о^ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^О
DOI 10.24411 /2076-1503-2021-10130 РУКАВИЦЫНА Елена Александровна,
кандидат культурологии, доцент кафедры рекламы и социально-культурной деятельности
Сибирского федерального университета,
г. Красноярск;
доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого,
е-mail: oktaj91@mail.ru
КОЛПЕЦКАЯ Ольга Юрьевна,
кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, г. Красноярск, е-mail: okоlpetskaya@mail.ru
ХОЛОДОВА Мария Владимировна,
кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, г. Красноярск, е-mail: holodova-maria@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА
Аннотация. Основополагающим в данной статье является понятие «профессиональная ориентация». На сегодняшний день подготовка высококвалифицированных кадров воспринимается как одна из актуальных проблем. В связи с этим необходимо особое внимание уделять подходу к профессиональному самоопределению обучающихся, имеющих личностные предпосылки для успешной профессионализации в той или иной отрасли, создавать оптимальные условия для подготовки, развития и повышения профессионального уровня специалистов.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профориентационные учреждения и службы, профориентационные мероприятия в сфере современного образования.
RUKAVITSYNA Yelena Aleksandrovna,
candidate of science (Culture Studies), Associate Professor, Advertising and Socio-Cultural Activity Department, Siberian Federal University, Krasnoyarsk;
Associate Professor,
Department of Philosophy, Social and Humanitarian Sciences, Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University
KOLPETSKAYA Olga Yurievna,
сandidate of Arts, Professor of the History of Music Department, Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts, Krasnoyarsk
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
KHOLODOVA Maria Vladimirovna,
candidate of Arts,
Associate Professor of the History of Music Department, Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts, Krasnoyarsk
VOCATIONAL GUIDANCE OF YOUNG PEOPLE: THEORY, HISTORY, PRACTICE
Annotation. The concept of "professional orientation" is fundamental in this article. Today, training of highly qualified professionals is one of pressing problems. That is why special attention should be paid to creating optimal conditions for professional training and development of specialists, as well as to professional self-determination of the students who have personal prerequisites for successful professionalism in particular fields.
Key words: professional orientation, professional self-determination, vocational guidance institutions and services, vocational guidance activities and tools in the sphere of modern education.
Развитие культуры на современном этапе, несомненно, требует высококвалифицированного кадрового обеспечения отрасли, и ведущую роль в этом играет образовательная парадигма. Применительно к развитию системы российского образования необходимо указать на тот факт, что, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения [2], основополагающей задачей ее функционирования является создание комфортных условий для полноценного и разностороннего развития гармоничной личности обучающегося и его социализации. Все исследователи и специалисты педагогической отрасли сходятся во мнении, что успешная социализация немыслима без определения человеком своего места в многоликом мире существующих профессий и выбора того профессионального пути, который соответствовал бы внутренним потребностям и способностям личности и в то же время был бы востребованным в обществе.
В различных отечественных структурных теориях личности указывается, что профессиональное развитие индивида происходит в течение всей жизни, а свой окончательный профессиональный выбор человек делает в достаточно зрелом возрасте. Соответственно, профессиональный выбор, сделанный в молодости, не следует считать окончательным, однако при этом именно первоначальное решение во многом предопределяет познавательный интерес к освоению профессии в профильном учебном заведении и в последующем - удовлетворённость профессиональной деятельностью на этапе первичной социально-психологической адаптации на рабочем месте. Успех профессионального самоопределения обучающегося обусловлен множеством различных факторов: его моральной и психологической готовностью к выбору профессии, что связано с достаточной информированностью чело-
века и его устойчивыми профессиональными намерениями, адекватной самооценкой, а также формированием профессиональной направленности личности и др.
Проблема профессиональной ориентации молодёжи изучается отечественными и зарубежными учеными с различных позиций и во всевозможных направлениях [5; 6; 7; 9; 10]. Как специальная сфера деятельности профориентация уже имеет свой сложившийся тезаурус [12]. Что касается термина «профессиональная ориентация», то наиболее точным представляется определение, данное ученым Э. Ф. Зеером, основателем и главой научной школы в России, изучающей процесс становления личности в профессионально-образовательном пространстве: «Это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества» [8, с. 74].
