Научная статья на тему 'Повышение привлекательности Белгородской области на основе событийного туризма, туристического маркетинга и брендинга'

Повышение привлекательности Белгородской области на основе событийного туризма, туристического маркетинга и брендинга Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
415
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНД РЕГИОНА / БРЕНДИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / BRAND OF THE REGION / BRANDING / COMPETITIVENESS OF THE REGION / EVENT TOURISM / BELGOROD REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рыжих Оксана Викторовна

В статье рассматриваются роль и значение брендинга в повышении конкурентоспособности региона в сфере событийного туризма. Описываются подходы к формированию бренда региона, позиционированию территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing the attractiveness of the Belgorod region on the basis of event tourism, tourism marketing and branding

The article examines the role and importance of branding in enhancing the competitiveness of the region in the field of event tourism. Approaches to branding the region, positioning the territories are described.

Текст научной работы на тему «Повышение привлекательности Белгородской области на основе событийного туризма, туристического маркетинга и брендинга»

«Повышение привлекательности Белгородской области на основе

событийного туризма, туристического маркетинга и брендинга»

«Increasing the attractiveness of the Belgorod region on the basis of event tourism, tourism marketing and branding»

РыжихО.В.1 Ryzhikh O.V.

В статье рассматриваются роль и значение брендинга в повышении конкурентоспособности региона в сфере событийного туризма. Описываются подходы к формированию бренда региона, позиционированию территорий.

The article examines the role and importance of branding in enhancing the competitiveness of the region in the field of event tourism. Approaches to branding the region, positioning the territories are described.

Ключевые слова: бренд региона, брендинг, конкурентоспособность региона, событийный туризм, Белгородская область.

Keywords: brand of the region, branding, competitiveness of the region, event tourism, Belgorod region.

На современном этапе развития отечественной экономики особую актуальность приобретают проблемы разработки конкурентоспособности региона. Успех в данной борьбе достигается теми отечественными регионами, руководство которых использует современный, прежде всего, маркетинговый инструментарий, позволяющий обеспечивать достаточную степень конкурентоспособности и гибко реагировать на изменения внешней среды. В этих условиях возрастает роль брендинга как процесса формирования эффективного бренда региона.

Бренд— термин в маркетинге, символическое воплощение комплекса информации, связанного с определённым продуктом или услугой. Обычно включает в себя название, логотип и другие визуальные элементы [3].

'Научный руководитель -д.э.н., проф. Макринова Е.И.,БУКЭП

Брендинг территории - это процесс по созданию и управлению брендом, который включает в себя формирование, продвижение, развитие и репозиционирование бренда. В его основе лежит использование технологий создания отличительного образа региона и формирование к нему отношения конкретной целевой аудитории.

Бренд региона как туристской территории выражает основные ценности территории, ее цели, миссию в туризме и помимо вышеперечисленного основные типы туристических ресурсов [4].

Приоритетными задачами в брендировании Белгородской области являются (рис 1.):

Туризм

Инвестиции и бизнес

Культура

Рис 1. Классификация задач брендирования Белгородской области

Актуальность использования бренд - технологий на региональном уровне объясняется прежде всего тем, что брендинг является одним из эффективных современных инструментов улучшения экономического климата и инвестиционной привлекательности территории.

В последнее десятилетие в Белгородской области особое внимание уделяется формированию туристского имиджа региона, в котором большое значение придается развитию событийного туризма как фактора формирования

отличительного образа региона. Белгородская область обладает значительными туристско-рекреационными возможностями, имеет определенный историко-культурный потенциал, благоприятные природные условия, разнообразие народных традиций и потенциальные возможности для развития событийного туризма. В настоящее время данный вид туризма - это не только перспективный и динамично развивающийся сегмент туристского рынка, но и эффективный инструмент для продвижения территорий. [1].

Событийный туризм- это вид туризма, ориентированный на посещение местности в определенное время, связанный с каким-либо событием. Отличительной особенностью данного вида туризма является то, что он может быть интересен практически любой категории туристов: российским и иностранным гражданам, молодым людям, а также старшему поколению.

