Научная статья на тему 'Возможности дополнительного образования в профессиональном самоопределении старшеклассников'

Возможности дополнительного образования в профессиональном самоопределении старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / старшеклассники / возможности / дополнительное образование / сетевое взаимодействие / самореализация / professional self-determination / high school students / additional education / network interaction / self-realiza-tion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тажмуратова Айгуль Амангалейевна

Актуальность вопроса заключается, с одной стороны, в том, что госзаказ поставил задачу активизации деятельности по профессиональному самоопределению учащихся в образовательных организациях. С другой стороны, ввиду нерегламентированности образования в дополнительном образовании, по мнению автора, предоставляется широкий спектр возможностей выполнения данного поручения. На основании изучения статистических и аналитических исследований предлагается разделить подход к решению проблематики. К группе смысловых возможностей отнесены возможности формирования осознанного позитивного отношения к выбору профессии. К функциональным возможностям дополнительного образования автор причисляет потенциал сетевого взаимодействия с организациями, заинтересованными в профессиональном самоопределении подростков, рассмотрен подобный опыт взаимодействия в Новосибирской, Белгородской и Томской областях, проекта по профориентации и кибер-социализации от Фонда ФОРОТЕХ, компании «МегаФон» и федеральных компаний-партнеров. И, наконец, созидательные возможности обогащают опыт апробации конструктивных вариантов поведения в профессии, наращивают умения самовыражения, самопроявления и самореализации старшеклассников в организациях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тажмуратова Айгуль Амангалейевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities for additional education in the professional self-determination of high school students

The urgency of the article is due to the government order’s task to activate students' professional self-determination activities in educational institutions. The author believes that there is a broad spectrum of opportunities for fulfilling this task. Having analyzed the statistical and analytical researches, the author includes the potential for cultivating a consciously positive attitude towards choosing a profession to the group of semantic possibilities. The author regards the potential for network collaboration with organizations interested in the professional self-determi-nation of adolescents as the functional capabilities of supplementary education. Similar experiences of collaboration have been in Novosibirsk, Belgorod, and Tomsk involving a project on career guidance and cyber-socialization by the FOROTEKH Foundation, “MegaFon” company and federal partner companies. Finally, creative opportunities enrich the experience of test-ing constructive behavioral options in a profession, enhancing the self-expression, self-manifestation,and self-realization skills of high school students in supplementary education organizations.

Текст научной работы на тему «Возможности дополнительного образования в профессиональном самоопределении старшеклассников»

УДК 37.018 DOI: 10.52772/25420291_2023_4_73

Айгуль Амангалейевна Тажмуратова г. Оренбург

Возможности дополнительного образования в профессиональном самоопределении старшеклассников

Актуальность вопроса заключается, с одной стороны, в том, что госзаказ поставил задачу активизации деятельности по профессиональному самоопределению учащихся в образовательных организациях. С другой стороны, ввиду нерегламентированности образования в дополнительном образовании, по мнению автора, предоставляется широкий спектр возможностей выполнения данного поручения. На основании изучения статистических и аналитических исследований предлагается разделить подход к решению проблематики. К группе смысловых возможностей отнесены возможности формирования осознанного позитивного отношения к выбору профессии.

К функциональным возможностям дополнительного образования автор причисляет потенциал сетевого взаимодействия с организациями, заинтересованными в профессиональном самоопределении подростков, рассмотрен подобный опыт взаимодействия в Новосибирской, Белгородской и Томской областях, проекта по профориентации и кибер-социализации от Фонда ФОРОТЕХ, компании «МегаФон» и федеральных компаний-партнеров. И, наконец, созидательные возможности обогащают опыт апробации конструктивных вариантов поведения в профессии, наращивают умения самовыражения, самопроявления и самореализации старшеклассников в организациях дополнительного образования.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, старшеклассники, возможности, дополнительное образование, сетевое взаимодействие, самореализация.

Aigul Amangaleevna Tazhmuratova

Orenburg

Opportunities for additional education in the professional self-determination of high

school students

The urgency of the article is due to the government order's task to activate students' professional self-determination activities in educational institutions. The author believes that there is a broad spectrum of opportunities for fulfilling this task. Having analyzed the statistical and analytical researches, the author includes the potential for cultivating a consciously positive attitude towards choosing a profession to the group of semantic possibilities.

The author regards the potential for network collaboration with organizations interested in the professional self-determination of adolescents as the functional capabilities of supplementary education. Similar experiences of collaboration have been in Novosibirsk, Belgorod, and Tomsk involving a project on career guidance and cyber-socialization by the FOROTEKH Foundation, "MegaFon" company and federal partner companies. Finally, creative opportunities enrich the experience of testing constructive behavioral options in a profession, enhancing the self-expression, self-manifestation,and self-realization skills of high school students in supplementary education organizations.

Keywords: professional self-determination, high school students, additional education, network interaction, self-realization.

Введение. Актуальность проблемы возможностей дополнительного образования в профессиональном самоопределении старшеклассников подчеркивается не только потребительским спросом -запросами родителей и подростками, но и рядом правительственных документов, принятых за последнее время: Стратегией развития воспитания РФ до 2025 года, Концепцией развития дополнительного образования до 2030 года, Письмом Министерства Просвещения РФ «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации». В связи, с этим предлагаем рассмотреть возможности дополнительного образования в трех направлениях -смысловых, функциональных и созидательных группах. Такой взгляд на проблему поможет педагогам-практикам внедрить предлагаемую модель для реализации профессиональной ориентации старшеклассников.

