Научная статья на тему 'Моделирование образовательной среды как способ формирования семейного сознания юношества'

Моделирование образовательной среды как способ формирования семейного сознания юношества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / СЕМЕЙНОЕ СОЗНАНИЕ / ЮНОШЕСТВО / БЛОКИ МОДЕЛИ / ФОРМИРОВАНИЕ / MODELING / MODEL / FAMILY CONSCIOUSNESS / YOUTH / BLOCKS OF MODEL / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Елена Анатольевна

В настоящей работе рассматривается способ моделирования образовательной среды на основе ее амплификации (обогащения) для решения задач формирования семейного сознания у юношества. Модель включат в себя блоки: целевой, концептуально-аналитический, организационно-практический, содержательно-методический, процессуальный, результативно-оценочный. Предложенная модель формирования семейного сознания юношества позволяет реализовать семьесберегающие стратегии, что является приоритетным направлением государственной политики, направленной на укрепление института современной семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A WAY OF FORMING A FAMILY CONSCIOUSNESS YOUTH

In this paper we consider a method of modeling the educational environment on the basis of its amplification (enrichment) to solve the problems of formation of family consciousness in youth. The model includes blocks: objective, conceptual, analytical, organisational, practical, substantive, methodological, procedural, effective evaluation. The proposed model of formation of family consciousness of youth allows the family to implement saving strategies, which is a priority direction of state policy aimed at strengthening the institution of modern family.

Текст научной работы на тему «Моделирование образовательной среды как способ формирования семейного сознания юношества»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 21, №65, 2019 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.21, no. 65, 2019

УДК37:[316.36+316.6] (Воспитание. Обучение. Образование. Семья и брак. Социальная психология)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ

СЕМЕЙНОГО СОЗНАНИЯ ЮНОШЕСТВА

© 2019 Е.А. Морозова

Морозова Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент. E-mail: eamorozova063@rambler.ru Самарский государственный университет путей сообщения. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 04.03.2019

В настоящей работе рассматривается способ моделирования образовательной среды на основе ее амплификации (обогащения) для решения задач формирования семейного сознания у юношества. Модель включат в себя блоки: целевой, концептуально-аналитический, организационно-практический, содержательно-методический, процессуальный, результативно-оценочный. Предложенная модель формирования семейного сознания юношества позволяет реализовать семьесберегающие стратегии, что является приоритетным направлением государственной политики, направленной на укрепление института современной семьи. Ключевые слова: моделирование, модель, семейное сознание, юношество, блоки модели, формирование.

Введение. Педагогическое моделирование в контексте настоящей работы рассматривается с позиции средо-ориентированного подхода (С.Д. Дерябо, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.А. Ясвин). Под моделированием понимается процесс построения, изучения и применения моделей, что связано с такими категориями как абстракция, аналогия, гипотеза и т.д. Модель отображает (воспроизводит, моделирует, описывает, имитирует) некоторые черты объекта [1]. С точки зрения Е.А. Лодатко, педагогическая модель - это мысленная система, имитирующая или отражающая определенные свойства, признаки, характеристики объекта исследования, принципы его внутренней организации или функционирования и презентирующаяся в виде культурной нормы, присущей определенной социокультурной практике [5]. Типологически Е.А. Лодатко предлагает выделять структурные, содержательные и функциональные модели и их подварианты (структурно-содержательные, структурно-функциональные, функционально-содержательные).

На основе предложенной типологии нами разработана структурно-функциональная педагогическая модель формирования семейного сознания юношества, которая рассматривается как совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющие целостную систему. Семейное сознание понимается нами как целостный феномен, способ отражения внешнего мира и формирования внутренней модели семейного способа бытия и места субъекта в нем; основа саморегуляции и субъектно-деятель-

ностной позиции, репрезентирующей отношение человека к семье и семейному образу жизни. Семейное сознание представляет собой внутренний конструкт, определяющий базовые стратегии межполового взаимодействия до брака, а также модели семьи и ролевые семейные стереотипы.

При создании модели мы руководствовались следующими требованиями: информативность модели (ее возможность дать целостную, исчерпывающую информацию о возможностях формирования семейного сознания у юношества в условиях амплифицированной образовательной среды); корректность модели (оптимальность соотношения взаимодействующих в модели элементов, представляющих изучаемый объект); конкретность (модель дает конкретное описание блоков и их предназначение); конгруэнтность (соответствие модели поставленным в исследовании задачам).

