5. Rudakova E.N. Globalizaciya obrazovatel'nojpolitikikak faktornacional'nojbezopasnostiRossijskojFederacii. Dissertaciya ... doktora politicheskih nauk. Moskva, 2013.
6. Kukovskij A.A. Nacional'naya bezopasnost' vrossijskoj federacii: teoretiko-pravovoe issledovanie. Dissertaciya ...kandidata politicheskih nauk. Chelyabinsk, 2011.
7. Korostelev D.V. Bezopasnost' lichnosti v usloviyah globalizacii: problemy i puti resheniya. Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Moskva, 2008.
8. Prosyanik V.V. Osnovnye napravleniya gosudarstvennojpolitiki Rossii v sfere obespecheniya bezopasnosti: problema sohraneniya nacional'noj kultury. Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2013.
9. Nesterov V.V. Obrazovanie inacional'naya bezopasnost'. Available at: //cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-natsionalnaya-bezopasnost
10. Kamashev S.V., Mihalina O.A., Nalivajko N.V. Aktual'nye problemy bezopasnosti otechestvennoj sistemy obrazovaniya: monografiya. Otvetstvennyj redaktor B.O. Majer. Novosibirsk: Izdatel'stvo SO RAN, 2007.
11. Doktrina informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii (utv. Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 5 dekabrya 2016 g. № 646). Available at: http://www.consultant.ru
12. Bel'kov O.A. 'Ekonomicheskoe, social'noe, regional'noe, vneshnesredovoe izmereniya gosudarstvennogo upravleniya i nacional'noj bezopasnosti. Problemy sovremennogo gosudarstvennogo upravleniya v Rossii: trudy nauchnogo seminara. Pod redakciej V.I. Yakunina. Moskva, 2009.
13. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. N 204 (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available at: https://base.garant.ru/71937200/
14. 'Eskindarov M.A. Gil'otina dlya vysshej shkoly. Rossijskaya gazeta. 4 dekabrya; 2019: 5 (8031). Available at: https://rg.ru/2019/12/04/otkaz-ot-gosakkreditacii-mozhet-sozdat-psevdorynok-obrazovatelnyh-uslug.html
Статья поступила в редакцию 04.03.20
УДК 37.036
Aliyev M.A., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Department of Socio-Humanitarian Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: umalatova-zulya@yandex.ru
Umalatova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: umalatova-zulya@yandex.ru
Alibekova Z.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: umalatova-zulya@yandex.ru
VOCATIONAL GUIDANCE AS THE BASIS FOR THE TRAINING OF SOUGHT-AFTER REGIONAL PERSONNEL. The article substantiates the relevance of the relationship between education and production in the development of human capital. The significance of career guidance in training for the regional economy is determined. The paper singles out territorial features of regions, reveals characteristic imbalances in the organization and structure of career guidance and vocational education; measures are proposed to bring the demand for personnel in the labor market in line with educational and vocational guidance services. The conclusion is drawn on the need to improve the planning of training based on the territorial proportions of the distribution of graduates of 9 and 11 grades in areas of further education.
Key words: career guidance, training, region, educational organizations, relationship of education with production, labor market.
М.А. Алиев, д-р экон. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru З.М. Умалатова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и методики начального обучения, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru
З.Н. Алибекова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и методики начального обучения, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ВОСТРЕБОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ
В статье обоснована актуальность взаимосвязи образования и производства в развитии человеческого капитала; определена значимость профориентации в подготовке кадров для региональной экономики. С учетом территориальных особенностей регионов выявлены характерные диспропорции в организации и структуре профориентации и профессионального образования; предложены мероприятия для приведения спроса в кадрах на рынке труда в соответствие с образовательными и профориентационными услугами; сделан вывод о необходимости совершенствования планирования подготовки кадров на основе территориальных пропорций распределения выпускников 9-х и 11-х классов по направлениям дальнейшего образования.
Ключевые слова: профориентация, подготовка кадров, регион, образовательные организации, взаимосвязь образования с производством, рынок труда.
Развитие и использование человеческого капитала осуществляется в виде совокупности общеобразовательных и профессиональных качеств и компетенций человека, реализуя продуктивное взаимодействие образования и производства. Одним из ведущих и в то же время не задействованных сегодня ресурсов такого взаимодействия является профессиональная ориентация школьников.
