Научная статья на тему 'Территориальный брендинг'

Территориальный брендинг Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
452
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / БРЕНД РЕГИОНА / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ БРЕНДИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / IMAGE / BRAND OF THE REGION / TERRITORIAL BRANDING / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Калачев И. А., Арефьев М. С.

Многие регионы России являются неконкурентоспособными, вследствие того, что региональные коммуникации являются недостаточно эффективными. Для модернизации этих территорий необходимо создать свой собственный бренд, благодаря которому произойдет улучшение качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional branding

Many regions of Russia are not competitive due to the fact that the regional communications are not effective enough. For modernization of these areas need to create your own brand, through which will improve the quality of life.

Текст научной работы на тему «Территориальный брендинг»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

УДК 332.14

И.А. Калачев, М.С. Арефьев ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ

Многие регионы России являются неконкурентоспособными, вследствие того, что региональные коммуникации являются недостаточно эффективными. Для модернизации этих территорий необходимо создать свой собственный бренд, благодаря которому произойдет улучшение качества жизни.

Ключевые слова: имидж, бренд региона, территориальное брендирование, инвестирование.

Большую роль в развитии любого города, региона или даже целой страны играет территориальный брендинг, который определяется тем, насколько успешно происходит продвижение данной территории на внешнем рынке, а также включает в себя понятия национального брендинга, регионального и городского маркетинга. Такой тип брендинга необходим для повышения конкурентоспособности региона, ведь городам и странам приходится конкурировать за всевозможные ресурсы [1]. Люди должны не просто хорошо говорить или писать о регионе, успех в развитии и продвижении той или иной территории положительно скажется на уровне финансовой поддержки со стороны федерального бюджета, а также на инвестировании в данную местность.

Территориальный брендинг решает множество задач, среди которых самой главной является улучшение привлекательности региона (инвестиционной и туристической), благодаря которой улучшается имидж местности, у инвесторов и жителей появляются положительные ассоциации с этой территорией, вследствие чего повышается уровень жизни населения в целом, благодаря территориальному брендингу происходит развитие туризма.

Территориальный брендинг актуальное, перспективное и относительно новое понятие для России, но все же, данное явление достаточно широко распространено на территории нашей страны. Такой тип брендинга включает в себя визуальные составляющие, среди которых логотип, фирменный стиль, имидж и репутация города, региона или даже целой страны, которые являются символом данной территории [2].

Создание территориального бренда включает в себя множество этапов:

1. Разработка маркетинговой стратегии, которая включает в себя:

- определение целей создания,

- поиск персонала, который будет воплощать в жизнь идеи специалистов по созданию бренда,

- определение целевых аудиторий (территориальный бренд имеет огромное влияние на свои целевые аудитории, которые можно разделить на следующие группы: жители региона, инвесторы, а также туристы),

- поиск факторов, которые будут считаться наиболее привлекательными в данном регионе,

- анализ конкурентов,

- рассмотрение всевозможных рисков.

2. Разработка креативной стратегии, которая включает:

- разработка визуального образа бренда, о котором уже говорилось ранее, то есть создание логотипа, лозунга, фирменного стиля,

© Калачев И.А., Арефьев М.С., 2014. DOI: 10.15350/2221-7347.2014.5-6.00062

75

Новый университет. 2014. № 5-6(39-40)

ISSN 2221-7347

- анализ того, как люди воспринимают данный бренд, проще говоря, то, какие ассоциации он вызывает.

3. Разработка медийной стратегии, то есть определение того, как территориальный бренд будет взаимодействовать со своей целевой аудиторией, включает следующие элементы:

- планирование социальной деятельности региона (участие в различных выставках),

- планирование мероприятий, рассчитанных на более глубокое вхождение в информационное пространство.

4. Позиционирование бренда, то есть процесс определения и, в случае необходимости, улучшения положения бренда среди его конкурентов и в сознании потребителей [3]. В отношении территориального бренда это:

- изучение восприятия,

- разработка концепции бренда.

