Научная статья на тему 'Теоретико-методологическое обоснование феномена семейного сознания как предмета педагогического исследования'

Теоретико-методологическое обоснование феномена семейного сознания как предмета педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / СЕМЕЙНОЕ СОЗНАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЮНОШЕСТВО / МОДЕЛЬ / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES / PEDAGOGICAL DISCOURSE / FAMILY CONSCIOUSNESS / FAMILY FORMATION / YOUTH / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Елена Анатольевна

Предлагаются теоретико-методологические подходы для обоснования феномена семейного сознания, который в настоящее время недостаточно отрефлексирован в современной педагогической науке. Необходимость его обоснования обусловлена разрозненностью теоретических взглядов, отражающих репрезентацию семейных отношений, а также необходимостью воссоздания семейного образа жизни в связи с существованием в настоящее время разнообразных способов межполового взаимодействия, зачастую не имеющих семьеобразующей доминанты, что ведет к ослаблению института семьи и возникновению демографических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proposes theoretical and methodological approaches to substantiate the phenomenon of family consciousness, which has been insufficiently comprehended in modern pedagogical science so far. The need to substantiate the phenomenon under study is attributable, firstly, to the lack of integrity of theoretical views reflecting the representation of family relationships, and, secondly, to the need to recreate the family lifestyle due to the existence of various ways of interaction between the sexes often having no family-forming dominant, which leads to weakening of the family institution and causes demographic problems.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологическое обоснование феномена семейного сознания как предмета педагогического исследования»

педагогические науки

14. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.

15. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика: моногр. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та им.

Г.Р. Державина, 2005.

* * *

1. Andreev V.I. Pedagogicheskaya evristika dlya tvorcheskogo samorazvitiya mnogomernogo myshle-niya i mudrosti: monogr. Kazan': Centr innovacionnyh tekhnologij, 2015.

2. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. 3-e izd. Kazan': Centr innovacionnyh tekhnologij, 2012.

3. Bondarevskaya E.V., Kul'nevich S.V. Peda-gogika: lichnost' v gumanisticheskih teoriyah i sistemah vospitaniya: ucheb. posobie. Rostov n/D.: Uchitel', 1999.

4. Vul'fov B.Z., Ivanov, V.D. Osnovy pedagogiki v lekciyah, situaciyah, pervoistochnikah: ucheb. posobie. M.: Izd-vo URAO, 1997.

5. Gazman O.S. Neklassicheskoe vospitanie. Ot avtoritarnoj pedagogiki k pedagogike svobody. M.: MIROS, 2002.

6. Dzhurinskij A.N. Vysshee obrazovanie v sovre-mennom mire: trendy i problemy: monogr. M.: Pro-metej, 2017.

7. Zagvyazinskij V.I., Atahanov R. Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. 2-e izd., ster. M.: Izd. centr «Akademiya», 2005.

8. Merenkov A.V. Pedagogika samorazvitiya lich-nosti. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2001.

9. Prohorov A.V. Pedagogicheskaya koncepciya celostnogo samorazvitiya cheloveka: monogr. Ryazan': Ryaz. gos. un-t im. S.A. Esenina, 2010.

10. Romanov A.A. Pedagogicheskie podvizhniki v perelomnye epohi XX veka. Izbrannye nauchnye stat'i i ocherki. Ryazan': Izd-vo «Koncepciya», 2017.

11. Solodova E.A. Novye modeli v sisteme obra-zovaniya: Sinergeticheskij podhod: ucheb. posobie / predisl. G.G. Malineckogo. M.: Kn. dom «LIBRO-KOM», 2013.

12. Stefanovskaya T.A. Pedagogika: nauka i iskusstvo. M.: Izd-vo «Sovershenstvo», 1998.

13. Stolyarenko A.M. Psihologiya i pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchih-sya po ped. special'nostyam (030000). M.: YUNITI-DANA, 2006.

14. Cukerman G.A., Masterov B.M. Psihologiya samorazvitiya. M.: Interpraks, 1995.

15. Sharshov I.A. Professional'no-tvorcheskoe sa-morazvitie: metodologiya, teoriya, praktika: monogr. Tambov: Izd-vo Tamb. gos. un-ta im. G.R. Derzhavi-na, 2005.