Профессиональная ориентация учащихся - это информационная и организационно-педагогическая деятельность семьи, образовательных организаций, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь детям в выборе профессии с учетом индивидуальных интересов личности и потребностей рынка труда.
В современном обществе образование, особенно его составная часть, профессиональная ориентация школьников, становится главным фактором, влияющим на уровень развития человеческого капитала. Подобная ее роль существенно изменяет требования к деятельности образовательных организаций, что выдвигает необходимость повышения активности включения обучающихся в профориентационный процесс, формирования трудовых навыков, подготовки к труду Все это ведет к развитию сферы образования и созданию рынка профо-риентационных услуг.
Главная цель профессиональной ориентации - приобретение теоретических знаний, практических умений, соответствующих интересам, возможностям и способностям индивида, усвоение опыта творческой деятельности для сознательного выбора и овладения навыками такой профессии, в которой органически сочетаются личные способности с общественной потребностью в региональных кадрах различных профилей.
Профессиональная ориентация, направленная на подготовку школьников к трудовой деятельности, является основой взаимодействия образования и производства. В процессе управления системой образования и производства взаимодействие между ними характеризуется формой трудовой деятельности, реализуемой через направления, способы, формы, средства взаимного влияния элементов этих систем в процессе их целенаправленного функционирования и развития. В процессе профориентации взаимодействие образование - производство осуществляется не непосредственно, а опосредованно, через человека -учащегося путем формирования знаний, умений, навыков трудовой деятельности [3,с. 8].
Взаимосвязь развития профессиональной ориентации с организацией взаимодействия образования и производства осуществляется путем приобретения теоретических знаний, практических умений, соответствующих интересам, возможностям индивида, усвоения опыта творческой деятельности для сознательного выбора и овладения такой профессией, в которой сочетаются индивидуальные способности с общественной потребностью в кадрах, что проявляется посредством достигнутых качественных и количественных характеристик в формировании профессионально-квалификационной структуры кадров, в их подготовке, расстановке, движении и использовании.
В процессе взаимодействия образование - производство посредством профориентации происходит переход накопленных человечеством знаний, умений, навыков, общественного опыта творческой деятельности в личное достояние отдельного работника. Этот переход осуществляется, с одной стороны, под влиянием особенностей личных интересов, способностей, планов жизнеустройства членов общества, с другой - картины социальной престижности про-
фессий и потребностей экономики страны и ее субъектов в рабочих кадрах и специалистах.
Взаимосвязь системы образования и системы материального производства в рамках общеобразовательной школы осуществляется посредством трудового обучения, воспитания и профориентации, в чем выражается и социально-экономический характер процесса трудового и профессионального обучения.
Профориентация школьников - процесс социальный, так как здесь проявляются склонности, намерения, устремления молодежи, формирующиеся под воздействием комплекса объективных и субъективных факторов, осуществляется система целенаправленных мер, имеющих своей задачей помощь молодым людям в выборе профессии и содействие более эффективному использованию трудовых ресурсов.
В процессе трудового обучения складываются производственные отношения между учащимися и средствами производства, выявляются особенности средств производства, например, упрощенная конструкция станков, механизмов, обусловленные приведением их в действие несовершеннолетними. Общественно полезный производительный труд выступает здесь как один из определяющих факторов воздействия окружающей среды на формирование личности, как путь экономического и социального преобразования общества. Труд, выступая в общественной форме, является основой формирования экономических показателей о нем. Осознание реальной ценности своего труда, знание его результата помогают школьникам оценить свои силы и способности, содействуют осознанному выбору профессии.
Профориентация является и частью учебно-воспитательной работы школы. Она осуществляется в тесном единстве преподавания основ наук, трудового обучения, профессиональной подготовки, общественно полезного производительного труда, разнообразной внеклассной работы по трудовому воспитанию. Вся система трудовой подготовки школьников в конечном итоге должна быть нацелена на получение политехнической и начальной профессиональной подготовки. Вместе с тем необходимо, чтобы обязательный общественно полезный производительный труд имел профессиональную направленность. Это будет содействовать вооружению школьников необходимыми для профессиональной деятельности знаниями и умениями [8, с. 70].
