016) Dukhovno-nravstvennoe razvitie i vospitanie shkolnikov: teoriia, praktika, opyt. St. Petersburg (in Russian).

Il'in I. (1993) Put' k ochevidnosti. Moscow (in Russian).

Il'inykh S. (2014) "Tipologiia semeinogo soznaniia studencheskoi molodezhi: opyt sotsiolo-gicheskogo analiza". Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, no. 14 (1), pp. 50-57 (in Russian).

Morozova E. (2018) "K voprosu ob aktualizatsii poniatiia "fenomen semeinogo soznaniia" v pedagogicheskoj nauke. Kul'turno-istoricheskii i psikhologicheskii analiz konteksta". Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. Sotsial'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki, 2018, vol. 20, no. 4, pp. 27-33 (in Russian).

Rean A. (2016) "Otnoshenie molodezhi k institutu sem'i i semeinym tsennostiam". Natsional'nyj psikhologicheskii zhurnal, 2016, no. 1 (21), pp. 3-8 (in Russian).

Savenkov A. (2008) "Obrazovatel'naia sreda". ShkoTnyipsikholog, 2008, no. 19, pp. 4-9 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 21.03.2023

The article was submitted 21.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.