Опыт рассмотрения вопросов профессионального самоопределения старшеклассников накоплен достаточный, если вспомнить советскую и российскую педагогику. Среди ведущих исследователей

данной области выделяются А.С. Макаренко, который предлагал методику воздействия на самоопределение подростка посредством воспитательного воздействия через коллектив и педагога, а также

B.А. Сухомлинский с концепцией создания самоуправляемых коллективов, которые открывали широкие возможности для саморазвития школьников.

C.Т. Шацкий рассмотрел возможность исходить из создания условий для самоопределения, которые бы опирались на необходимость детского мироощущения. В.А. Горский рассматривал взаимодействие и преемственность основного и дополнительного профессионального образования как механизм обеспечения готовности к профессиональному самоопределению.

Достаточно вспомнить концепцию самоактуализации личности А. Маслоу, концепцию профессиональных проб С. Фукуямы, концепцию профессиональной зрелости Д. Сьюпера, которые предлагали новые способы понимания и конструирования жизненного пути старшеклассников. Одновременно сегодня создаются дополнительные условия

для дальнейшего изучения профессионального самоопределения.

Исследовательская часть. Согласно исследованию газеты «Ведомости» от 31 января 2023 года, 32% россиян ежемесячно тратят почти половину заработной платы на детские кружки, секции и репетиторов. Почти 21% родителей с самого раннего возраста отправляют детей на занятия в спортивные секции. Также популярны музыка, актерское мастерство, различные творческие кружки (рисование, лепка, мозаика) - ими занимаются дети 10%, 8% и 13% от общего числа опрошенных соответственно [17].

Как видно из приведенных исследований, родители готовы оплачивать дополнительное образование детей. Возникает вопрос, какова мотивация подобного спроса на занятость детей? Исходя из исследований Института образования ВШЭ, реализованными в 2022/2023 учебном году «мягкие» навыки стали наиболее востребованными, среди них: коммуникативные навыки - 41,5%, планирование своего времени - 43%, трудолюбие - 44%, работа в команде - 49%. Данный опрос проводился для 1910 родителей, 1858 педагогов, 1140 руководителей учреждений дополнительного образования. Среди других приоритетов дополнительного образования - физическое здоровье (70%), потребность в развитии творческого мышления (48-62%). Остальные запросы на некоторые виды грамотности: предпринимательские (6%), финансовые (8%), экологические (10%), цифровые (11%) [14].

Выполняет ли сегодня дополнительное образование родительский запрос в условиях внедрения Целевой модели и какие возможности предоставляет дополнительное образование в профессиональном самоопределении старшеклассников?

Предлагаем рассмотреть данные вопросы с позиции групп возможностей, которыми располагает дополнительное образование.

Самоопределение - это деятельность человека по выбору своей собственной позиции и самореализации в определенных жизненных условиях. Предлагаем исходить из того, что Н.А. Лупанова рассматривает самоопределение личности «как самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм будущей профессии является необходимым условием жизнедеятельности человека, определяющей качество его личностной и профессиональной зрелости» [12].

Советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн говорит о том, что «сознательное самоопределение выражается в его самосознании. Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «Я» [16, с. 565].

По мнению Б.Г. Ананьева «сформировавшиеся и ставшие устойчивыми образованиями комплексы личностных свойств регулируют объем и меру активности социальных контактов личности, оказывают влияние на образование собственной среды развития» [2, с. 257].

74

Суть самоопределения состоит в выявлении и утверждении индивида, в проблемных ситуациях, когда он оказывается перед необходимостью принятия общественно-значимых решений.

Понятие «самоопределение в жизни» является широким, оно рассматривает человека как творца собственной жизненной траектории и реализации интеллектуальных ресурсов. Самостоятельно выработанные принципы облегчают ему поиски решения жизненных задач, помогают найти гармонию интересов собственного и общественного развития.

Так, по мнению Т.В. Синюгиной «жизненное самоопределение является не просто одним из видов самоопределения, но по существу выступает в качестве основы других видов самоопределения, поскольку предполагает выбор человеком жизненной позиции, своего отношения к миру, к другим, к самому себе» [18].

Система действия самоопределения основывается на взаимодействии между индивидуальными особенностями личности и социокультурным контекстом. Человек формирует представление о себе и своем месте в обществе, исходя из своих ценностей, убеждений, опыта и образования. Эти смыслы и ценности могут быть индивидуальными, но они также формируются социокультурными факторами и нормами.

Субъект самоопределения регулирует свои жизненные стратегии и ориентации на основе своего смыслового восприятия окружающего мира и своей позиции в нем. Эти стратегии и ориентации могут включать в себя установление целей, выбор путей достижения успеха, принятие решений и управлении своим поведением.

Однако этот процесс самоопределения не является статичным и окончательным. В течение жизни человек сталкивается с изменяющимся окружающим миром, новыми ситуациями и вызовами. Поэтому его смыслы и ценности могут меняться, а вместе с ними и стратегии, и ориентации самоопределения. Человек может проводить переоценку своих представлений о себе и стремиться к переосмыслению своего места в мире.

Таким образом, механизм действия самоопределения является динамичным и включает в себя постоянное взаимодействие между субъективными смыслами и ценностями, жизненными стратегиями и ориентациями, а также социокультурным контекстом. Этот процесс задает логику и направление жизни личности, формирует ее историю и определяет ее бытие с противоречиями и напряженностью, считает В.С. Иванова [8].

