DOI 10.24412/2541-9056-2021-2-53-61
УДК 37.047
ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ШКОЛЬНИКОВ
Л.А. Давлетшина, М.Р. Шаехов Статья поступила в редакцию 12 апреля 2021 г.
В статье представлены результаты сравнительного анализа потребностей регионального рынка труда с профессиональным выбором выпускников, а также с направлениями профильного обучения, реализуемыми в образовательных учреждениях Республики Татарстан. Авторы пришли к выводу, что сбалансированность регионального рынка труда напрямую зависит от успешного функционирования системы профессионального самоопределения школьников, направленной на достижение баланса между интересами человека, осуществляющего профессиональный выбор, и экономикой страны, которая нуждается в определенных кадрах.
Ключевые слова: профессиональный выбор школьников, потребности рынка труда, профильное обучение.
THE INFLUENCE OF THE NEEDS OF THE REGIONAL LABOR MARKET AND SUBJECT ORIENTED EDUCATION ON THE PROFESSIONAL CHOICE OF SCHOOLCHILDREN
L.A. Davletshina, M.R. Shaekhov
The article presents the results of a comparative analysis, which shows the correlation of regional labour market's needs and the professional choice of graduates, along with the directions of subject oriented education, implemented in some schools of the Tatarstan Republic. The authors comes to the conclusion that the balance of the regional labour market directly depends on the successful functioning of the system of professional self-determination of schoolchildren, which is aimed at achieving a balance between the interests of a person, who makes a professional choice and the economy, which needs workers of a certain qualification.
Key words: professional choice of schoolchildren, labor market needs, profile education.
Выбор профессионального пути определяющее продуктивность и остается важной и сложной задачей удовлетворенность следующих этапов для учащихся общеобразовательных дальнейшей жизни личности, влияет организаций. На это решение, множество факторов, среди которых
особую роль играет востребованность на рынке труда. Противоречие между интересами человека, который осуществляет профессиональный выбор, и потребностями рынка труда - это один из самых сложных вопросов в системе профессиональной ориентации. Современные российские исследователи отмечают, что в нашей стране сформировалось несколько направлений профориентации, каждое из которых отвечает на этот вопрос по-своему [11]. Первый контур, сформировавшийся в 90-е годы, основан на услугах, оказываемых обучающимся и их родителям психологами и консультантами по выбору профессии. Он имеет выраженный крен в сторону интересов личности. Новый контур, выстроенный в 2010-е годы, обеспечивается активным участием в
профессиональном образовании
работодателей. Он же, наоборот, имеет обратный поворот в сторону интересов экономики и рынка труда отдельного региона или страны в целом. Эта тенденция
подтверждается, в том числе, и результатами исследования,
проведенного специалистами
Института содержания и методов обучения РАО, согласно которому каждый второй обучающийся, как правило, не связывает выбор будущей профессии со своими реальными возможностями и требованиями рынка труда [14]. Более того, 44% выпускников общеобразовательных учреждений не владеют информацией
о перспективах продолжения образования [6]. Сказанное выше актуализирует проблему
функционирования системы
профессионального самоопределения школьников, поскольку ее
эффективность определяет социально-экономическое состояние страны, развитие рынка труда, занятость населения, повышение уровня жизни людей [1, с. 7].
Для сопоставления потребностей регионального рынка труда с профессиональным выбором
выпускников авторами статьи был проведен мониторинг системы профессионального самоопределения в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан. Основным применяемым в ходе мониторинга стал метод опроса, который проводился по формализованной анкете в электронной форме, размещенной в онлайн-сервисе Google Forms. В качестве респондентов выступили специалисты,
ответственные за организацию профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан. Выборочная совокупность составила 885 человек, из которых 52% составили заместители директора, 33,8% - учителя-предметники, 10,7% - психологи, 2,3% - социальные педагоги, 0,6% -директора школ, 0,6% - педагоги-организаторы. Большинство
опрошенных (71,3%) работают в средней общеобразовательной школе. Рамками исследования было охвачено
образований включая два (Казань и
специалистов, организацию работы в учреждениях
37 муниципальных Республики Татарстан, городских округа Набережные Челны).
