УДК 001.8:378.245.2
ББК 74.58
М-42
Медведева Олеся Андреевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии и спортивной медицины, заведующий аспирантурой и докторантурой ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар, e-mail: medvedeva-ol.an@mail.ru;
Поддубная Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар, e-mail: tpodd@mail.ru;
Ползикова Евгения Викторовна, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар, e-mail: janepopernyak@yandex.ru;
Хатит Фатима Рамазановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, e-mail: fxatit@mail.ru
ВОЗМОЖНОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ, ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИИ» В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ АСПИРАНТОВ
(рецензирована)
Статья раскрывает возможности дисциплины «Методика подготовки, оформления и защиты диссертации» в процессе подготовки научно-педагоги-ческих кадров в аспирантуре. Содержит описание планируемых результатов обучения по дисциплине, показателей и критериев оценки сформированности универсальных компетенций и форм их контроля.
Ключевые слова: аспиранты, подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре, универсальные компетенции, планируемые результаты обучения по дисциплине.
Medvedeva Olesya Andreevna, Candidate of Biology, an associate professor of the Department of Anatomy and Sports Medicine, head of Postgraduate and Doctoral Supervision, FSBEI HE "Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism", e-mail: medvedeva-ol.an@mail.ru;
Poddubnaya Tatyana Nikolaevna, Doctor of Pedagogics, professor of the Department of Social and Cultural Service and Tourism of FSBEI HE "Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, e-mail: tpodd@mail.ru;
Polzikova Evgenia Victorovna, Candidate of Pedagogics, a lecturer of the Department of Social and Cultural Service and Tourism of FSBEI HE "Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism", e-mail:janepopernyak@yandex.ru
Khatit Fatima Ramazanovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Pedagogy and Social Psychology of FSBEI HE "Adygh State University", e-mail: _ fxatit@mail.ru
POSSIBILITIES OF THE DISCIPLINE «METHODOLOGY OF PREPARATION, EXECUTION AND
DEFENSE OF DISSERTATION» IN THE FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES OF UNDERGRADUATES
(reviewed)
The article reveals the possibilities of the discipline "Methods of preparation, execution and defense of a dissertation" in the process ofpreparing scientific and pedagogical staff in Postgraduate supervision. It
describes the planned results of training in the discipline, indicators and criteria for assessing the level of formation of universal competencies and forms of their control.
Key words: postgraduate students, training of scientific and pedagogical staff in Postgraduate supervision, universal competences, planned results of training in discipline.
В настоящее время ведутся активные научные дискуссии в формате поиска инновационных форм образования и разработки оптимальных образовательных стандартов высшего образования. Сегодня, как показала практика, наиболее трудоемкими и долговременными стали изменения в российской системе стандартизации высшего профессионального образования. Система государственной стандартизации программ высшего образования, действующая в России с середины 90-х годов, начиная с 2010 года, все дальше уходит от жесткого нормирования содержания образования в виде заданного набора дисциплин с фиксированной трудоемкостью и переходит к рамочной регламентации структуры образовательных программ, условий их реализации и результатов освоения. Одна из задач внедрения и реализации образовательных стандартов - реалии-зация заданного нормативными конструктами набора компетенций [3; 4; 5; 6; 7; 8].
Учебным планом подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на базе ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» предусмотрена дисциплина «Методика подготовки, оформления и защиты диссертации». Данная дисциплина является основополагающей для формирования профессиональных компетенций в преподавательской и научно-исследовательской деятельности специалиста высшей квалификации -выпускника аспирантуры по направлениям подготовки 06.06.01 Биологические науки, 30.06.01 Фундаментальная медицина, 49.06.01 Физическая культура и спорт (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
В соответствии с учебным планом дисциплина изучается на 2 курсе в 4 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 академических часа). В результате освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования -программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Методика подготовки, оформления и защиты диссертации» (таблица 1).
Таблица 1 - Планируемые результаты обучения по дисциплине
Планируемые результаты освоения ОПОП (компетенции), достижение которых обеспечивает дисциплина Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Код компетенции Содержание компетенций (формулировка компетенций приводится в соответствии со стандартом) Знать: Уметь: Владеть:
УК-1 Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях Знать понятие о комплексном научном исследовании. Уметь разрабатывать комплекс проблем научного исследования. Владеть приемами анализа для определения комплекса проблем научного исследования.
