Научная статья на тему 'Педагогическая направленность фольклорных и этнографических материалов П. И. Тамбиева'

Педагогическая направленность фольклорных и этнографических материалов П. И. Тамбиева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.И. ТАМБИЕВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ФОЛЬКЛОРНЫЕ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / P.I. TAMBIEV / PEDAGOGICAL ORIENTATION / FOLKLORE AND ETHNOGRAPHIC MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хатит Фатима Рамазановна, Поддубная Татьяна Николаевна, Агошкова Ольга Владимировна, Ожева Светлана Борисовна

В статье анализируются фольклорные и этнографические педагогические материалы, собранные П.И. Тамбиевым. В фольклорных записях П.И. Тамбиева отображены идеи умственного, трудового, нравственного воспитания, что позволяет использовать их в решении воспитательных проблем современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical direction of P.I. Tambiev’s folklore and ethnographic materials

The article analyzes folklore and ethnographic pedagogical materials collected by P.I. Tambiev. P.I. Tambiev's folklore records reflect the ideas of mental, labor, moral education, which allows them to be used in solving educational problems of our time.

Текст научной работы на тему «Педагогическая направленность фольклорных и этнографических материалов П. И. Тамбиева»

УДК 373 ББК 74.10 Х-13

Хатит Фатима Рамазановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», e-mail: fxatit@mail. ru;

Поддубная Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», e-mail: [email protected];

Агошкова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и туризма ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»;

Ожева Светлана Борисовна, доцент кафедры социальной работы и туризма ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет».

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФОЛЬКЛОРНЫХ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ П.И. ТАМБИЕВА

(рецензирована)

В статье анализируются фольклорные и этнографические педагогические материалы, собранные П.И. Тамбиевым. В фольклорных записях П.И. Тамбиева отображены идеи умственного, трудового, нравственного воспитания, что позволяет использовать их в решении воспитательных проблем современности.

Ключевые слова: П.И. Тамбиев, педагогическая направленность, фольклорные и этнографические материалы.

Khatit Fatima Ramazanovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Pedagogy and Social Psychology of FSBEI HE "Adyghe State University", email: [email protected];

Poddubnaya Tatyana Nikolaevna, Doctor of Pedagogics, a professor of the Department of Social and Cultural Service and Tourism of FSBEI HE "Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism", e-mail: [email protected];

Agoshkova Olga Vladimirovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Social Work and Tourism, FSBEI HE "Adyghe State University";

Ozheva Svetlana Borisovna, an associate professor of the Department of Social Work and Tourism, FSBEI HE "Adyghe State University".

PEDAGOGICAL DIRECTION OF P.I. TAMBIEV'S FOLKLORE AND ETHNOGRAPHIC MATERIALS

(Reviewed)

The article analyzes folklore and ethnographic pedagogical materials collected by P.I. Tambiev. P.I. Tambiev's folklore records reflect the ideas of mental, labor, moral education, which allows them to be used in solving educational problems of our time.

Key words: P.I. Tambiev, pedagogical orientation, folklore and ethnographic materials.

Богатейшая фольклористика Паго Исмаиловича Тамбиева имеет ярко выраженную педагогическую направленность. На основе анализа фольклорных и этнографических материалов, в которых описывается воспитание в семье у адыгов, можно проследить, что народ придавал большое значение умственному, нравственному, трудовому и

эстетическому воспитанию молодежи [2].

На примере некоторых произведений, собранных П.И. Тамбиевым, мы попытались проанализировать их воспитательное "ядро".

В сказке "С ремеслом не пропадешь" ярко выражены возможности трудового воспитания. На примере таких произведений (сказок) народ прививал подрастающему поколению любовь к труду. В сказке "С ремеслом не пропадешь" героем является персидский царь Шах-Аббас . В этом персонаже олицетворяется справедливость, великодушие и щедрость. Для того, чтобы узнать, что делается в столице, как живут люди, он каждый вечер переодевался и обходил все трактиры. Однажды Шах-Аббас сталкивается в одной из трущоб с пережитком доисторических и бытовых форм -каннибализмом; он сам чуть было не стал жертвой кровожадного хозяина трактира, который привлекал своих гостей (посетителей) тем, что к баранине подмешивал человеческое мясо. Из беды его выручило ремесло, которое он изучил по совету своей жены. Впоследствии царь говорил: "Если кто не знает какого-нибудь ремесла, то в нем мало толку; если бы я не знал ремесла, то меня убили бы!" [3].