По оценке ответственных за профориентационной общеобразовательных республики, на региональном рынке труда наиболее востребованными являются такие направления профессиональной деятельности как «медицина» (50,3%), «сельское хозяйство» (45,5%), а также «образование и наука» (44,6%). В тройку лидирующих сфер,
определяющих выбор выпускников, вошли «медицина» - 60%, «экономика и финансы» - 39,5%, «образование и наука» - 34%.
Сравнительный анализ
потребностей регионального рынка труда с профессиональным выбором выпускников, представленный в таблице, показал наибольший диапазон расхождений по следующим направлениям профессиональной деятельности: «сельское хозяйство»,
«экономика «юриспруденция» (см.: таблицу).
финансы»,
Таблица
Сопоставление потребностей регионального рынка труда и профессионального выбора выпускников общеобразовательных учреждений Республики Татарстан (в % от общей численности опрошенных)
и
Направления профессиональной деятельности Потребности регионального рынка труда Выбор выпускников общеобразовательных учреждений
Медицина 50,3 59,0
Сельское хозяйство 45,5 20,1
Образование и наука 44,6 33,9
Торговля и общественное питание 26,6 20,0
Строительство и ЖКХ 23,2 23,2
Промышленность 22,7 21,8
Сфера услуг 19,1 14,5
Физическая культура, спорт и туризм 16,6 16,8
Информационные технологии 14,9 27,1
Культура и искусство 14,5 9,8
Транспорт и связь 13,2 14,6
Экономика и финансы 8,4 39,5
Обеспечение правопорядка 8,2 6,6
Юриспруденция 5,0 23,2
Государственное управление 4,3 5,4
Средства массовой информации 3,7 2,1
Здесь мы наблюдаем дисбаланс между сложившимися сегодня тенденциями развития
профориентации обучающихся школ, системой профессиональной
подготовки и реальными
потребностями рынка труда [13]. В результате такого выбора выпускников рынок труда в стране направлен в сторону специалистов с высшим образованием, не сумевших трудоустроиться по своей
специальности, а основная часть экономически активного населения занята в сфере торговли и оказания услуг [7, с. 64].
Анализ полученных данных показал, что в современных социально-экономических условиях школьники не готовы самостоятельно оценить обстановку на рынке труда, не владеют достоверными сведениями о требуемых специальностях и т.п. В то же время учащиеся старших классов не всегда могут грамотно оценить свои способности и возможности. Все это и множество других причин
(поступление «за компанию», давление со стороны родителей, близость расположения учебного заведения и т.д.) приводят к тому, что школьники осуществляют выбор спонтанно [12]. По оценке специалистов, большинство
современных учащихся старших классов растеряны, эмоционально выключены и пассивны в выборе своей будущей профессии
[7, с. 63].
В данном контексте определяющим звеном в организации
профориентационной работы в образовательном учреждении
становится осуществление
профессиональной ориентации для формирования готовности школьников к ответственному выбору профиля обучения с перспективой получения дальнейшего профессионального образования и работы по выбранной специальности [2, с. 7]. В процессе профильного обучения учащихся наряду с подготовкой по определенному направлению
происходит целенаправленное
накопление знаний о своей будущей профессии и формирование мотивационно-ценностного отношения [8, с. 163]. Основная задача профильного обучения - это не только формирование личностного смысла выбора профессии, но и выработка умений соотносить свои идеалы, представления о ценностях со своими реальными возможностями при выборе сферы деятельности [10].
Как отмечают исследователи, важность профильного обучения осознается и самими школьниками, большинство которых (более 70%), начиная примерно с 15 лет, отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться» [9, с. 100]. Кроме того, возможность выбора профиля обучения в старших классах приобретает активизирующий эффект:
необходимость выбора профиля заставляет выпускников основной школы заранее продумывать свой профессиональный путь и раньше проходить через этапы выбора [3, с. 299]. По мнению исследователей, результатом организации
профессиональной ориентации
обучающихся в 9-х классах должно стать принятие решения о характере дальнейшего продолжения обучения (поступление в 10 класс школы по профилю или в образовательную организацию среднего
профессионального образования). Основная же цель профессиональной ориентации школьников 10 и 11-х классов - это обучение по самоподготовке и саморазвитию, коррекция профессиональных планов, формирование профессиональных качеств в выбранной профессии, оценка готовности к избранному виду труда [4, с. 47].