УК-2 Способность проектировать и Знать алгоритм составления
осуществлять комплексные программы исследования; этапы
исследования, в том числе конструирования исследования;
междисциплинарные, на основе процедуру исследования.
целостного системного Уметь составлять программу
научного мировоззрения с исследования; формулировать
использованием знаний в научный аппарат исследования;
области истории и философии выстраивать логику и определять
науки процедуру исследования.
Владеть способами составления
программы исследования; приемами
формулирования научного аппарата
исследования; приемами
определения логики и определения
процедуры исследования.
Как видим, в процессе изучения дисциплины аспиранты овладевают универсальными компетенциями. Фондом оценочных средств предусмотрены следующие критерии оценки компетенций на этапе изучения дисциплины: пороговый, продвинутый и высокий, что соответствует оценкам «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
Более подробно показатели и критерии оценки универсальных компетенций по дисциплине «Методика подготовки, оформления и защиты диссертации» отражены в таблице 2.
Результатами сформированности универсальных компетенций в процессе изучения дисциплины являются: частичное написание научного аппарата диссертационного исследовании (введения); частичное написание текста теоретической (аналитический обзор научной литературы, источников, обзор опыта по теме диссертации, определение научных категорий и их обоснование) и практической глав (составление программы и определение процедуры исследования, обоснование экспериментальной части работы, а также возможная интерпретация и обобщение результатов констатирующего эксперимента); подготовка научных статей в соответствии с темой диссертационного исследования; апробация результатов научного исследования в форме личного участия аспиранта в работе научно-практи-ческих конференций разного уровня, ежегодной отчетной научной конференции аспирантов и соискателей.
Таблица 2- Показатели и критерии оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины
Показатели Критерии оценивания Средств а
Уровень освоения
УК-1, УК-2 Пороговый («удовлетвори тельно») Продвинутый («хорошо») Высокий («отлично») оценива ния
УК-1
Знать понятие Знает основные Сформированные, Знает основные
о комплексном понятия но содержащие понятия
научном научного отдельные научного
исследовании; исследования, пробелы знания исследования, Теоретич
научные основных понятий научные методы еский
методы поиска, научного поиска, анализа и опрос.
анализа и исследования, обработки Индивид
обработки научных методов научно- уальное
научно- поиска, анализа и технической собеседо
технической обработки информации в вание.
информации в научно- исследуемой Проверка
исследуемой технической области на реферато
области с информации достаточно в
существенными исследуемой высоком уровне. докладов.
затруднениями. области.
Уметь Умеет В целом Умеет
разрабатывать пользоваться успешные, но пользоваться
комплекс современными содержащие современными
проблем методами отдельные методами
научного исследования, пробелы умения в исследования,
исследования; выделять области выделять
проблему, использования проблему,
обозначать цели современных обозначать цели
и ставить методов, и ставить задачи,
задачи, выделения применять
применять проблемы, научный
научный обозначения цели инструментарий
инструментарий и ставить задач, для решения
для решения применения задач и
задач и научного достижения
достижения инструментария целей на
целей с для решения задач достаточно
существенными и достижения высоком уровне.
затруднениями. целей.
Владеть Демонстрирует В целом успешная, Владеет
приемами слабую но содержащая готовностью
анализа для готовность отдельные пробелы использовать
определения использовать готовность приемы анализа
комплекса приемы анализа использовать для определения
проблем для определения приемы анализа комплекса
научного комплекса для определения проблем
исследования; проблем комплекса проблем научного
научного научного исследования;
исследования; исследования; корректно
корректно корректно применять
применять применять научный
научный научный инструментарий
инструментарий инструментарий для решения
для решения для решения задач задач и
задач и и достижения достижения цели
достижения цели. цели. в полном объеме.
УК-2
Знать Знает алгоритм Сформированные, Сформированные Теоретич
алгоритм составления но содержащие и систематические еский
составления программы отдельные знания алгоритма опрос.
программы исследования, пробелы знания составления Дискусси
исследования; этапы и алгоритма программы я.
