УДК 371
Психомахова Аминат Рашидовна
ГБОУ СПО Медицинский колледж № 4 Департамента здравоохранения г.Москвы
Россия, Москва1 Преподаватель истории Кандидат исторических наук E-Mail: [email protected]
Проблема светского образование в деятельности адыгского просветителя П. И. Тамбиева
Аннотация. В отечественной историографии вновь приобрели актуальность историко-биографические исследования. В статье прослеживаются периоды жизни и деятельности адыгского просветителя Паго Исмаиловича Тамбиева. Колоссальная поддержка была оказана его семьёй, в частности супругой единомышленницей Зейнаб Садыковной Абдрахмановой. Раскрываются этапы его становления, а также его педагогическая, общественно -публицистической деятельность. В публикации говорится о полезной работе просветителя по сбору адыгского фольклора, несмотря на определенный тенденциозный подход. Тамбиев занимался пропагандой устного народного творчества адыгов, снабжая их русским переводом и, делая тексты достоянием широких слоев читателей. Также особое внимание уделено сложностям по созданию, публикации и практическому применению кабардинской азбуки. В статье описываются прогрессивные взгляды просветителя на проблему постановки светского образования, делаются акценты на женском образовании и воспитании детей. Анализируется культурно-просветительная работа просветителя в «Обществе распространения образования среди кабардинцев и балкарцев» и «Черкесском благотворительном обществе». Не смотря на финансовые трудности, пытается заняться издательской деятельностью и увеличить число стипендиатов. В статье описываются трудности после Октябрьской революции сочетания работы опытного инженера и комиссара просвещения.
Ключевые слова: азбука; образование; Кавказ; правительство; письменность; просветительство; общество; язык; благотворительность.
Идентификационный номер статьи в журнале 21РУЫ414
1 127410, г.Москва Путевой проезд д.4 кв.25
История интеллигенции является наиболее разработанных тем в отечественной историографии, не смотря на это, внимание к этой проблеме не угасает, а становится более пристальным. Изменения, произошедшие в России, оказали влияние на развитие отечественной истории. Новым в исторической науки стало обращение к антропологии. Уделяется особое внимание к изучению отдельной личности, месту и роли в развитии общества. Проводимые реформы в системе образования диктует необходимость применением национально-регионального компонента. Изучение региональной истории даст возможность понять истоки историко-культурологического прошлого народов Северного Кавказа.
В этом контексте хотелось обратиться к творчеству Паго Исмаиловичу Тамбиеву, родившегося в 1873 г. в дворянской семье (уорка) в селе Атажукино Баталпашинского отдела. Рано оставшись без отца, он оказывается на попечении у дяди и бабушки. Учился в медресе, после учился в Бибердовской начальной школе. В 1888 г. Паго поступает в Закавказскую Горийскую учительскую семинарию, по окончанию работает учителем подготовительного класса Майкопской горной школы. По рекомендации Л.Г. Лопатинского, Тамбиев был устроен сотрудником отдела, в канцелярию Кавказского учебного округа и затем назначен ему чин губернского секретаря. В 1892г. после успешной сдачи экстерном экзамена в Александровском институте в г. Тифлисе и получает диплом учителя реального училища[8]. В 1897 г. вынужден был прекратить педагогическую деятельность и поступает в Рижский политехнический институт. По завершению учёбы с 1904 г. работает в Баку на фабрике промышленника и миллионера Тагиева. Осенью 1904 г. отправляют в Германию для постижения тонкостей текстильного производства. По возвращению домой работает на фабрике, а в 1908 г. переводится в нефтяную кампанию братьев Нобель. В 1916 г. по приглашению торгового дома Бенкендорф в работает управляющим нефтяными промыслами.
Особенно много сил и энергии вложил Тамбиев в сбор и публикацию адыгского фольклора[10]. Несмотря на определенный тенденциозный подход к фольклору, Тамбиев, проделал полезную работу по пропаганде устного народного творчества адыгов [5]. Он снабжал их русским переводом и, тем самым, делал тексты достоянием широких слоев читателей[9]. Печатал свои тексты в «Сборнике материалов для описания местностей и племён Кавказа» начиная с 1896года по 1915гг. [5].