Поэтому профориентация учащихся выступает как естественный и надежный кадровый резерв трудовых коллективов, хорошо учитывающий местные условия и вопрос о будущем района (села), перспективы его развития во многом определяются выбором молодежью рода занятий и планов ее жизнеустройства. Следовательно, эффективная профориентация школьников невозможна без учета территориальных особенностей муниципалитетов или субъектов федерации. Режим воспроизводства населения, его возрастно-половая структура, род занятий, квалификация и другие демографические и социально-педагогические факторы различаются в зависимости от особенностей конкретного муниципалитета (региона) и сложившейся там отраслевой структуры производства. Отсюда вытекает необходимость рассмотрения профориентации в органичной взаимосвязи с вопросами территориального воспроизводства трудовых ресурсов - происходит совмещение двух линий: воспроизводство кадров предъявляет требования к профориентации; профориентацию следует осуществить так, чтобы удовлетворить потребность в кадрах [3, с. 91].
К наиболее характерным диспропорциям, которые сегодня выявляются в организации и структуре профориентации и профессионального образования, следует отнести:
1) несоответствие численности подготовки рабочих кадров отраслевым и региональным потребностям;
2) недостаточное развитие в системе профобразования сети образовательных учреждений, готовящих кадры для службы быта и жилищно-коммунального хозяйства;
3) существенное отставание материально-технической базы профобразования от требований современного производства;
4) полная утрата взаимосвязи базовой и основной общеобразовательной школы с системой профессионального образования, которая раньше реализовы-валась в школах посредством учебно-производственных комбинатов и непосредственно приобщала детей к труду.
Такое положение объясняется тем, что сегодня не налажено взаимодействие школа - профессия - производство. Школа не знает, в каких направлениях вести профессиональную ориентацию детей; профессиональные образовательные организации не имеют представления о том, какие специалисты и в каких количествах нужны экономике; у производственных предприятий нет выбора в удовлетворении своих потребностей в квалифицированных кадрах как по качеству, так и по количеству. Здесь нужно создать региональный банк данных по трем направлениям: 1) на какие профессии нужно ориентировать старшеклассников в разрезе городов и сельских муниципалитетов; 2) по каким профессиям (специальностям) и в каких количествах готовятся кадры и по каким специальностям, необходимым для экономики, еще предстоит осуществить подготовку; 3) выпускники каких профессиональных образовательных организаций и по ка-
ким специальностям не соответствуют требованиям производства и что делать, чтобы исправить такое несоответствие [7, с. 56].
Такая информация является необходимой и обязательной для приведения спроса на рынке труда в соответствие с предложением на рынке образовательных услуг Для практического достижения такого соответствия следует осуществить следующие мероприятия:
- в соответствии с планами социально-экономического развития муниципальных образований региона в рамках приоритетных проектов необходимо определить, какие предприятия (отрасли) получают опережающее развитие на территории;
- определить для каждого муниципалитета, какие специалисты (кадры), какого уровня образования и сколько требуется;
- подготовку необходимой численности будущих работников по уровню образования следует осуществлять в образовательных организациях высшего, среднего и начального профессионального образования.
Учитывая многообразие природно-климатических условий, особенностей размещения населения и уклада жизни, состояния экономики и инфраструктуры в регионах необходима такая модель развития профориентации, которая соответствует специфике этих территорий. В этой модели основополагающей должна быть система взаимодействия «экономика - человек - территория», в которой развитие наладится только тогда, когда связь в ней будет многосторонней. Этого можно достичь в условиях, когда муниципальные органы (территории) будут выступать с инициативами решения общих, а не сугубо частных проблем, и когда структуры управления образованием будут открыты таким инициативам и начнут чутко относиться к запросам населения.
Детерминированность сети образовательных учреждений профтехобразования экономической потребностью региона в квалифицированных рабочих кадрах выдвигает в качестве важного условия совершенствования планирования их подготовки путем обоснования перспективных территориальных пропорций распределения выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательной школы по каналам дальнейшего образования.
Расчетные показатели территориальных пропорций распределения выпускников школы должны служить базовыми для составления планов контин-гентов учащихся профессионально-технических образовательных учреждений. Эти показатели позволяют также согласовать отраслевые и территориальные потребности в кадрах в структуре профессиональной школы. В мезо- и макрорайонах преобладающим в структуре профтехобразования является отраслевой аспект, а на микроуровне варианты указанного согласования практически не оцениваются. С другой стороны, в рыночной экономике образование, особенно профессиональное, рассматривается как отрасль хозяйства, производящая нематериальные блага, а именно образовательные услуги. Превращение образовательных услуг в товар, формирование рынка услуг, коммерциализация сферы образования в сочетании со старыми стереотипами мышления породили немало новых проблем. Одна из наиболее сложных для решения - проблема реализации взаимосвязи профессиональной ориентации с выбором направления профессионального образования выпускниками школы.
