Научная статья на тему 'Основные задачи науки и образования в обеспечении национальной безопасности'

Основные задачи науки и образования в обеспечении национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1053
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная безопасность / национальные интересы / стратегические цели обеспечения национальной безопасности / взаимосвязь между образованием и национальной безопасностью. / national security / national interests / strategic goals of national security / relationship between education and national security.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. А. Носков

Актуальность темы нашего исследования определяется научно-теоретической и практической значимостью проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности РФ. Для развития российского общества и государства необходимы принципиально иные требования к системе обеспечения национальной безопасности, которая должна обладать свойством не только быстрого реагирования на возникающие угрозы, но и потенциалом для их предотвращения. Национальная безопасность является важнейшим условием функционирования и развития личности, общества и государства. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, отмечается, что основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты. При этом выделяется специальный подраздел, посвященный состоянию национальной безопасности в зависимости от степени реализации стратегических национальных приоритетов, в том числе науки, технологий и образования. Последнее как раз и представляет для нас особый интерес. Исследования в этой области позволяют автору определять оптимальные пути для вклада науки, технологии и образования в обеспечение национальной безопасности РФ при соответствующем развитии личности, общества и государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. А. Носков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TASKS OF SCIENCE AND EDUCATION IN ENSURING NATIONAL SECURITY

The relevance of the research paper is determined by the theoretical and practical significance of problems related to ensuring the national security of the Russian Federation. Fundamentally different national security system requirements are needed for the development of the Russian society and the state which must have the features not only of rapid response to emerging threats but also the potential to prevent them. National security is the most important condition for the functioning and development of the individual, society and the state. The National security strategy of the Russian Federation approved by Presidential Decree No. 683 of 31.12.2015 points out that the main directions of ensuring the national security of the Russian Federation are strategic national priorities. At the same time there is a special paragraph dedicated to the status of National security depending on the degree of implementation of strategic national priorities including science, technology and education. The last note is of particular interest to us. Research in this area allows the author to determine the optimal ways for the contribution of science, technology and education to the National security of the Russian Federation with the appropriate development of the individual, society and state.

Текст научной работы на тему «Основные задачи науки и образования в обеспечении национальной безопасности»

астрономическими работами Лаплас снискал такую славу, что современники стали его называть «французским Ньютоном».

В начале 19-го столетия ряд новых блестящих страниц в славную историю астрономии вписал «король математики» - немецкий ученый Карл-Фридрих Гаусс (1777 - 1855). Он был директором астрономической обсерватории и достиг замечательных результатов, разработав весьма удобный метод определения эллиптической орбиты планеты всего лишь по трем наблюдениям. Этот метод он с успехом продемонстрировал при определении орбиты Цереры, открытой 1 января 1801 года итальянским астрономом Пиацци. По различным причинам последнему удалось провести лишь несколько наблюдений Цереры, что определило проблему расчета ее орбиты по малому числу наблюдений. Оказалось, что она движется вокруг Солнца по эллиптической орбите, находящейся между орбитами Марса и Юпитера.

Церера относится к числу тех малых планет или так называемых астероидов, которые целым роем движутся вокруг Солнца, представляя собой небольшие глыбы, родственные метеоритам, иногда попадающим на поверхность Земли. Церера - первая из открытых малых планет - является самой большой среди всех остальных (сейчас известно около полутора тысяч). Ее диаметр равен всего лишь 770 километров, что почти в 17 раз меньше земного.

Когда в 1802 году был открыт второй астероид, Паллада, Гаусс заинтересовался проблемой вековых возмущений планет Отсюда возникла его «Теория движения небесных тел» (1809 г). Этот труд стал как бы сводом законов вычислительной астрономии, а сам Гаусс поднялся на один уровень с величайшими астрономами того времени.

Новый блестящий триумф астрономической науки связан с именем директора Парижской обсерватории французским математиком Урбана-Жана-Жозефа Леверрье (1811 - 1877). Наблюдения за планетой Уран показали, что ее движение происходит не вполне так, как это следовало из вычислений его положения на небе. К 1821 году величина расхождений уже превышала одну угловую минуту, но даже столь малое уклонение нуждалось в объяснении.

Леверрье предположил, что причиной отклонения планеты Уран является действие на него какой-то еще неизвестной планеты. По направлению и величине отклонений Урана от расчетной орбиты Леверрье вычислил местонахождение этой планеты и указал ее место на небе в созвездии Рыб. Об этом он сообщил в Берлинскую обсерваторию с просьбой обследовать в телескоп указанную область неба и сравнить результаты наблюдений с подробной звездной картой, имеющейся в обсерватории. 23 сентября 1846 года астроном-наблюдатель Берлинской обсерватории Иоганн Галле (1812 - 1810) обнаружил почти точно в указанном Леверрье месте звездообразный объект, не указанный на карте. Дальнейшие наблюдения показали, что это восьмая по расстоянию от Солнца планета. Она получила название Нептун, который находится дальше Земли в 30,09 раз (4495,7 миллионов километров) и его период обращения вокруг Солнца составляет 164,78 года.

