Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Осадчая Ирина Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);
студентка Бекирова Земине Серверовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье представлен анализ существующих проблем системы образования в направлении профессионального самоопределения молодёжи. Раскрыто содержание понятий профессионального самоопределения и профессиональной ориентации. Указаны основные недостатки современной системы образования. Перечислены методологические подходы, на которые следует опираться при реализации непрерывного образования. Определены ориентиры школьного образования при подготовке старшеклассников к осознанному выбору профессии.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, система образования.
Annotation. The article presents an analysis of the existing problems of the education system in the direction of professional self-determination of young people. The content of the concepts of professional self-determination and professional orientation is revealed. The main disadvantages of the modern education system are indicated. The methodological approaches that should be used in the implementation of continuing education are listed. The guidelines of school education in the preparation of high school students for a conscious choice of profession are determined.
Key words: professional self-determination, professional orientation, education system.
Введение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования определяет необходимость профессионального самоопределения старшеклассников. Согласно ФГОС СОО, важно сформировать у современной молодёжи социально-профессиональные ориентации и компетенции.
Несмотря на то, что в российских школах внедряется концепция профильного образования, профессиональное самоопределение школьников является одной из актуальнейших проблем современного образования. Главная цель школьного обучения - передача научных основ, когда более важным является конструирование целостной мировоззренческой картины бытия. Недостаточное представление обучающихся о престижности квалифицированного труда, нацеливание образования на результаты экзаменов приводят к потере школьниками жизненных ориентиров и мотивов [4].
Современные реалии требуют от системы образования подготовки специалистов качественно нового уровня - для наиболее эффективного выполнения задач специалисты должны быть конкурентоспособными, инициативными, креативными, коммуникабельными, уметь легко адаптироваться к любым изменениям, а также регулярно повышать свою квалификацию. Для успешной подготовки профессионалов высокого уровня необходимо профессиональное самоопределение (ПС) не только среди выпускников, но и среди обучающихся основного звена [1].
Профессиональное самоопределение тесно связано с системой профориентации, которая призвана подготовить обучающихся к выбору будущей профессии, решить задачу их профессионального самоопределения, учитывая личностные особенности и способности учеников [1].
Изложение основного материала статьи. Самоопределение молодёжи является сложным, противоречивым и длительным процессом и нуждается в педагогическом сопровождении. В процессе школьного обучения ребёнка необходима организация специальной научно-практической деятельности педагогов по оказанию психолого-педагогической помощи школьнику в его жизненном, профессиональном и социальном самоопределении [4].
Под профессиональным самоопределением понимается взаимодействие двух систем - личности и системы педагогических условий, где личность является саморегулирующейся системой, а педагогические условия содействуют ПС учеников. Профессиональное самоопределение является непрерывным и реализуется в течение всей жизни человека. В детском возрасте ещё только зарождаются профессиональные интересы и склонности человека, а в зрелом происходит полное профессиональное самоутверждение. В течение всей жизни человека происходит как его профессиональное, так и социальное и жизненное самоопределение [3].
Дошкольные образовательные организации формируют психолого-социальную ориентацию детей, проводя занятия по изучению профессий, развитию трудовых навыков в ходе игры и формируя социально-коммуникативные навыки. Начальное общее образование формирует представления о необходимости труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного профессионального выбора. Среднее общее образование призвано к дальнейшему становлению и формированию личности школьника, к развитию интереса к познанию, творческих способностей и формированию навыков самостоятельной учебной деятельности [2].
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» подчёркивает успешность профессиональной ориентации как важнейший показатель эффективности модернизации российского образования. Стандарт общего среднего образования призван ориентироваться на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»), куда входят осознанный выбор профессии и возможность реализации жизненных планов. Однако государственные ресурсы для решения данной задачи отсутствуют [5].
Современная система образования имеет ряд проблем, негативно сказывающихся, в том числе, на ПС учеников:
1) платные образовательные услуги меняют ценностные ориентации и мотивы, делают образование недоступным для малоимущих слоёв населения;
2) необходимость совмещения получения образования, улучшения жизненных условий, создания семьи и трудоустройства - молодые люди часто вынуждены бросать учёбу вследствие создания семьи или потребности материально обеспечивать себя и (или) родных;
3) перегрузка обучающихся в связи с модернизацией образования;
4) нарушение соотношения технического и гуманитарного, государственного и частного, бесплатного и платного образования.
Текущая ситуация в системе образования сложилась в результате декларированное™ и практического отсутствия государственного статуса профориентации молодого населения России, эпизодичности реализации ПС, неподготовленности педагогических работников к её осуществлению, недостаточного взаимодействия между школой, родителями, системами профессионального образования, службами занятости и другими социальными институтами. Следовательно, проблема обеспечения профориентации учеников является социально-экономической проблемой, определяющей место государства в современном цивилизованном и культурном мире [5].