O Морозова E.A., 2019

The emergence of the problem of self-development in the national pedagogy at the end of the 20th and the beginning of the 21st centuries

The article deals with the pedagogy of self-development as a topical area of research in pedagogical science whose relevance is determined by the demands of modern life for education. The author traces the formation of the problem of self-development in pedagogy at the end of the 20th and the beginning of the 21st centuries in the works of Russian scientists (O.S. Gazman, V.I. Andreev, A.V. Merenkov, I.A. Sharshov, and others). The ideas expressed in the works under study are summarized.

Key words: pedagogy, education, self-development, student-centered learning, humanistic learning.

(Статья поступила в редакцию 19.02.2019)

е.а. морозова

(Самара)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО СОЗНАНИЯ КАК ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕдОвАНИя

Предлагаются теоретико-методологические подходы для обоснования феномена семейного сознания, который в настоящее время недостаточно отрефлексирован в современной педагогической науке. Необходимость его обоснования обусловлена разрозненностью теоретических взглядов, отражающих репрезентацию семейных отношений, а также необходимостью воссоздания семейного образа жизни в связи с существованием в настоящее время разнообразных способов межполового взаимодействия, зачастую не имеющих семье-образующей доминанты, что ведет к ослаблению института семьи и возникновению демографических проблем.

Ключевые слова: теоретико-методологические подходы, педагогический дискурс, семейное сознание, формирование, юношество, модель.

Современный этап развития общества все более актуализирует необходимость воссоздания способности к ведению стабильного семейного образа жизни, что обусловлено по-

известия вгпу

липарадигмальностью в области семейных отношений, порождающей многообразные формы взаимоотношения полов до брака и в браке. Следствием подобных стратегий становится малодетность (средний размер семьи в России сегодня составляет примерно 3 человека), а также большое количество разводов (в России на 1 000 вновь созданных браков приходится до 800 и более распадов семей)*. Кроме того, можно упомянуть проблемы, связанные с абортами, ростом числа внебрачных рождений детей, отсрочиванием возраста вступления в брак, появлением всевозможных нетрадиционных отношений. В этой связи теоретический вопрос, касающийся мировоззренческого плюрализма в области семейных отношений, активно обсуждаемый в настоящее время в различных дискурсах, неизбежно переходит в практическую плоскость, т. к. затрагивает саму возможность воспроизведения семейного образа жизни как такового и сохранения (как минимум) численности населения России. Указанная проблема, несомненно, имеет общегосударственное значение и определяет поиск возможностей для формирования в первую очередь у юношества как категории населения, наиболее чувствительной к социальным переменам, семьеобразующих стратегий, в основе которых находится семейное сознание как основа прочной семьи и образа жизни семьянина в будущем.

В работах гуманитарного круга (И.С. Кле-цина, Н.М. Лебедева, В.Н. Павленко, Н.А. Нечаева, Т.Ю. Сорокина, Л.Б. Шнейдер, К.И. Ян-цен и др.) широко рассматриваются аспекты, в той или иной степени имеющие отношение к семье и семейному образу жизни: семейные установки, ценности, полоролевые стереотипы и т. д. Однако подобная понятийная по-лисемантичность не позволяет получить целостного представления о данной предметной области, в связи с чем видится актуальным использование в педагогическом дискурсе понятия «семейное сознание», охватывающего многие аспекты, касающиеся семейной проблематики. Следует отметить, что в науке существуют отдельные работы, в которых раскрываются виды семейного сознания (С.А. Ильиных), этнические особенности семейного сознания (О.С. Литвинцев), рассматриваемые с позиции социологической науки. однако феномен семейного сознания в педагогической науке является практически неот-

* По данным Росстата за 2017 г.

рефлексированным, что определяет необходимость его концептуализации посредством использования теоретико-методологических подходов, которые позволят обеспечить полноту педагогического дискурса [3] и наметить целевые ориентиры для построения педагогической модели формирования семейного сознания у юношества.