Согласно полученным в результате мониторинга данным, среди направлений профильной подготовки, реализуемых в образовательных учреждениях Республики Татарстан, лидируют гуманитарный (22%), естественнонаучный (21%), физико-математический (18%) и социально-экономический (14,4%) профили. Более половины опрошенных специалистов, ответственных за организацию профориентационной работы в общеобразовательных организациях республики (54%), отметили, что реализуемые направления профильной подготовки
в полной мере учитывают потребности городского (районного) рынка труда. В то же время около половины респондентов отметили, что в их школах отсутствует профилизация обучения в старших классах (46%).
Сравнительный анализ данных мониторинга позволяет сделать вывод о том, что структура реализуемых направлений профильной подготовки существенно различается в
зависимости от степени ее ориентированности на потребности городского (районного) рынка труда. Так, в «ориентированных»
образовательных учреждениях
представлен практически весь ряд профилизации, акцент сделан на следующих направлениях:
естественнонаучный профиль (31,5%), физико-математический профиль (26,3%), социально-экономический профиль (19,6%). В образовательных организациях, не учитывающих потребности рынка, практически не реализуются «технологические»
профили - информационно-технологический, индустриально-технологический и
агротехнологический, а также не представлен филологический профиль. Иными словами,
профинформирование обучающихся ориентировано на невостребованные специальности, в результате чего запрос регионального рынка труда остается неудовлетворенным. Поэтому так важно помочь учащимся старших классов в познании своих способностей и возможностей,
научить их не только разбираться в мире профессий, но и соотносить эти знания с существующим рынком труда. С этой целью многие исследователи предлагают
организовать систему подготовки профессионально компетентных
специалистов - консультантов по профориентации, в полной мере обладающих знаниями психологии молодежи и конфликтологии, последствиями выбора профессии, социальной политики государства, разбирающихся в особенностях и изменениях регионального рынка труда, требованиях разных профессий, правилах приема в профессиональные учебные заведения, условиях устройства и найма на работу [5, с. 121].
Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что сложившаяся ситуация на региональном рынке труда, для которой характерно не только перепроизводство
невостребованных специалистов, но и дефицит востребованных кадров, по оценке специалистов в дальнейшем будет только усложняться. Для изменения этого положения дел необходимо начинать с серьезной перестройки системы
профессиональной ориентации
обучающихся, заложив в ее основу идею взаимовыгодного
сотрудничества образовательных организаций (особенно школ как центрального звена) и рынка труда. В данном контексте профильное обучение должно в полной мере стать
связующим звеном между школой и потребностями рынка труда, способствовать повышению
эффективности профориентационной работы в школе. Продуманная и основанная на потребностях регионального рынка труда профилизация старшей школы не только дает возможность, но и обязывает общеобразовательные учреждения использовать ранее недоступные временные,
методические, организационные
ресурсы, имеющие большое значение для формирования у школьников готовности к продолжению
осмысленного обучения, а в дальнейшем - к социально востребованной профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Афанасьев В.В., Куницына С.М., Нечаев М.П., Фролова С.Л. Система профориентации: проблемы, тенденции, опыт реализации и перспективы развития // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - №1 (61). - С. 6-16. [Электронный ресурс]. - URL: https://cvberleninka.ru/article/n/sistema-proforientatsii-problemv-tendentsii-opvt-realizatsii-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 15.03.2021).
2. Вахрушева И.Г., Шакирова Д.М. Профилизация образования: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодежи. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 204 с.
3. Гайфуллина Н.Г., Самойлова Г.К. Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях профильной и непрофильной школы // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-4. - С. 298-301 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-starsheklassnikov-v-usloviyah-profilnoy-i-neprofilnoy-shkolv (дата обращения: 16.03.2021).
4. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Мурыгин Н.С., Пасечник А.С. Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 3 (37). -С. 42-47 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ proforientatsionnava-rabota-v-shkolah-kak-faktor-povvsheniya-urovnya-samoopredeleniya-obuchayuschihsya-1/viewer (дата обращения: 2.03.2021).
5. Курбатова А.С., Рубцова Н.В., Калачев Е.Ю. Проблемы и перспективы профориентационной работы в современных условиях // АНИ: педагогика и психология. -2019. - № 4 (29). - С. 119-122 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-i-perspektivy-proforientatsionnoy-raboty-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 15.03.2021).
