Научная статья на тему 'Возможности формирования бренда территории на примере МО г. Скопин и МО Скопинский район'

Возможности формирования бренда территории на примере МО г. Скопин и МО Скопинский район Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНДИНГ / ПРЕДМЕТ БРЕНДИРОВАНИЯ / ТУРИЗМ / МУЛЬТИБРЕНДОВЫЙ ПАКЕТ / ПРЕИМУЩЕСТВА / МО Г. СКОПИН / МО СКОПИНСКИЙ РАЙОН

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ездакова А. О., Кистрина Э. И., Манукян Э. А.

Данная статья посвящена рассмотрению возможностей формирования территориального бренда на примере МО г. Скопин и МО Скопинский район. Анализируются отличительные особенности территории, которые могут лечь в основу бренда, выявляется предмет брендирования, а также преимущества, которые могут дать изучаемой территории предполагаемые бренды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности формирования бренда территории на примере МО г. Скопин и МО Скопинский район»

Новый университет. 2012. № 6 (16).

ISSN 2221-7347

УДК 332

А. О. Ездакова, Э. И. Кистрина, Э. А. Манукян

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БРЕНДА ТЕРРИТОРИИ НА ПРИМЕРЕ МО Г. СКОПИН И МО СКОПИНСКИЙ РАЙОН

Данная статья посвящена рассмотрению возможностей формирования территориального бренда на примере МО г. Скопин и МО Скопинский район. Анализируются отличительные особенности территории, которые могут лечь в основу бренда, выявляется предмет брендирования, а также преимущества, которые могут дать изучаемой территории предполагаемые бренды.

Ключевые слова: брендинг, предмет брендирования, туризм, мультибрендовый пакет, преимущества, МО г. Скопин, МО Скопинский район.

Актуальность проблемы и научная новизна. Брендинг города в настоящее время является весьма актуальной темой, что обусловлено следующими причинами:

-современное общество стоит на высокой ступени развития, а бренд является важной чертой для города, так как от него во многом зависит, насколько велики будут инвестиции, вкладываемые в развитие города;

-сам бренд весьма сильно воздействует на людей, так как в последнее время он становится практически неотъемлемой частью культуры;

-брендинг городов направлен на то, чтобы привлечь как можно больше людей в город. Брендинг территорий - стратегия повышения конкурентоспособности городов, областей, регионов, географических зон и государств, с целью завоевания внешних рынков, привлечения инвесторов, туристов, новых жителей и квалифицированных мигрантов. Он позволяет решить ряд важнейших задач, в которые входят улучшение инвестиционной и туристической привлекательности, повышение качества жизни населения, а также формирование позитивного имиджа региона.

Брендинг измеряет социальные, экономические и культурные особенности территории, а также оценивает их сильные, слабые стороны и привлекательные характеристики.

Создание узнаваемого бренда необходимо по следующим причинам:

1. Инвестор при равных экономических условиях пойдет в тот регион, о котором он слышал больше положительных отзывов и интересной информации;

2. Развитие туризма напрямую связано с тем как регион себя позиционирует.

3. Положительный имидж привлекает в регион трудовые ресурсы.

Таким образом, создание образа региона становиться необходимым условием его развития, основанного, прежде всего, на инвестиционной привлекательности.

Цели и задачи. Цель: анализ отличительных особенностей, которые могут лечь в основу формирования бренда МО г. Скопин и МО Скопинский район.

Задачи:

1. Поиск предмета брендирования МО г. Скопин и МО Скопинский район;

2. Выявление преимуществ, которые дадут МО г. Скопин и МО Скопинский район предложенные бренды.

Исследовательская работа. Скопинский район является одним из самых крупных в Рязанской области и по занимаемой площади, количеству проживающего в нем населения, и по промышленному потенциалу.

Скопинская земля богата своей историей со времен Древней Руси и до сегодняшнего дня. В настоящее время на территории г. Скопина активно действуют и развиваются более 10 промышленных предприятий. Город Скопин - центр народного гончарного промысла. Здесь родились и жили известные художники, композиторы, актеры, драматурги, участники ВОВ и герои СССР, историки, ученые и др. На скопинской земле расположено более четырех десятков памятников истории и архитектуры.

© Ездакова А. О., Кистрина Э. И., Манукян Э. А., 2012.

70

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Мы рассматривали возможности формирования бренда МО г. Скопин и МО Скопинский район, основываясь на разных направлениях туризма: этнографический (музеи, театральные представления), исторический (памятники, мемориалы, кладбища, всего более 10 объектов), рекреационный (базы отдыха, фестивали), паломнический (храмы, церкви, монастыри, святые источники, всего более 50 объектов), событийный туризм (гончарное дело, фестивали). При более детальном анализе было выделено пять направлений, которые представляют интерес и богаты культурным наследием, а также могут претендовать на то, чтобы стать брендами МО г. Скопин и МО Скопинский район. Характеристики выделенных направлений более детально представлены в таблице.