Библиографический список

Леверрье закончил разработку классической небесной механики, составив планетные таблицы, являющиеся величайшим памятником астрономам-теоретикам 18-го столетия.

Что же касается российских ученых, внесших весомый вклад в развитие астрономической науки, то, помимо Ломоносова, следует отметить труды Василия Яковлевича Струве и Федора Александровича Бредихина. Струве В.Я. (1793 - 1846) был организатором нашей Главной астрономической обсерватории в Пулкове, которая была открыта в 1839 году. Струве почти четверть века руководил ее работами, в итоге выдвинув ее на одно из первых мест в мире. Он прославился точными исследованиями двойных звезд. Его сочинение «Микрометрические измерения двойных звезд» считается фундаментальнейшим трудом в области изучения двойных звезд. Им открыты более трех тысяч таких пар, а созданные звездные каталоги, хранящиеся в Пулковской лаборатории, считаются лучшими в мире.

Под руководством В.Я. Струве проведено одно из наиболее важных и длиннейших градусных измерений - определение длины очень большой части (более 25 градусов) меридиана от Гаммерфеста в Норвегии до реки Дуная протяженность почти 2 500 км.

Бредихин Ф.А. (1831 - 1904) приобрел широчайшую известность исследованиями кометных хвостов и вообще кометных форм. Он разработал знаменитую классификацию кометных хвостов, носящую его имя. Исследования Бредихина привели его к выводу, что хвосты комет состоят из различных паров и газов, а мощное излучение Солнца отталкивает их легчайшие частицы, которые и образуют хвост кометы, всегда направленный от Солнца.

Своими астрономическими изысканиями Бредихин показал, что метеорные потоки или рои метеорных частиц образуются в результате извержения метеорных телец из ядра кометы и постепенного распада самих комет. Эти рои метеорных частиц движутся по определенным орбитам вокруг Солнца. Встречаясь с Землей, эти частицы проникают в земную атмосферу и тем самым вызывают «звездные дожди». В 1890 году он был назначен директором Пулковской обсерватории, где подготовил целую плеяду молодых ученых-астрономов.

Таким образом, становление небесной механики прошло многовековый и тернистый путь. В итоге она стала надежным фундаментом дальнейшего развития всей современной астрономической науки. Проблемы астрономии решались многими гениальными учеными. Лучшие умы науки сделали астрономию одной из главнейших наук естествознания, позволившую человеку расширить свое миропонимание до высот космоса. Неслучайно Лаплас, восхищаясь достижениями небесной механики и, связанными с ними возможностями человеческого разума в познании мироздания, писал: «То совершенство, какое человеческий разум был в состоянии придать астрономии, дает лишь слабое представление о таком уме».

1. Берри А. Краткая история астрономии. Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1949.

2. Джексон Том. Вселенная: иллюстрированная история астрономии. Перевод А.Г. Сергеева. Москва: Эксмо, 2015.

3. Дубкова С.И. История астрономии. Москва: Белый город, 2002.

4. Еремеева А.И., Цицин Ф.А. История астрономии. Основные этапы развития астрономической картины мира. Москва: МГУ 1989.

5. Паннекук А. История астрономии. Перевод Б.В. Кукаркина, П.Г Куликовского. Москва: ЛКИ, 2014.

6. Володарский А.И. Астрономия в древней Индии. Москва: Наука, 1975.

7. Замаровский В. Астрономия древних обществ. Москва: Наука, 2002.

8. Юревич В.А. Загадки древней астрономии. Земля и Вселенная. 2008; № 4: 60 - 66.

9. Голубь П.Д., Овчаров А.В., Насонов А.Д. Из жизни творцов физической науки. Барнаул: АлтГПУ, 2017.

10. Чистяков В.Д. Рассказы об астрономах. Минск: Вышэйшая школа, 1969.

11. Галилей Г Диалог о двух системах мира. Избранные труды: сборник научных трудов: в 2 т. Москва, 1964; Т. 1: 640. References

1. Berri A. Kratkaya istoriya astronomii. Moskva - Leningrad: Gostehizdat, 1949.

2. Dzhekson Tom. Vselennaya: illyustrirovannaya istoriya astronomii. Perevod A.G. Sergeeva. Moskva: 'Eksmo, 2015.

3. Dubkova S.I. Istoriya astronomii. Moskva: Belyj gorod, 2002.

4. Eremeeva A.I., Cicin F.A. Istoriya astronomii. Osnovnye 'etapy razvitiya astronomicheskojkartiny mira. Moskva: MGU, 1989.