Мораль: "Ш1эныгъэ лыерэ сэнэхьат лъыерэ щы1эп" - "Лишних знаний и лишних профессий нет". Суть сказки заключается в том, что кем бы ты ни был: царем или простым человеком, ты должен владеть каким-либо ремеслом. Данное произведение содержит великолепный пример мудрого и разумного отношения к жизни и способствует пониманию верного подхода к ситуациям выбора. Несмотря на несметные богатства Шаха-Аббаса, девушка не соглашалась выйти замуж за человека, не умеющего своим трудом зарабатывать себе на жизнь, ведь она полна непредвиденных ситуаций, можно остаться без богатства и поплатиться своей жизнью за свое потребительское отношение к ней. В сказке возвышается ценность человеческой жизни в соотношении с ценностью богатства - умный, талантливый, владеющий ремеслом и деятельный человек, обладающий внутренним богатством души, всегда сумеет найти выход из сложных ситуаций и своими руками создать себе богатства материального мира [3].

Благодаря мудрости своей жены, умеющей за внешней формой видеть внутреннюю суть, Шах-Аббас в сложной и критической ситуации, когда его богатства ничем не могли облегчить его участи, сумел благодаря владению ремеслом сохранить свою жизнь [3].

Из этой сказки можно сделать еще один вывод, что стоимость человеческой жизни превыше любых богатств.

Тема нравственного воспитания довольно распространена, ее рассматривают в своих произведениях многие народы. Так, в сказке "Дочь и падчерица" довольно глубоко развивается тема нравственного воспитания, здесь восхваляется и вознаграждается доброта и сострадание, а с другой стороны, высмеивается и наказывается зло. По своему содержанию эту сказку можно сравнить с русской народной сказкой "Морозко", с татарской сказкой "Злая мачеха" [3].

В адыгской сказке рассказывается о падчерице, оставленной отцом в лесу по наставлению злой мачехи. Девочка, оставшись одна, не отказала в помощи маленькому и беззащитному существу. Она накормила мышонка, поделившись тем малым, что у нее было. В свою очередь, мышонок отблагодарил ее. Он наставляет девочку, как поступить с медведем, чем спасает ей жизнь. В итоге падчерица возвращается домой, сидя на подаренной ей медведем серебряной телеге с запряженной в нее тройкой лошадей. С другой стороны, показана родная дочь злой женщины, которая также оставлена стариком

* Шах-Аббас (Аббас, 1571-1629) - шах Ирана из династии Сефевидов. При нем Иран достиг наибольшего политического могущества.

в лесу, по наставлению жены. Этой девочке чужды понятия доброты, сострадания, помощи ближнему. В итоге она погибает. В сказке "Дочь и падчерица", как и во многих других сказках, добро восторжествовало, а зло побеждено [3].

Обратимся к другой сказке - "Отцовские друзья". Здесь рассказывается о старом хане, который сдал свои полномочия сыну. Вскоре молодой хан стал более знаменитым, чем его отец. Однажды старый хан засомневался в друзьях своего сына и решил узнать, насколько они ему верны и преданны ... Сказка "Отцовские друзья" оригинальна как по своему замыслу, так и по содержанию. В ней красной нитью проходит идея, что только та дружба прочна, которая основана на взаимной симпатии и сознании обязанностей в отношениях друг к другу. Здесь говорится о том, что настоящий друг разделяет не только радостные минуты, но и трудности. Верные друзья, готовые с другом пойти в огонь и в воду, нашлись только у отца, а друзья сына изменили ему и не захотели разделить с ним всех опасностей бегства.

Глубокий воспитательный смысл сказки "Отцовские друзья" высвечивает те качества, которые необходимы человеку для реальной самооценки и умения не быть рабом веры в собственное величие. О предельно необходимом качестве разума (рассудка) адыги говорят так: "у кого ум, тот опора для всех", "лучше быть рабом разума, чем покровителем глупости", "ум дороже всех богатств" [3].