В 1906 г. в Тифлисе опубликована «Кабардинская азбука», составленная П.Тамбиевым, позволяющая в домашних условиях молодым женщинам изучать родной язык и осуществлять переписку на родном языке[6]. Букварь был напечатан им ещё в 1898г. и печатался когда он был студентом ( ГКЧ И-К и П М-З. Ф.1.Д.83.Л.23-25). В 1911г. по приезду в Нальчик увидел азбуку, найдя опечатки, он решил её переиздать и заблаговременно получил согласия от Л.Г.Лопатинского, человека без методической и научной помощи которого не получился бы первый вариант азбуки. Забрав два экземпляра, возвращается в Баку с надеждой переиздать и выпустить ещё грамматику родного языка и книгу для чтения . Но планам не суждено было сбыться. Азбука состояла из несложных текстов взятых из фольклора. В них с одной стороны разоблачают безделье, лень, невежество, высмеивают ханжество, с другой прославляют честность, трудолюбие, просвещение и дружбу. Рассказы содержат историко -этнографические сведения способствовала нравственному воспитанию обучающихся. Более позже, уже в советских школах благополучно использовалась. Учитель Шеретлоков в 1922г. писал, что благодаря этому систематизированному учебнику изучение кабардинского языка ведется в наших школах» (единственным недостатком является его ограниченность числа экземпляров). Методическая и педагогическая сторона учебника со слов Шеретлокова, был на высоте своего назначения не смотря на недостатки фонетического характера. По мнению Шеретлокова букварь соответствовал требованиям как кабардинского так и адыгского языка. [12].
Исследовательская деятельность П.И. Тамбиева переплеталась с просветительной работой, был активным членом «Общество распространения образования среди кабардинцев и балкарцев» и «Черкесского благотворительного общества». Не смотря на финансовые сложности, бюджет составлял согласно отчёту не более 2 тысяч рублей, предлагал увеличить число стипендиатов и размер помощи увеличь до 4 тысяч рублей. В своих начинаниях стремился получить поддержку от кабардинской интеллигенции [2]. Часть решивших сотрудничать с ним отказались, боясь навлечь на себя подозрения властей, личных сбережений порой было недостаточно для реализации всего задуманного. [10, С. 212].
П.И. Тамбиев ценил женский труд и с большим уважением относился к женщинам. В отличие от большинства своих соотечественников, он считал, что любая женщина, в том числе, мусульманка должна обладать правом самостоятельно решать свою судьбу. Свидетельством этому служат отношения П.Тамбиева с его единомышленницей врачом Зейнаб Садыковной Абдрахмановой, которая впоследствии стала женой этого просветителя и педагога. Она была одной из первых горянок, получивших высшее образование (закончила Петербургский медицинский институт). Уже будучи женой П.Тамбиева, она работала в больницах городов Ош (Ферганской области), Баку, Нальчик. Письма жене, ярко демонстрирующие позиции просветителя, сохранила его старшая дочь - Саадат Паговна.(КЧНИИ ЭИЯи Л. Ф.4.Оп.26.Д.1.Л.1.)
Они свидетельствуют о духовных исканиях этого замечательного человека, о тяжёлых переживаниях из-за неудач, которые постигали просветителя от крушения его педагогической карьеры.
П.И. Тамбиев размышлял об участии женщины - мусульманки в общественно полезной деятельности, о том, как она должна относиться к своему долгу перед обществом, о том, чему она должна посвятить свои знания. Он радовался, что Зейнаб Садыкова решила трудиться для блага и счастья народа; на вопрос о том, сможет ли она после замужества продолжить работу врачом, Паго Измаилович писал, что будет счастлив, если его супруга будет приносить пользу: «Я не только не буду Вам препятствовать работать для народа, но об этом я мечтал в тиши души своей и думал постепенно Вас направить на этот путь ...Я буду Вашим верным сотрудником - помощником, чтобы Вы не отставали от Вашей специальности и приносили бы пользу страждущему народу. Я мечтал и жил мыслью о служении народу, но увы, моя специальность и положение, которое я занимаю, далеко этому не благоприятствуют, а потому нередко сетую на свою судьбу, хотя, правда, никогда не теряю надежды выйти из этого положения» [3, С.229]. Просветитель считал, что женщина должна уважать себя и свой труд, она ни при каких условиях не должна становиться «ремесленницей», о чем говорится в письме от 27 декабря 1910 года: «В одном из писем Вы спрашивали, - замечает он, - что я подразумеваю под словом «ремесленница»?...По моему, врач должен относиться к своим пациентам в высшей степени внимательно и сердечно, и в этом его миссия исполнена: всякая нравственность с него снимается, а потому нет никакого основания каждый неудачный случай так близко принимать к сердцу - согласитесь, что у врача на это не хватит на более или менее продолжительное время ни сил физических, ни нервов.. .Вообще по отношению к своим обязанностям я держусь того взгляда, что если мною сделано все, что мог, и что должен был, то вполне спокоен и удовлетворен. Я думаю, что это правильно, а для врача, в особенности» [3, С.36].