5. Pannekuk A. Istoriya astronomii. Perevod B.V. Kukarkina, P.G. Kulikovskogo. Moskva: LKI, 2014.

6. Volodarskij A.I. Astronomiya vdrevnejIndii. Moskva: Nauka, 1975.

7. Zamarovskij V. Astronomiya drevnih obschestv. Moskva: Nauka, 2002.

8. Yurevich V.A. Zagadki drevnej astronomii. Zemlya i Vselennaya. 2008; № 4: 60 - 66.

9. Golub' P.D., Ovcharov A.V., Nasonov A.D. Izzhizni tvorcov fizicheskojnauki. Barnaul: AltGPU, 2017.

10. Chistyakov V.D. Rasskazy ob astronomah. Minsk: Vysh'ejshaya shkola, 1969.

11. Galilej G. Dialog o dvuh sistemah mira. Izbrannye trudy: sbornik nauchnyh trudov: v 2 t. Moskva, 1964; T. 1: 640.

Статья поступила в редакцию 20.03.20

УДК 341.231+37

Noskov Ye.A., Cand. of Sciences (Military Studies), Federal Education and Science Supervision Agency (Moscow, Russia), E-mail: ensv73@yandex.ru

THE MAIN TASKS OF SCIENCE AND EDUCATION IN ENSURING NATIONAL SECURITY. The relevance of the research paper is determined by the theoretical and practical significance of problems related to ensuring the national security of the Russian Federation. Fundamentally different national security system requirements are needed for the development of the Russian society and the state which must have the features not only of rapid response to emerging threats but also the potential to prevent them. National security is the most important condition for the functioning and development of the individual, society and the state. The National

security strategy of the Russian Federation approved by Presidential Decree No. 683 of 31.12.2015 points out that the main directions of ensuring the national security of the Russian Federation are strategic national priorities. At the same time there is a special paragraph dedicated to the status of National security depending on the degree of implementation of strategic national priorities including science, technology and education. The last note is of particular interest to us. Research in this area allows the author to determine the optimal ways for the contribution of science, technology and education to the National security of the Russian Federation with the appropriate development of the individual, society and state.

Key words: national security, national interests, strategic goals of national security, relationship between education and national security.

Е.А. Носков, канд. воен. наук, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, г. Москва, E-mail: ensv73@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Актуальность темы нашего исследования определяется научно-теоретической и практической значимостью проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности РФ. Для развития российского общества и государства необходимы принципиально иные требования к системе обеспечения национальной безопасности, которая должна обладать свойством не только быстрого реагирования на возникающие угрозы, но и потенциалом для их предотвращения. Национальная безопасность является важнейшим условием функционирования и развития личности, общества и государства. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, отмечается, что основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты. При этом выделяется специальный подраздел, посвященный состоянию национальной безопасности в зависимости от степени реализации стратегических национальных приоритетов, в том числе науки, технологий и образования. Последнее как раз и представляет для нас особый интерес. Исследования в этой области позволяют автору определять оптимальные пути для вклада науки, технологии и образования в обеспечение национальной безопасности РФ при соответствующем развитии личности, общества и государства.

Ключевые слова: национальная безопасность, национальные интересы, стратегические цели обеспечения национальной безопасности, взаимосвязь между образованием и национальной безопасностью.

Целью настоящей работы является проведение теоретического исследования национальной безопасности Российской Федерации, изучение ее структурных элементов и определение вклада науки и образования в конструкцию системы обеспечения национальной безопасности страны.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- проанализировать термин «национальная безопасность» с целью более полного исследования этого феномена;

- исследовать эволюцию правового регулирования обеспечения национальной безопасности в процессе развития Российской Федерации; изучить современную структуру национальной безопасности Российской Федерации;

- исследовать роль науки и образования в обеспечении национальной безопасности;

- научно обосновать основные задачи влияния науки, технологий и образования на обеспечение национальной безопасности страны, предложить пути для их оптимального решения.

При этом использовался целый комплекс методов (анализ, синтез, индукция, дедукция; сравнительный, структурно-функциональный и др.), который позволил всесторонне исследовать теоретические аспекты национальной безопасности РФ с позиции влияния на нее науки, технологии и образования и сделать научно обоснованные выводы.

Теоретическую и эмпирическую основу исследования составляет анализ документов и материалов органов федеральной государственной власти, информационно-аналитические материалы, позволяющие оценить состояние и уровень защищенности государства и общества от внутренних и внешних угроз, материалы диссертационных исследований в области общественных отношений, связанных с обеспечением национальной безопасности.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно является одной из немногих в педагогической науке работ, рассматривающих взаимосвязь и взаимовлияние национальной безопасности в Российской Федерации и развития образования в государстве.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 (далее - Стратегия), отмечается неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны, при этом основными направлениями обеспечения национальной безопасности являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения государственной и территориальной целостности, независимости и суверенитета государства. В разделе IV Стратегии «Обеспечение национальной безопасности» выделен специальный подраздел, посвященный состоянию национальной безопасности в зависимости от степени реализации стратегических национальных приоритетов, в том числе науки, технологий и образования [1].

