Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И РАБОТОДАТЕЛЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ВЫПУСКНИКОВ / PROFESSIONAL IDENTITY / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP BETWEEN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND EMPLOYERS / EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF GRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Владимир Анатольевич, Васильев Сергей Владимирович

Рассмотрены особенности профессионального самоопределения личности в условиях государственно-частного партнерства и роль работодателя как основного участника такого взаимодействия. Представлена структурно-функциональная модель и организационно-педагогические условия ее реализации. Обобщён опыт работы крупного промышленного предприятия по созданию условий, способствующих профессиональному самоопределению молодёжи. Результаты исследования свидетельствуют об эффективности участия работодателя в построении системы взаимодействия с образовательными организациями с целью осознанного выбора выпускниками будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров Владимир Анатольевич, Васильев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 377.354

В.А. Федоров, С.В. Васильев

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, государственно-частное партнерство образовательных организаций и работодателя, образовательные траектории выпускников.

Аннотация. Рассмотрены особенности профессионального самоопределения личности в условиях государственно-частного партнерства и роль работодателя как основного участника такого взаимодействия. Представлена структурно-функциональная модель и организационно-педагогические условия ее реализации. Обобщён опыт работы крупного промышленного предприятия по созданию условий, способствующих профессиональному самоопределению молодёжи. Результаты исследования свидетельствуют об эффективности участия работодателя в построении системы взаимодействия с образовательными организациями с целью осознанного выбора выпускниками будущей профессиональной деятельности.

V.A. Fedorov, S.V. Vasiliev

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE ASPECT OF PROFESSIONAL IDENTITY OF THE INDIVIDUAL

Keywords: professional identity, public-private partnership between educational organizations and employers, educational trajectories of graduates.

Abstract: The paper reveals the characteristic features of an individual's professional identity in the context of public-private partnership and the role of the employer as the main participant of such interaction. The authors present a structural-functional model as well as organizational and educational requirements for its implementation. The article summarizes the experience of a large industrial enterprise in creating conditions that facilitate professional identity of young people. The findings of the study indicate the effectiveness of the employer's participation in building a system of interaction with educational organizations in order to help graduates to make an informed choice of their future profession.

DOI: 10.21510/1817-3292-2020-86-1-90-104

Введение. В условиях диверсификации российской экономики и инновационного вектора ее развития проблема качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов становится наиболее актуальной. Государству и обществу необходимы адаптивные люди, способные ориентироваться в динамично изменяющихся социально-экономических условиях, готовые к обучению в течение всей жизни, принятию нестандартных решений и быть конкурентоспособными на рынке труда.

Молодежь сегодня является наиболее активной и мобильной социальной группой, способной творчески мыслить, генерировать идеи, но при этом именно у них наблюдаются проблемы при трудоустройстве, адаптации и реализации себя в профессиональной деятельности в соответствии с полученной специальностью. В современной России около трети молодых людей не в состоянии успешно адаптироваться к современным экономическим условиям. Доля молодежи среди безработных в регионах колеблется от 20% до 37%. В то же время, по данным исследований, правильный выбор профессии позволяет в 2,5 раза уменьшить текучесть кадров, на 10-15% увеличить производительность труда, в 1,5-2 раза уменьшить стоимость обучения кадров [21].Кроме того, по данным Института стратегических проблем образования РАО, 50% учащихся не связывают выбор профессионального будущего со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46% респондентов ориентированы на поддержку взрослых (родителей, родственников, знакомых); 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии; 44% не знают о возможностях обучения в интересующей сфере труда [19]. Следовательно, правомерно отметить, что в настоящее время условия для профессионального самоопределения личности недостаточно эффективны, а их поиск и исследование имеют социально-педагогическую актуальность.

В пользу высокой значимости педагогической поддержки профессионального самоопределения личности свидетельствуют также следующие факторы: снижение численности трудоспособного населения; приток трудовых мигрантов и усиление конкуренции за рабочие места; несоответствие профессионально-квалификационного состава

трудоспособного населения ситуации на рынке труда; деформация профессионального образования лишает его доверия со стороны граждан, и работодателей; массовое «отложенное взросление» молодого поколения; снижение престижа рабочих профессий и специальностей среднего звена; разрыв между требованиями рынка труда и ожиданиями молодых специалистов; массовая ориентация на высшее образование [21].