Вопросы профориентации, профессионального образования, выбора профессии, в конечном счете, оказывают непосредственное влияние на обеспеченность регионов кадрами. Поэтому при исследовании региональных особенностей в организации профориентации и профобучения школьников основное внимание привлекают различия «по горизонтали», т.е. в регионах одного ранга (муниципальные образования, города). Однако с точки зрения управления системой образования страны все большее значение приобретают различия в планировании общеобразовательной и профессиональной школы «по вертикали», т.е. в субъектах (районах) разных иерархических уровней. Это обусловлено объективной необходимостью рационального сочетания отраслевого и территориального подходов к проблеме подготовки кадров для экономики регионов.
Между рангом региона и структурой профессиональной школы имеется определенная зависимость: чем выше ранг региона, тем шире сеть профессионально-технических образовательных организаций, разнообразнее перечень профессий, по которым необходимо осуществлять профессиональную подготовку молодежи. Аналогичная зависимость, усложняемая действием объективных и субъективных факторов, существует между «предложением» направлений выбора профессий в хозяйственном комплексе региона и «спросом» на эти профессии со стороны выпускников базовой и основной школы. В этой связи обязательная профессиональная подготовка школьников должна осуществляться в два этапа: подготовка по профилю в 9 - 11 классах и по конкретной профессии в 10- 11 классах. В процессе профильного профессионального обучения необходимо предусмотреть изучение вопросов, общих для группы родственных профессий одной отрасли или производства. Такое решение вызвано тем, что, во-первых, по окончании 9-го класса учащиеся могут продолжить обучение не только в общеобразовательной школе, но и в средней профессиональной образовательной организации; во-вторых, учащиеся 8- 9-х классов в 12 - 13 лет еще, как правило, психологически не готовы к выбору конкретной профессии.
Библиографический список
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный Закон. Москва, 2013.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва, 2011.
3. Алиев М.А. Экономические проблемы развития взаимосвязи образования и производства. Махачкала, 2019.
4. Казаков Д.В., Даничев А.А., Машанов А.А. Основные проблемы профориентации школьников на современном этапе развития общества. Вестник КрасГАУ. 2012; № 9 (72): 242 - 245.
5. Инглхарт Р, Ветцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. Москва, 2011.
6. Какие профессии нужны сегодня рынку? Аргументы и факты. 2018; 26: 20.
7. Тюнников Ю.С. Концептуальная модель подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности. Педагогическое образование и наука. 2014; № 5: 53 - 62.
8. Умалатова З.М., Алиев М.А., Магомедова К.М. Организационное и педагогическое обеспечение развития образовательно-инновационной среды в школе. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 2 (63): 69 - 71.
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj Zakon. Moskva, 2013.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2011.
3. Aliev M.A. Ekonomicheskie problemy razvitiya vzaimosvyazi obrazovaniya i proizvodstva. Mahachkala, 2019.
4. Kazakov D.V., Danichev A.A., Mashanov A.A. Osnovnye problemy proforientacii shkol'nikov na sovremennom 'etape razvitiya obschestva. Vestnik KrasGAU. 2012; № 9 (72): 242 - 245.
5. Inglhart R., Vetcel' K. Modernizaciya, kul'turnye izmeneniya idemokratiya. Posledovatel'nost'chelovecheskogorazvitiya. Moskva, 2011.
6. Kakie professii nuzhny segodnya rynku? Argumenty i fakty. 2018; 26: 20.
7. Tyunnikov Yu.S. Konceptual'naya model' podgotovki buduschih pedagogov k innovacionnoj deyatel'nosti. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2014; № 5: 53 - 62.
8. Umalatova Z.M., Aliev M.A., Magomedova K.M. Organizacionnoe i pedagogicheskoe obespechenie razvitiya obrazovatel'no-innovacionnoj sredy v shkole. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 2 (63): 69 - 71.