Как правильно отметил исследователь адыгской народной педагогики, И.А. Шоров: "Адыги еще с древнейших времен высоко ценили в человеке ум, мудрость, знания и ставили их на первое место в воспитании. Эта мысль отразилась в сказках, ... а также в пословицах" [6, с. 47]. От большой радости человек не должен терять голову и рассудок, но и большое горе не должно помутить его разум.

В этом произведении показаны не только те качества личности, к вырабатыванию которых необходимо стремиться в процессе воспитания, но педагогические и воспитательные приемы воздействия на психику человека, легко поддающегося на обман лести в силу завышенной самооценки. А воспитательные приемы старого хана изобретательны и оригинальны, заключают в себе основополагающий принцип выведения из заблуждений, который и в настоящее время может быть использован в педагогике с помощью имитирования стрессовых ситуаций, приходящих к человеку извне, и мудрого управления с целью помочь выйти из них. Творческое использование подобных приемов в практике воспитания детей может помочь соединить в опыте ребенка сильные эмоции и заостренное восприятие, вызванные стрессом, с памятью о правильном выходе из ситуации, и вытекающими из нее теоретическими выводами [3].

Так, старый хан, чтобы открыть своему сыну глаза на реальное отношение к нему его друзей, изобретает такой прием: имитирует убийство человека и убеждает в этом своего сына. Он говорит ему следующее: "Под старость я сделался несчастным: в пылу гнева сегодня убил человека. Приходится покидать страну и бежать на чужбину; но нам одним этого нельзя сделать: проси своих друзей, если их имеешь, чтобы они вместе с нами оставили родину и бежали на чужбину; но только скорее, пока еще не узнали об убийстве и труп не найден; еще успеем скрыться в какой-нибудь стране". В итоге ни один друг сына не разделяет его тяжелой участи (русская пословица "Настоящий друг познается в беде"), а все друзья старого хана явились в назначенное время к своему другу, чтобы вместе с ним покинуть страну. Выход из созданной сознательно ситуации был так же сознательно продуман и осуществлен старым ханом, который сумел таким образом убедить своего сына в неверном выборе друзей и показать на примере собственных друзей, какой должна быть настоящая дружба. Старый хан подводит своего сына к выводу

о том, что друзья-льстецы только обманывают его, и тем самым показывает ему, по какому принципу нужно выбирать друзей [3].

Обратимся к сказке "Три добрых совета" - главным героем является осиротевший мальчик, которого приютил добрый дворянин. В обмен на три добрых совета мальчик отдает пару быков и с благодарностью говорит: "Хорошо, старина, я не забуду твоих добрых слов и ... всегда буду строго их придерживаться". Дальнейшая жизнь главного героя сложилась так, что строгое следование этим советам не раз спасало ему жизнь. В познании человеком норм морали есть два пути:

- путь опыта, идя которым человек совершает поступки, переживая отрицательные их последствия, тем самым жесткой действительностью вынуждается к вырабатыванию понятий о добре и зле, о необходимости в определенных ситуациях действовать в соответствии с определенными нормами морали;

- путь теоретический, где усвоенные нормы и правила дают возможность подтвердить их значимость на практике. Этот путь более безопасен и эффективен для выживания человека и совершенствования отношений в обществе.

Сказка показывает положительные результаты следования вторым путем (теоретическим), значимость умения слушать советы и следовать для решения практических дел и установления правильных отношений с людьми.

Сюжет сказки "Старик и волк" заключается в том, что старик, спасая волка от охотников, чуть сам не становится жертвой хищника. Жизнь старика спасает лиса, воспользовавшись хитростью. По содержанию сказка "Старик и волк" почти совпадает с русской народной сказкой "Старая хлеб-соль забывается" [3].

Мораль сказки: оказывая кому-либо помощь, нужно понимать истинную сущность человека, и уметь смоделировать вытекающие из создавшейся ситуации последствия. На примере данной сказки показана немаловажная значимость сообразительности в опасной ситуации.