Основными благополучателями процесса профессионального самоопределения и профориентационной деятельности, то есть теми, кто больше всего интересуется профессиональным самоопределением и профориентационной деятельностью, выступают личность, как субъект профессионального выбора (обучающийся и его семья) и работодатель, как субъект экономической сферы. Очевидна важность согласования их интересов как для личности, так и для экономической сферы, общества и государства. Однако, как показывает опыт социального партнёрства бизнеса и образования, профессиональные предпочтения молодёжи не всегда совпадают с потребностями работодателей.

В связи с этим возрастает значимость исследования процессов эффективного совместного использования возможностей государства, бизнеса и системы образования, как непосредственных участников государственно-

частного партнёрства, в содействии профессиональному самоопределению личности. Поиску эффективных организационно-педагогических условий реализации такого партнёрства в интересах профессионального самоопределения личности и посвящено данное исследование.

Обзор литературы. Проведенный анализ сведений по исследуемой проблеме, публикуемых как в нашей стране, так и за рубежом позволил установить, что все материалы касаются в основном профессионального самоопределения, профессиональной ориентации личности и в меньшей мере роли государственно-частного партнёрства в этих процессах.

При этом отмечено, что на процессе профессионального самоопределения влияет четкая взаимосвязь между престижностью и привлекательностью профессий. Так, при выявлении основных мотивов самоопределения современных старшеклассников при выборе профессии установлено, что их трудовые ценности и мотивы концентрируются вокруг зарплаты, статуса и потребления. Инструментальное отношение к труду, для которого характерно стремление к получению высокого заработка, заслоняет собой перспективу самореализации в труде. Зачастую такое отношение находит свое выражение в работе, несвязанной с полученной специальностью, но обеспечивающей высокий доход. Реализация подобной стратегии на рынке труда размывает профессиональную идентичность личности, усиливая его социальную неопределенность [22]. Мотивы старшего поколения связаны с представлением о материальной основе жизни как необходимой для реализации основных социальных потребностей человека (ценности индивидуального успеха и материального благополучия как важнейших критериев в обществе потребления и тому подобное).

На особенности профессионального самоопределения непосредственное влияние оказывает ряд факторов: личностные характеристики, представления о мире профессий, об «образе специалиста» и о себе, а также социальные факторы (школа, семья, СМИ и другие). Целенаправленное воздействие обеспечивает опосредованное влияние на процесс самоопределения человека в мире профессий. Например, в США работают подразделения психологов-консультантов, занимающихся карьерным консультированием. Это специалисты, ориентирующиеся в области общего консультирования, в групповых и индивидуальных методах психодиагностики; осведомленные о состоянии рынка труда, теории и практике менеджмента, технологиях практической работы [11].

В Германии используются социальные институты профессионального самоопределения учащихся, такие как институты социального партнерства, учреждения свободного времени, центры профессиональной ориентации, одногодичная профессиональная подготовка (основная/базисная), средства массовой информации. Основными формами организации профессионального самоопределения являются уроки трудоведения, производственная практика на предприятиях, вариативные модели экскурсий на предприятия, шефские связи, профессионально-ориентированные праздники [18].

Следует отметить внимание исследователей и к профессиональной ориентации. Одним из вариантов в профориентации является свойственное работодателям восприятие самоопределяющегося человека в качестве объекта своих собственных экономических интересов, а не субъекта его профессионального выбора. Это вызвано сознательной нацеленностью на раннее воспитание у обучающихся лояльности к конкретной фирме (что характерно для многих корпоративных систем профориентации) [1].

С педагогической точки зрения значительная часть профориентационно-значимых инициатив носит выраженный манипулятивный характер, четко проявляется заказ на потенциальное кадровое обеспечение со стороны влиятельных работодателей, отдельных ведомств, а также продвижение при помощи профориентационных технологий в молодежной среде лояльности к определенному бренду [15].