Статья поступила в редакцию 17.03.20
УДК 37
Volobueva S.O., postgraduate, Department of Social Technologies, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: varyasvetlana@yandex.ru
TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF SOCIAL WORKERS. The article reveals current trends in the system of professional development. Current areas of professional development for social workers have been identified. The author notes that practice-oriented training contributes the most to the development of professional competences, expansion of professional outlook, professional skills. The most popular forms, principles and methodological approaches to the organization of advanced training courses for social workers are identified. The features of the course participants who are social workers are defined. Considerable attention is paid to professional competencies that are formed and developed by course participants during training. A set of pedagogical conditions that contribute to the activation of cognitive activity in students of advanced training courses has been identified. The author concludes that practice-oriented training is the most effective for postgraduate training of specialists in advanced training courses.
Key words: social sphere, social work, professional development, competence, professional competence.
С.О. Волобуева, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: varyasvetlana@yandex.ru
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В статье раскрыты современные тенденции в системе повышения квалификации. Определены актуальные направления повышения квалификации для работников социальной сферы. Выявлены наиболее востребованные в настоящее время формы, принципы и методологические подходы к организации курсов повышения квалификации для работников социальной сферы. Определены особенности слушателей курсов, являющихся работниками социальной сферы. Значительное внимание уделяется профессиональным компетенциям, которые формируются и развиваются у слушателей курсов во время обучения. Выявлен комплекс педагогических условий, способствующий активизации познавательной активности у слушателей курсов повышения квалификации. Автором сделан вывод, что практико-ориентированное обучения является наиболее эффективным при постдипломной подготовке специалистов на курсах повышения квалификации.
Ключевые слова: социальная сфера, социальная работа, повышение квалификации, компетенции, профессиональные компетенции.
Профессиональная компетентность - это система знаний, умений и навыков, которые необходимы специалисту для ведения эффективной профессиональной деятельности. В условиях рыночной экономики предъявляются требования к специалистам: высокая квалификация, способность творчески решать профессиональные задачи, наличие знаний в области психологии и управления, ответственность, способность принимать управленческие решения, способность к выработке новых идей, потребности в профессиональном развитии. Под компетентностью понимают доскональные знания в какой-либо профессиональной области. Основу развития профессиональных компетенций личности составляет теория саморазвития и самоактуализации (В.И. Андреев, Л.Н. Куликова, Д.Б. Эльконин и др.), поскольку потребность в саморазвитии и самосовершенствовании необходимо развивать и в области профессиональной деятельности. На уроне педагогической теории и практики доказано, что в процессе целенаправленного воздействия на личность необходимо создать условия для формирования и развития профессиональных компетенций (В.А. Беляева, А.А. Вербицкий, С.Г Воровщиков, А.Ж. Жафяров, О.В. Мухаметшина, А.А. Петренко, С.Б. Серякова, О.И. Федотова, А.В. Хуторской и др.).
В исследованиях Л.А. Саенко, Е.С. Скляр [3, 8] отмечается, что в основе развития профессиональных компетенций личности лежит отношение к своей профессиональной деятельности как необходимой жизненной потребности. Профессиональные компетенции социальных работников интегрируют в себе следующие показатели: профессиональные знания, умения, навыки, способность
к профессиональному творчеству, стремление совершенствовать свое рабочее место и технологический процесс, в который включен работник; способность к сотрудничеству; осознание ответственности за свою работу перед своими клиентами, коллегами, обществом.
Значительное место в изучении проблемы развития профессиональных компетенций работников социальной сферы занимают междисциплинарные исследования. Например, акмеологические основы развития профессионализма личности рассматривали A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.; возможности образовательной среды в развитии профессиональных компетенций А.В. Хуторской, Е.Н. Шиянов и др.; технологизация процесса формирования и развития профессиональных компетенций личности представлена в работах ГА. Андриановой, И.В. Демьянович, О.А. Шушериной и др.
Основу для развития профессиональных компетенций составляют базовые знания в профессиональной области, полученные в образовательном учреждении; задатки и способности, которые получают развитие в определенных условиях деятельности и от которых зависит профессионализм и компетентность специалиста [5].
В настоящее время в системе повышения квалификации утвердились определенные тенденции переподготовки работников различных сфер профессиональной деятельности: практико-ориентированный подход к образованию слушателей на курсах, вариативность содержания образования, нацеленность на саморазвитие слушателей, преобладание исследовательских методов и само-