О прогрессивных взглядах просветителя свидетельствует и его письмо, в котором он касается проблемы эмансипации женщин на примере героини известной пьесы норвежского драматурга Генрика Ибсена. Под внешним семейным благополучием его персонажей кроется фальшь, герои его несчастны; в центре внимания драматурга находятся всегда вечные нравственные проблемы, он считает, что мораль современного ему общества их только
обостряет. Героиня драмы «Кукольный дом» поняла, что семья устроена так, что требует от сторон только исполнения определенных обязанностей, ставит женщину в подчинённое положение, лишает её умственной и духовной свободы. Посмотрев пьесу и прочитав рецензию на неё в газете «Каспий», П.Тамбиев защищает героиню, считая, что общество призвано защищать права женщины - матери, в этом необходима помощь мужчин - отцов, братьев, мужей. Равноправие женщины - необходимое условие воспитания полноценного молодого поколения[3, С.220].
Воспитание женщины нужно начинать с пелёнок, считал этот замечательный адыгский педагог, при этом девушка должна больше знать о том, что её ожидает, получить образование и являться полноправным членом общества. Саадат Паговна вспоминала, как её, сестру и других детей с детства приучали к труду, воспитывали смелость и терпение: «Бабина учила меня татарскому языку и арабскому алфавиту. В шесть лет я написал первое письмо тёте Хадидже. Нас, детей, приучали к трудовой жизни; родители настаивали на том, чтобы мы всё умели делать сами. Папа нам часто рассказывал кабардинские легенды и сказания, где кабардинка была смелой, отважной, терпеливой и красивой. Поэтому мы не плакали, когда нам делали противохолерные уколы, а делали их три раза в лето. Случаи заболевания холерой в Кабарде имели место» [3, С.64].
П.Тамбиев старался, чтобы как можно больше людей получили образование: в его доме жили воспитанники, которым он помогал материально, устраивал в различные учебные заведения. Он помог получить образование всем своим родственникам; например, в одном из его писем читаем: «Теперь у нас новый воспитанник, привезен на днях из аула; он не имеет матери, отец обеднел и не раз надувал меня, но всё же не постеснялся привезти сына. Правда, я об этом мальчике сам продумывал и хотел запросить о его судьбе. Из нашей тамбиевской молодёжи он единственный, которому не помог в деле учёбы, а это моя святая обязанность» [3, С.222].
В письмах о воспитанниках Тамбиев раскрывается и как педагог - строгий, взыскательный, превосходно чувствующий детскую психологию, умеющий подобрать единственно верный ключ к сердцу ребёнка. Тут сказывается и приобретенный педагогический опыт, и врождённое педагогическое мастерство. Особенно интересны его опыты воспитания племянницы Сальтанат, доставлявшей много хлопот своим родителям. В письме жене он высказывает мысли о необходимости правильного физического воспитания детей, в частности, девочек: «Признаюсь, я боюсь за воспитание Сальтанеточки, как с физической, так и с других сторон. ...держит девочку в невозможной глупейшей диете, так, например, всё лето не даёт никаких фруктов, даже целебного чудного бакинского винограда; неимоверно кутает, держит в затхлом комнатном воздухе, не моет головки.. , где же при таких условиях она может быть здорова: чуть что - простуживается или расстраивается тепличный организм» [11].
Живя в Баку, П.Тамбиев видел, в каком бесправном положении находятся женщины-мусульманки, не имеющие равных с мужчинами прав. Подбирая для публикации пословицы и поговорки, просветитель обращает внимание на материалы, иллюстрирующие положение горянки, отношение к которой к которой всегда носило на Кавказе двойственный характер. С одной стороны, общественное мнение не позволяло оскорблять и бить женщину, а с другой -муж был полным хозяином в доме; по шариату он мог развестись с непокорной женщиной в любую минуту. Это отразилось в зафиксированных им образцах устного народного творчества: «Ум женщины не длиннее её волос», «Своей жене и лошади не доверяй», «Если жена умирает, то ты подобен всаднику, сброшенному конём», «Что родину покинуть, что с женой развестись» [7]. Паго Измаилович радовался, когда замечал, что роль женщины в семье
постепенно возросла, когда всё больше мужчин начинали уважительно относиться к жёнам, мечтал о привлечении горянки к общественно полезному труду.