В Республике Казахстан эффективность процесса формирования готовности школьника к выбору профиля профессионального обучения обеспечивают с помощью соответствующих методических материалов, включающих диагностику исходного уровня готовности, определение методических условий ее формирования, разработку творческих заданий, позволяющих выпускнику проводить рефлексию профессиональных предпочтений к выбору профиля обучения [6].

Перспективным считается использовать для профессиональной ориентации молодежи возможности инновационно-образовательных кластеров, ресурсных центров на предприятиях, учебно-производственных комплексов, базовых кафедр высших учебных заведений, профориентационных центров ведущих многоуровневых образовательных организаций, создающих предпосылки к оптимальному использованию высококвалифицированных педагогических кадров, финансовых, организационных и информационных возможностей, с привлечением бизнес-сообщества [8].

Организация практико-ориентированных форматов сопровождения профессионального выбора требует тесного партнерства школ с «внешним контуром профориентации» - организациями дополнительного образования детей, профессиональными образовательными организациями, вузами, предприятиями экономической и социальной сферы [2].

Известны работы, посвященные исследованию роли педагогов и родителей в сопровождении профессионального самоопределения старшеклассников[4]. В условиях коммерциализации образования при выборе стратегии профессионального самоопределения происходит делегирование полномочий государства институту семьи. Семья становится и главным инвестором в образование, и главным заказчиком образовательных услуг.

Учащиеся, осуществляя выбор профиля обучения и будущей профессии, не всегда готовы к самостоятельному принятию решения. Одной из проблем, встающих перед подростками и требующих квалифицированной педагогической помощи, является проектирование вариантов послешкольного

образовательно-профессионального маршрута, для чего требуется адаптировать ранее наработанные идей и технологии педагогической поддержки и к изменяющимся социокультурным, профессионально-производственным условиям, и к специфике профориентационной проблематики [15]. Для формирования психологических предпосылок выбора профессии школьникам необходима комплексная поддержка социального педагога, школьных психологов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, специалистов социальных служб при активном взаимодействии с родителями [3]. При этом отмечается, что сами педагоги испытывают потребность в формировании умений проектировать профориентационную деятельность для совершенствования собственных профессиональных компетенций при проведении занятий, направленных на профессиональное самоопределение старшеклассников [12].

Автор исследования [10] констатирует, что профессиональное самоопределение школьников возможно в рамках профильного обучения. Для этого необходимы следующие педагогические условия: формирование субъектной позиции школьника учителем-координатором; обеспечение взаимодействия участников педагогического процесса; включение в процесс формирования ценностных ориентаций школьников и родителей, а также «успешных» представителей профессиональных сообществ.

В работе [10] для профессионального самоопределения студентов целесообразно придерживаться организационно-педагогических условий, включающих: мониторинг профессионального самоопределения; стимулирование интереса к выбранной профессиональной деятельности; освоение рабочих профессий; интегрированную производственную практику старшекурсников на предприятиях их будущей профессиональной деятельности.

Для успешного сопровождения профессионального самоопределения учащихся С.Н. Чистяковой введено понятие «профессиональная проба» [20].

Содержание внеучебной деятельности, для формирования готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников и студентов рассмотрено в работе А.Э. Попович «Профессиональное самоопределение старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы»

[13].

Обоснование организации, содержания и технологии довузовской подготовки, содействующей профессиональному самоопределению старших школьников, в том числе к инженерному образованию, приведено в работе Н.Н. Загузиной «Довузовская подготовка как условие содействия профессиональному самоопределению старших школьников» [7].

Для решения проблемы профессионального самоопределения старшеклассников перспективным считается использование возможностей сетевого взаимодействия [5].По мнению авторов исследования, школа, семья, учреждения профессионального образования, государственные и муниципальные органы власти, бизнес, средства массовой информации

формируют неформальные институты в виде ценностных ориентаций, склонностей молодых людей, необходимых для осуществления ими выбора профессии [8].