Понятие профессиональной ориентации (ПО) по-разному трактуется исследователями. Часть из них считает, что ПО является согласованной деятельностью субъектов подготовки выпускников к труду и выбору будущей профессии, призванной решить ряд задач по формированию ПС, которая соответствовала бы индивидуальным личностным особенностям учеников, а также запросам рынка труда в высококвалифицированных кадрах. Другая часть исследователей понимает под ПО систему взаимодействия личности и общества, направленную на удовлетворение потребностей личности в ПС, в результате которой ожидается сформированная личностная готовность к профессиональному самоопределению [5].
Необходимым условием образования и подготовки молодого поколения к ПС является способность личности к саморазвитию и самообразованию. В современных реалиях знаний и умений, полученных за период обучения, человеку может оказаться недостаточно, чему способствует ряд обстоятельств:
• профессиональный мир постоянно меняется, включая в себя ежегодно более 500 новых профессий, большинство из которых через несколько лет либо исчезают, либо кардинально меняются;
• монопрофессионализм сменяется полипрофессионализмом;
• стремление или потребность человека сменить профессию или повысить квалификацию [5].
Исследователи выделяют отдельный подход к понятию ПС, согласно которому такие интегративные характеристики, как профессиональная направленность, профессиональная компетентность и эмоциональная гибкость рассматриваются как объект профессионального развития и форма реализации творческого личностного потенциала в профессиональном труде. В данном подходе ПС рассматривается как процесс формирования отношения человека к себе как к участнику будущей профессиональной деятельности, что подготавливает личность к возможной смене профессии, адаптации к непрерывно меняющимся жизненным обстоятельствам и соответствию особенностям рыночной экономики. В условиях непрерывного образования необходимо придерживаться следующих методологических подходов:
• социокультурного, позволяющего отследить влияние общественных процессов на социальное и профессиональное самоопределение старших подростков и наоборот;
• системно-функционального, исследующего содержание подготовки в рамках школьного образования и устанавливающего функциональные зависимости между ними;
• деятельностного, изучающего изменения характеристик в процессе социального и профессионального самоопределения;
• экзистенциального, рассматривающего человека как собственного творца;
• аксиологического, относящего человека к базовым ценностям;
• акмеологического, рассматривающего профессиональный идеал как стимул достижения вершины профессионализма;
• системного, представляющего процесс формирования ПС как систему, в которую входит взаимосвязь её элементов [5].
Современная система образования недостаточно развита в области ПС школьников. Исследования данной проблемы показывают, что большинство старшеклассников не владеют необходимыми для ПС личностными качествами - они оказываются неспособными к самопознанию, саморазвитию, не обладают достаточной самостоятельностью и самокритичностью, силой воли и готовностью сделать осознанный выбор. Уровень притязаний современных школьников завышен, мотивы выбора профессии не сформированы, трудовая мотивация и ценность честного труда отсутствуют. Также старшеклассники не владеют достаточными знаниями о профессиях и специальностях, возможных профессиональных учебных заведениях; не умеют выделять дальнюю профессиональную цель и согласовывать её с другими важными жизненными целями [3].
Мониторинговые исследования Федерального института развития образования (ФИРО РАНХиГС), проведённые в 2019 году, свидетельствуют о том, что в организации ПО молодёжи необходимы кардинальные изменения. Было выявлено, что около половины опрошенных старшеклассников не имеют представления о своих профессиональных способностях и не соотносят свои реальные возможности с требованиями профессий. Также исследования показали, что на выбор профессии примерно 60% выпускников повлияло мнение их родителей или знакомых. Было установлено, что 40% студентов за первый год обучения разочаровываются в выборе свой профессии, а около 60% выпускников, получивших профессиональное образование, не собираются строить дальнейшую карьеру в сфере своей профессии, не работают по специальности и предпочитают быстрые нестабильные источники доходов. Также большая часть выпускников школ выбирают профессию, опираясь на её социальную значимость и уровень заработной платы [2].
Исследования, проведённые Центром развития образования РАО в 2018 году, указывают на неосведомлённость выпускников о научных основах и требованиях к соискателю выбранной профессии. Больше половины опрошенных к моменту окончания школы не определились с будущей профессией, не знают, где будут учиться и работать после окончания школы. Около половины респондентов не владеют информацией о возможности обучения желаемой профессии в родном городе, регионе. Также выпускники считают, что учителя и родители могут помочь им в выборе будущей профессии моральной поддержкой, терпением, пониманием проблем, уважением их личности, консультированием и воспитанием интереса к обучению [4].
На сегодняшний день в некоторых крупных городах России существуют возможности пройти профессиональные пробы: попробовать краткосрочную работу в интересующей компании или пройти стажировку, посетить экскурсию на производство, пройти тренинги и мастер-классы от профессионалов. Однако искать такие возможности школьникам приходится самостоятельно. Подобные мероприятия оказываются платными и в небольших городах, удалённых от столицы, таких возможностей нет.
Сочетание социальных, экономических и производственно-технологических изменений в окружающем современном мире с особенностями развития ребёнка определяют новые образовательные эквиваленты для его подготовки к профессиональной жизнедеятельности. Современная жизненная среда предоставляет ребёнку широкий доступ к информации, формируя навыки поисковой деятельности. Взаимодействие с интеллектуальными гаджетами формируют метапредметное восприятие. Жизнь среди всевозможного многообразия формирует у ребёнка выборность и системное мышление [2].