Так, стратегию обеспечения национальной безопасности в области науки, технологий и образования (п. 67 вышеуказанного документа) определяют следующие положения:

- модернизацию национальной экономики, реализацию конкурентных преимуществ Российской Федерации, оборону страны, государственную и обще-

ственную безопасность, а также формирование научно-технических заделов на перспективу должно обеспечить развитие системы научных, проектных и научно-технологических организаций;

- необходимы изменения, обеспечивающие повышение качества общего, профессионального и высшего образования, его доступности для всех категорий граждан; как следствие - повышение социальной мобильности. Большое значение придается развитию фундаментальных научных исследований.

К основным факторам, негативно влияющим на национальную безопасность в области науки, технологий и образования, в Стратегии отнесены: отставание в развитии высоких технологий, зависимость от импортных поставок научного, испытательного оборудования и прочее.

Среди проблем, негативно влияющих на обеспечение национальной безопасности, на наш взгляд, необходимо отметить следующие:

- снижение престижа ряда профессий;

- снижение качества общего, среднего профессионального и высшего образования;

- недостаточно эффективная система стимулирования деятельности в области науки, инноваций и промышленных технологий;

- уровень социальной защищенности работников профессорско-преподавательского и научно-педагогического состава.

Основным направлением обеспечения национальной безопасности в области науки, технологий и образования в Стратегии определено повышение уровня технологической безопасности, в том числе в информационной сфере, для чего необходимо обеспечить приоритетное развитие фундаментальных и прикладных наук, образования.

Повышение уровня научно-технологической составляющей всех сфер национальной безопасности, развитие интеллектуального потенциала, высокого уровня конкурентоспособности позволит достигнуть передовых позиций по всем стратегическим приоритетам национальной безопасности для России, что представляется в высшей степени важным.

Залогом национальной безопасности России становится обеспечение поступательного социально-экономического развития страны, и это должно стать главной задачей, которую в этой области должны решать наука, технологии и образование.

Чтобы своевременное предотвращение угроз не требовало излишних средств и при этом обеспечивало все аспекты безопасности страны, существует необходимость в создании и постоянном совершенствовании системы показателей национальной безопасности, определении пороговых значений для каждого из выбранных показателей [2].

Что касается науки, то, по утверждению академика РАН Сергеева А.М., в современном обществе она призвана быть:

- существенным фактором повышения качества жизни, развития образования, здравоохранения, культуры и т.п.;

- важнейшим фактом обеспечения безопасности государства;

- источником технологического обновления и экономического роста;

- основой для создания и поддержания глобальной конкурентоспособности национальной экономики [3].

Однако в настоящий момент российская наука не может в полной мере выполнять эти задачи государственной важности в связи со значительными инфраструктурными проблемами, к которым относятся:

- существенно влиять на государственные решения в области развития науки и экономического развития не позволяет статус Российской академии наук, который существенно ниже, чем у министерств и ведомств;

- недостаточное финансирование научных исследований и прикладных разработок за последние годы (как правило, финансирование научных изысканий ложится на плечи самих вузов, что является одним из основных показателей эффективности вузов);

- уменьшение числа молодых исследователей, старение научных кадров (низкая заработанная плата молодых ученых, формальность научных исследований и пр.);

- стремление Минобрнауки России присоединить академические институты к вузам, предлагая академическим институтам войти в состав университетов (данная тенденция опасна, поскольку потенциально ведет к уничтожению академического сектора науки в стране);

- низкую, часто формальную научную активность российских вузов (гонка за количеством научных публикаций, а не за их качеством: 800 статей отозвано за год из научных журналов, так как они были опубликованы с вопиющими нарушениями правил и научной этики) и, как следствие этого, - снижение в обществе авторитета научных знаний.

Так, доля экспорта высоких технологий в общемировом объеме в 2017 году составила (%): Россия - 0,59; Малайзия - 2,63; Нидерланды - 4,06; Сингапур -8,70; Германия - 10,96; Китай - 32,22. Доля публикаций в общемировом потоке за 2014 - 2018 годы (%): ЮАР - 0,89; Россия - 2,21; Бразилия - 2,83; Индия - 4,10; Великобритания - 8,11; Китай - 18,80; США - 26,42. Внутренние затраты на гражданские исследования и разработки к ВВП в 2018 году (%): Чили - 0,40; Россия -0,70; Словакия - 0,90; Япония - 3,30; Корея - 4,40; Израиль - 4,5.

В сложившихся обстоятельствах, отмечает А.М. Сергеев, все более нарастает угроза гуманитарно-психологического характера - распространение антинаучных представлений, потеря преемственности поколений, уменьшение значимости культурных ценностей, рост степени агрессивности в обществе, размывание научно-образовательного фундамента и уменьшение интеллектуального слоя нации [3].

Анализ диссертационных исследований в области обеспечения национальной безопасности [4 - 8] подтверждает необходимость определения путей своевременного предотвращения возрастающих угроз и выявления связанных с ними рисков, при этом значимая роль должна быть отведена развитию системы национальной безопасности в области образования и усилению внимания государства к фундаментальной науке.