Ключевым элементом такого самоопределения является профессиональное. Оно требует активного осознания личностью отношений с окружающим миром и выбора сферы будущей профессиональной активности. В этой связи стоит обратиться к группе смысловых возможностей дополнительного образования. Как правило, это сложный, длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека. При этом особо

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (60) 2023

значимой в профессиональном самоопределении становится проблема приобретения молодым поколением представлений о собственных возможностях, влияющих на выбор будущей профессии. Социум заинтересован в эффективном формировании у старшеклассников умений и потребности включаться в экономическую активность, в производительный труд и межличностные отношения внутри коллектива.

В Письме министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023 года №2 АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» сформулированы предложения по формированию системы профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов в общеобразовательных организациях всех субъектов Российской Федерации и предназначены для обеспечения ее функционирования и дальнейшего развития [9].

Подобный государственный заказ становится особенно актуальным в свете принятых за последнее время нормативно-правовых документов, определяющих стратегию развития дополнительного образования: Концепции развития дополнительного образования детей до 20230 года, Стратегии развития воспитания, Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей. В них прописаны конкретные целевые ориентиры, организационные модели, ресурсы для изменений.

В то же время, несмотря, на предпринятые усилия и меры поддержки со стороны государства, наблюдается определенный дисбаланс между потребностями со стороны общества и существующим положением в организациях дополнительного образования. С одной стороны есть потребность в формировании смыслов, формирование осознанно позитивного отношения к профессиональным ценностям труда. В стране активно реализуется проект «Билет в будущее», направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор профессии старшеклассниками. С другой стороны, проект «Билет в будущее» предлагает новый подход к профориентации, основанный на осознанности и активном вовлечении обучающихся в процесс выбора профессии. Он включает в себя проведение различных активностей и мероприятий, направленных на развитие самоанализа и самопознания учащихся, анализ и развитие их интересов, способностей и ценностей, а также изучение рынка труда и профессиональных требований. Цель проекта состоит в том, чтобы помочь обучающимся осознать свои профессиональные предпочтения и потребности, а также развить необходимые навыки и знания для успешного выбора и реализации своего профессионального пути. Проект также ориентирован на поддержку обучающихся в принятии решений и планировании своего будущего. В рамках данной программы предусмотрено проведение различных мероприятий, таких как тренинги, семинары, индивидуальные и групповые консультации, а также ис-

пользование информационных ресурсов и технологий для доступа к актуальным и достоверным данным о профессиях и рынке труда.

Таким образом, проект «Билет в будущее» является ответом на недостатки традиционных подходов к профориентационной работе и предлагает новый, основанный на осознанности, подход к подготовке и поддержке обучающихся в выборе и реализации их профессионального пути, отмечает Т.Н. Мызникова [15].

В решении проблемы понимания выбора собственного профессионального пути может помочь организация дополнительного образования. При формировании второй группы возможностей -функциональных, может быть организована сетевая модель реализации общеобразовательных общераз-вивающих программ дополнительного образования.

При реализации сетевой модели обучения могут использоваться модульные, разноуровневые и традиционные программы обучения. При этом важный фактор - использование ресурсов организации, с которыми заключен сетевой договор взаимодействия.

По определению Н.С. Бугровой, сетевое взаимодействие основывается на принципах взимовы-годности, открытости и партнерства. Оно предполагает объединение ресурсов, знаний и опыта различных участников сети с целью достижения общей цели. Сетевое взаимодействие позволяет совместно разрабатывать новые подходы и методы, обмениваться информацией, сотрудничать в реализации проектов и программ. В результате такого сотрудничества может быть достигнут как экономический, так и социальный эффект, так как совместные усилия обычно позволяют увеличить эффективность деятельности и достигать более значимых результатов. Основные принципы сетевого взаимодействия включают в себя добровольность участия, взаимную ответственность и обязательство, открытость и прозрачность взаимодействия, а также сохранение уникальности и индивидуальности каждого участника [4].

Сетевое партнерство в области дополнительного образования нацелено на сотрудничество между организациями с целью достижения определенной общей задачи. В отличие от конкурентной модели, в сетевом партнерстве участники не соревнуются между собой, а вносят свой собственный вклад в решение общих целей.

Совместная деятельность становится средством объединения участников сетевого партнерства. В ходе совместной работы формируются взаимоотношения между участниками, которые служат показателем качества взаимодействия. Это может быть выражено через степень вовлеченности каждого участника в совместные проекты, партнерские инициативы и общую организацию работы.

Определение вклада каждого субъекта в общее дело является важным аспектом сетевого партнерства. Это позволяет измерить уровень участия

каждого участника, тем эффективнее будет функционировать сетевое партнерство и достигаться поставленные задачи.

Таким образом, сетевое партнерство в области дополнительного образования основано на стратегии кооперации и включает в себя совместную деятельность участников. Важным аспектом является определение вклада каждого участника и его активное участие в достижении общих целей.

Сетевое взаимодействие в научно-методической литературе часто представляется как специально организованная структура связей между педагогами, образовательными организациями, процессами, действиями и явлениями, основанная на принципах открытости, сотрудничества и взаимного обучения. Оно осуществляется путем объединения ресурсов и навыков различных участников образовательного процесса и подразумевает взаимную открытость, обмен информацией, взаимоподдержку и совместную ответственность за достижение общих целей. Сетевое взаимодействие может проявляться в различных формах, таких как совместные проекты, образовательные сообщества, партнерство и координация деятельности. Оно способствует обмену опытом, развитию профессиональных навыков и повышению качества образования.

Сетевое взаимодействие представляет собой не просто обмен информацией, но и совместную работу независимых участников с целью достижения совместных результатов. В процессе сетевого взаимодействия участники выстраивают взаимодействие на основе доверия и согласования, что позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы и компетенции.