Структурно-функциональная модель включат в себя следующие блоки, которые находятся в тесной взаимосвязи, комплементарно дополняют друг друга и представляют собой единое целое: целевой, концептуально-аналитический, организационно-практический, содержательно-методический, процессуальный, результативно-оценочный. При этом блоки модели не только раскрывают внутреннюю организацию (структуру) процесса формирования семейного сознания у юношества, но и имеют следующее функциональное назначение и содержательное наполнение. Блоки структурно-функциональной модели формирования семейного сознания у юношества

реализуются с опорой на аксиологический, антропологический, онтологический, средо-ориентированный и культурно-исторический подходы.

Рассмотрим основное содержание блоков. Целевой блок модели, ориентирован, в первую очередь, на постановку цели - формирование семейного сознания у юношества, выражающегося в проактивной (авторской) личностной позиции, основанной на нравственном выборе в пользу семьеобразующей деятельности, основанной на традиционных для российского менталитета семейных ценностях. средствами амплифициро-ванной (обогащенной) образовательной среды.

Целевой блок включает в себя следующие педагогические принципы: принцип культуросооб-разности, подразумевающий понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, включающий прошлый опыт воспитания и обучения, а также максимальное использование семейной, региональной, конфессиональной, духовной культуры; принцип сопряжения, подразумевающий соединение в деятельности светского и духовного компонентов на основе взаимообогащающего диалога и уважительного отношения к мировоззренческому выбору личности; принцип региональности, подразумевающий реализацию модели с учетом региональных социально-экономических, культурно-исторических, демографических и других условий; принцип приоритетности, в рамках которого признается приоритет традиционных семейных ценностей в формировании семейного сознания юношества; принцип аксиологичности, учитывающий ценностную ориентацию работы с юношеством; принцип сознательности, активности, самостоятельности обучающихся, имеющих право мировоззренческого выбора при формировании авторской позиции.

Концептуально-аналитический блок включает в себя основные концептуальные положения, дефиниции, необходимые для обоснования реализации модели; обоснование векторов для педагогического моделирования образовательной среды; обоснование векторов для педагогического моделирования образовательной среды.

В данном блоке перечисляется перечень нормативных документов, в которых подчеркивается значимость укрепления института семьи на основе традиционных семейных ценностей (в обновленной Стратегии национальной безопасности РФ, принятой в 2015 г. впервые введена категория традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к числу которых относится семья). Однако еще в «Концепции демографической

политики Российской Федерации на период до 2025 года», принятой в 2007 году, в числе ведущих факторов устойчивости общества названо «укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений». На необходимость укрепления традиционной семьи указывается и в «Концепции государственной семейной политики РФ до 2025, принятой в 2014 году, а также в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в сфере общего образования», принятой в 2009 году, в которой подчеркивается, что содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению и определяемые как базовые национальные ценности. К последним, в ряду прочих, относится семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

В качестве основных в концептуальном блоке выделяются следующие дефиниции: личность, становление личности, формирование, нравственность, сознание, юношество, семья, семейный род, традиция, традиционная семья, семейное сознание, мировоззрение, со-бытийная общность, образовательная среда, амплификация, качества семьянина, образ жизни семьянина, семьеобразующая деятельность, образ семьи нравственно-ориентированная семьеобразующая позиция и др.

Кроме того, концептуальный блок включает в себя обоснование векторов для педагогического моделирования образовательной среды, полученных на основе анализа феномена амплификации (обогащения) образовательной среды: условия реализации (ценностно-смысловое, личностное, межличностное, субъект-порождающее, ситуативное, надситуативное обогащение); уровни (информационно-знаниевый, эмоционально-когнитивный, ценностно-смысловой); звенья охвата модели (федеральный, региональный, муниципальный, субъектный (семья, педагоги, обучающиеся); формы реализации модели (сопряжение, комплексирование, интеграция).

Организационно-практический блок модели включает в себя описание поуровневой и поэтапной организации деятельности по формированию семейного сознания у юношества. Реализация модели сконцентрирована на субъектом уровне, включающем в себя педагогическое, родительское сообщество, а также юношество, на которое

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 21, №65, 2019 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.21, no. 65, 2019

направлены основные педагогические усилия по формированию семейного сознания.

I этап включает в себя подготовку правовой базы, обеспечивающей возможность реализации семейно ориентированных курсов на базах образовательных учреждений. Указанная деятельность реализуется на уровне муниципалитетов и отдельных образовательных учреждений, имеющих возможность ввести семейно ориентированный курс как факультативную дисциплину или модуль в рамках уже изучаемых предметов (литература, обществознание т.д.).