Таким образом, проведенный анализ сведений позволил выявить следующие факторы, влияющие на профессиональное самоопределение личности:

- мотивация обучаемых к выбору вида профессиональной деятельности;

- высокая значимость роли педагогов и родителей;

- профильное обучение и профессиональные пробы;

- внеучебная деятельность и довузовская подготовка;

- преимущества сетевого взаимодействия.

В представленных источниках влияние данных факторов на профессиональное самоопределение рассматривалось по отдельности и без учета индивидуальных особенностей личности (успеваемость, половозрастные признаки, социальный статус родителей и тому подобное).

Осталось недостаточно изучено их совместное воздействие на профессиональное самоопределение личности в условиях государственно-частного партнёрства и роль работодателя как основного участника в таком взаимодействии.

Материалы и методы. Теоретико-методологической основой исследования условий частно-государственного партнерства, способствующего профессиональному самоопределению обучающихся, является идея непрерывного профессионального образования (принципы которой способствуют развитию человека как личности, субъекта деятельности, общения и на протяжении всей его жизни, обеспечивают ему возможность многомерного движения в образовательном пространстве, создавая оптимальные условия такого движения (A.M. Новиков) [14]) и сетевой подход, выраженный во взаимодействии социальных партнёров (образовательных организаций, промышленных предприятий, семьи), на взаимовыгодном объединении их ресурсов для достижения общей цели [5]. Были также использованы материалы, отражающие опыт работы АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (далее УВЗ) в рамках государственно-частного партнерства.

Результаты исследования. В работе мы придерживаемся определения государственно-частное партнерства, представленное в статье 3 ФЗ от 13.07.2015 № 224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации». Государственно-частное партнерство -юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенном в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами

местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

Что касается термина «профессиональное самоопределение», то существуют различные определения, отражающие взгляды педагогики, психологии, социологии. Мы использовали данное Э.Ф. Зеером определение, которое наиболее близко по смыслу к заявленной теме исследования. Профессиональное самоопределение - это активный и долговременный процесс выбора профессии, направленный на осведомленность учеников о мире профессий, о путях выбора и способах освоения профессии; самоанализ и самооценка [9].

Анализ понятийного аппарата позволил конкретизировать понятие государственно-частного партнерства в аспекте профессионального самоопределения личности как взаимовыгодное сотрудничество бизнес-структур (предприятии), социальных партнёров (образовательных организации всех типов) и семьи (родителей и обучающихся) с целью осознанного выбора профессиональной траектории, отражающей социальное (или профессиональное) развитие личности.

Тогда, принимая во внимание данное определение, взаимодействие предприятия с образовательными организациями, обучающимися и их родителями в контексте профессионального самоопределения личности можно представить структурно-функциональной моделью (рисунок), разработанной на основе идеи непрерывного профессионального образования с применением принципов деятельностного, личностно-ориентированного и сетевого подходов.

Деятельностный подход основан на принципе непрерывности, обеспечивающем преемственность между этапами уровней образования (от дошкольного до высшего). При этом, учитывая психологические и возрастные особенности обучающихся, бизнес (предприятие) предоставляет им выбрать образовательную траекторию профессионального развития.

Личностно-ориентированный подход предполагает создание стимулов (внешних побуждений) к социальному и профессиональному развитию личности при постоянном участии работодателя на всех этапах профессионального становления [14].

Сетевой подход представлен принципом равноучастия бизнеса и образования в социализации и профессиональном самоопределении граждан не «вошедших в обойму» государственного профессионального образования (СПО и ВО). Использование данного принципа позволяет получить выгоду всем участникам процесса. Государству - не потерять выпускников школ, потенциальных членов общества, не востребованных государственной системой профессионального образования. Бизнесу (работодателю) - за свой счет подготовить для собственного производства рабочие кадры. Гражданину - успешно социализироваться в обществе путем получения рабочей профессии и рабочего места с полным социальным пакетом.

В соответствии с моделью участие работодателя в профессиональном самоопределении личности начинается в дошкольных образовательных организациях (блок 1 на рисунке). Происходит реализация элементов сопровождения, направленных на ознакомление воспитанников с миром профессий. Например, реализация проектов «Где работают мои родители», «Лаборатория профессий», «Технологии обработки металла», «Самоделкин. Сделай-Сам» и программ шефской помощи, спортивно-массовых мероприятий («Малые олимпийские игры») и тому подобное.