этапы процедуру составления исследования, Проверка
конструирован конструировани программы этапов и реферато
ия я исследования; исследования, процедуры в
исследования; с этапов и конструирования докладов,
процедуру существенными процедуры исследования в индивиду
исследования. ошибками. конструирования полном объеме. альных
исследования. заданий.
Уметь Умеет Сформированные, Сформированные Написани
составлять составлять но содержащие и систематические е
программу программу отдельные пробелы умения составлять научной
исследования; исследования, умения составлять программу статьи и
формулировать формулировать программу исследования, научного
научный научный аппарат исследования, формулировать доклада.
аппарат исследования, формулировать научный аппарат
исследования; выстраивать научный аппарат исследования,
выстраивать логику и исследования, выстраивать
логику и определять выстраивать логику и
определять процедуру логику и определять
процедуру исследования с определять процедуру
исследования. существенными процедуру исследования в
затруднениями. исследования. полном объеме.
Владеть Демонстрирует Демонстрирует Сформированны
способами готовность готовность е и
составления применять применять систематические
программы способы способы навыки
исследования; составления составления применять
приемами программы программы способы
формулирован исследования, исследования, составления
ия научного приемы приемы программы
аппарата формулировани формулирования исследования,
исследования; я научного научного приемы
приемами аппарата, аппарата, формулирования
определения определения определения научного
логики и логики и логики и аппарата,
определения процедуры процедуры определения
процедуры исследования с исследования с логики и
исследования. существенными некоторыми процедуры
затруднениями. затруднениями. исследования в
полном объеме.
Оценка сформированности универсальных компетенций аспирантов в процессе изучения дисциплины осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля [1; 2]. Текущий контроль организуется в формах устного опроса (фронтальной беседы, индивидуального опроса), проверки письменных заданий (решения практико-ориентированных задач, рефератов, научных статей и научных докладов). Промежуточный контроль осуществляется в форме зачета. Вместе с тем, для формирования указанных выше компетенций следует руководствоваться некоторыми правилами: 1) главным условием эффективности овладения аспирантами универсальными компетенциями является понимание ими причинно-следственной связи, осознания важности всестороннего анализа исследуемой научной проблемы; 2) необходимо учитывать жизненный опыт каждого аспиранта, его профессиональные интересы, специфику шифра научной специальности. Применение этих правил способствует более продуктивному достижению цели и задач дисциплины в компетентностно-ориентированном образовательном процессе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Литература:
1. Еремина Е.А., Минченко В.Г., Поддубная Т.Н. Проблема реализации ФГОС 3+ на разных ступенях профессиональной подготовки по направлению «Туризм» // Материалы научно -методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Т. 1, №1. Краснодар: КГУФКСТ, 2017. С. 220.
2. Минченко В.Г., Поддубная Т.Н. Реализация компетентностного подхода в образовании на разных ступенях профессиональной подготовки по направлению «Туризм»: на пути поиска решений // Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (21-27 июня 2016 г.). Краснодар: КГУФКСТ, 2016. С. 117-119.
3. Поддубная Т.Н., Крынина О.Ю. Инновационная компетентностная модель выпускника высшей школы (на примере бакалавра) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2012. Вып. 1. С. 111-118.
4. Поддубная Т.Н. Компетентностный подход как методологический детерминант подготовки бакалавров социальной работы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. №2. С. 57-60.
5. Поддубная Т.Н., Агошкова О.В. Общекультурные компетенции как дефиниция новых образовательных стандартов третьего поколения // Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXX международных психолого-педагогических чтений. Ч. 2. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. С. 236-243.
6. Поддубная Т.Н., Куракова Г.В. Паспорт общих компетенций обучающихся как системообразующий элемент учебной деятельности в аспекте реализации ФГОС третьего поколения // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013. №4. С. 9-13.
7. Показатели и критерии оценки сформированности компетенций у бакалавров по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» в контексте ФГОС ВО 3+ / Т.Н. Поддубная [и др.] // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. Вып. 1. С. 76-81.
8. Поддубная Т.Н. Реализация компетентностного подхода в образовании: на пути поиска решений // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности - основа социальной технологии развития современной России: материалы Международного педагогического форума (2829 окт. 2010 г.). Т. II. Ростов-на-Дону: Булат, 2010. С. 442-447.