II этап включает в себя подготовку педагогических кадров, заинтересованных в формировании устойчивого семейного сознания у юношества. С этой целью необходима переподготовка педагогов на базах институтов повышения квалификации для формирования соответствующих компетенций. Основными критериями готовности педагога к реализации семейно ориентированных программ являются: высокий уровень мотивации, личностная заинтересованность педагога в преподаваемом предмете, конгруэнтность (соответствие содержания преподаваемого материала личностным взглядам и мировоззрению педагога, способность к построению диалогового общения, основанного на признании свободы мировоззренческого выбора участников диалога, высокий уровень рефлексии, включающий в себя саморефлексию, рефлексию педагогического процесса, рефлексию обратной связи от обучающихся).

III этап включает в себя преподавание семей-но ориентированных дисциплин в рамках выбранной формы (отдельная дисциплина, модуль, факультатив и т.д.). В рамках данного этапа следует учитывать тот факт, что юноши и девушки -участники образовательного процесса вступают во взаимодействие с педагогом на основе уже относительно сформированного под влиянием факторов макромира и семейной микросреды образа семьи и качеств семьянина, которые могут носить различный характер (образ традиционной семьи, семьи модерн и постмодерн) [6].

В этой связи в рамках III этапа необходимо выстраивание педагогического процесса с учетом уровней семейного сознания: информационно-знаниевый, эмоционально-когнитивный и ценностно-смысловой, соотносимых со слоями сознания (по В.П. Зинченко) [2]. Информационно-знаниевый и эмоционально-когнитивный уровни соотносимы с бытийно-деятельностным слоем, ценностно-смысловой уровень соотносим с реф-

лексивно-созерцательным и духовным слоем. Указанные уровни составляют основу для выделения подэтапов с соответствующими педагогическими событиями, в свою очередь, соотносимые с пластами деятельности (по А.Н. Леонтьеву) [4].

III а. Этап понятийной идентификации (соотносимый с предметным пластом деятельности по А.Н. Леонтьеву). На данном уровне происходит формирование теоретических основ, информационное, понятийное насыщение; выстраивание диалогического, со-бытийного общения; формирование эмоционально положительного отношения юношества к семейному образу жизни, основанному на традиционных для российского менталитета ценностях. На данном этапе (в случае соблюдения условий построения амплификации образовательной среды) может происходить коррекция сформированного образа семьи и достраивание качеств семьянина.

III б. Этап понятийной интериоризации (соотносимый с реализацией деятельности по А.Н. Леонтьеву). На данном этапе формируется система отношений к семье и семейному образу жизни; происходит обнаружение смыслов, формирование ценностей, базовых онтологических представлений, касающихся семьи и семейного образа жизни. Создаются условия для перехода внешне заданных понятий и ценностей в план внутренних установок посредством рефлексии как основного инструмента формирования семейного сознания. С указанным пластом можно соотнести формирование основ семьеобразую-щей деятельности, являющейся истоком основных стратегий, касающихся создания семьи (способы поведения с противоположным полом, специфика добрачных отношений, женские и мужские стереотипы и т.д.).

III в. Этап саморегуляции и рефлексии (соотносимый со взаимными переходами и превращениями отдельных структурных элементов деятельности: мотива в цель, деятельности в действие, цели в условия ее реализации по А.Н. Леонтьеву). В данном случае посредством рефлексии выстраиваются (и достраиваются) осознанные стратегии, касающиеся способов создания и сохранения семьи, формируются семейные идеалы. Происходит становление авторской, личностной позиции, основанной на осознанном, нравственном выборе личности, когда приобретённые теоретические знания приобретают прикладной характер и становятся основой устойчивого практикоориентированного семейного соз-

нания и семьеобразующей деятельности юношей и девушек.

Содержательно-методический блок модели включает в себя программное, методическое, информационное, технологическое, контентное обеспечение деятельности по формированию семейного сознания у юношества. Основной программой, получившей гриф Министерства образования и науки и рекомендованной к реализации, является программа «Нравственные основы семейной жизни», подготовленная Д.А. Моисеевым и Н.Н. Крыгиной для учащихся 10-11 классов. Указанная программа включает в себя комплект, состоящий из хрестоматий для педагогов и учащихся, методических рекомендаций и дидактического материала, представленного в аудио и видео формах. Помимо указанной программы, существует большое количество семейно ориентированных программ, нацеленных на информирование различных категорий (школьники, студенты, родители, педагоги). В частности, автором работы предложена программа «Семьеведе-ние», предназначенная для студенческой молодежи, а также программа «Духовные и психологические основания супружества и родительства» для родителей, которые вошли в инновационную разработку «Система формирования духовно-нравственной личности и семейного образования», ставшей лауреатом международного конкурса «За нравственный подвиг учителя». Инновационная разработка представляет собой комплекс из четырех блоков: научно-теоретического, практического, диагностического, профилактического и коррекционного. Основной целью разработки явилось создание и внедрение в образовательное пространство способов формирования духовно-нравственной личности молодежи и семейного образования.