Следующим этапом системного участия работодателя является взаимодействие с образовательными организациями общего образования (блок 2 на рисунке). Изготовление профориентационных стендов, фильмов, проведение на предприятии «Дней открытых дверей» и специализированных конкурсов, предполагающих знакомство с историей предприятия, корпоративной культурой, традициями и трудовыми династиями.

Организация экскурсий в цехи предприятия, проведение тематических лекций, организация специализированных выставок. Тестирование учащихся, выявление склонности к техническим дисциплинам, получение первых навыков рабочей профессии. Создание современной материально-технической базы. Повышение интереса к естественно-научным предметам. Участие в работе родительских комитетов. Информирование о востребованных профессиях и специальностях, условиях работы и социальном пакете. Позиционирование социальных партнеров (образовательных организаций, и работодателя) как элементов перспективной образовательной траектории и трудовой деятельности.

Особо следует отметить необходимость создания системы выявления, поддержки и развития талантливых детей, что предполагает разработку в электронном виде сертификатов, грамот, свидетельств, подтверждающих участие в стажировке, мастер-классах, конкурсах, конференциях и так далее. Умение оформлять портфолио, фиксировать достижения обучающихся, формировать базы данных талантливой молодёжи - потенциальных работников.

Предлагаемые траектории профессионального образования (блок 3 на рисунке) позволяют любому выпускнику школы независимо от уровня его успеваемости получить профессию или специальность, трудоустроится на предприятие, а значит реализовать себя как профессионала и личность.

Для выпускников, уровень успеваемости которых не позволяет продолжить обучение в организациях СПО, не сдавшие основной государственный экзамен (ОГЭ), а также тех, кто не справился с освоением образовательных программ СПО и ВО (очная форма обучения) и были

Модель частно-государственного партнерства в рамках деятельности по профессиональному самоопределению личности.

отчислены, существует возможность получить востребованную рабочую профессию в рамках корпоративного обучения (в том числе в учебном центре предприятия) [16, 17,23].

На всех этапах сопровождения обучающихся, в рамках мероприятий по профессиональному самоопределению, предприятие за собственный счёт проводит экскурсии, организует производственную практику, различные курсы и мастер-классы профориентационной направленности, обеспечивает участие своих специалистов в качестве преподавателей и членов аттестационных комиссий, которые помогают студентам выбрать тематику работы и руководят дипломным проектированием. Помогают студентам принять участие в корпоративных чемпионатах по методике ШогШ8ИШ, принимают участие в создании студенческих конструкторских бюро. Являясь для студентов примером успешного молодого специалиста, достигшего высоких результатов в профессиональной деятельности, которому гарантировано трудоустройство.

Важным направлением деятельности является работа с педагогическими работниками, включающая, например, стажировку педагогов образовательных организаций на предприятии, грантовую поддержку педагогов, реализующих профориентационную работу, и предполагающая сближение педагогических принципов классического профессионального образования с форматом обучения на рабочих местах [16].

Студенты целевого набора, освоившие образовательные программы (ОП) бакалавриата или специалитета, трудоустраиваются на предприятие в должности инженера (блок 4 на рисунке), а проявившие способности к научной деятельности, поступают в магистратуру.

Выпускники СПО получают возможность трудоустройства на должности техников и в последующем получить высшее образование, обучаясь на заочной форме обучения (в том числе за счёт предприятия), или продолжить очное обучение по преемственным образовательным программам высшего образования по сокращенной программе. На рабочие должности принимаются выпускники, получившие рабочую квалификацию в учебном центре предприятия и в организациях СПО по программам подготовки рабочих кадров.

После трудоустройства для молодого рабочего, техника, инженера наступает период адаптации. В рамках действующей на предприятии программы «Наставничество» за молодым рабочим (техником) на 6 месяцев закрепляется опытный наставник. Программа «Стажировка» предполагает назначение руководителя каждому молодому инженеру сроком на 1 год. Все выпускники вовлекаются в корпоративное волонтёрское движение, конкурсы профессионального мастерства, проходят адаптационные образовательные программы (например, «Школа молодого специалиста», «Начальная школа управления» и так далее). Спустя шесть месяцев трудовой деятельности выпускникам выплачиваются подъемные. После года работы у них появляется возможность повысить свой образовательный уровень, поступив в университет, в том числе за счёт работодателя, на заочную форму обучения.