При позиционировании бренда возможно очень понятно и четко передать уникальность, независимость и самобытность конкретного региона, это происходит благодаря культуре и наследии данной территории.

5. Бюджетирование - разработка плана бюджета процесса создания территориального бренда.

6. Анализ результатов процесса создания территориального бренда, а также его контроль и оценка успешности реализации всех вышеперечисленных стратегий, то есть комплексная оценка результатов территориального брендирования [4].

При добросовестном и правильном выполнении всех этапов регион станет брендовым и будет иметь определенный «вес», что послужит залогом дальнейшего развития территории. Многие проекты территориального брендирования в России потерпели неудачу или находятся на грани этого. Причиной тому послужило недопонимание между населением (целевой аудиторией) и администрацией региона, ведь у каждого из них свои приоритеты и ценности. Преимущества, которые администрация считала для себя правильными, оказались недостойными или непонятными для простых жителей. Из-за такого развития событий зачастую происходит так, что деньги в создание территориального бренда вложены, а отдачи от этого никакой нет, то есть, нет никаких изменений в укладе жизни населения региона [5].

В случае, когда интересы и ценности жителей и администрации региона совпадают, территория начинает более рационально использовать имеющиеся у него ресурсы, и становится более популярным среди жителей не только конкретной местности, но и всей страны (или мира). Удачно и правильно брендированный регион является сильным конкурентом, ведь бренд позволяет приобрести «визитную карточку» города, то есть показать его неповторимость, особенность и необычность.

Одним из самых известных примеров удачного создания бренда территории является бренд города Мышкин. При позиционировании акцент делался на названии, и продвижение было связано с мышью. В городе был открыт Музей мыши, туристы, приезжающие туда привозили с собой будущие экспонаты для выставки. Со временем, благодаря такому развитию бренда города Мышкина поток туристов увеличился почти в 10 раз.

Жители многих городов России в последние годы стали осознавать, что имидж и образ территории, а также ее привлекательность в глазах людей, являются ключевыми факторами морального удовлетворения населения качеством своей жизни [7]. Ведь жители небольших городов всегда тянутся к мегаполисам, имеющим не только богатое прошлое, но и достойное настоящее, то есть люди хотят связать свою жизнь, свое будущее с территорией, чей образ является положительным и желанным для многих.

Библиографический список

1. Бельских, И.Е. Территориальные стратегии имиджа туристского бизнеса в мировой экономике/ И.Е. Бельских // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 8. - С. 62-67.

2. Визуальная политика. Фирменный стиль России. - М.: Совпадение, 2007.

76

ISSN 2221-7347

Экономика и право

3. Арефьев М.С., Галичкин Н.С., Калачев И.А. Роль PR и рекламы в позиционировании бренда // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2013. - № 11 (33). - С. 65-67

4. Бельских И.Е. Институциональные основы рекламы и паблик рилейшнз фирмы в современной экономике // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. № 36.- С. 15-24.

5. Бельских И.Е. Чемпионат мира по футболу-2018 и перспективы развития туризма на примере Волгоградской области // Региональная экономика: теория и практика». - 2013. - № 37. - С. 55-60.

6. Гуляихин В.Н., Пантелеев Е.В. Правовая социализация человека: роль архетипов правого сознания // Право и образование. - 2014. - № 05. - С. 110-118.

Статья поступила в редакцию 15.06.2014.

КАЛАЧЕВ Иван Александрович - студент, Волгоградский государственный технический университет.

АРЕФЬЕВ Максим Сергеевич - студент, Волгоградский государственный технический университет.

UDC 332.14

I.A. Kalachev, M.S. Arefyev

REGIONAL BRANDING

Many regions of Russia are not competitive due to the fact that the regional communications are not effective enough. For modernization of these areas need to create your own brand, through which will improve the quality of life.

Keywords: image, brand of the region, territorial branding, investment.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.