Технологическое обеспечение блока включает в себя педагогические технологии, акцент в которых делается на активных формах обучения и практико-ориентированных формах организации работы (проектная деятельность, диалог, рефлексия содержания, «кейс-стади» - знакомство с реальными жизненными семейными ситуациями с их последующим анализом, просмотр видеофильмов семейной тематики с последующей рефлексией, использовании технологии экзистенциальных дихотомий - нравственный выбор личности в ситуациях, затрагивающих базовые смыслы: добро и зло, предательство и верность, прощение и непрощение, жизнь и смерть и т.д.

Контентное обеспечение представлено широким обогащением сети «Интернет» содержанием, касающимся способов построения и сохранения

семьи в современном мире. В частности, автором работы подготовлена серия информационно-просветительских изданий, направленных на популяризацию семейного образа жизни, содержание которых активно используется в сети «Интернет».

Процессуальный блок модели включает в себя обоснование педагогических условий и механизмов формирования семейного сознания у юношества. Ведущим условием является амплификация (обогащение) образовательной среды ценностно-значимой информацией, касающейся онтологических основ семейной жизни, которая выступает в качестве катализатора, запускающего процесс формирования семейного сознания у юношества при наличии сопутствующих условий: личностных (аутентичность и конгруэнтность личности педагога, способного показать позитивный идеал - красоту, возвышенность и значимость семейных отношений); межличностных (субъект-субъектный, со-бытийный, диалогический характер общения педагога и обучающегося); субъект-порождающих (резонансные личностные новообразования, возникающие в условиях событийности, среди которых ключевое место занимают качества жизни семьянина); ситуативных (ресурсы образовательной среды: наглядность, зрелищность, информативность, актуальность, доступность); надситуативных (формирование единого ценностно-смыслового пространства).

В случае, если соблюдены указанные условия, могут включаться механизмы формирования семейного сознания у обучающихся: персонализа-ция, под которой понимается способность к трансляции, передаче ценностно-смысловых характеристик того, что составляет пространство субъективного жизненного мира личности и персонификации - возможность порождения личностных ценностей за счет проникновения в смыслы и ценности другого человека [3], механизм кристаллообразования (выстраивание вокруг значимых смыслов информационных полей, обладающих менталеобразующими и аксиологическими функциями при наличии со-бытийных, субъект-порождающих, надситуативных условий); активизация морально-нравственного потенциала обучающихся (способность делать нравственный выбор в условиях экзистенциальных дихотомий, касающихся семьи и семейного образа жизни); механизм когнитивной реконструкции (перестройка базовых понятий, касающихся семьи и семейного образа жизни, а также соответствующие изменения на эмоциональном и поведенческом уровнях с формированием осознанной проактивной семьеобразующей позиции).

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 21, №65, 2019 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.21, no. 65, 2019

Результативно-оценочный блок модели включает в себя диагностический алгоритм, позволяющий выявить особенности семейного сознания у респондентов, в который вошли методики («Личностный рост»; авторы Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова, П.В. Степанова; «Друг-советчик-1»; авторы Е.К. Веселова, С.А. Черняева; «Шкала эмоционального отклика», авторы А. Меграбян и Н. Эпштейн, «Размышляем о жизненном опыте», автор Н.Е. Щуркова; опросник «Иерархия личности», шкала «Отношение к семье»; авторы Е.В. Шестун, Е.А. Морозова, И.А. Подоровская; сочинение-конструкт «Идеальная семья»; автор Т.Ю. Сорокина; опросник «Семейные установки»; автор Т.Ю. Сорокина), зоны рисков (формализация преподавания, директивность позиции педагога, поверхностное усвоение дисциплины, отсутствие ценностно-смыслового единства педагога и обучающихся, профанация деятельности вследствие недостаточной мотивации и подготовленности педагогических кадров и т.д.). В модели обоснован ее превентивный вектор, т.к. устойчивое семейное сознание, имеющее в своей основе осознанный нравственный выбор, направленный на семьеобразующую деятельность, является ве-

дущим звеном профилактики дезадаптивности среди юношей и девушек. Подобная деятельность может быть отнесена по большей части к первичной профилактике, под которой понимается работа с коллективами и общественным сознанием по внедрению идей, направленных на формирование устойчивого семейного сознания. В этой связи предлагается организация профилактического пространства по территориальному принципу, подразумевающему максимальное обогащение территориальных единиц, которые включают в себя следующие звенья: школа - центры дополнительного образования - высшие учебные заведения - места проведения досуга юношества. Каждое звено обогащается информацией о семье и семейном образе жизни с учетом специфики учебного и иного заведения, возраста детей и юношества, направленности их интересов.