Определяющими в подготовке к будущему являются адаптивные способности личности - способность найти своё призвание, способность к самореализации, способность осознанно сделать профессиональный выбор. Поэтому ПО ребёнка
необходимо начинать с раннего возраста, развивая его интеллект, мышление, креативность, коммуникативность. Также в современном контексте для успешного профессионального самоопределения необходимы изменения в системе образования: широкое внедрение проблемно ориентированных педагогических практик, развитие методов самоуправления, а также усиление ученико-центрированного образования и расширение практик личностного самоуправления [2].
Современное профессиональное самоопределение понимается не только как готовность к выбору профессии, но и как приобретение школьником необходимых компетенций для его профессиональной жизнедеятельности в процессе получения среднего общего образования. Сформировать необходимые компетенции и качества для современного производства система профессионального образования не в силах. Многие из необходимых навыков дополнительное образование может только усовершенствовать, а сформировать эти навыки должна школа. Однако проблема современной координации профориентационной работы недостаточно проработана: действия государственных организаций, ведущих ПО работу, не согласованы; ПО работа со школьниками и их родителями на разных этапах обучения проводится бессистемно; предприятия региона оказываются недостаточно включены в ПО работу с обучающимися; реализуемые ПО программы и мероприятия имеют разное качество и часто опираются на устаревшие подходы [2].
Таким образом, проблема современного профессионального самоопределения указывает на необходимость разработки специализированной системы педагогических воздействий, направленных на профессиональное самоопределение старшеклассников, которая будет учитывать их желания и склонности, реальные и перспективные возможности. Также необходимо осуществлять специальную подготовку педагогического коллектива школы к реализации новых мероприятий по профориентации молодёжи [3].
Выводы. Профессиональное самоопределение - непрерывный процесс, сопровождающий человека на протяжении всей жизни. Основы знаний о мире профессий зарождаются на этапе дошкольного образования, в течение школьного обучения формируются предпосылки к выбору будущей профессии, на следующем этапе происходит овладевание необходимыми профессиональными навыками и на протяжении всей последующей жизни либо совершенствуются приобретённые в ходе профессионального обучения умения, либо осваивается новая профессия.
Современная система образования имеет пробелы в сфере профессионального самоопределения молодёжи, в результате чего школьники оказываются не готовы к осознанному выбору будущей профессии. Многие из них не имеют представления об особенностях выбранной профессии, опираясь в своём мнении на суждения родных или на предполагаемую заработную плату.
Российская система школьного образования нуждается в значительной модернизации. Профессиональное самоопределение должно быть реализовано не только как подготовка к выбору профессии, но и как возможность приобрести необходимые знания и умения для последующего овладевания профессиональными навыками.
Литература:
1. Белова, С.Н. Анализ современных подходов к проблеме профессионального самоопределения обучающихся в мировом образовательном пространстве / С.Н. Белова, А.В. Чаплыгина // Учёные записки. - 2018 г. - № 1 (45). -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleшnka.ш/artide/n/anaHz-sovremennyh-podhodov-k-proЫeme-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayuschihsya-v-mirovom-obrazovatelnom-prostranstve/viewer
2. Концептуальные подходы к развитию профессионального самоопределения и профориентации детей и молодежи Свердловской области. Министерство образования и молодежной политики Свердловской области: официальный сайт. -2021 г.
3. Пятницкая, Г.А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников на современном этапе / Г.А. Пятницкая // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011 г. - № 2 (4). - С. 828-830. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleшnka.ш/artide/n/proЫema-professюnalnogo-samoopredeleшya-starsheklassnikov-na-sovremennom-etape/viewer
4. Чистякова, С.Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях / С.Н. Чистякова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018 г. - № 1. - С. 54-60. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberieшnka.ш/artide/n/aktualnost-proЫemy-professюnalnogo-samoopredeleшya-obuchayuschihsya-v-sovremennyh-usloviyah/viewer
5. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения / С.Н. Чистякова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015 г. - № 2 (18). - С. 118-122. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-obuchayuschihsya-problemy-i-puti-resheniya/viewer
Педагогика
УДК 378
кандидат философских наук, доцент Оселедчик Елена Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Дмитриева Анна Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); преподаватель Велиев Этибар Эльдарович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Аннотация. В статье рассмотрены традиционные духовно-нравственные ценности, которые лежат в основе каждого праздника и, благодаря духовному и эмоциональному наполнению праздничных форм, эффективно передаются и осваиваются субъектами праздника. Проведена классификация современной российской праздничной системы и выделены несколько групп, ее составляющих, каждая из которых имеет собственные функции и ценности. Описан проведенный в Краснодарском государственном институте культуры опрос студентов, позволивший провести анализ отношения к праздникам, выявить специфику молодежного праздничного годового календаря и сделать выводы о сформированности праздничной культуры в студенческой среде.
Ключевые слова: традиционные ценности россиян, праздничная культура, годовой праздничный календарь, студенческая среда, формирование праздничной культуры.
Annotation. The article deals with the traditional spiritual and moral values that underlie each holiday and, thanks to the spiritual