РУКАВИЦЫНА Елена Александровна,
кандидат культурологии, доцент кафедры рекламы и социально-культурной деятельности Сибирского федерального университета, Красноярск, е-mail: oktaj91@mail.ru
КОЛПЕЦКАЯ Ольга Юрьевна,
кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского, Красноярск, е-mail: okolpetskaya@mail.ru
ХОЛОДОВА Мария Владимировна,
кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского, Красноярск, е-mail: holodova-maria@mail.ru
ТЕЗАУРУС КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Целью настоящей работы является описание значимых понятий профо-риентационной деятельности. Для реализации указанной цели на основе анализа и систематизации научной литературы предполагается выполнить ряд задач. Они заключаются в определении ключевых терминов, а также в теоретическом и историческом комментарии к рассматриваемым понятиям: тезаурус, профориентация, профессиональное самоопределение, профессиональная пригодность, профессиональные ценности и связанные с ними личные качества человека, способствующие достижению успеха в профессии.
Ключевые слова: тезаурус, профориентационная деятельность, профессия, профессиональная мотивация, профессиональные ценности, профессиональный план.
RUKAVITSYNA Yelena Aleksandrovna,
candidate of science (Culture Studies), Associate Professor, Advertising and Socio-Cultural Activity Department, Siberian Federal University, Krasnoyarsk
KOLPETSKAYA Olga Yurievna,
сandidate of Arts, Professor, History of Music Department, Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts, Krasnoyarsk
KHOLODOVA Maria Vladimirovna,
сandidate of Arts, Associate Professor, History of Music Department, Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts, Krasnoyarsk
THE THESAURUS OF VOCATIONAL GUIDANCE KEY CONCEPTS
Annotation. The objective of this work is to identify and describe the key concepts of career guidance activities. To achieve the objective, the study involves analysing and systematising research literature and implementing a number of tasks, which are to establish the key terms, as well as giving theoretical and historical commentary on the key concepts under study, such as thesaurus, career guidance, professional self-determination, professional suitability, professional values and and related personal qualities that contribute to success in the profession.
Key words: thesaurus, career guidance activities, occupation, profession, professional motivation, professional values, professional plan.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019
Термин «тезаурус» широко используется в самых разнообразных отраслях знания. К указанному понятию обращаются философы, лингвисты, культурологи и пр. Данный термин не обделён вниманием ученых и в области педагогики. Отметим, что приведенная лексема заимствована русским языком из греческого, и в «Толковом словаре иноязычных слов» она определяется в двух значениях. Первая дефиниция, актуальная для настоящего исследования, формулируется следующим образом: тезаурус -это «словарь (языка в целом или языка какой-нибудь специальной сферы деятельности) с полной и логически упорядоченной смысловой информацией» [1, с. 764]. Следовательно, в общем смысле тезаурус представляет собой систему ключевых понятий конкретной области знания, а также отражает связь между ними.
Поскольку термин «тезаурус» является междисциплинарным, то психолого-педагогическая наука также включает его в свой понятийный арсенал, где к настоящему моменту накоплено немалое количество работ разных авторов, обращавшихся к сущности данного понятия. По справедливому замечанию В.П. Вейдт, «на сегодняшний день термин "тезаурус" вполне обоснованно можно считать устоявшимся в российской педагогической науке, научно обоснованным и актуальным» [2, с. 150]. В своей работе исследователь глубоко и полно описывает этапы становления понятия «тезаурус», прослеживает его разработку, начиная с середины XIX столетия до современности. Кроме того, понятийно-терминологическому аппарату педагогики посвятили свои труды Е.А. Кошкина [з], О.Н. Шилова [4], А.Н. Шевелев [5] и многие другие.
Профориентация как специальная сфера деятельности имеет свой тезаурус - обширный понятийно-терминологический аппарат ключевых понятий. Следует отметить, что различные вопросы, связанные с профессиональной ориентацией молодёжи, не теряют своего дискуссионного характера и на современном этапе развития науки. Соответственно, на сегодняшний день продолжается работа по накоплению и расширению терминологического аппарата данной отрасли знания. Этот факт является следствием того, что современная система образования, регламентируемая Федеральными государственными образовательными стандартами, предъявляет всё новые требования к специалистам абсолютно всех областей знания (в том числе культуры и искусства). Вследствие этого, проблема профессиональной ориентации признаётся в настоящее время одной из наиболее значимых и актуальных (М.А. Болдина [6], А.Г. Антипьев [7], Е.И. Карташова [8]).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019
Что касается термина «профессиональная ориентация», то наиболее точным и емким представляется определение, данное Э.Ф. Зеером, основателем и главой научной школы в России, изучающей процесс становления личности в профессионально-образовательном пространстве: «Это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества» [9, с. 74].