Представленная структурно-функциональная модель государственно-частного партнерства реализована в АО «НПК Уралвагонзавод» (УВЗ).

Являясь многопрофильным машиностроительным комплексом, выпускающим широкую номенклатуру продукции военного назначения, железнодорожную и строительную технику, предприятие уделяет особое внимание работе с образовательными организациями. Следует отметить, что дефицит в молодых кадрах испытывают все предприятия города. Слабая информированность выпускников приводит к тому, что они после получения профессионального образования стремятся закрепиться в более крупных городах, где, по их мнению, более развитая инфраструктура, больше возможности для самореализации. Нередко родители обучающихся сами поддерживают желания ребёнка уехать.

В партнерство вовлечены сорок три учреждения дошкольного образования, двадцать образовательных организаций общего среднего образования, два учреждения СПО и образовательная организация высшего образования. О степени вовлеченности предприятия в решение вопросов профессионального самоопределения молодёжи свидетельствует факт, что в рамках реализации «Плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года № 366-р, шесть мероприятий из сорока семи закреплены за УВЗ.

Для реализации представленной модели определены следующие организационно-педагогические условия: 1) применение элементов ранней профориентационной работы с дошкольного возраста; 2) знакомство с техническими профессиями и специальностями учащихся в игровой, кейсовой и иных формах, способствующих выбору образовательной организации технического профиля; 3) «ненавязчивое» формирование устойчивого восприятия УВЗ как гаранта стопроцентного предоставления работы по востребованным профессиям и специальностям, профессионального и личностного роста в течение всей трудовой деятельности; 4) использование новых механизмов партнерства бизнеса, образования и власти для достижения общих согласованных целей; 5) создание центров коллективного пользования новейшим оборудованием на взаимовыгодных условиях (для образовательных организаций и бизнеса); 6) популяризация рабочих профессий и инженерных специальностей, востребованных работодателем; 7) постоянное обновление знаний и повышение уровня квалификации педагогов образовательных организаций; 8) вовлечение учащихся и студентов в корпоративные волонтерские движения.

Для достижения таких условий разработан и реализован комплекс соответствующих необходимых мероприятий.

Для реализации первого условия «Знакомство воспитанников дошкольных образовательных организаций с миром профессий в формате «Где работают мои родители?» необходимо организовать: программы шефской помощи; спортивно-массовые мероприятия; проекты и мастер-классы профориентационной направленности.

С целью исполнения второго условия «Содействие раскрытию индивидуальных способностей школьников с целью осознанного восприятия профессий (специальностей), востребованных на УВЗ» были орагиназованы и проведены следующие мероприятия: олимпиада по физике, предпрофильная подготовка по теме «Современные технологии в машиностроении»; грантовая поддержка учащихся, конкурс творческих работ «Мир - в радуге профессий», «Лучшая идея по диверсификации»; тестирования учащихся, тематические лекции, дни открытых дверей).

На раскрытие третьего условия «Позиционирование УВЗ как привлекательного работодателя» направлены следующие мероприятия: экскурсий в музей и структурные подразделения; оформлены профориентационные стенды, публикации в корпоративных СМИ, интернет-сайте.

При подходе к реализации четвертого условия «Формирование сетевого взаимодействия всех участников программы, направленного на обеспечение УВЗ персоналом необходимого количества и качества» выполняются мероприятия: производственная практика на рабочем месте, участие специалистов предприятия в преподавательской деятельности и итоговой аттестации, организация целевого обучения.

Для исполнения пятого условия «Создание инфраструктуры общего пользования для рационального использования имеющихся ресурсов» был определен список мероприятий направленный на: передачу материальных ценностей, оснащение специализированных учебных кабинетов, использование инфраструктуры социальных партнеров в рамках профессионального самоопределения; формирование портфолио в электронном виде (сертификаты, грамоты, свидетельства и так далее).