В сказке "Чудесные животные и палка-самобой" говорится о бедном старике, который, потеряв курицу, несущую золотые яйца, отправился на ее поиски. По дороге он встретил старушку, которая подарила ему вместо пропавшей курицы коня, с помощью которого можно было получить любое кушанье. Заехав на этой лошади в один аул, старик рассказал о необычном свойстве своего животного. Аульчане, убедившись в том, что с помощью лошади можно накормить весь аул, подменили ее. И только приехав домой, старик обнаружил, что лошадь потеряла свои необычные свойства, тогда он вернулся к старушке, упрекая ее в обмане. В ответ старушка подарила ему козу, которая была источником богатства (золота). В том же ауле у старика подменили и это животное. Разочарованный старик опять вернулся к старушке с упреками. В ответ на это старушка подарила ему палку-самобой, с которой старик пошел в тот же аул. Сказка завершается тем, что старик с помощью палки возвращает себе диковинных животных. Воспитательный смысл этой сказки можно определить, анализируя поведение старика, указав на его ошибки: 1) старик сам раскрывает свои секреты аульчанам (хвастается);

2) из-за своей невнимательности и недалекости не может распознать, кем он был обманут;

3) старик не анализирует своих поступков, что приводит к повтору его ошибок; 4) и даже удачное завершение приключений - не его заслуга. Воспитательные выводы очевидны: 1) заимев что-либо, не торопись хвастаться; мораль: "Если ты настоящий мужчина, не хвали себя; если ты хороший, люди похвалят тебя"; 2) умей анализировать свои поступки и выявлять в них свои ошибки; 3) умей разбираться в людях и быть внимательным. На примере этой сказки адыги воспитывали в своих детях скромность, порядочность,

аналитическое мышление, умение защищать себя в необходимых ситуациях и правильно распознавать людей [3].

Итак, в фольклорных записях П.И. Тамбиева отображены идеи умственного, трудового, нравственного воспитания, что позволяет использовать их в решении воспитательных проблем современности. Вклад П.И. Тамбиева в развитие национальной письменности, произведения устного народного творчества, имеет неоценимое научное значение для истории адыгской фольклористики и педагогики [2].

Литература:

1. Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в образовании и традиции семейного воспитания: на пути поиска решений (на материалах Республики Адыгея) // Вестник института им. Россинского. 2010. Вып. 28. С. 114-117.

2. Тешева Ф.Р. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды адыгских просветителей У.Х. Берсея и П.И. Тамбиева: автореф. дис. ... на соиск. уч. степ. канд. педагог. наук. Майкоп, 1998. 188 с.

3. Хатит Ф.Р., Агошкова О.В. Воспитательная направленность дидактического материала Кабардинской азбуки П.И. Тамбиева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. Вып. 3. С. 122-126.

4. Хатит Ф.Р., Агошкова О.В. Педагогический потенциал литературно-творческой деятельности У.Х. Берсея // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. Вып. 2. С. 137-141.

5. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп: Адыг. отд. Краснодар. кн. изд-ва, 1989. 336 с.

Literature:

1. Poddubnaya T.N. Social protection of childhood in education and traditions of family education: on the way to finding solutions (on the materials of the Republic of Adygea) // Bulletin of the Institute named after Rossinsky. Iss. № 28. 2010. P. 114-117.

2. Tesheva F.R. Pedagogical activity and pedagogical views of Adygh educators: U.Kh. Bersey and P.I. Tambieva: abstr. dissertation ... Cand. of Pedagogics. Maykop, 1998. 188 p.

3. Khatit F.R.., Agoshkova O.V. Educational orientation of the didactic material of P. I. Tambiev 's Kabardian ABC //Bulletin of Maikop State Technological University. 2013. No. 3. P. 122-126.

4. Khatit F.R.., Agoshkova O.V. Pedagogical potential of literary and creative activity of U.Kh. Bersey //Bulletin of Maikop State Technological University. 2013. No. 2. P. 137-141.

5. Shorov I.A. Adygh folk pedagogy. Maykop: Adygh dep. of Krasnodar publishing house, 1989. 336p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.