В целом, понятие «профессиональной ориентации» сопряжено с рядом смежных научных дефиниций, к числу которых можно отнести профессию, оптант и оптацию, профессиональное самоопределение, становление и развитие, профессиональную направленность и пригодность [8; 12].
Обращаясь к истории профессиональной ориентации, можно обнаружить, что оценка профессиональной деятельности людей практиковалась с древнейших времен. Так, например, еще в середине 3-го тыс. до н.э. в Вавилоне устраивались испытания выпускников школ, где готовились писцы, а в Китае примерно в этот же период уже существовала целая система проверки способностей лиц, желающих занять государственные должности [15, с. 7].
Начало развития института профессиональной ориентации связывают с моментом появле-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
ния первых профориентационных учреждений. Первый кабинет профессиональной ориентации открылся в Страсбурге в 1903 г., а первое бюро по выбору профессий - в Бостоне в 1908 г. В своей работе первые профориентационные службы основывались на своеобразной «трёхфакторной модели» американца Фрэнка Парсонса, согласно которой у претендента выявляли необходимые способности и психологические качества, соотносили их с требованиями тех или иных профессий, и на основании этого давали конкретные рекомендации о пригодности/непригодности к ним человека [14].
В России первое учреждение по профориен-тационной деятельности - служба по «приисканию» работы - открылось в 1897 г. Однако ещё задолго до появления этой службы выпускались различные справочники с указанием адреса учебных заведений, правилами приёма, программами и профилями специальностей. Значительный интерес представляет издание «Кающийся энциклопедист» (1900), в соответствующем разделе которого представлены четыре варианта выбора профессии: ориентация на семейные традиции, случайно (необдуманно), по призванию и по расчету. Строго говоря, этот вариант классификации мотивов выбора профессии не утратил своей актуальности и в настоящее время [13].
Профориентационная деятельность как система мероприятий активизировалась в 20-е гг. прошлого столетия. В разработке вопросов научно обоснованной профессиональной ориентации принимали участие Народный комиссариат труда, Комитеты здравоохранения и Народного образования [13, с. 56]. В 1921 г. появилось Постановление Совета труда и обороны о создании научно-исследовательского учреждения Центрального института труда, а год спустя началась работа в Лаборатории промышленной психотехники Наркомата труда. Главная цель Лаборатории состояла в изучении специфики профессий с позиций психологии и создание т.н. профессиограмм [17].
Позже, по инициативе А. Ф. Кларка - специалиста в области диагностики сценического дарования, - в 1924 г. при Ленинградском детском институте была создана первая Лаборатория психотехники и профориентации, где проходило обследование школьников с целью выявления их одарённости и творческих способностей. В Северной столице при институте им. Герцена в 1927 г. начала функционировать педолого-педагогиче-ская лаборатория, деятельность которой была направлена на психотехническое обследование выпускников школ и проведение профессиональных консультаций. Известно, что за 1927-1928 гг. 2700 подростков прошли обследование, а за последующие 10 лет - более 7 млн человек. Начи-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
ная с 1927 г., благодаря деятельности А. Ф. Кларка и при поддержке В. М. Бехтерева, в Ленинграде было организовано первое в СССР профконсуль-тационное бюро. Затем аналогичные службы появились в Свердловске, Брянске, Иваново-Возне-сенске, Ростове-на-Дону, Киеве и Одессе, Перми, Ярославле, Шахтах [17].
Деятельность всех профконсультационных бюро была направлена на целесообразный подбор специалистов, грамотное использование и правильное распределение рабочей силы (согласно возрастным особенностям) и сокращение текучести кадров с учётом знаний и способностей людей, психолого-медицинских противопоказаний к профессии, а также перспектив рынка труда в плане востребованности разных профессий. Профессором А.П. Болтуновым (ленинградским педагогом и психологом) в этот же период была разработана система профконсультацион-ных мероприятий, соединившая деятельность не только бюро профконсультаций при бирже труда, но и психологов-педагогов учебных заведений, в которых собирались получать дальнейшее образование выпускники школ. На каждого выпускника составлялось развернутое профконсультацион-ное заключение, а биржи труда предоставляли сведения о занятости населения. А.П. Болтунов уделял особое внимание активности подростков, их желанию преодолеть трудности адаптации, усвоить профессиональный опыт.