Симптоматично, что в основе профориента-ционной деятельности лежит понятие «профессия». С.Н. Весенкина пишет о том, что профессия есть «<...> род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования» [10]. Словосочетание «источник существования» делает понятие «профессия» для человека, осуществляющего осознанный выбор направления деятельности, особенно важным и основополагающим. Подчеркнем, что сам термин «профессия» и производные от него пришли в русский язык достаточно давно (XVШ-XIX вв.), и, следовательно, имеют длительную историю изучения (см. материал И.А. Волошиной, П.Н. Новикова, В.М. Зуева [11]). Известный отечественный исследователь в области профессионального самоопределения личности Е.А. Климов предлагает в своей работе четыре подхода к определению понятия «профессия» [12, с. 182]. Согласно первому подходу, профессию следует рассматривать, прежде всего, как область осуществления трудовых функций конкретного человека. Второй подход предполагает определение профессии в связи с коллективной общностью людей, занятых в особого рода трудовых процессах. Третий вариант трактовки данного понятия ученым - подготовка, включающая целый комплекс знаний, умений, навыков, благодаря которым человек может успешно выполнять конкретные трудовые действия. И, наконец, четвёртый подход - это определение понятия «профессия», как собственно процесса реализации трудовых функций деятельности человека, распределённого во времени.
С понятием «профессия» тесно сопряжен и такой термин, как «профессиональная деятельность», который имеет следующее определение: «Трудовая деятельность, осуществляемая в рамках сложившегося разделения труда, требующая соответствующей подготовки и приносящая доход» [11, с. 87]. Выбор профессии непременно связан с понятием мотива, т.е. того базисного элемента, который побуждает оптанта (человека, который избирает профессиональное направление) к принятию решения о своём будущем роде
занятий (оптации). Под мотивом обычно понимают «побудительную причину, повод к какому-либо действию» [1, с. 506]. Родственная с ним лексема «мотивация» трактуется исследователями как «наличие причинно-следственной связи между какими-нибудь действиями, явлениями, поступками» [там же]. С точки зрения профессиональной ориентации, мотивация обусловлена готовностью оптанта к решению конкретных задач, выполнение которых предусмотрено выбранной профессией. Мотивы же могут быть как внутренними (личные установки, предпочтения, интерес и т.д.), так и внешними, которые находятся за пределами профессионального поля (например, уровень заработной платы, возможность получить различные льготы и т.д.).
Комплекс мотивов находит своё выражение в профессиональных ценностях человека. Эти ценности также представляется возможным классифицировать на внешние и внутренние, первые из которых связаны с получением специалистом конкретных материальных благ посредствам труда. Внутренними же профессиональными ценностями обозначаются те, которые определяются личностью самого человека, удовлетворением его профессиональных потребностей, связанных с карьерным ростом, признанием, самооценкой себя как специалиста в выбранной области трудовой деятельности.
Таким образом, мотив и мотивация являются базисными понятиями профессионального самоопределения («самостоятельного, осознанного и добровольного построения, корректировки и реализации профессиональных перспектив [13, с. 105]), строящиеся из личных потребностей, а также интересов личности. Однако немаловажным здесь является и профессиональная самооценка будущего специалиста, складывающаяся на основе объективного анализа своих персональных качеств, наличие которых поспособствует достижению успеха в выбранной профессии. Поэтому термины «профессиональная самооценка», «профессиональное самоопределение» также входят в тезаурус профориентационной деятельности.
История становления понятия «профессиональное самоопределение» подробно рассмотрена Т.Н. Долгушиной, С.Н. Юревич [13]. Данное понятие трактуется исследователями как многоуровневый и длительный процесс выбора личностью профессии, включающий в себя следующие параметры: отбор приоритетных направлений в спектре существующих профессий, осознанная координация индивидом профессионально-психологических возможностей с сущностными характеристиками избранной профессии, формирование отношения личности к себе как к субъ-
екту будущей профессиональной деятельности и определение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации.