6. Нечаев М.П., Фролова С.Л. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся // Гаудеамус. - 2017. - Т. 16. - № 2.- С. 9-16 [Электронный ресурс]. - URL:
https://cyberleninka.ru/a rticle/_n/sovremennoe-osmyslenie-problem-proforientatsii-
obuchayuschihsya (дата обращения: 5.03.2021).
7. Овсянников А.А., Лакеева Л.В. Рассогласованность рынка труда и системы профессиональной ориентации в России // Народонаселение. -2019. - № 4. - С. 62-75 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ rassoglasovannost-rynka-truda-i-sistemy-professionalnoy-orientatsii-v-rossii (дата обращения: 15.03.2021).
8. Панина Е.Ю, Мельничук Е.А, Шеврикукова Ю.В, Блинкова В.А. Теоретические основы профильного обучения в старших классах // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. - 2019. - №15. - С. 160-164 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-profilnogo-obucheniya-v-starshih-klassah (дата обращения: 16.03.2021).
9. Сарапульцева Л.А. Актуальность профориентации в России // Акмеология профессионального образования: материалы 15-й Всероссийской научно-практической конференции, 13-14 марта 2019 г., Екатеринбург. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2019. -С. 99-103.
10. Саякбаева Ж.Б. Профильное обучение в школах как средство развития профессиональной подготовки учащихся [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 41. - С. 66-69 [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771355.htm (дата обращения: 17.03.2021).
11. Сергеев И.С. Профориентация: вдогонку за настоящим или вперед в будущее? // Вестник образования России. - 2020. - № 20 (октябрь) [Электронный ресурс]. - URL: https://vestniknews.ru/prilozhenie/intervyu-i-stati/4484-4064.html (дата обращения: 20.03.2021).
12. Сухарева Л.М. Профориентационная деятельность как объект педагогического исследования: ретроспективный анализ // Вопросы территориального развития. - 2019. - № 1 (46). - С. 1-9 [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ proforientatsionnaya-deyatelnost-kak-obekt-pedagogicheskogo-issledovaniya-retrospektivnyy-analiz (дата обращения: 16.03.2021).
13. Ходыкин А.В., Авдошина Н.В. Система профориентации российских школьников в ракурсе социологического исследования (на примере эмпирического исследования школ г. Самара) // Вопросы студенческой науки. - 2018. - № 11 (27). - С. 205-220 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-proforientatsii-rossiyskih-shkolnikov-v-rakurse-sotsiologicheskogo-issledovaniya-na-primere-empiricheskogo-issledovaniya (дата обращения: 12.03.2021).
14. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сахарова В.И. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 10. - С. 23-29 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tendentsii-razvitiya-professionalnoy-orientatsii-uchascheysya-molodezhi-i-vyzovy-vremeni/viewer (дата обращения: 19.03.2021).
References
1. Afanas'ev V.V., Kunicyna S.M., Nechaev M.P., Frolova S.L. Sistema proforientacii: problemy, tendencii, opyt realizacii i perspektivy razvitiya // Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. - 2019. - №1 (61). - S. 6-16. [Elektronnyj resurs]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-proforientatsii-problemy-tendentsii-opyt-realizatsii-i-perspektivy-razvitiya (data obrashcheniya: 15.03.2021).
2. Vahrusheva I.G., SHakirova D.M. Profilizaciya obrazovaniya: diagnostika i formirovanie professional'nyh interesov uchashchejsya molodezhi. - Kazan': Centr innovacionnyh tekhnologij, 2004. - 204 s.
3. Gajfullina N.G., Samojlova G.K. Professional'noe samoopredelenie starsheklassnikov v usloviyah profil'noj i neprofil'noj shkoly // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2019. - № 64-4. - S. 298-301 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-starsheklassnikov-v-usloviyah-profilnoy-i-neprofilnoy-shkoly (data obrashcheniya: 16.03.2021).
4. Kaznacheeva S.N., Bystrova N.V., Murygin N.S., Pasechnik A.S. Proforientacionnaya rabota v shkolah kak faktor povysheniya urovnya samoopredeleniya obuchayushchihsya // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. - 2019. - № 3 (37). - S. 42-47 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ proforientatsionnaya-rabota-v-shkolah-kak-faktor-povysheniya-urovnya-samoopredeleniya-obuchayuschihsya-1/viewer (data obrashcheniya: 2.03.2021).