Шестое условие «Повышение привлекательности рабочих профессий и инженерных специальностей УВЗ» выполняется путем проведения мероприятий, направленных на: встречи с представителями профессий и специальностей, создание фильмов о профессиях, деятельность студенческих конструкторских бюро; участие обучающихся в научно-практической конференции молодых специалистов, в конкурсах профессионального мастерства (ШотЫБкИЫ).

Важнейшими мероприятиями седьмого условия «Профессиональное самосовершенствование и повышение эффективности деятельности педагогов» являются: проведение стажировок преподавателей на предприятии; обеспечение педагогов учебно-методическими комплектами по сопровождению профессионального самоопределения; учреждение грантов, конкурс «Лучший педагог УВЗ».

При воплощении в действительность восьмого условия «Вовлечению учащихся и студентов в деятельность корпоративного волонтерского движения» реализованы следующие мероприятия: проведены лекционные занятия в рамках информационного центра УВЗ, организован клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?»; в образовательных организациях

созданы молодежные объединения, обучающиеся активно вовлекались в мероприятия, проводимые УВЗ.

Практика показывает, что представленная система частно-государственного партнерства содействует профессиональному самоопределению личности, позволяет в перспективе спланировать воспроизводство и комплектование предприятия квалифицированными рабочими, техниками и молодыми специалистами. Кроме того, регулярные инвестиции в инфраструктуру образовательных организаций города позволяют им стать более конкурентоспособными, привлечь квалифицированных педагогов, приостановить отток выпускников школ, уезжающих учиться в другие города, и способствует повышению престижу региона.

Об эффективности такой системы свидетельствует также положительная динамика следующих показателей, фиксируемая в течение трех учебных лет:

- сформированы элементы нормативной и организационно-методической базы УВЗ по профессиональному самоопределению;

- увеличено количества совместно созданных (модернизированных) кабинетов естественнонаучного цикла;

- на 15 % выросла доля учащихся (воспитанников, студентов) образовательных организаций всех видов, вовлеченных в деятельность по профессиональному самоопределению;

- зафиксирован рост на 20% доли выпускников образовательных организаций общего образования, поступивших в образовательные организации СПО и ВО; доли выпускников, трудоустроившихся в течение первого года после окончания обучения по полученной технической специальности (профессии); доли учащихся (студентов), принявших участие в конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях, проводимых УВЗ.

- на 30% возросло количество родителей, вовлеченных в совместную работу по профессиональному самоопределению; доли педагогов (преподавателей и мастеров производственного обучения), прошедших стажировку по отраслевой тематике на УВЗ.

Таким образом, полученные результаты демонстрируют возможности государственно-частного партнерства при решении задач построения и реализации системы профессионального самоопределения личности, ориентированной на развитие ее готовности к осознанному выбору будущей профессии (специальности) в соответствии со своими способностями и интересами. Результаты данной работы можно рекомендовать использовать для решения проблемных кадровых вопросов в крупных машиностроительных холдингах.

1. Блинов, В.И. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования: проект / В.И.

Блинов, И.С. Сергеев [и др.] // Профессиональное образование. Столица: приложение к журналу. - 2015. - № 8. - С. 3-33.

2. Блинов, В.И. Формирование региональных систем профессиональной ориентации школьников в Российской Федерации: опыт системного анализа / Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю., Куртеева Л.Н., Дудаева З.К. // Профессиональное образование. Столица. - 2018. - № 8. - С. 13-23.

3. Бобкоеа, A.A. Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников гимназии: автореферат диссертации...кандидата педагогических наук/ A.A. Бобкова. - Москва: ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», 2012. - 24 с.

4. Глухарёва, Е.В. Институты семьи и образования в процессе воспроизводства неравных стратегий профессионального самоопределения молодёжи монопромышленного города: автореферат диссертации...кандидата социологических наук / Е.В. Глухарёва. Казань: ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университетим. А.Н. Туполева», 2012.