Семейное сознание - это целостный феномен, включающий структурный, функциональный и процессуальный модусы; способ отражения внешнего мира субъекта и формирования внутренней модели семейного способа бытия и места субъекта в нем; основа саморегуляции и субъектно-деятельностной позиции, репрезентирующей его отношение к семье и семейному образу жизни. Семейное сознание, являясь интерперсональным, формируется под влиянием системы факторов в общностно-родовой среде, включенной в культурно-исторический контекст. Семейное сознание представляет собой внутренний конструкт, определяющий базовые стратегии межполового взаимодействия до брака, а также модели семьи и ролевые семейные стереотипы. Сформированное семейное сознание детерминирует возможность воспроизведения семейного образа жизни с устойчивой семье-образующей доминантой, что является важнейшим способом профилактики антропогенных и многообразных демографических проблем. Для теоретического обоснования феномена семейного сознания в настоящей работе предлагаются следующие теоретико-методологические подходы.

Антропологический подход, представленный в работах О.Ф. Больнова, Б.М. Бим-Бада, й. Дерболава, В.И. Слободчикова, К.Д. Ушин-ского и др., обращается к растущему человеку как целостности, раскрывающейся в ситуации диалога и событийной общности с субъектами макромира. Ведущую роль в этом процессе играет актуализация, пробуждение собственно человеческого в человеке [4], что составляет в первую очередь его нравственное начало. По словам Й. Дерболава, педагогическая антропология представляет собой раскрытие моральной судьбы личности, ее самоосуществление, что составляет ее жизненный путь [9]. О.Ф. Больнов отмечает три важнейших проблемы педагогики, базирующейся на антропологии - это научение, встреча и обязательство [8], решение которых затрагивает и плоскость межличностных отношений. По мнению К.Д. Ушинского, основным содержанием пе-

дагогического процесса является его способность к открытию в человеке такого характера, который «противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» [7, с. 123]. Одним из показателей неповрежденности характера является способность человека к созданию стабильных, глубоких семейных отношений, являющихся для него значимой ценностью, что, в свою очередь, рассматривается в рамках аксиологического подхода.

Аксиологический подход (Л.В. Вершинина, Б.И. Додонов, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никан-дров, В.А. Сластенин, П.Г. Щедровицкий) рассматривает человека как высшую ценность общества и одновременно самоцель общественного развития. Подобное двуединство возникает на стыке взаимодействия в диаде «человек - Мир», что, с позиции С.Л. Рубинштейна, раскрывает определенный способ полага-ния сущего, бытия, место человека в мире, его качественный, бытийственный способ существования [1].

Такое соприкосновение порождает ценности, значимые как для определенного исторического этапа развития общества (инструментальные ценности), так и не меняющиеся с течением времени (терминальные ценности). К последним относятся семья и семейный образ жизни, неизменно актуальные в различные отрезки времени, для осуществления целостного бытия человека в мире.

Терминальный характер семейных ценностей подчеркивается в стратегических документах, в частности в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в сфере общего образования, принятой в 2009 г., а также в Концепции государственной семейной политики РФ до 2025 г., принятой в 2014 г. В данных документах говорится, что содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации подрастающего поколения являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях, передаваемые от поколения к поколению и определяемые как базовые национальные ценности. К указанным ценностям, наряду с патриотизмом, гражданственностью, трудом, творчеством и т. д., относится семья и ее составляющие - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

'кие науки -

Учет аксиологического вектора позволяет целенаправленно и системно выстроить се-мьесберегающие стратегии и траектории, препятствующие разрушению института семьи в современном мире.

Онтологический подход (Е.В. Бондарев-ская, Н.М. Борытко, Л.М. Лузина, В.И. Сло-бодчиков и др.) рассматривает онтологию человеческой реальности в триаде взаимосвязанных модусов - общность, деятельность, сознание [4]. С точки зрения В.И. Слободчико-ва, сознание, являясь онтологической категорией, как отношение к самой действительности, встроено в реальный процесс жизни людей и формируется в тесной общности, в качестве которой выступает, прежде всего, семья, являющаяся базовой формой человеческого существования. Семья может стать для ребенка со-бытийной общностью в том случае, если присутствует ценностно-смысловое единство у ее членов, порождающее совместное мышление, отношение, культурное пространство, совместное бытие, бытие возможного [Там же]. В условиях со-бытийной общности происходит проживание вместе (соборно) значимых событий, обладающих развивающим личность потенциалом, в контексте которых появляются важнейшие новообразования, к которым относится и семейное сознание, формирующееся в контексте индивидуального жизненного пути в рамках онтогенеза и под влиянием стихийно и целенаправленно действующих факторов.