Таблица

Характеристики брендов МО г. Скопин и МО Скопинский район

Направления Харак Событийный Исторический туризм «Скопин - город-свидетель военной истории Родины» Паломнический туризм «Скопин -малый рязанский Суздаль» Этнографиче- Рекреационный туризм

теристики туризм «Скопин - гончарная столица России» Древняя Русь Поклонимся великим тем годам Тропою скорбной памяти Память военных лет ский туризм «Скопин -красный угол России» «Скопин -отличное место отдыха и рекреационного туризма»

Объекты •музей керамики); •Свято- •Мемориал на Крас- •музей шахте- •Мемориал •Свято- •Скопинский •База отдыха

туристи- •Скопинская фабри- Дмитриев- ном холме Куликова ров (экспози- памяти на Дмитриевский историко- «Успенские дали»

ческого ка художественной ский мона- поля; ция «Шахта»); кладбище монастырь; краеведческий •Усадьба «Русское

притяже- керамики; стырь; •монумент погибшим •театральное спецгоспиталя •действующие музей; приволье»;

ния •мастер-классы; •посох Пере- воинам - скопинцам представле- НКВД № 47-9 1 церкви; •театральное пред- •фестиваль

•гончарный фестиваль. света; •театрализованная программа «Сказ о Дмитровской горе». «Вечный огонь»; •памятник маршалу Советского Союза С.С. Бирюзову; •музей в Г орловской средней общеобразовательной школе; •монумент, посвященный 84-й морской бригаде, освободившей город более 60 лет назад; •Скопинский историко-краеведческий музей ние «Гуссенба - Кочугурки»; •кладбище, • где захоронены российские немцы. •Кладбище •недействующие церкви; •святые источники. ставление «Скопин -красный угол России». фольклорных •коллективов; •пасхальный •фестиваль

Целевая 1.мастера гончарного 1.семьи с 1.семьи с детьми; 1. российские 1. российские 1.паломники; 1. жители и гости 1.жители и гости

аудито- дела, в т.ч. и из детьми; 2.школьники; немцы; немцы; 2. верующие; города; города;

рия зарубежных стран; 2.школьники; 3.студенты; 2. люди, чьи 2. люди, чьи 3. жители и гости 2. люди, интересую- 2.люди, заботя-

2. семьи с детьми; 3. учащиеся художественных школ; 4. люди, интересующиеся историей гончарства. 3. студенты; 4. верующие. 5. Люди, интересующиеся историей. 4.люди, интересующиеся военной историей Родины. предки трудились на шахтах Скопинского района; 3. гости и жители 4. города; 5. студенты и школьники; 6. люди, интересующиеся военной историей. предки захоронены на кладбище спецгоспиталя; 3. люди, интересующиеся военной историей. города. щиеся культурой и искусством. щиеся о своем здоровье.

Слабые 1. Недостаток инве- 1. Слабая 1. Слабая популяриза- 1. Слабая 1. Отсутствие 1. Отсутствие сет 1. Слабая осве- 1.Слабая PR-

стороны, стиций; популяриза- ция исторических освещенность туристической гостиниц для щенность в СМИ; кампания;

тормозящие 2.Слабая PR- ция историче- событий города; и неизвест- программы, размещения 2. Слабое продви- 2.Недостаточные

развитие кампания, как от- ских событий; 2. Неудовлетворитель- ность истори- включающей паломников; жение. инвестиционные

туристи- дельных мероприя- 2. Отсутст- ное состояние неко- ческих собы- посещение 2. Отсутствие вложения в

ческого тий, так и всего вие сети торых исторических тий города; кладбища столовых, пред- развитие рекреа-

направле- ния направления гончарства г. Скопина; 3. Слаборазвитая инфраструктура (отсутствие гостиницы и сети заведений общепита для участников и гостей) гостиниц для размещения паломников; 3. Отсутствие столовых, предназначенных для верующих и содержащих в своем меню постные блюда. обЪектов. 2. Неудовлетворительное состояние некоторых исторических объектов. спецгоспиталя 2. Слаборазвитая инфраструктура. ; назначенных для верующих и содержащих в своем меню постные блюда; 3. Слаборазвитая транспортная инфраструктура; 4. Отсутствие указателей к местам паломничества. ционного туризма.