5. Давыдова, НННаучно-образовательные сети: теория, практика: монография / H.H. Давыдова, Е.М. Дорожкин, В.А. Федоров; под науч. ред. В.А. Федорова. -Екатеринбург : Изд-во Рос гос. проф.-пед. ун-та, 2016. - 481 с.

6. Джумагулова, К.С. Формирование готовности учащихся основной школы к профессиональному самоопределению в условиях предпрофильной подготовки (на примере преподавания географии в школах Казахстана): автореферат диссертации...кандидата педагогических наук / К.С. Джумагулова. - Тула: ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, 2011. - 24 с.

7. Загузжа, H.H. Довузовская подготовка как условие содействия профессиональному самоопределению старших школьников: автореферат диссертации...кандидата педагогических наук/ H.H. Загузина. - Санкт-Петербург: ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.Н. Герцена», 2012. - 24 с.

8. Захарова, Л.Н. Развитие системы профессиональной ориентации молодежи: автореферат диссертации...кандидата экономических наук / Л.Н. Захарова. - Краснодар : ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», 2011. - 24 с.

9. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб.заведений / Э.Ф. Зеер. - Москва : Академия, 2009. - 384 с.

10. Зиннурова, О.В. Стимулирование профессионального самоопределения студентов - будущих нефтяников как фактор их опережающей подготовки: автореферат диссертации...кандидата педагогических наук / О.В. Зиннурова. - Казань: ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», 2011. - 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Носкоеа, О.Г. Психология труда : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / О.Г. Носкова ; под ред. Е.А. Климова. - 6-е изд., стереотип. - Москва : Академия, 2011,- 384 с.

12. Попкова, Г.Н. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: автореферат диссертации...кандидата педагогических наук / Г.Н. Попкова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет», 2013. - 24 с.

13. Попович, А.Э. Профессиональное самоопределение старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы: автореферат диссертации...доктора педагогических наук / А.Э. Попович. - Москва: ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», 2012. - 48

14. Профессионально-педагогические понятия: словарь / сост. Г.М. Романцев,

B. А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург : Изд-во Рос гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 456 с.

15. Родичев, Н.Ф. Проблема баланса «воздействующих» и «помогающих» отношений в профессиональной ориентации / Н.Ф. Родичев // Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». - 2016. - № 11. - С. 30-35.

16. Федоров, В.А. Исходные принципы построения модели подготовки конкурентоспособных рабочих в условиях промышленных предприятий /В.А. Федоров,

C.B. Васильев // Образование и наука, 2014. - №6. - С.56-76.

17. Федоров, В.А. Подготовка к рабочим профессиям в условиях корпоративного образования/В.А. Федоров, C.B. Васильев //Педагогика. - 2018. - № 1. - С. 94-102.

18. Фисунова, Н.В. Организация профессионального самоопределения учащихся основной школы Германии: автореферат диссертации... кандидата педагогических наук / Н.В. Фисунова. - Белгород : ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 2011. - 23 с.

19. Чистякова, С.Н. Оценка состояния и перспективы развития профессионального самоопределения как важнейшая составляющая воспитания и обучения подрастающего поколения в современных условиях/С.Н. Чистякова// Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». - 2016. - № 11. - С. 22-25.

20. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект / С.Н. Чистякова II «Профессиональное образование. Столица. - 2015. - № 6. - С. 2-6.

21. Чистякова, С.Н. Теория и практика проектирования педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев // Приложение кжурналу «Профессиональное образование. Столица». - 2018. - №4,- С. 15-21.

22. Шарова, ^.^Профессиональное самоопределение молодежи в условиях социокультурной трансформации российского общества автореферат диссертации... кандидата социологических наук / Е.Н. Шарова. - Архангельск: ФГАОУ ВПО Северный (Арктический) федеральный университете имени М.В. Ломоносова, 2012. - 24 с.

23. Fedorov, V.A., Dorozhkin, E.M., Vasiliev, S.V., Scheinker, A.D. TrainingtheBlue-CollarWorkersinlndustrialEnvironments // Organizational and Pedagogical Conditions. International Journal of Advanced Biotechnology and Research. - 2017. - V. 8. - № 4. - P. 12621274.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.