Сетевое взаимодействие позволяет достичь взаимовыгодных результатов для всех участников и способствует улучшению организации и выполняемых задач. Оно также способствует обмену опытом и знаниями между участниками, что повышает профессиональное развитие каждого инсти-туциаонального участника.

Однако для успешного сетевого взаимодействия необходимы установленные договоренности и правила, а также четкое понимание роли каждого участника. Сетевое взаимодействие требует гибкости, адаптивности и умения находить компромиссы.

Таким образом, мы согласны с мнением Е.М. Дорожкина и Н.Н. Давыловой о том, что сетевое взаимодействие - это деятельностное пространство, которое позволяет объединить ресурсы и компетенции независимых участников для совместного достижения целей каждого из них [5].

Примером успешного взаимодействия может стать опыт Новосибирской области. «Агрознайка» - модульная дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в МОЦ Черепановского района совместно с управлением сельского хозяйства администрации района. Сетевое взаимодействие между МОЦ и управлением сельского хозяйства позволяет организовать эффективную реали-

зацию программы, предоставляя участникам возможность получить знания и практические навыки по сельскому хозяйству и аграрным наукам.

Также в г. Искитим активно взаимодействуют с производственными организациями и учреждениями высшего образования. Например, летняя сессия в инженерно-технологической школе «Ин-жетроник» на базе НГАСУ (Сибстрин) предоставляет студентам возможность практического обучения и проведения научных исследований в области инженерии и технологии. «Школа инженерного мышления», организуемая на базе ФГБОУ «НГБУ» МТФ с АО «ЭПМ НовЭЗ», также способствует развитию инженерного мышления и практическим навыкам студентов.

Кроме того, на базе СГУПС с АО «Сибирский антрацит» проводится «Школа юного железнодорожника», которая предоставляет учащимся возможность изучения транспортной отрасли и приобретения практических навыков работы на железной дороге.

Такие мероприятия позволяют старшеклассникам ознакомиться с практической деятельностью в различных областях и углубить свои знания и навыки в выбранной отрасли [6].

Подобный положительный опыт сетевого взаимодействия сложился и в Центре технического творчества Белгородской области. В рамках сотрудничества со Ставропольской школой ДОСААФ России и Управлением по делам ГО и ЧС города Старый Оскол, организация дополнительного образования проводит различные программы обучения и мероприятия, связанные с техническим творчеством и профориентацией.

Профильная смена «Путешествие в техноград» предоставляет возможность участникам познакомиться с различными областями технического творчества через практические занятия, мастер-классы и экскурсии. Учащиеся могут изучать робототехнику, программирование, конструирование и другие интересные технические направления.

Профориентационная смена «Путешествие в Страну профессий» направлена на помощь учащимся в выборе профессии. В рамках этой смены организуются встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия и мастерские, а также практические занятия и тренинги. Учащиеся могут посмотреть, как работают специалисты в различных областях и определиться с выбором своей будущей профессии.

Таким образом, организация дополнительного образования активно сотрудничает с профессиональными образовательными учреждениями и общественными организациями, чтобы предоставить учащимся возможность получить дополнительные знания и навыки, а также помочь им определиться с выбором профессии [13].

Сибирская ассоциация специалистов ме-диаобразования под руководством И.В. Жилавской запустила проекты, в которых принимают участие начинающие журналисты, студенты и школьники

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (60) 2023

из разных регионов Сибири и Дальнего Востока. Они имеют возможность показать свои творческие проекты, обмениваться опытом и получать обратную связь от профессиональных журналистов и экспертов. Кроме того, проводятся научно-практические конференции и выставки, посвященные развитию медиаобразования и его роли в науке, культуре, образовании и средствах массовой коммуникации: очная и заочная Школа молодого журналиста (ШМЖ) на базе факультета журналистики Томского государственного университета; детские познавательные программы «Почему? Зачем? И как?», «Сыщики во Вселенной» Государственной телерадиокомпании «Томск» и др. [22].

Сетевое взаимодействие сегодня можно построить и с цифровой платформой. Обучаясь на материалах, предоставленных виртуально, нынешние старшеклассники могут апробировать навыки, так называемых диджитал-профессий. Так, с помощью наглядного иллюстративного материала, разработанного специалистами проекта по профориентации и киберсоциализации от Фонда ФОРОТЕХ, компании «МегаФон» и федеральных компаний-партнеров возможно ближе познакомиться с характером работы дизайнера-верстальщика, разработчика программных решений, маркетолога, специалиста по цифровой безопасности [21].

Таким образом, при формировании функциональной группы возможностей дополнительного образования неотъемлемым элементом становится привлечение партнеров в аспекте сетевого взаимодействия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Именно возможности дополнительного образования способствуют эффективному взаимодействию заинтересованных сторон в профессиональном становлении старшеклассника. Тем более, что модель видится как открытая система социальных коммуникаций. Сегодня информация стала не просто продуктом обмена в педагогической среде, она представляет собой ведущее влияние процесса информатизации общества. Становится очевидным, что проба старшеклассников в профессии невозможна без создания сетевого партнерства, как площадки взаимодействия педагогов, учащихся, родителей и партнеров.

Сегодня при рассмотрении возможностей дополнительного образования в профессиональном самоопределении старшеклассников стоит отметить, что одним из основных слагаемых является созидательная группа возможностей.

К ним, в первую очередь относится обогащение опыта апробации новых конструктивных вариантов поведения в профессии.

На сегодня вопросы психологического обеспечения профессиональной адаптации приобретают особую актуальность. По мнению Е.С. Стар-ченковой, «одним из них является обучение человека конструктивному совладающему поведению в трудных ситуациях на пути к его профессионализации» [20].