Таким образом, предложенная модель формирования семейного сознания юношества позволяет реализовать семьесберегающие стратегии, что является приоритетным направлением государственной политики, направленной на укрепление института современной семьи.

1. Ахметзянова А.Т. Структурно-функциональная модель формирования социокультурной компетенции у студентов педагогических вузов // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 3. С. 13 - 17.

2. Зинченко В.П. Базовые категории в определении предмета психологии // Методология и история психологии, 2006. Т 1. Вып.1. С. 207 - 231.

3. Клочко В.Е. Персонификация ценностей как механизм нравственного воспитания // Пути формирования нравственных основ личности школьника. Проблемы. Методика. Опыт: тезисы конференции. Барнаул, 1997. С. 234 -236.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Политиздат, 1985. 115 с.

5. Лодатко Е.А. Моделирование образовательных систем в контексте ценностной ориентации социокультурного пространства // Научно-культурологический журнал, 2008. № 1 (164). С. 2 - 3.

6. Морозова Е.А. Формирование семейного сознания ребенка в системе отношений «Человек - Мир» // Сб. статей II Международной научной конференции (г. Самара, 10 - 12 октября 2018 г.). Самара, СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2018. 288 с. (Международное академическое сотрудничество). - С. 99 - 102.

MODELING ОБ THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT А8 A WAY OF FORMING A FAMILY CONSCIOUSNESS YOUTH

© 2019 E.A. Morozova

Elena A. Morozova, candidate of psychological Sciences, associate Professor. E-mail: eamorozova063@rambler. ru Samara State Transport University. Samara, Russia

In this paper we consider a method of modeling the educational environment on the basis of its amplification (enrichment) to solve the problems of formation of family consciousness in youth. The model includes blocks: objective, conceptual, analytical, organisational, practical, substantive, methodological, procedural, effective evaluation. The proposed model of formation of family consciousness of youth allows the family to implement saving strategies, which is a priority direction of state policy aimed at strengthening the institution of modern family. Key words: modeling, model, family consciousness, youth, blocks of model, formation.

1. Axmetzyanova A.T. Strukturno-funkcionaFnaya model" formirovaniya sociokuFturnoj kompetencii u studentov pedagogicheskix vuzov (Structural and functional model of formation of socio-cultural competence of students of pedagogical universities). Sovremenny^e problemy" nauki i obrazovaniya, 2015. № 3. S. 13 - 17.

2. Zinchenko V.P. Bazovy"e kategorii v opredelenii predmeta psixologii (Basic categories in the definition of the subject of psychology). Metodologiya i istoriya psixologii, 2006. T 1. Vy"p.1. S. 207 - 231.

3. Klochko V.E. Personifikaciya cennostej kak mexanizm nravstvennogo vospitaniya (Personification of values as a mechanism of moral education). Puti formirovaniya nravstvenny^xosnov lichnosti shkofnika. Problemy\ Metodika. Opy^t: tezisy" konferencii. Barnaul, 1997. S. 234 - 236.

4. Leonfev A.N. DeyateFnost", soznanie, lichnost" (Activity, consciousness, personality). M., Politizdat, 1985. 115 s.

5. Lodatko E.A. Modelirovanie obrazovatel"ny"x sistem v kontekste cennostnoj orientacii sociokuFturnogo prostranstva (Modeling of education systems in the context of value orientations of the social space). Nauchno-kufturologicheskij zhurnal, 2008. № 1 (164). S. 2 - 3.

6. Morozova E.A. Formirovanie semejnogo soznaniya rebenka v sisteme otnoshenij «Chelovek - Mir» (Formation of family consciousness of the child in the system of relations "Man - World"). Sbornik statej II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Samara, 10 - 12 oktyabrya 2018 g.). Samara, SF GAOU VO MGPU, 2018. 288 s. (Mezhdunarodnoe akademicheskoe sotrudnichestvo). - S. 99 - 102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.