Обеспечение финансовой поддержки науки в научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях, стимулирование непрерывного поступления знаний и технологий в экономику страны обеспечивается, прежде всего, государством. Таким образом, именно государство призвано обеспечить разработку механизмов, поддерживающих развитие науки и образования и создающих условия для повышения обеспечения безопасности государства [9].

Возвращаясь к вопросу обеспечения национальной безопасности, кроме развития науки как таковой, необходимо рассмотреть не менее важную составляющую, обеспечивающую планомерное социально-экономическое развитие страны, - образование.

Приоритетность области образования, закрепленная в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, право на образование как одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации могут быть обеспечены только в условиях безопасности. Затрудняет, а в худшем случае делает невозможной их реализацию, нарушение безопасности в силу разных обстоятельств (природных катаклизмов, экономического застоя, социальных потрясений, внешнего давления) [10].

Обратная зависимость национальной безопасности от образования обусловлена тем, что безопасность России обеспечивается людьми; именно человеческим фактором определяется национальная безопасность. Средой становления личности, ее мировоззрения является школа (общеобразовательная и профессиональная), которая формирует интеллектуальный, нравственный, трудовой потенциал общества, его способность обеспечить экономику страны качественными кадрами, повысить статус высшего образования страны в мировых и отечественных рейтингах, интеграцию в мировое образовательное пространство и безопасность личности, общества и государства в этих процессах.

Не вызывает сомнения, что состоянием системы образования в стратегическом плане определяется безопасность государства. Система образования как среда, механизм актуализации и развития интеллектуального потенциала становится в современных условиях фактором инновационного развития. В индустриально развитых странах мира за счет системы образования получают около половины прироста валового национального продукта. И обеспечение национальной безопасности России напрямую зависит от того, какими нравственными и политическими ориентирами, социальными ценностями руководствуется современная молодежь, каким уровнем общей культуры и профессиональной подготовки обладает [10].

Не подлежит сомнению, что обеспечению безопасности на всех ее уровнях: личности, общества, государства - служит образование, играя существенную

роль в укреплении всех ее видов. Между приоритетными областями развития и становления национальной безопасности общества - науки и образования -существует прямая взаимозависимость. Так, экономическая и военная безопасность государства невозможны без квалифицированных кадров, а технологическая безопасность обусловлена научными разработками. Сохранение, развитие и актуализация интеллектуального потенциала страны становится самым надежным путем возрастания могущества России в современных условиях. Ее будущее связывается с переходом на инновационный путь развития, в реализации которого роль образования и науки в целом трудно переоценить.

Роль и значение образования в системе национальной безопасности, по мнению Рудаковой Е.Н., определяется и тем, что оно является средой и механизмом сохранения, воспроизводства национальной (гражданской и этнической) идентичности социума, составляющих его индивидов и групп [5], что стало возможным благодаря внедрению образовательных стандартов, в которых при совокупности требований к уровню подготовки выпускников, а также при условии сформированности у них содержательных компетенций, содержатся определенные позиции в области обеспечения национальной безопасности в образовании.

На наш взгляд, система образования в интересах безопасности решает три основные задачи. Во-первых, она формирует у каждого человека определенные компетенции для обеспечения личной безопасности, культуру безопасности (учебные дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе, «Безопасность жизнедеятельности» в вузе). Значимо, что в результате правового, экологического, политического и т.д. воспитания, обучения человек способен действовать ответственно и грамотно, с учетом интересов общественной безопасности. И если в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 (далее - Доктрина), констатируется «...неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны» [11], то часть вины лежит и на системе образования Российской Федерации.

Во-вторых, специалисты, профессионально занятые реализацией конкретных видов и направлений безопасности, готовятся в системе образования. Очевидно, что выявление и отслеживание тех или иных видов опасностей, разработка и осуществление мер по их предупреждению, нейтрализации, устранению требует разных инструментов и средств, различных знаний и багажа опыта, разных структур и лиц.

В-третьих, подготовка и переподготовка кадров в области организации систем безопасности (специалисты, должностные лица, занимающиеся организацией и обеспечением безопасного функционирования определенных объектов безопасности - предприятия (учреждения), группы (общности), территории или государства в целом) носят весьма актуальный характер.

В Доктрине информационной безопасности в числе угроз названы также «. дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей» [11]. Стратегически система образования и воспитания играет важную роль в сохранении и воспроизводстве культуры нашей страны. Она не только передает обучаемым определенный объем ценностно-нейтральной информации, выдержанной в духе научно-технологического детерминизма, но и формирует у них уважение к своей стране, к ее прошлому, к старшим поколениям. Данная задача тем более важна, что в условиях глобализации обостряющееся геополитическое соперничество приобретает форму жесткого информационно-психологического противоборства, в котором предпринимаются массированные атаки на нашу историю, культуру, образ жизни. Система образования своей позитивной работой по формированию социально активной и ответственной личности, имеющей высокоразвитое чувство собственного достоинства, реализуется в патриотизме, выступает мощным механизмом нейтрализации этих угроз и, следовательно, укрепления национальной безопасности России [12].