ISSN 2542-0291

Это довольно сложная концепция, но в общих чертах, обсуждается идея многих авторов, что способность к преодолению трудностей не ограничивается просто уменьшением стресса, она также включает в себя способность к трансформации собственной деятельности и психологических реакций на вызывающие стрессы ситуации. Это также подразумевает способность к планированию и адаптации в долгосрочной перспективе [3; 19].

С позиции профессионального самоопределения старшеклассников помощь в данном виде деятельности должна выстраиваться в русле обогащения опыта в профессии. Ведь если, в общеобразовательной организации обучение регламентировано, то в дополнительном образовании есть множество условий для вариативного подхода к обучению. Организация дополнительного образования может играть важную роль в социальной и профессиональной ориентации подростков. Дополнительное образование предоставляет молодым людям возможность изучать различные предметы или навыки, которые могут быть важными для их будущей карьеры. Это также может помочь им расширить свой кругозор и обрести новые интересы.

Более того, в рамках дополнительного образования подростки могут общаться с одноклассниками, учителями и другими взрослыми, что способствует социальной адаптации и развитию коммуникативных навыков. В таких коллективах более интенсивен обмен информацией, социальным опытом.

Организация дополнительного образования создает старшеклассникам эмоциональный фон для обретения необходимых в этом направлении навыков и умений. Система дополнительного образования обеспечивает подростку личностную целостность за счет социально-профессионального опыта, позволяющего сформировать представление о своей будущей деятельности. Профессиональное самоопределение грает важную роль в социально-психологической зрелости личности. Это связано с потребностью человека в поиске смысла и цели в своей профессиональной жизни. Профессиональное самоопределение помогает человеку понять, кем он хочет стать и какие цели и задачи он ставит перед собой в профессиональной сфере.

Эта потребность важна для достижения личностного роста, удовлетворения и успешной карьеры. Человек, обладающий профессиональным самоопределением, более вероятно будет чувствовать себя уверенно в своих профессиональных решениях, лучше уметь принимать важные жизненные решения и лучше адаптироваться к изменениям в карьере.

Поэтому поддержка профессионального самоопределения важна для подростков и молодых людей, и она может быть частью работы организаций дополнительного образования, помогая им найти свои профессиональные интересы и цели.

Мы много говорим о компетенциях, но сегодня возникает запрос на новые способы мышления. Считаем, что крайне важно формировать образное,

77

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (60) 2023

проектное, критическое, антикризисное мышление подростков. Возникает вопрос: как формировать подобное мышление и какие технологии можно использовать?

Именно с этой целью И.В. Жилавская предложила использовать российскую дорожную карту медийно-информационной грамотности. «На основе данной разработки в нашей стране созданы образовательные программы для подготовки профессиональных журналистов, цифровых кураторов, преподавателей вузов, педагогов школ и системы дополнительного образования, методистов, библиотекарей, а также студентов-бакалавров и магистрантов различных направлений подготовки» [7]. Она состоит из трех модулей, которые фактически обеспечивают покрытие всего содержания медийно-информационной грамотности, независимо от вида деятельности. Это модуль - поиск и обработка информации. Любая сфера - будь, то научно-техническая, культурная деятельность - не имеет значения какого рода программы, начинаем мы всегда с первого модуля. Затем - анализ и оценка каналов поступления информации и, третий, создание и продвижение медиапродуктов -что подрастающее поколение сегодня делает постоянно.

Знание особенностей личности подростка и поведения в условиях современного информационного общества дает возможность педагогу дополнительного образования найти и максимально эффективно применить методы самореализации, помогая воспитаннику найти свое место в коллективе и собственную траекторию движения к профессии.

В.А. Кулясов считает, что «наиболее результативным педагогическим средством формирования опыта самореализации подростков является создание педагогических ситуаций. Суть заключается в том, что педагог, чтобы содействовать развитию учащегося, должен ставить его в условия взаимодействия с объектом познания, общения и труда, чтобы учащийся при этом вынужден был самостоятельно искать выход из затруднений и тупиков» [11]. Ведь именно в искусственно созданной ситуации, которая требует быстрого принятия решения, формируется совладание личности, и самовыражение, и мо-тивационно-ценностный компонент.

Основной задачей созидательной группы возможностей дополнительного образования в профессиональном самоопределении старшеклассника видится наращивание умений самовыражения, самопроявления и самореализации. Причем, понятие самореализации в последнее время часто используется в отечественной и зарубежной психологической, социологической, педагогической и философской литературе. Усиление ее роли объясняется все более широким значением в становлении к профессии.

Впервые термин «самореализация» упоминается в Словаре по философии и психологии еще в 1902 году: «Самореализация - осуществление воз-

можностей развития «Я» [23]. Основные компоненты самореализации включают в себя самопознание, самопринятие, самовыражение и самосовершенствование. Самопознание - это процесс осознания своих возможностей, способностей, потребностей, ценностей, убеждений. Самопринятие - это понимание и принятие себя таким, какой человек есть. Самовыражение - это процесс выражения своих мыслей, чувств, потребностей, желаний, а также выражения себя через творчество и деятельность. Самосовершенствование - это стремление к развитию своих личностных качеств, улучшению навыков, знаний, умений.

Самореализация является важным аспектом психологического развития личности, поскольку она способствует самопознанию, удовлетворению потребностей и реализации своих целей в жизни. Она также связана с ощущением собственного смысла жизни и удовлетворенностью собой. Самореализация помогает личности расти и развиваться, достигать высоких результатов в различных сферах жизни, устанавливать и осуществлять цели, более гармонично и счастливо жить.