Семья является важнейшим фактором эмоционального благополучия личности ребенка, определяющим аффективный тон его мироощущения. В тесных, эмоционально обогащенных отношениях формируются основные структуры личности ребенка, его отношение к себе, миру, система ценностей, поведенческие и эмоциональные стереотипы, базовые смыслы, в том числе касающиеся семьи и семейного образа жизни, являющиеся исходным посылом для формирования качеств семьянина, представляющих собой основу семейного сознания - идеальных и реальных представлений о семье, формирующихся в процессе семейного общения и совместной деятельности. Деятельность как способ отношения к условиям своей жизни вне ее результативности, с точки зрения В.И. Слободчикова, выступает как практика [4]. Подобной практикой, с нашей точки зрения, является семьеобразующая деятельность, которая есть первичное и необходимое условие для формирования в будущем семейного сознания.

известия вгпу

Культурно-исторический подход, основанный на идее освоения растущим человеком ценностей и смыслов, транслирующихся посредством традиции, обеспечивающей включенность личности в жизнь поколений - носителей социокультурного опыта, представлен в работах Л.С. Выготского, A.B. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.В. Рубцова, Е.В. Шестуна. Под традицией понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения обычаи, порядки, правила поведения, предания [5]. Традиция является онтологической категорий, т. к. приобщает человека к онтологическим основаниям мира и способствует передаче антропологического опыта - опыта бытийного восхождения [6]. Традиция обеспечивает включенность личности в многомерный мир («всеобщее»), избирательно усваивающей смыслы и ценности («особенное») и формирующей авторскую субъектную проак-тивную семьеобразующую стратегию («единичное») в ситуации диалога и событийной общности с коллективными субъектами - носителями устойчивых семейных ценностей (семейно-родовые, культурно-религиозные, этнические, локальные, образовательные и иные сообщества), участвующими в формировании устойчивого семейного сознания у юношества и воспроизведении традиционных семьеобра-зующих практик.

Разрыв традиций, утрата трансгенерационного механизма ведут к размыванию семейного образа жизни и возникновению многообразных моделей семейного взаимодействия. Подобные тенденции побуждают к целенаправленной педагогической деятельности, ориентированной на формирование у юношества способности к ведению стабильного семейного образа жизни, что может быть обосновано с помощью средо-ориентированного подхода.

Средо-ориентированный подход, представленный в работах С.Д. Дерябо, В.И. Панова, В.В. Рубцова, А.И. Савенкова, В.А. Ясви-на, учитывает педагогический потенциал образовательных сред, участвующих в формировании личности обучающегося. Среда, понимаемая как совокупность окружающих человека общественных, материальных и духовных условий его существования, выступает по отношению к личности как необходимая предпосылка ее становления и развития.

Приоритет в формировании семейного сознания принадлежит семейной микросреде, однако разрушение устоев семьи, трансгенерационного механизма воспроизведения семейного образа жизни определяет необходимость

использования ресурсов образовательной среды как части социокультурного пространства. В условиях последнего достигаются цели и смыслы образования, важнейшие из которых -формирование у юношества проактивной субъектной семьесозидающей стратегии. Образовательная среда, по мнению А.И. Савенкова, является слепком и одновременно содержанием макромира, неизбежно испытывая его влияние и влияя на него [2]. Подобное влияние, с нашей точки зрения, обусловлено функциями образовательной среды, к которым относятся аксиологические (способность к формированию ценностей), менталеобразующие (участие в актуализации корневых смыслов, формирующих, в свою очередь, общую культуру и направленность поступка личности, в частности в области брачно-семейной сферы), смыслообразующие (способность к нахождению смыслов). Указанный выше потенциал образовательной среды определяет ее компенсаторную (реабилитационную) значимость в контексте формирования семейного сознания у юношества.

Подведем итоги.

1. Использование указанных теоретико-методологических подходов может быть основой для обоснования феномена семейного сознания, значимого для педагогической теории и практики.

2. Концепция семейного сознания может служить исходной базой для построения педагогической модели формирования семейного сознания юношества.

3. Эта целенаправленная педагогическая деятельность является важнейшей предпосылкой для воссоздания и воспроизведения семейного образа жизни в современных условиях.