Тамбиев осознавал, что многочисленные противоречия, существующие в Кабарде, препятствуют воплощению задуманных им образовательных мероприятий. Довольно критически относился он к своей деятельности и к себе, П.И. Тамбиев в 1910 г. написал: «С горечью в душе должен сознаться, что я принадлежу к разряду лиц, которых можно назвать интеллигентом в кавычках. Стыдно, но что делать, такова жизнь: сначала борешься, чтобы пробить себе дорогу, но потом, когда встречаешься с действительностью, она еще беспощаднее и затягивает в свою грязную тину» ( КЧНИИ ЭИЯ и Л. Ф.4.Оп.26.Д.1.Л.1.)
Здесь высказано его отношение с сложившимся реальным условиям действительности мешавшим реализации его просветительских мероприятий, и порой его желания не совпадали с возможностями. [4].
10 ноября 1918г. был избран Нальчикским окружным народным Советом ответственным заведующим отдела финансов и народного просвещения. По окончанию Гражданской войны переводят в Совнархоз, а после назначают председателем. В 1922 г. Тамбиев по ложному доносу был оклеветан. Да же не смотря на признание революции и власти большевиков единственной отвечающей интересам трудового народа[1]. Тамбиев продолжал держать нейтралитет, когда белые отряды Даутокова - Серебрякова заняли подступы к Нальчику (ЦГА КБР. Ф.-р.- 198 Оп.1 Д.2, Л.80).
Хлопоты Н. Нариманова, семьи С. Шаумяна - бывшего однокурсника и председателя Дагестанского Совнархоза Коркмасова был оправдан. По ходатайству Н. Нариманова Тамбиев был переведен в Баку для работы уполномоченного наркомпромторга. В 1925 году после того как не стало Н. Нариманова Тамбиев поселился с семьей в Дагестане, где работал в должности управляющего горно-технической конторой. В июне 1927 г. по ложному обвинению в «контрреволюционной деятельности» был арестован. Будучи под следствием заболел и умер в г.Ростове-на-Дону 13 марта 1928 г.
Проведенный анализ отчетливо дает возможность рассмотреть любое явление в системе связей с прошлым, выявить определенные закономерности в различных периодах истории. Изучение первоисточников позволяет увидеть актуальность предложенных просветителями путей по улучшению образования. Тамбиев П., будучи активным научным деятелем, педагогом, просветителем, оставался прогрессивно мыслящим гражданином с активной жизненной позицией ратующий за образование своего народа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Документы по истории борьбы за Советскую власть и образования автономии Кабардино-Балкарии (1917 -1922) - Нальчик, 1983. С.212.
2. Кумыков Т.Х. Общественная мысль и просвещение адыгов и балкаро-карачаевцев в XIX - начале ХХв. Нальчик, 2002. С. 265.
3. Паго Тамбиев: к 110 -летию со дня рождения. - Нальчик, 1984.
4. Паго Тамбиев. Составление и вступительная статья Р.Х. Хашхожевой. Нальчик , 1984. С.3.
5. Тамбиев П.И. Адыгские (черкесские) тексты // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Тифлис (СМОМПК), СМОМПК. 1896. Вып. 21. Отд.3.С. 153-328.; СМОМПК. 1900. Вып. 27. Отд.3. С. 1-34.; СМОМПК. 1901. Вып. 29. Отд.3. С. 35-58.; СМОМПК. 1903. Вып. 32. Отд.4. С. 1-21.; СМОМПК. 1904. Вып. 34. Отд.4. С. 1-11.; СМОМПК. 1915. Вып. 44. Отд.4. С. 1-14.
6. Тамбиев П.И. Кабардинская азбука. - Тифлис, 1906. - 49с.
7. Тамбиев П.И. Сказки // СМОМПК Тифлис, 1900. Вып. 27. С. 1-34.; СМОМПК Тифлис, 1898. Вып. 25. Отд. 3. С.1-93
8. Туганов Р.У. Тамбиев П.И.-Нальчик, 1988.-С.15.
9. Тугов В.Б. Очерки истории абазинской литературы. - Черкесск,1970.-С.15.
10. Фольклор адыгов в записях и публикациях конца XIX- нач.XX век. -Нальчик,1979.
11. Хашхожева Р.Х. Письма П.И.Тамбиева // Актуальные вопросы кабардино-балкарской фольклористики и литературоведения. - Нальчик,1986.- С.142-162.