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» подтверждает вышеуказанные заключения об особой роли области образования для обеспечения национальной безопасности в нашей стране.

Указ выделяет направление «Образование» в числе основных национальных проектов как ключевое направление, без которого невозможно обеспечить национальную безопасность страны. Образование - это та область, которая обеспечивает насыщение социально значимых направлений в экономике страны путем воспитания и обучения населения Российской Федерации [13]. Основными проблемами системы образования, по мнению академика РАО М.А. Эскиндаро-ва, в настоящее время являются [14]:

- инвентаризация и отмена действующих нормативных актов, устанавливающих обязательные контрольно-надзорные требования (процесс «регу-ляторной гильотины»), предусматривающих масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов, отмену действующих нормативных актов, необходимость разработки и утверждения новых принципов и механизмов регламентации образовательной деятельности, включая лицензирование и государственную аккредитацию образовательной деятельности, а также государственный контроль (надзор) в сфере образования;

- порядок введения, содержание и механизм реализации вводимых в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО 3+; ФГОС ВО 3++):

а) ФГОС ВО 3+ вводились с момента их утверждения приказом министерства, это вынуждало вузы непрерывно корректировать образовательные программы и проходить контрольные процедуры одновременно по трем поколениям стандартов;

б) переход на ФГОС ВО 3++, которые должны обеспечить формирование профессиональных компетенций выпускников вузов на основе профессиональных стандартов, однако из стандартов профессиональные компетенции впервые исключены, а переход на них не завершен до сего времени;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) всю специфику направлений подготовки (детализированная область профессиональной деятельности, объекты и виды профессиональной деятельности, виды профессиональных задач, а также профессиональные компетенции) предполагается перенести в примерную основную образовательную программу (далее - ПООП), что противоречит действующему законодательству, возлагающему на Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ; вариативность содержания основных образовательных программ. Таким образом, профильное ядро из ФГОС перенесено в ПООП, правовой статус которых неясен, да и их самих не существует;

г) считается неоспоримой истиной, и это записано во ФГОС 3+ и 3++, что без философии, истории, иностранного языка, безопасности жизнедеятельности и физической культуры нельзя подготовить выпускника высшей школы. Получается, что единство образовательного пространства и создается только названными дисциплинами, а без указания ядра фундаментальных дисциплин или основных содержательных требований, оказывается, можно подготовить профессионала;

д) учебно-методические объединения с 2015 года трансформировались из мощных базовых сетевых методических площадок на базе крупнейших ведущих университетов в перечень физических лиц-экспертов (приказ Минобрнауки России от 08.09.2015 № 987).

При разработке национального проекта в сфере образования в Указе выделены следующие цели и целевые показатели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Обозначены первоочередные задачи для достижения поставленных целей. Среди основных задач, затрагивающих социально важные, экономически значимые вопросы, необходимо отметить следующие:

- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды для всех уровней образования;

- внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников;

- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;

Библиографический список

- формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков.

Необходимо отметить, что вопросы образования пронизывают каждый национальный проект, отмеченный в Указе. Решаемые задачи для достижения целей и целевых показателей национальных проектов, таких как демография, здравоохранение, экология, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт, до 80 процентов лежат в сфере образования, науки и цифровых технологий [8].

Другими словами, обеспечение достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года через выполнение национальных проектов (программ) в основном зависит от приоритетной сферы - образования.

Таким образом, цель, определенная во введении, достигнута и сформулированные задачи решены.

В результате исследования, касающегося области реализации обеспечения национальной безопасности, можно выделить следующие задачи, которые необходимо решить в рамках совершенствования системы науки и образования:

- усиление внимания государства к фундаментальной и прикладной науке (в частности, включение ее в число приоритетных направлений развития науки, технологий и техники), укрепление академического сектора, его переоснащение и создание условий для нормального воспроизводства кадрового потенциала (омоложение научных кадров);

- становление вузовского образования и вузовской науки как новой мощной составляющей национальной инновационной системы, усиление вклада научно-исследовательской базы вузов в удовлетворение спроса экономики на квалифицированные кадры за счет подготовки выпускников вузов к активной деятельности по сохранению, укреплению, стабилизации национальной безопасности на всех уровнях: государства, общества, личности;

- усиление внимания к образованию как объекту, ресурсу и средству национальной безопасности, что укрепит благополучие нации и безопасность страны и укрепит фундамент будущего России.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что работа является комплексным исследованием проблем национальной безопасности в Российской Федерации с позиции уровня развития в стране науки, технологии, образования.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: выявленные тенденции и закономерности формирования и развития проблемы национальной безопасности РФ находятся в обусловленной связи с уровнем развития в стране науки, технологий и образования, что приводит к необходимости решать эту проблему только в связке с системой науки и образования в стране; содержащиеся в статье результаты исследования и выводы могут послужить основой для последующих исследований по проблемам реализации механизма национальной безопасности.