В 1930-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору приступила к разработке и внедрению системы школьной профориентации. За три года было открыто 47 «Бюро профконсультаций», где получали подготовку, в том числе, и сами специалисты-консультанты. Вопросами профориентации (профотбора) школьников занимались педагоги. Однако в силу того, что в годы правления И.В. Сталина психология и педология подверглись жёсткой критике за буржуазно ориентированные сферы научно-практической деятельности, к середине 30-х гг. работа по профориентации стала менее интенсивной, вплоть до полной отмены в 1937 г. трудового обучения в школе. Лишь в конце 50-х - начале 60-х гг., на волне возрождения психологической науки, профориентационная деятельность в школах стала возобновляться, а в науке появились первые фундаментальные исследования по проблемам профессиональной ориентации школьников и молодёжи [13; 17; 19].
Современная отечественная система управления профориентацией молодёжи начала складываться в конце 80-х годов, когда в различных городах страны повсеместно стали открываться профориентационные и консультационные молодежные центры, а профориентационная работа в
школе была признана одним из обязательных компонентов обучения и воспитания старшеклассников [11].
Несмотря на огромные успехи и очевидную значимость, профориентационная наука и практика в начале 90-х гг. вновь пережила сложный период. Это связано с непростыми социально-экономическими, политическими событиями, происходящими в постсоветской России. В первую очередь, стало неясным, какой из органов государственной власти должен был принять на себя ответственность за организацию профориентаци-онной работы, т.к. в ведение Министерства образования этот функционал больше не входил. Во-вторых, законодательство о занятости населения утвердило профориентационную работу с молодёжью дополнительной услугой, которую могли оказывать службы занятости населения и коммерческие структуры на возмездной основе [16].
После определенной стабилизации в стране социально-экономической ситуации государство вновь обратило внимание на профориентацион-ную работу. Результатом стало принятие специального постановления Правительства РФ «О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения», на основе которого 27 сентября 1996 г. было разработано стратегически важное Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации [1], содержащее расшифровку понятия «профессиональная ориентация», объяснение ее цели, ключевых задач, направлений и методов.
На сегодняшний день ориентация подрастающего поколения на овладение различными профессиями, установками на трудовую деятельность является стратегической государственной задачей, насущной социально-экономической и педагогической проблемой. Не случайно в последние годы в учебных учреждениях реализуются многочисленные проекты профориентационной направленности с учетом возрастных психологических особенностей детей и молодежи.
Подготовка высококвалифицированных кадров для работы в сфере культуры, музыкального искусства и образования является сегодня также одной из актуальных задач [3]. Это связано, прежде всего, с оттоком молодежи из данной отрасли, что обусловлено различными факторами - непрестижно, малооплачиваемо, сложно (учитывая, например, длительный процесс профессионального становления музыканта) и т.д. Поэтому необходимо создавать оптимальные условия для профессиональной подготовки и развития специалистов, уделять первостепенное внимание тща-
тельному подходу к профессиональному самоопределению старшеклассников, которые имеют личностные предпосылки для успешной профессионализации в данной отрасли.
Так, например, в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского» создана «Аг^аЬ» для детей, молодежи и взрослых, где занятия ведут преподаватели вуза. Запись и набор в разные группы осуществляется в течение года. Кроме того, комплексная подготовка абитуриентов по всем направлениям к поступлению в творческий вуз осуществляется на подготовительных курсах опытными педагогами по учебным материалам и методическим разработкам института. Под руководством ведущих мастеров ведется целенаправленная профориентационная работа, направленная на приобретение всеми желающими основ профессиональных знаний, умений и навыков в области хореографии, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна, фото и видео творчества, театрального и музыкального искусства.