Список литературы

1. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.

2. Савенков А.И. Образовательная среда // Школьный психолог. 2008. № 19. С. 4-9.

3. Слободчиков В.И. Концептуальные основы антропологии современного образования // Образование и наука. 2010. № 1(69). С. 11-22.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие. М., 1995.

5. Шестун Е.В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (ис-торико-теоретический аспект): дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2006.

6. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М.: Изд-во Парад, 2005.

педагогические науки

7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Фаир-Пресс, 2004.

8. Bollnow O. Die anthropoloqische Betrachtungsweise in der Padagogik. Essen, 1966.

9. Derbolav J. Pädagogische Antyropologieals Theorie der individuellen Selbstverwirklichung // Diskussion Padagogische Anthropologie. München, 1980.

* * *

1. Rubinshtejn S.L. Chelovek i mir. M.: Nauka, 1997.

2. Savenkov A.I. Obrazovatel'naya sreda // Shkol'nyj psiholog. 2008. № 19. S. 4-9.

3. Slobodchikov V.I. Konceptual'nye osnovy antropologii sovremennogo obrazovaniya // Obrazo-vanie i nauka. 2010. № 1(69). S. 11-22.

4. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya che-loveka: Vvedenie v psihologiyu sub#ektivnosti: ucheb. posobie. M., 1995.

5. Shestun E.V. Pravoslavnye tradicii duhovno-nravstvennogo stanovleniya lichnosti (istoriko-teo-reticheskij aspekt): dis. ... d-ra ped. nauk. Kazan', 2006.

6. Horuzhij S.S. Opyty iz russkoj duhovnoj tradicii. M.: Izd-vo Parad, 2005.

7. Ushinskij K.D. Chelovek kak predmet vos-pitaniya. Opyt pedagogicheskoj antropologii. M.: FairPress, 2004.

Theoretical and methodological substantiation of the phenomenon of family consciousness as a subject of pedagogical research

The article proposes theoretical and methodological approaches to substantiate the phenomenon of family consciousness, which has been insufficiently comprehended in modern pedagogical science so far. The need to substantiate the phenomenon under study is attributable, firstly, to the lack of integrity of theoretical views reflecting the representation of family relationships, and, secondly, to the need to recreate the family lifestyle due to the existence of various ways of interaction between the sexes often having no family-forming dominant, which leads to weakening of the family institution and causes demographic problems.

Key words: theoretical and methodological approaches, pedagogical discourse, family consciousness, family formation, youth, model.

(Статья поступила в редакцию 19.02.2019)

О Алёшина Л.И., Федосеева С.Ю., 2019

л.и. алёшина, с.ю. Федосеева

(волгоград)

формирование репродуктивной культуры молодежи в процессе непрерывного педагогического образования*

Представлены результаты исследований сотрудников научно-методического Центра «Здоровье» и научно-исследовательского Центра гендерных исследований Волгоградского государственного социально-педагогического университета об эффективности формирования репродуктивной культуры студенческой молодежи, способствующей улучшению состояния репродуктивного здоровья молодежи.

Ключевые слова: репродуктивная культура, репродуктивное здоровье, непрерывное педагогическое образование.

В отечественном педагогическом сообществе серьезное беспокойство вызывает состояние здоровья молодежи. Анализ физиологических исследований, посвященных состоянию репродуктивного здоровья студентов вузов Волгограда, свидетельствует о проблеме увеличения количества заболеваний репродуктивной сферы, бесплодия, нежелательной беременности, абортов.

Это актуализирует разработку концепции репродуктивного здоровьесбережения, которая создаст теоретико-методологическую базу для решения практической образовательной задачи формирования репродуктивной культуры молодежи, способствующей улучшению и сохранению ее репродуктивного здоровья, позволяющей оптимизировать демографическую ситуацию в регионе.

Анализ психолого-педагогических исследований в данной области показал, что вопросы безопасного репродуктивного поведения тем или иным образом находят отражение в работах, посвященных интеграции форм и методов воспитания здорового поколения (Л.П. Ильченко); формированию готовности молодежи к ведению здорового образа жизни (Ю.И. Климашова). В работах Л.И. Столяр-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Волгоградской области в рамках научного проекта №19-413-340005 р_а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.