Как было сказано выше, оптанту предстоит оценить (самостоятельно или же с помощью квалифицированного специалиста по профориента-ционной деятельности) свои личные качества и способности, которыми необходимо обладать, работая в той или иной сфере. К ним относится и проявление темперамента (как совокупности психологических качеств личности, характеризующих ее отношение к окружающей действительности), что также немаловажно учитывать при выборе профессионального пути. Сумма мотивов, профессиональной мотивации, самооценки, личностных качеств оптанта позволяет говорить о «профессиональной пригодности» человека. Под данным термином понимается «совокупность психологических и психофизических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им приемлемой эффективности труда» [14, с. 132]. Профпригодность признаётся исследователями достаточно «гибким, динамичным образованием» [там же], которое поддаётся корректировке и качественным изменениям в процессе профессиональной деятельности. Здесь возникает вполне правомерный вопрос о том, будет ли входить понятие профпригодности в тезаурусную систему профориентационной деятельности. С нашей точки зрения, профессиональное самоопределение не завершается с вступлением человека в должность. В процессе работы специалист неизбежно анализирует собственные результаты труда, которые и определят его дальнейший путь, подтвердят или опровергнут правильность выбора профессии, соответствие реального положения дел профессиональному плану оптанта. Профессиональный план - это «образ, мысленное представление профессионального будущего» [15], который (согласно Е. А. Климову) может быть выстроен как самостоятельно, так и при помощи сторонних лиц, а также может быть расценен по наличию/отсутствию ориентировочной основы [12].
Еще одним значимым понятием в системе профориентационной деятельности является профессиональное становление личности, под которым понимается «процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление» [7, с. 29].
Немаловажное значение в разветвленной системе профессиональной ориентации имеет также профессиональное развитие. Как отмечают исследователи, это, обладающий вполне опреде-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019
лённой «регулярной» структурой, достаточно длительный, как правило, необратимый процесс, который складывается из звеньев непрерывных выборов, достигающих стабилизационной стадии лишь к зрелым годам. Данный процесс направлен на присвоение человеком различных аспектов трудовой деятельности, в частности, профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков [4].
Таким образом, ядром тезауруса профори-ентационной деятельности оказываются понятия: профессиональная ориентация, оптация и оптант, профессиональное самоопределение, профессиональное становление и развитие, профессиональная мотивация, профессиональная пригодность, профессиональный план, профессиональные ценности, а также самооценка, способности и качества личности, благодаря которым возможен успешный карьерный рост человека, удовлетворение его престижных потребностей.
Нами поддерживается мнение о том, что тезаурус не может представлять собой лишь терминологический перечень понятий, иметь воплощение в качестве словаря или энциклопедии. Тезаурус есть совокупность понятий. В его рамках реализуются непременно возникающие связи между ними, что и доказывает настоящее исследование.
Список литературы:
[1] Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Изд-во «Эксмо», 2006. - 944 с.
[2] Вейдт В.П. Становление понятия «тезаурус» в российской педагогической науке // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта (Серия: Филология, педагогика, психология). - 2015. - №. 5. - С. 149-155.
[3] Кошкина Е.А. Понятийно-терминологический аппарат педагогики как предмет историко-пе-дагогического исследования // Образование и наука. - 2012. - № 5 (96). - С. 83-95.
[4] Шилова О.Н. Теоретические основы становления информационно-педагогического тезауруса студентов в системе высшего педагогического образования: дисс. .д-ра пед. наук: 13.00.08. - Санкт-Петербург, 2001. - 365 с.
[5] Шевелев А.Н. Современная отечественная история педагогики и образования и ее научный тезаурус // Непрерывное образование. - 2017. - № 4 (22). - С. 57-62.
[6] Болдина М.А., Деева Е.В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. -№ 12. - С. 431-439.
[7] Антипьев А.Г. Профориентация молодёжи в современном российском обществе: состояние и пути развития // Историческая и социаль-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019
но-образовательная мысль. - 2012. - № 2. - С. 141-150.
[8] Карташова Е.И. Современная система профессиональной ориентации // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2016. - № 2 (11).
- С. 138-140.
[9] Зеер Э.Ф., Павлова A.M., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие для высшей школы. - M., 2004. - 246 с.
[10] Весенкина С.Н. Концепция профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений в современных условиях // Гуманитарные научные исследования. - 2015. -№ 11. - URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13082 (дата обращения: 29.09.2019).
[11] Волошина И.А., Новиков П.Н., Зуев ВМ Понятие профессии в составе профессионально-трудовой и образовательной терминологии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - № 6. - С. 85-97.