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_191669/

2. О безопасности. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/ 12181538/paragraph/4/highlight/

3. Сергеев А.М. Надо вернуть нам право заниматься наукой. Российская газета. 15 января; 2020; 5 (8059). Available at: https://rg.ru/2020/01/14/prezident-ran-nado-vernut-nam-pravo-zanimatsia-naukoj.html

4. Возжеников А.В. Национальная безопасность в контексте современного политического процесса России: Теория и политика обеспечения. Диссертация ... доктора политических наук. Москва, 2002.

5. Рудакова Е.Н. Глобализация образовательной политики как фактор национальной безопасности Российской Федерации. Диссертация ... доктора политических наук. Москва, 2013.

6. Куковский А.А. Национальная безопасность в российской федерации: теоретико-правовое исследование. Диссертация .кандидата политических наук. Челябинск, 2011.

7. Коростелев Д.В. Безопасность личности в условиях глобализации: проблемы и пути решения. Диссертация ... кандидата политических наук. Москва, 2008.

8. Просяник В.В. Основные направления государственной политики России в сфере обеспечения безопасности: проблема сохранения национальной культуры. Диссертация ... кандидата политических наук. Санкт-Петербург, 2013.

9. Нестеров В.В. Образование и национальная безопасность. Available at: //cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-natsionalnaya-bezopasnost

10. Камашев С.В., Михалина О.А., Наливайко Н.В. Актуальные проблемы безопасности отечественной системы образования: монография. Ответственный редактор Б.О. Майер. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2007.

11. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г № 646). Available at: http://www. consultant.ru

12. Бельков О.А. Экономическое, социальное, региональное, внешнесредовое измерения государственного управления и национальной безопасности. Проблемы современного государственного управления в России: труды научного семинара. Под редакцией В.И. Якунина. Москва, 2009.

13. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 (с изменениями и дополнениями). Available at: https://base.garant.ru/71937200/

14. Эскиндаров М.А. Гильотина для высшей школы. Российская газета. 4 декабря; 2019: 5 (8031). Available at: https://rg.ru/2019/12/04/otkaz-ot-gosakkreditacii-mozhet-sozdat-psevdorynok-obrazovatelnyh-uslug.html

References

1. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31.12.2015 № 683. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_191669/

2. O bezopasnosti. Federal'nyj zakon ot 28.12.2010 № 390-FZ. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/ 12181538/paragraph/4/highlight/

3. Sergeev A.M. Nado vernut' nam pravo zanimat'sya naukoj. Rossijskaya gazeta. 15 yanvarya; 2020; 5 (8059). Available at: https://rg.ru/2020/01/14/prezident-ran-nado-vernut-nam-pravo-zanimatsia-naukoj.html

4. Vozzhenikov A.V. Nacional'naya bezopasnost' v kontekste sovremennogo politicheskogo processa Rossii: Teoriya i politika obespecheniya. Dissertaciya ... doktora politicheskih nauk. Moskva, 2002.

5. Rudakova E.N. Globalizaciya obrazovatel'nojpolitikikak faktornacional'nojbezopasnostiRossijskojFederacii. Dissertaciya ... doktora politicheskih nauk. Moskva, 2013.

6. Kukovskij A.A. Nacional'naya bezopasnost' vrossijskoj federacii: teoretiko-pravovoe issledovanie. Dissertaciya ...kandidata politicheskih nauk. Chelyabinsk, 2011.

7. Korostelev D.V. Bezopasnost' lichnosti v usloviyah globalizacii: problemy i puti resheniya. Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Moskva, 2008.

8. Prosyanik V.V. Osnovnye napravleniya gosudarstvennojpolitiki Rossii v sfere obespecheniya bezopasnosti: problema sohraneniya nacional'noj kultury. Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2013.

9. Nesterov V.V. Obrazovanie inacional'naya bezopasnost'. Available at: //cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-i-natsionalnaya-bezopasnost

10. Kamashev S.V., Mihalina O.A., Nalivajko N.V. Aktual'nye problemy bezopasnosti otechestvennoj sistemy obrazovaniya: monografiya. Otvetstvennyj redaktor B.O. Majer. Novosibirsk: Izdatel'stvo SO RAN, 2007.

11. Doktrina informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii (utv. Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 5 dekabrya 2016 g. № 646). Available at: http://www.consultant.ru

12. Bel'kov O.A. 'Ekonomicheskoe, social'noe, regional'noe, vneshnesredovoe izmereniya gosudarstvennogo upravleniya i nacional'noj bezopasnosti. Problemy sovremennogo gosudarstvennogo upravleniya v Rossii: trudy nauchnogo seminara. Pod redakciej V.I. Yakunina. Moskva, 2009.

13. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. N 204 (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available at: https://base.garant.ru/71937200/

14. 'Eskindarov M.A. Gil'otina dlya vysshej shkoly. Rossijskaya gazeta. 4 dekabrya; 2019: 5 (8031). Available at: https://rg.ru/2019/12/04/otkaz-ot-gosakkreditacii-mozhet-sozdat-psevdorynok-obrazovatelnyh-uslug.html

Статья поступила в редакцию 04.03.20

УДК 37.036

Aliyev M.A., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Department of Socio-Humanitarian Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: umalatova-zulya@yandex.ru

Umalatova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: umalatova-zulya@yandex.ru

Alibekova Z.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: umalatova-zulya@yandex.ru

VOCATIONAL GUIDANCE AS THE BASIS FOR THE TRAINING OF SOUGHT-AFTER REGIONAL PERSONNEL. The article substantiates the relevance of the relationship between education and production in the development of human capital. The significance of career guidance in training for the regional economy is determined. The paper singles out territorial features of regions, reveals characteristic imbalances in the organization and structure of career guidance and vocational education; measures are proposed to bring the demand for personnel in the labor market in line with educational and vocational guidance services. The conclusion is drawn on the need to improve the planning of training based on the territorial proportions of the distribution of graduates of 9 and 11 grades in areas of further education.

Key words: career guidance, training, region, educational organizations, relationship of education with production, labor market.

М.А. Алиев, д-р экон. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru З.М. Умалатова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и методики начального обучения, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru

З.Н. Алибекова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и методики начального обучения, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: umalatova.zulya@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ВОСТРЕБОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ

В статье обоснована актуальность взаимосвязи образования и производства в развитии человеческого капитала; определена значимость профориентации в подготовке кадров для региональной экономики. С учетом территориальных особенностей регионов выявлены характерные диспропорции в организации и структуре профориентации и профессионального образования; предложены мероприятия для приведения спроса в кадрах на рынке труда в соответствие с образовательными и профориентационными услугами; сделан вывод о необходимости совершенствования планирования подготовки кадров на основе территориальных пропорций распределения выпускников 9-х и 11-х классов по направлениям дальнейшего образования.

Ключевые слова: профориентация, подготовка кадров, регион, образовательные организации, взаимосвязь образования с производством, рынок труда.

Развитие и использование человеческого капитала осуществляется в виде совокупности общеобразовательных и профессиональных качеств и компетенций человека, реализуя продуктивное взаимодействие образования и производства. Одним из ведущих и в то же время не задействованных сегодня ресурсов такого взаимодействия является профессиональная ориентация школьников.

Профессиональная ориентация учащихся - это информационная и организационно-педагогическая деятельность семьи, образовательных организаций, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь детям в выборе профессии с учетом индивидуальных интересов личности и потребностей рынка труда.

В современном обществе образование, особенно его составная часть, профессиональная ориентация школьников, становится главным фактором, влияющим на уровень развития человеческого капитала. Подобная ее роль существенно изменяет требования к деятельности образовательных организаций, что выдвигает необходимость повышения активности включения обучающихся в профориентационный процесс, формирования трудовых навыков, подготовки к труду. Все это ведет к развитию сферы образования и созданию рынка профо-риентационных услуг.

Главная цель профессиональной ориентации - приобретение теоретических знаний, практических умений, соответствующих интересам, возможностям и способностям индивида, усвоение опыта творческой деятельности для сознательного выбора и овладения навыками такой профессии, в которой органически сочетаются личные способности с общественной потребностью в региональных кадрах различных профилей.

Профессиональная ориентация, направленная на подготовку школьников к трудовой деятельности, является основой взаимодействия образования и производства. В процессе управления системой образования и производства взаимодействие между ними характеризуется формой трудовой деятельности, реализуемой через направления, способы, формы, средства взаимного влияния элементов этих систем в процессе их целенаправленного функционирования и развития. В процессе профориентации взаимодействие образование - производство осуществляется не непосредственно, а опосредованно, через человека -учащегося путем формирования знаний, умений, навыков трудовой деятельности [3,с. 8].

Взаимосвязь развития профессиональной ориентации с организацией взаимодействия образования и производства осуществляется путем приобретения теоретических знаний, практических умений, соответствующих интересам, возможностям индивида, усвоения опыта творческой деятельности для сознательного выбора и овладения такой профессией, в которой сочетаются индивидуальные способности с общественной потребностью в кадрах, что проявляется посредством достигнутых качественных и количественных характеристик в формировании профессионально-квалификационной структуры кадров, в их подготовке, расстановке, движении и использовании.

В процессе взаимодействия образование - производство посредством профориентации происходит переход накопленных человечеством знаний, умений, навыков, общественного опыта творческой деятельности в личное достояние отдельного работника. Этот переход осуществляется, с одной стороны, под влиянием особенностей личных интересов, способностей, планов жизнеустройства членов общества, с другой - картины социальной престижности про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.