5. Kurbatova A.S., Rubcova N.V., Kalachev E.YU. Problemy i perspektivy proforientacionnoj raboty v sovremennyh usloviyah // ANI: pedagogika i psihologiya. - 2019. - № 4 (29). -
5. 119-122 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-proforientatsionnoy-raboty-v-sovremennyh-usloviyah (data obrashcheniya: 15.03.2021).
6. Nechaev M.P., Frolova S.L. Sovremennoe osmyslenie problem proforientacii obuchayushchihsya // Gaudeamus. - 2017. - T. 16. - № 2.- S. 9-16 [Elektronnyj resurs]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-osmyslenie-problem-proforientatsii-obuchayuschihsya (data obrashcheniya: 5.03.2021).
7. Ovsyannikov A.A., Lakeeva L.V. Rassoglasovannost' rynka truda i sistemy professional'noj orientacii v Rossii // Narodonaselenie. -2019. - № 4. - S. 62-75 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ rassoglasovannost-rynka-truda-i-sistemy-professionalnoy-orientatsii-v-rossii (data obrashcheniya: 15.03.2021).
8. Panina E.YU, Mel'nichuk E.A, SHevrikukova YU.V, Blinkova V.A. Teoreticheskie osnovy profil'nogo obucheniya v starshih klassah // Problemy romano-germanskoj filologii, pedagogiki i metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov. - 2019. - №15. - S. 160-164 [Elektronnyj resurs]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-profilnogo-obucheniya-v-starshih-klassah (data obrashcheniya: 16.03.2021).
9. Sarapul'ceva L.A. Aktual'nost' proforientacii v Rossii // Akmeologiya professional'nogo obrazovaniya: materialy 15-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 13-14 marta 2019 g., Ekaterinburg. - Ekaterinburg: Izdatel'stvo RGPPU, 2019. - S. 99-103.
10. Sayakbaeva ZH.B. Profil'noe obuchenie v shkolah kak sredstvo razvitiya professional'noj podgotovki uchashchihsya [Elektronnyj resurs] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». - 2017. - T. 41. - S. 66-69 [Elektronnyj resurs]. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771355.htm (data obrashcheniya: 17.03.2021).
11. Sergeev I.S. Proforientaciya: vdogonku za nastoyashchim ili vpe-red v budushchee? // Vestnik obrazovaniya Rossii. - 2020. - № 20 (oktyabr') [Elektronnyj resurs]. - URL: https://vestniknews.ru/prilozhenie/intervyu-i-stati/4484-4064.html (data obrashcheniya: 20.03.2021).
12. Suhareva L.M. Proforientacionnaya deyatel'nost' kak ob"ekt pedagogicheskogo issledovaniya: retrospektivnyj analiz // Voprosy territorial'nogo razvitiya. - 2019. - № 1 (46). - S. 1-9 [Elektronnyj resurs]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsionnaya-deyatelnost-kak-obekt-pedagogicheskogo-issledovaniya-retrospektivnyy-analiz (data obrashcheniya: 16.03.2021).
13. Hodykin A.V., Avdoshina N.V. Sistema proforientacii rossijskih shkol'nikov v rakurse sociologicheskogo issledovaniya (na primere empiricheskogo issledovaniya shkol g. Samara) // Voprosy studencheskoj nauki. - 2018. - № 11 (27). - S. 205-220 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-proforientatsii-rossiyskih-shkolnikov-v-rakurse-sotsiologicheskogo-issledovaniya-na-primere-empiricheskogo-issledovaniya (data obrashcheniya: 12.03.2021).
14. Chistyakova S.N., Rodichev N.F., Saharova V.I. Tendencii razvitiya professional'noj orientacii uchashchejsya molodezhi i vyzovy vremeni // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. -2013. - № 10. - S. 23-29 [Elektronnyj resurs]. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tendentsii-razvitiya-professionalnoy-orientatsii-uchascheysya-molodezhi-i-vyzovy-vremeni/viewer (data obrashcheniya: 19.03.2021).
Для ссылки: Давлетшина Л.А., Шаехов М.Р. Влияние потребностей регионального рынка труда и профильного обучения на профессиональный выбор школьников // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2021. - №2 (19). - С. 53-61. DOI 10.24412/2541-9056-2021-2-53-61