С 2014 года администрацией Белгородской области принято решение перенести из административного центра в районы проведение некоторых наиболее знаковых событий, с целью их вовлечение в туристическую индустрию, формирования имиджа районов и привлечения новых туристических потоков.

Лидерами в проведении этих мероприятий являются Белгородский и Грайворонский районы (рис. 2).

Рис 2. Количество проводимых фестивалей в Белгородской области

В Белгородской области проводятся мероприятия по 7 направлениям развития событийного туризма в г. Белгород и Белгородском районе проводятся мероприятия по всем направлениям событийного туризма реализуемым в регионе. Здесь проводятся развлекательные мероприятия, основная часть спортивных событий, фестивали, научно-познавательные, религиозные события.

Одними из самых масштабных событийных мероприятий в Белгородской области по праву считаются:

1. Международный фестиваль по барбекю «Гриль-Фест».

~ V

вРШРЕБ!

Фестиваль «Гриль-Фест»

Основными целями данного фестиваля являются:

• формирование имиджа Белгородской области как одного из крупнейших производителей мясной продукции на территории Российской Федерации;

• повышение конкурентоспособности местных товаропроизводителей;

• развитие гастрономического туризма в Белгородской области;

В рамках данного фестиваля гости смогут увидеть:

• открытый Кубок Белгородской области по барбекю среди студентов «Гриль-Фест»;

• - международный чемпионат по барбекю «Гриль-Фест»;

• - шоу-программу и конкурсы для гостей;

• принять участие в дегустации целого поросенка - Барбекю-Шоу;

• мастер-класс по приготовлению блюд от шеф-поваров;

• мясной аукцион;

• выступление музыкальных групп и праздничный фейерверк. 2.Знаковым мероприятием в Белгородской области по праву является

Международный фестиваль «БелМелФест» - комплексное мероприятие, которое ежегодно проходит в г.Белгород Основу тематик Фестиваля составляют мел и белый цвет.

Международный фестиваль «БелМелФест»

Данное мероприятие включает:

• конкурсы 3D рисунков и видеороликов;

• чемпионат по игре в классики;

• лазерное шоу и экстремальные виды спорта на меловых горах;

• кухню городов-побратимов;

• квесты;

• выступление профессиональных танцоров и приглашенных музыкальных групп и тд.

З.Небосвод Белогорья - ежегодный фестиваль воздухоплавания, военно-спортивных и авиационно-спортивных клубов, проводимый возле Памятника

Победы — Звонница на Прохоровском поле), городе Белгород и в посёлке Дубовое. Как правило, проводится во вторые выходные августа.

Небосвод Белогорья

В рамках фестиваля проводятся:

• групповые прыжки с парашютом;

• показательные полеты лёгкой и сверхлёгкой авиации;

• массовые взлёты и ночное свечение тепловых аэростатов;

• выступление фолк-групп, военного оркестра и военно-спортивных клубов;

• проекционное шоу.

4. Областной фестиваль «Узорный хоровод».

Фестиваль «Узорный хоровод»

Программа фестиваля включает:

• полёты на аэростате;

• съёмки с беспилотных аппаратов;

• дегустацию традиционных блюд;

• презентацию сувенирной продукции;

• выставку рисунков и экскурсии по самым загадочным историческим местам Грайворонского района и т.д.

Главным достижением I Всероссийского фестиваля народной культуры «Узорный хоровод» стал установленный мировой рекорд: Российский комитет по регистрации рекордов планеты признал хоровод самым массовым и продолжительным. Он собрал 2511 участников и длился 1 час 24 минуты.

В 2016 году здесь был побит собственный хороводный рекорд. 22 хороводных «улицы» из девяти районов Белгородской области выстроились в восемь фигур, на каждую из которых отводилось по 12 минут. Всего в создании фигур поучаствовали около 5480 человек [5].

Кроме того, во время фестиваля был установлен еще один рекорд - самой длинной узорной невестинской косы. Её длина стала новым мировым рекордом и достигла 805 метров.