Согласно различным точкам зрения, самореализация является сложным процессом. Так, К.А. Абульханова-Славская считает, что этот термин включает в себя самопознание, формирование личностного «Я» и постоянное самосовершенствование [1, с. 53]. В.В. Ковров говорит, что самореализация предполагает учет множества аспектов личности и ее внутренних потребностей [10, с. 125-127].

Как видно из исследований Института образования ВШЭ, приведенных выше дополнительное образование детей традиционно рассматривается российскими семьями как необходимый элемент полноценного образования, важное условие развития и самореализации.

В то же время, отмечается, что увеличилось число организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. Это обеспечивает широкий спектр выбора различной тематики и направленности. Согласно тем же исследованиям Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», лидерами среди программ дополнительного образования остаются предпрофессиональные и углубленные уровни обучения.

Для определения условий для самореализации старшеклассников необходимо понимать специфику работы организации дополнительного образования. Для такого учреждения характерны разнородность учащихся по потенциальным и имеющимся способностям, возрасту, мотивам, физическим возможностям и другим особенностям развития. Это способствует тому, что дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы не могут быть строго ориентированы на определенный уровень развития учащихся. Скорее наоборот, они создают условия для развития детей как с проявленными способностями, так и для тех, кто «ищет себя».

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (60) 2023

Организация дополнительного образования создает старшеклассникам эмоциональный фон для обретения необходимых в этом направлении навыков и умений. Система дополнительного образования обеспечивает подростку личностную целостность за счет социально-профессиональных опытов, позволяющего сформировать представление о своей будущей деятельности. При этом профессиональное самоопределение следует рассматривать как одну из важнейших характеристик социально-психологической зрелости личности, ее потребности к самоактуализации и последовательному профессиональному становлению.

В этом смысле просто необходимым становится построение образовательного процесса для раскрытия творческого потенциала учащихся, раскрытия и самореализации личности, которое, в свою очередь, ведет к профессиональному самоопределению.

Содержание программ должно быть направлено на последовательное и поэтапное формирование основных предпрофессиональных компетенций учащихся. На первом этапе формируются цен-ностно-смысловый компонент («я ценю...»), затем - мотивационный компонент («я хочу.»). Только после этого происходит формирование когнитивного компонента («я знаю, как.»), деятельно-практического компонента («я умею.») и эмоционально-волевого компонента («я могу...»).

Методический аспект предполагает, что в основу обучения по программе положен системно-деятельностный подход. Эти принципы отражают важные аспекты образовательного процесса и подчеркивают его направленность на развитие личности обучающегося.

Принцип деятельности подчеркивает активное участие обучающегося в процессе обучения. Он базируется на идее, что обучающийся должен не только получать готовые знания от учителя, но и самостоятельно исследовать, открывать и углублять свои знания в ходе обучения. Данный подход способствует не только усвоению конкретных знаний, но и развитию творческих способностей и общеучебных умений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип непрерывности подчеркивает важность последовательного развития образовательных программ, методик и содержания обучения с учетом возрастных особенностей детей. Это означает, что обучающийся дожжен получать систематическую, последовательную и организованную

поддержку и информацию на протяжении всего процесса обучения.

Принцип целостности предполагает, что обучение должно представлять собой объединенную систему знаний, которая раскрывает мир из различных точек зрения и аспектов. Этот принцип способствует формированию у обучающихся комплексному, системному представлению о мире, что помогает им лучше понимать и анализировать информацию о различных аспектах жизни.

Принцип психологической комфортности -предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Принцип вариативности - предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

Заключение. Как видно, в современном информационном обществе востребованность результатов дополнительного образования растет как со стороны государства, так и основных заказчиков - родителей. В основном, они связаны с навыками и умениями, которые будут актуализированы в будущем.

Предложенные в статье возможности дополнительного образования в смысловых, функциональных и созидательных группах помогут педагогам дополнительного образования внедрить предлагаемую модель для реализации профессионального самоопределения воспитанников. Рассмотренные в статье группы возможностей дополнительного образования, на наш взгляд, содействуют успешному профессиональному самоопределению старшеклассников, поскольку они актуализируют его потенциал для первых проб себя в видах деятельности, которые в дальнейшем могут быть связаны с профессией. Работа рассматривает лишь одну из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть не только изучение возможностей профессионального самоопределения старшеклассников, но и их специфика и сущностные характеристики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - Москва : Мысль, 1991. - 299 с. -Текст : непосредственный.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 288 с. - Текст : непосредственный.

3. Белан, А.Е. Совладание личности с жизненными трудностями: активность, поведение, деятельность / А.Е. Белан. - Текст : непосредственный // Психология совладающего поведения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. - Кострома, 2007. - С. 19-21.

4. Бугрова, Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров : дис. ... канд. пед. наук / Н.С. Бугрова. - Омск, 2009. - 188 с. - Текст : непосредственный.

5. Быкова, Е.В. Сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ как инструмент обновления системы дополнительного образования / Е.А. Быкова. - Текст : электронный // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2019. - №11-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevaya-forma-realizatsii-dopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh-programm-kak-instrument-obnovleniya-sistemy-dopolnitelnogo/viewer (дата обращения: 02.10.2023).

6. Дорожкин, Е.М. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия / Е.М. Дорожкин,

H.Н. Давыдова. - Текст : непосредственный // Высшее образование в России. - 2013. - № 11. - С. 11-17.

7. Жилавская, И.В. Системные и институциональные трансформации российского медиаобразования / И.В. Жи-лавская. - Москва : МПГУ, 2021. - 368 с. - Текст : непосредственный.

8. Иванова, В.С. Феномен жизненного самоопределения / В.С. Иванова. - Текст : непосредственный // Вестник Томского политехнического университета. - 2011. - № 6. - Т. 318. - C. 92-97.