[12] Климов Е.А. Как выбрать профессию. -M.: Просвещение, 1990. - 160 с.
[13] Долгушина Т.Н., Юревич С.Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности // Современная школа: научно-теоретический журнал. -2013. - Вып. 3-4 (16-17). - С. 101-107.
[14] Квагинидзе В.С., Черкасов А.В. Комплексная оценка профессиональной пригодности персонала предприятия // Горный информационно-аналитический бюллетень: научно-технический журнал. - 2012. - С. 132-144.
[15] Дружинин Н.Е. Словарь по профориентации и психологической поддержке. - Кемерово: Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, Томский центр профессиональной ориентации. - 2003. - URL: http://esta2011. h16.ru/spravinfa/slovar/Pe.html (дата обращения: 30.09.2019).
Spisok literatury:
[1] Krysin L.P. Tolkovyj slovar' inoyazychnyh slov. - M.: Izd-vo «Eksmo», 2006. - 944 s.
[2] Vejdt V.P. Stanovlenie ponyatiya «tezaurus» v rossijskoj pedagogicheskoj nauke // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta (Seriya: Filologiya, pedagogika, psihologiya). - 2015.
- №. 5. - S. 149-155.
[3] Koshkina E.A. Ponyatijno-terminologicheskij apparat pedagogiki kak predmet istoriko-pedagogicheskogo issledovaniya // Obrazovanie i nauka. - 2012. - № 5 (96). - S. 83-95.
[4] Shilova O.N. Teoreticheskie osnovy stanovleniya informacionno-pedagogicheskogo tezaurusa studentov v sisteme vysshego
pedagogicheskogo obrazovaniya: diss. ...d-ra ped. nauk: 13.00.08. - Sankt-Peterburg, 2001. - 365 s.
[5] Shevelev A.N. Sovremennaya otechestvennaya istoriya pedagogiki i obrazovaniya i ee nauchnyj tezaurus // Nepreryvnoe obrazovanie. -2017. - № 4 (22). - S. 57-62.
[6] Boldina M.A., Deeva E.V. Ponyatie i sushchnost' proforientacionnoj raboty v obrazovatel'nom uchrezhdenii // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy, 2012. - 2012. - № 12. - S. 431-439.
[7] Antip'ev A.G. Proforientaciya molodyozhi v sovremennom rossijskom obshchestve: sostoyanie i puti razvitiya // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. - 2012. - № 2. - S. 141-150.
[8] Kartashova E.I. Sovremennaya sistema professional'noj orientacii // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. - 2016. - № 2 (11). - S. 138-140.
[9] Zeer E.F., Pavlova A.M., Sadovnikova N.O. Proforientologiya: teoriya i praktika: ucheb. posobie dlya vysshej shkoly. - M., 2004. - 246 s.
[10] Vesenkina S.N. Koncepciya professional'noj orientacii uchashchihsya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij v sovremennyh usloviyah //
Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. - 2015. -№ 11. - URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13082 (data obrashcheniya: 29.09.2019).
[11] Voloshina I.A., Novikov P.N., Zuev V.M. Ponyatie professii v sostave professional'no-trudovoj i obrazovatel'noj terminologii // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. - 2016. - № 6. - S. 85-97.
[12] Klimov E. A. Kak vybrat' professiyu. - M.: Prosveshchenie, 1990. - 160 s.
[13] Dolgushina T.N., Yurevich S.N. Professional'noe samoopredelenie kak komponent professional'nogo stanovleniya lichnosti // Sovremennaya shkola: nauchno-teoreticheskij zhurnal. - 2013. - Vyp. 3-4 (16-17). - S. 101-107.
[14] Kvaginidze V.C., Cherkasov A.V. Kompleksnaya ocenka professional'noj prigodnosti personala predpriyatiya // Gornyj informacionno-analiticheskij byulleten': nauchno-tekhnicheskij zhurnal. - 2012. - S. 132-144.
[15] Druzhinin N.E. Slovar' po proforientacii i psihologicheskoj podderzhke. - Kemerovo: Kemerovskij oblastnoj centr professional'noj orientacii molodezhi i psihologicheskoj podderzhki naseleniya, Tomskij centr professional'noj orientacii. - 2003. -URL: http://esta2011.h16.ru/spravinfa/slovar/Pe.html (data obrashcheniya: 30.09.2019).
V
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-1лЬгагу.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019