Фестиваль сразу же получил всероссийское признание - стал победителем национальной премии Russian Event Awards - 2015, выдержав конкуренцию с 700 проектами, в финале обойдя примерно сто претендентов. Грайворонский незамкнутый хоровод «Кривой танок» взял первое место в номинации «Лучшее событие в области популяризации событийного туризма».

5. Ключевым событием в сфере развлечения жителей и гостей Белгорода в день города стал гастрономический фестиваль «Русская каша». Являясь оригинальным событийным мероприятием, фестиваль вошел в национальный календарь событий 2017 года.

Гастрономический фестиваль «Русская каша»

Гастрономический фестиваль «Русская каша» направлен на возрождение национальных традиций русской кухни и продвижение туристского имиджа региона, представляет собой большой гастрономический праздник, объединяющий предприятия общественного питания Белгородской области и регионов Российской федерации, которые представляют гостям города блюда традиционной кухни народов России, а также исконно русские рецепты каши.

Идея фестиваля "Русская каша" появилась после того, как 2015 году в Белгороде уже сварили рекордное количество каши: 1945 килограммов или 7070 порций. Такое число символизировало 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Правда тогда каша была одна-единственная - классическая полевая. На следующий год в городе приготовили уже 56 видов каш, почти в два раза превысив планируемый к установке рекорда показатель.

В 2016 году фестиваль принес региону победу в номинации «Лучшее туристическое событие в области гастрономического туризма» национальной премии «Russian Event Awards». А в 2017-м на основе рейтинга аналитического агентства «ТурСтат» он попал в тройку самых популярных гастрономических фестивалей России наряду с «Вкусной Казанью» и «Праздником огурца» в Суздале.

В Белгородской области имеются все предпосылки для того, чтобы событийный туризм стал одним из значимых составляющих экономического и социокультурного развития регионов, существенным источником пополнения

областного бюджета. Благодаря особому географическому расположению и уникальному комплексу культурно-исторических и природных достопримечательностей регионы представляют значительный интерес для туристских посещений российских и иностранных граждан. Литература

1. .Василенко Е.В. Событийный туризм как перспективное направление развития внутреннего туризма в России [Текст] / Е.В. Василенко // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. - 2016. - № 1. - С. 116-119.

2. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. / Н.А. Зайцева. М. Издательский центр Академия, 2005, - 240 с.

3. Иваницкая Т.Ю., Событийный туризм как концепт развития региона в условиях глобальной экономики [Текст] В сборнике: Событийный туризм - основа реализации туристского потенциала территорий: актуальные задачи, проблемы и перспективы развития. Материалы международной научно-практической интернет-конференции с международным участием в рамках V фестиваля туризма в г. Белгороде. Белгородский университет кооперации экономики и права. 2016. С. 94-102.

4. Лысенко В.В, Разработка программы организации событийного туризма как маркетинговый инструмент развития внутреннего и въездного туризма Белгородской области [Текст] /материалы международной научно-практической и методической конференций. Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2015

5. Макринова Е. И., Матвеева О.П., Иваницкая Т.Ю. Туристские услуги: теория, практика и маркетинговый аспект развития в регионе: Монография. - Белгород: Кооперативное образование, 2009. - 141 с.

6. Макринова Е.И., Святая Е.О. Интегрированные маркетинговые коммуникации как инструмент продвижения регионального гостиничного продукта // "Экономика и предпринимательство" № 12-2 (53-2) 2014.С 344-348.

7. Макринова Е. И., Технологии продаж: учеб. пособие для студентов направления подгот. 100400.62 "Туризм" / Е. И. Макринова, Т. Ю. Иваницкая. - Белгород : Изд-во БУКЭП, 2012.

8. Никольская Е. Ю. Стратегии развития внутреннего туризма в России /Россия-Казахстан: приграничное сотрудничество, музейно- туристический потенциал, проекты и маршруты к событиям мирового уровня: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Вып. 1. - Самара, 2016. - Режим доступа:https://regrazvitie.ra/wp-content/uploads/2016/02/Nikolskaya.pdf Дата обращения: 04.11.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.