9. Российская Федерация. Министерство просвещения. О внедрении Единой модели профессиональной ориентации : письмо от 1 июня 2023 года № АБ-2324/05. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406995316/ (дата обращения: 23.10.2023). - Текст : электронный.

10. Ковров, В.В. Психолого-педагогический анализ сущности феномена самореализации человека / В.В. Ковров. -Текст : непосредственный // Вестник ВГГУ. - 2006. - № 14. - С. 127-135.

11. Кулясов, В.А. Формирование опыта самореализации подростков в учебной деятельности / В.А. Кулясов. - Текст : электронный // Известия ВГПУ. - 2008. - № 6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-opyta-samorealizatsii-podrostkov-v-uchebnoy-deyatelnosti/viewer (дата обращения: 02.10.2023).

12. Лупанова, Н.А. Самоопределение личности как научная категория / Н.А. Лупанова. - Текст : непосредственный // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 3. - С. 23-29.

13. Махлеева, Л.В. Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся / Л.В. Махлеева. - Текст : электронный // Инновационная наука : междунар. науч. журн. - 2016. - № 9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-professionalnom-samoopredelenii-uchaschihsya/viewer (дата обращения: 02.10.2023).

14. Основные тенденции развития дополнительного образования детей / Т.А. Мерцалова, С.Г. Косарецкий, К.М. Ан-чиков [и др.] ; науч. ред. Т.А. Мерцалова ; Национал. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики», Ин-т образования. -Москва : НИУ ВШЭ, 2023. - 228 с. - Текст : непосредственный.

15. Мызникова, Т.Н. Опыт реализации проекта «Билет в будущее» / Т.Н. Мызникова. - Текст : электронный // Муль-тиурок : конструктор сайтов для учителей. - URL: https://multiurok.ru/files/opyt-realizatsii-proekta-bilet-v-budushchee.html (дата обращения: 30.10.2023).

16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 594 с. -Текст : непосредственный.

17. Майер, А. Родители надеются на получение навыков в кружках и секциях / А. Майер. - Текст : электронный // Ведомости : сетевое изд. - URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/11/15/1005856-sredi-roditelei-rastet-zapros-na-poluchenie-detmi-konkretnih-navikov (дата обращения: 01.10.2023).

18. Синюгина, Т.В. Жизненное самоопределение: попытка типологизации / Т.В. Синюгина. - Текст : электронный // Научная мысль Кавказа. - 2008. - № 1 (53). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennoe-samoopredelenie-popytka-tipologiza/viewer (дата обращения: 02.10.2023).

19. Старченкова, Е.С. Концепция проактивного совладающего поведения / Е.С. Старченкова. - Текст : непосредственный // СПбГУ. Серия 12. - 2009. - Вып. 2. - С. 198-206.

20. Старченкова, Е.С. Программа обучения конструктивному совладающему поведению в профессионально трудных ситуациях / Е.С. Старченкова. - Текст : электронный // Вестник СПбГУ. Серия 16. - 2016. - Вып. 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-obucheniya-konstruktivnomu-sovladayuschemu-povedeniyu-v-professionalno-trudnyh-situatsiyah/viewer (дата обращения: 02.10.2023).

21. Тажмуратова, А.А. Медиакласс - площадка для формирования медийно-информационной грамотности / А.А. Тажмуратова. - Текст : электронный // Медиа. Информация. Коммуникация : сетевое науч.-образоват. изд. - 2023.

- № 37-2. - URL: http://mic.org.ru/vyp/37-2/tazhmuratova-a-a-mediaklass-ploshchadka-dlya-formirovaniya-mediyno-informatsionnoy-gramotnosti/ (дата обращения: 02.10.2023).

22. Танцева, С.Г. Особенности сетевой модели формирования медиаобразовательной среды региона / С.Г. Танцева.

- Москва, 2018. - 121 с. - Текст : непосредственный.

23. Цырева, Л.А. Самореализация личности как предмет философского исследования : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л.А. Цырева. - Москва, 1992. - 21 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

I. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Strategija zhizni [The strategy of life]. Moscow: Mysl', 1991. 299 p.

2. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznanija [Man as an object of knowledge]. Sankt-Peterburg: Piter, 2018. 288 p.

3. Belan A.E. Sovladanie lichnosti s zhiznennymi trudnostjami: aktivnost', povedenie, dejatel'nost' [Coping with personal difficulties in life: activity, behavior, activity]. Sergienko E.A. (ed.) Psihologija sovladajushhego povedenija: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Psychology of coping behavior]. Kostroma, 2007, pp. 19-21.

"TT ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 80_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (60) 2023_2542-0291

4. Bugrova N.S. Setevoe vzaimodejstvie v sisteme povyshenija kvalifikacii pedagogicheskih kadrov. Dis. kand. ped. nauk [Network interaction in the system of professional development of teaching staff. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Omsk, 2009. 188 p.

5. Bykova E.V. Setevaja forma realizacii dopolnitel'nyh obshheobrazovatel'nyh obshherazvivajushhih programm kak instrument obnovlenija sistemy dopolnitel'nogo obrazovanija []. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Nauka i socium» [Materials of the All-Russian scientific and practical conference "Science and Society'"], 2019, no. 11-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevaya-forma-realizatsii-dopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh-programm-kak-instru-ment-obnovleniya-sistemy-dopolnitelnogo/viewer (Accessed 02.10.2023).

6. Dorozhkin E.M., Davydova N.N. Razvitie obrazovatel'nyh uchrezhdenij v hode setevogo vzaimodejstvija [Development of educational institutions in the course of network interaction]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2013 no. 11, pp. 11-17.