12. Шеретлоков Т.А. Образование и письменность наших туземцев// Кабардино-Балкарская автономная область. - Нальчик, 1922.
Aminat Psihomahova
GBOU SPO Medical College number 4 Department of Health of Moscow
Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
The problem of secular education in the activities of the Adyghe educator P. I. Tambieva
Abstract. In Russian historiography regained relevance of historical and biographical research. The article traces the life and activity of the Adyghe educator Pago of I. Saifutdinov Tambieva. Enormous support was provided by his family, particularly his wife ally Zaynab by Sadykovna by Dean Abdrakhmanova. Reveal the stages of its development, and its pedagogical, public, publishing activities. The publication tells about the good work of the educator collection of Circassian folklore, despite some biased approach. Tambiev was engaged in the promotion of oral national creativity of the Circassians, providing them with Russian translation and making the text property of the broad spectrum of readers. Also, special attention is paid to the challenges for creating, publishing and practical application of Kabardian alphabet. The article describes the progressive educator on the problem of secular education, made the emphasis on women's education and upbringing of children. Examines cultural and educational work of the educator in the «Society for the spread of education among the Kabardins and Balkars» and «Circassian charity society». Despite financial difficulties trying to engage in publishing activity and increase the number of scholarship holders. The article describes the difficulties after the October revolution of combining work experienced engineer and Commissioner of education.
Keywords: azbuka; education; Caucasus; government; writing system; enlightenment; society; language; philanthropy.
Identification number of article 21PVN414
КЕГЕКЕ^Е8
1. Бокитепгу ро ^вгогп Ьог'Ьу Боуегвки]и у1авг' 1 0Ьга20уап1]а аугопотп КаЬагёто-Ба1кагп (1917 -1922) - Ш'сЫк, 1983. Б.212.
2. Китукоу Т.Н. ОЬ8кЬе81уеппа]а тув1' 1 рговуевЬЬеше аёу§оу 1 Ьа1каго-кагасЬаеусеу у XIX - пасЬа1е ННу. Ш'сЫк, 2002. Б. 265.
3. Ра§о ТатЫеу: к 110 -1егуи во ёп]а го2Ьёеп1]а. - №1'сЫк, 1984.
4. Ра§о ТатЬ1еу. Бовгау1еп1е 1 ув1иркеГпа]а вга^а КН. На8кЬо2кеуо]. №1'сЫк , 1984. Б.3.
5. ТатЫеу Р.1. Лёу§вк1е (ЛегкеввЫе) геквгу // БЬогшк тагег1а1оу ёЦа ор1вапуа тевШовгед 1 р1етюп Каука2а. (БМОМРК), БМОМРК. 1896. Уур. 21. ОШ.С. 153-328.; БМОМРК. 1900. Уур. 27. ОШ. С. 1-34.; БМОМРК. 1901. Уур. 29. Огё.3. С. 35-58.; БМОМРК. 1903. Уур. 32. О^.4. С. 1-21.; БМОМРК. 1904. Уур. 34. Ш.4. С. 1-11.; БМОМРК. 1915. Уур. 44. О^.4. С. 1-14.
6. ТатЫеу Р.1. КаЬагЫпвка]а а2Ьика. - Т1Шв, 1906.- 49в.
7. ТатЫеу Р.1. Бка2к1 // БМОМРК 1900. Уур. 27. Б. 1-34.; БМОМРК 1898. Уур. 25. Ш. 3. Б. 1-93
8. Ти§апоу КИ. ТатЫеу Р.Г-Ш'сЫк, 1988.-S.15.
9. Ти§оу У.Б. ОсЬегк1 ^вгогп аЬа21пвко] ШегаШгу. - СЬегке88к,1970.-Б.15.
10. БоШог аёу§оу у 2ар18]аЬ 1 риЬ11кас1]аЬ копса XIX- nach.XX уек. -Ш1'сЫк,1979.
11. Hashhozheуa КН. Р1в'та Р.1.ТатЫеуа // Лкиа1'пуе уоргову каЬагЫпо-Ьа1кагеко] АэГЫопвШ 1 ШегаШгоуеёепуа. - Ш'сЫк,1986.- Б.142-162.
12. Sheгet1okoу Т.Л. OЬгazoуanie 1 р^в'тепповг' nashih tuzemceу// КаЬагЫпо-Ба1кагвка]а аугопотпа]а оЬ1авг'. - Na1'chik, 1922.