Среди распространенных профориентаци-онных инструментов назовем различные фестивали, конкурсы, чемпионаты, олимпиады по выявлению художественно одаренной молодежи. Кроме того, большое значение приобретают городские, краевые, региональные, федеральные проекты профессионального самоопределения.
В этом плане особо выделим инновационный федеральный проект ранней профориентации учащихся 6-11 классов «Билет в будущее», инициированный в 2018 г. Президентом РФ В.В. Путиным по результатам работы Всероссийского форума «Наставник» [4]. Оператором-разработчиком проекта выступил Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» при поддержке Министерства просвещения РФ. В 2018 г. проект в качестве пилотного варианта стартовал в семи регионах России, а осенью 2019 г. проект уже начал масштабную реализацию по всей территории нашей страны.
Важнейшая особенность проекта «Билет в будущее» - его стопроцентная практикоориенти-рованность с возможностью построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося, погружение оптанта в выбранную профессиональную среду под руководством опытных наставников (экспертов Ворлдскиллс Россия), профессиональные «пробы» в условиях практикумов ознакомительного/углубленного форматов и многое др. [18]. Считаем, что образовательным учреждениям сферы культуры и искусства необходимо активно включаться в систему мероприятий данного проекта. Это предоставит уникальную возможность расширить целевую аудиторию и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
создать дополнительную профориентационную платформу по выявлению и отбору потенциальных кадров - будущих специалистов данной отрасли.
Список литературы:
[1] Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» // Документы системы ГАРАНТ. URL: http:// base.garant.ru/136694/ (дата обращения: 01.10.2020).
[2] Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 01.10.2020).
[3] Абдуллин Э.Б. Концепция профессионально ориентированной методолого-методиче-ской подготовки и практической подготовки учителя музыки // Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 15-17 декабря 1994 г. - М.: Изд-во МПГУ, 1994. -С. 3-12.
[4] Билет в будущее // Официальный сайт проекта // https://site.bilet.worldskills.ru (дата обращения: 01.10.2020).
[5] Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.
- Киев: Наукова Думка, 1988. - 144 с.
[6] Дементьев И.В. Профориентация: зарубежный опыт // Актуальные проблемы современного гуманитарного образования: материалы V науч.-практ. конф. молодых ученых и аспирантов РИВШ. - Минск, 2008. - С. 9 - 16.
[7] Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. Актуальные проблемы исторического материализма. - М.: Политиздат, 1986. -224 с.
[8] Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы. - М., 2004. - 246 с.
[9] Иванченко Г.В., Козлова М.А. Профессиональное самоопределение в творческих профессиях: проблемы, возможности, стратегии. - М.: Изд-во «Сообщество профессиональных социологов», 2006. - 192 с.
[10] Иовайша Л.А. Проблемы профориента-ционной организации школьников / пер. с лит. -М.: Педагогика, 1983. - 128 с.
[11] История профориентации в России // Бюро профориентации: информационный портал: URL: http://prof-buro.ru/rus/O-proforientatsii/Istoriya-proforientatsii-v-Rossii/ (дата обращения: 01.10.2020).
[12] Климов Е.А. Как выбирать профессию.
- М.: Просвещение, 1997. - 159 с.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
[13] Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. - М.: МГУ, 1992. -221 с.
[14] Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина и др. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 204 с.
[15] Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - Воронеж: МОДЭК, 1996. - 256 с.
[16] Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: ИЦ «Академия», 2010. - 496 с.
[17] Тарлавский В.И., Цуканов Е.А. Становление и развитие профессиональной ориентации: обзор отечественного опыта // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 2 (8). - С. 63 - 69.
[18] Холодова М.В., Колпецкая О.Ю. Массовое музыкальное воспитание обучающихся общеобразовательных учреждений на современном этапе: проблемы и перспективы // Образование и право. - 2019. - № 8. - С. 275- 279.
[19] Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление.