7. Zhilavskaja I.V. Sistemnye i institucional'nye transformacii rossijskogo mediaobrazovanija [Systemic and institutional transformations of Russian media education]. Moscow: MPGU, 2021. 368 p.

8. Ivanova V.S. Fenomen zhiznennogo samoopredelenija [The phenomenon of life self-determination]. Vestnik Tomskogo politehnicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk Polytechnic University], 2011, no. 6, vol. 318, pp. 92-97.

9. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo prosveshhenija. O vnedrenii Edinoj modeli professional'noj orientacii: pis'mo ot 1 ijunja 2023 goda № AB-2324/05 [The Russian Federation. The Ministry of Education. On the introduction of a Unified model of professional orientation]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406995316/ (Accessed 23.10.2023).

10. Kovrov V.V. Psihologo-pedagogicheskij analiz sushhnosti fenomena samorealizacii cheloveka [Psychological and pedagogical analysis of the essence of the phenomenon of human self-realization]. Vestnik VGGU [Herald of Vyatka State University], 2006, no. 14, pp. 127-135.

11. Kuljasov, V.A. Formirovanie opyta samorealizacii podrostkov v uchebnoj dejatel'nosti [Formation of the experience of self-realization of adolescents in educational activities]. Izvestija VGPU [Izvestia VSPU], 2008, no. 6. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/formirovanie-opyta-samorealizatsii-podrostkov-v-uchebnoy-deyatelnosti/viewer (Accessed 02.10.2023).

12. Lupanova N.A. Samoopredelenie lichnosti kak nauchnaja kategorija [Self-determination of personality as a scientific category]. VestnikKGU im. N.A. Nekrasova [Vestnik of Kostroma State University], 2010, no. 3, pp. 23-29.

13. Mahleeva L.V. Rol' dopolnitel'nogo obrazovanija v professional'nom samoopredelenii uchashhihsja [The role of additional education in the professional self-determination of students]. Innovacionnaja nauka: mezhdunar. nauch. zhurn. [Innovative Science], 2016, no. 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-professionalnom-samoo-predelenii-uchaschihsya/viewer (Accessed 02.10.2023).

14. Mercalova T.A., Kosareckij S.G., Anchikov K.M., et al. Osnovnye tendencii razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej [The main trends in the development of additional education for children]. Mercalova T.A. (eds.). Moscow: NIU VShJe, 2023. 228 p.

15. Myznikova T.N. Opyt realizacii proekta «Bilet v budushhee» [The experience of implementing the project "Ticket to the future"]. Mul'tiurok: konstruktor sajtov dlja uchitelej [Multilesson]. URL: https://multiurok.ru/files/opyt-realizatsii-proekta-bilet-v-budushchee.html (Accessed 30.10.2023).

16. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii [Fundamentals of general psychology]. Sankt-Peterburg: Piter, 2000. 594 p.

17. Majer A. Roditeli nadejutsja na poluchenie navykov v kruzhkah i sekcijah [Parents hope to gain skills in clubs and sections]. Vedomosti: setevoe izd. [Vedomosti]. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/11/15/1005856-sredi-roditelei-rastet-zapros-na-poluchenie-detmi-konkretnih-navikov (Accessed 01.10.2023).

18. Sinjugina T.V. Zhiznennoe samoopredelenie: popytka tipologizacii [Vital self-determination: an attempt at typologiza-tion]. Nauchnaja mysl' Kavkaza [Scientific thought of the Caucasus], 2008, no. 1 (53). URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/zhiznennoe-samoopredelenie-popytka-tipologiza/viewer (Accessed 02.10.2023).

19. Starchenkova E.S. Koncepcija proaktivnogo sovladajushhego povedenija [. The concept of proactive coping behavior]. SPbGU. Serija 12 [St. Petersburg State University. Series 12], 2009, issue 2, pp. 198-206.

20. Starchenkova E.S. Programma obuchenija konstruktivnomu sovladajushhemu povedeniju v professional'no trudnyh situ-acijah [Training program for constructive coping behavior in professionally difficult situations]. Vestnik SPbGU. Serija 16 [St. Petersburg State University. Series 16], 2016, vyp. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-obucheniya-kon-struktivnomu-sovladayuschemu-povedeniyu-v-professionalno-trudnyh-situatsiyah/viewer (Accessed 02.10.2023).

21. Tazhmuratova A.A. Mediaklass - ploshhadka dlja formirovanija medijno-informacionnoj gramotnosti [Media class - a platform for the formation of media and information literacy]. Media. Informacija. Kommunikacija: setevoe nauch.-obrazovat. izd. [Media. Information. Communication], 2023, no. 37-2. URL: http://mic.org.ru/vyp/37-2/tazhmuratova-a-a-mediaklass-ploshchadka-dlya-formirovaniya-mediyno-informatsionnoy-gramotnosti/ (Accessed 02.10.2023).

22. Tanceva S.G. Osobennosti setevoj modeli formirovanija mediaobrazovatel'noj sredy regiona [Features of the network model of the formation of the media educational environment of the region]. Moscow, 2018. 121 p.

23. Cyreva L.A. Samorealizacija lichnosti kak predmet filosofskogo issledovanija. Avtoref. dis. kand. psihol. nauk [Self-realization of personality as a subject of philosophical research. Ph. D. (Психология) thesis]. Moscow, 1992. 21 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

А.А. Тажмуратова, соискатель, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург, Россия, e-mail: tguscha@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

A.A. Tazhmuratova, Ph. D. Candidate, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia, e-mail: tguscha@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.