Задачи, 1. Воспитание у 1.Бережное 1. Патриотическое 1. Воздать 1. Дать 1. Воспитание 1. Воспитание 1.Повышение

которые современного поко- отношение к воспитание и форми- память людям, возможность духовной культу- бережного хранения интереса людей к

должен ления чувства гордо- памятникам; рование чувства трудившимся прочувство- ры; традиций и внима- активному отды-

выполнять сти за свою нацио- 2.Развитие гордости и ответст- на скопинских вать тяжбу 2. Развитие тельного отношения ху;

предложен- нальную культуру, интереса к венности за Родину; шахтах; военных лет и интереса к к корням; 2.Помощь людям,

ный бренд бережного и уважи- истории 2. Формирование 2. Дать повысить истории право- 2. Вовлечение в особенности

тельного отношения православия; чувства долга и возможность уважение к славия; молодого поколения пенсионерам, в

к народным традици- 3.Воспитание уважения к ветеранам прочувствоват ь труженикам 3. Организация в культурную жизнь укреплении

ям; 2. Изучение и сохранение исторических традиций народного промысла; 3. Поднятие престижа и поддержка гончарного искусства на российском и международном уровне. духовной культуры. ВОВ; 3.Бережное отношение к памятникам, увековечившим историю военных событий. тяжбу военных лет и повысит! уважение к труженикам тыла и репрессированным. тыла и репрессированным; 2. Бережное отношение к памятникам, увековечившим историю военных лет. туристических маршрутов паломников. общества. здоровья, обеспечении долголетия: 3. Поддержание работоспособности людей на высоком уровне; 4. Повышение значимости и закрепление статуса рекреационного туризма.

71

Новый университет. 2012. № 6 (16).

ISSN 2221-7347

Описанные бренды направлены на широкую аудиторию людей, отличающихся друг от друга возрастами, профессией и интересами. (см. рисунок) Но, несомненно, один бренд не может нравиться всем, у каждого бренда есть свои особенности, а также своя аудитория, которой интересно именно это направление туризма: паломничество, этнография, событийный или рекреационный туризм и др. Соответственно, необходимо рассматривать и развивать каждое из направлений в отдельности, учитывая его особенности и потенциал.

1. Бренд «Скопин - гончарная столица России»;

2. Бренд «Скопин - город-свидетель военной истории Родины»;

3. Бренд «Скопин - малый рязанский Суздаль»;

4. Бренд «Скопин - красный угол России»;

5. Бренд «Скопин - отличное место отдыха и рекреационного туризма».

Рис. Целевая аудитория отдельно по брендам и при их взаимодействии

Анализ базы, необходимой для создания бренда, дал нам возможность по-иному представить территорию г. Скопина и Скопинского района. Можно с уверенностью сказать, что на этой территории есть ресурсы для создания именно мультибрендового пакета.

Итак, предложенные бренды:

1. Сделают имидж МО более привлекательным, что в свою очередь может повысить конкурентоспособность города. В настоящее время территория тем эффективнее, чем больше ресурсов она может притянуть. Поэтому историческая, культурная привлекательность, которую развивает бренд, может помочь в продвижении территории, а именно продвинуть вперед территорию на рынке туризма с предложением своего уникального бренда, повысить долю инвестиционных вложений, привлечь туристов, работников, ученых или деловых людей, которые могут стать спонсорами рекламной кампании территории;

2. Помогут продвижению территории в СМИ, в связи с чем увеличится поток туристов. Так как бренд направлен на определенную целевую аудиторию, это позволит эффективнее развивать конкретную сферу туризма, что в свою очередь поспособствует развитию инфраструктуры туризма: гостиничного и дорожного хозяйства (постройка новых и реконструкция старых мест размещения гостей города и района, улучшение качества дорожного покрытия), транспорта и связи, бытовых услуг, системы информации и обеспечения безопасности туристов;

3. Способствуют восприятию территории ее жителями как менее конфликтной и более социально стабильной. Так как бренд подчеркивает уникальность данной территории, это поспособствует формированию чувства гордости за свой край;

4. Позволят стать МО более самодостаточными и менее зависимыми от центра за счет расширения направлений деятельности на данной территории;

72

ISSN 2221-7347

Экономика и право

5. Поспособствуют усилению внутренних и внешних деловых контактов, обеспечению экономического роста МО за счет более активного взаимодействия с соседними районами области;

6. Поспособствуют вовлечению молодого поколения в культурную жизнь общества и повышению социальной активности молодежи за счет ее участия в проводимых мероприятиях.

Внедрение предложенных брендов продвинет вперед развитие района и повысит статус МО г Скопин и МО Скопинский район как прекрасного места для отдыха, туризма и жизни.

Статья поступила в редакцию 13.06.2012.

ЕЗДАКОВА Анастасия Олеговна - студент, Рязанский государственный радиотехнический университет.

КИСТРИНА Элегия Ильдаровна - кандидат экономических наук, доцент, Рязанский государственный радиотехнический университет.

МАНУКЯН Эдита Арамаисовна - студент, Рязанский государственный радиотехнический университет.

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.