- М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
Spisok literatury:
[1] Postanovlenie Mintruda RF ot 27 sentyabrya 1996 g. № 1 «Ob utverzhdenii Polozheniya o professional^ orientacii i psihologicheskoj podderzhke naseleniya v Rossijskoj Federacii» // Dokumenty sis-temy GARANT. URL: http://base.garant.ru/136694/ (data obrashcheniya: 01.10.2020).
[2] Federal'nye gosudarstvennye obrazova-tel'nye standarty. URL: https://fgos.ru (data obrashcheniya: 01.10.2020).
[3] Abdullin E.B. Koncepciya professional'no orientirovannoj metodologo-metodicheskoj podgot-ovki i prakticheskoj podgotovki uchitelya muzyki // Vzaimosvyaz' metodologicheskoj i metodicheskoj podgotovki uchitelya muzyki: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 15-17 dekabrya 1994 g.
- M.: Izd-vo MPGU, 1994. - S. 3-12.
[4] Bilet v budushchee // Oficial'nyj sajt proekta // https://site.bilet.worldskills.ru (data obrashcheniya: 01.10.2020).
[5] Golovaha E.I. Zhiznennaya perspektiva i professional'noe samoopredelenie molodezhi. - Kiev: Naukova Dumka, 1988. - 144 s.
[6] Dement'ev I.V. Proforientaciya: zarubezhnyj opyt // Aktual'nye problemy sovremennogo gumani-tarnogo obrazovaniya: materialy V nauch.-prakt. konf. molodyh uchenyh i aspirantov RIVSh. - Minsk, 2008. - S. 9 - 16.
[7] Zdravomyslov A.G. Potrebnosti, interesy, cennosti. Aktual'nye problemy istoricheskogo materi-alizma. - M.: Politizdat, 1986. - 224 s.
[8] Zeer E.F., Pavlova A.M., Sadovnikova N.O. Proforientologiya: Teoriya i praktika: ucheb. posobie dlya vysshej shkoly. - M., 2004. - 246 s.
[9] Ivanchenko G.V., Kozlova M.A. Profession-al'noe samoopredelenie v tvorcheskih professiyah: problemy, vozmozhnosti, strategii. - M.: Izd-vo «Soobshchestvo professional'nyh sociologov», 2006. - 192 s.
[10] lovajsha L.A. Problemy proforientacionnoj organizacii shkol'nikov / per. s lit. - M.: Pedagogika, 1983. - 128 s.
[11] Istoriya proforientacii v Rossii // Byuro pro-forientacii: informacionnyj portal: URL: http://prof-buro.ru/rus/O-proforientatsii/Istoriya-proforientat-sii-v-Rossii/ (data obrashcheniya: 01.10.2020).
[12] Klimov E.A. Kak vybirat' professiyu. - M.: Prosveshchenie, 1997. - 159 s.
[13] Klimov E.A., Noskova O.G. Istoriya psi-hologii truda v Rossii. - M.: MGU, 1992. - 221 s.
[14] Obshchaya psihodiagnostika / pod red. A.A. Bodaleva, V.V. Stolina i dr. - M.: Izd-vo MGU, 1987. - 204 s.
[15] Pryazhnikov N.S. Professional'noe i lich-nostnoe samoopredelenie. - Voronezh: MODEK, 1996. - 256 s.
[16] Pryazhnikova E.Yu., Pryazhnikov N.S. Pro-forientaciya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved. - M.: IC «Akademiya», 2010. - 496 s.
[17] Tarlavskij V.I., Cukanov E.A. Stanovlenie i razvitie professional'noj orientacii: obzor otechest-vennogo opyta // Perspektivy nauki i obrazovaniya. -2014. - № 2 (8). - S. 63 - 69.
[18] Holodova M.V., Kolpeckaya O.Yu. Masso-voe muzykal'noe vospitanie obuchayushchihsya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij na sovremen-nom etape: problemy i perspektivy // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 8. - S. 275- 279.
[19] Chistyakova S.N. Professional'naya orient-aciya shkol'nikov: organizaciya i upravlenie. - M.: Pedagogika, 1987. - 160 s.
V.
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021