Научная статья на тему 'Теоретические и методические аспекты подготовки студентов в области туризма'

Теоретические и методические аспекты подготовки студентов в области туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СФЕРА ТУРИЗМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИКА / ПРАКТИКА / STUDENTS / SPHERE OF TOURISM / PROFESSIONAL TRAINING OF WORKERS OF TOURIST BRANCH / COMPETENCE APPROACH / TECHNIQUE / PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ползикова Евгения Викторовна, Поддубная Татьяна Николаевна, Хатит Фатима Рамазановна, Заднепровская Елена Леонидовна

В статье рассматривается проблема подготовки студентов в сфере туризма. На основании теоретических разработок и собственных практических исследований сформирована и конкретизирована точка зрения относительно теории и методики подготовки студентов в сфере туризма в ВУЗах, осуществлен анализ опыта реализации компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки работников туристской отрасли, а также обозначены перспективные направления повышения уровня квалификационной подготовки студентов данного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ползикова Евгения Викторовна, Поддубная Татьяна Николаевна, Хатит Фатима Рамазановна, Заднепровская Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODICAL ASPECTS OF TRAINING STUDENTS IN THE FIELD OF TOURISM

The article deals with the problem of teaching students in the field of tourism. The authors’ point of view on the theory and methods of teaching students in the field of tourism in higher education institutions has been formulated and concretized on the basis of theoretical developments and their own practical research; the experience of implementing the competence approach in the process of professional training of employees in the tourism industry has been analyzed, and promising areas for improving the level of qualification of students profile have been defined.

Текст научной работы на тему «Теоретические и методические аспекты подготовки студентов в области туризма»

УДК 378.016:338.48 ББК 74.58+75.81 П-49

Ползикова Евгения Викторовна, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», e-mail: janepopernyak@yandex.ru;

Поддубная Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», e-mаil: tpodd@mail.ru;

Хатит Фатима Рамазановна, доцент кафедры педагогики и социальной психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», e-mml:fxatit@maiL ru;

Заднепровская Елена Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», e-mаil: ele-zadnepr@yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА (рецензирована)

В статье рассматривается проблема подготовки студентов в сфере туризма. На основании теоретических разработок и собственных практических исследований сформирована и конкретизирована точка зрения относительно теории и методики подготовки студентов в сфере туризма в ВУЗах, осуществлен анализ опыта реализации компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки работников туристской отрасли, а также обозначены перспективные направления повышения уровня квалификационной подготовки студентов данного профиля.

Ключевые слова: студенты, сфера туризма, профессиональная подготовка работников туристской отрасли, компетентностный подход, методика, практика.

Polzikova Eugenia Viktorovna, Candidate of Pedagogics, a lecturer of the Department of Social and Cultural Service and Tourism of FSBEI HE "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism ", e-mail: janepopernyak@yandex.ru

Poddubnaya Tatyana Nikolaevna, Doctor of Pedagogics, a professor of the Department of Social and Cultural Service and Tourism of the FSBEI HE "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", e-mail: tpodd@mail.ru;

Khatit Fatima Ramazanovna, an associate professor of the Department of Pedagogy and Social Psychology of FSBEI HE "Adygh State University", e-mail: fxatit@mail.ru;

Zadneprovskaya Elena Leonidovna, Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Social and Cultural Service and Tourism of FSBEI HE "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", e-mail: ele-zadnepr@yandex.ru

THEORETICAL AND METHODICAL ASPECTS OF TRAINING STUDENTS IN THE FIELD OF TOURISM

(reviewed)

The article deals with the problem of teaching students in the field of tourism. The authors' point of view on the theory and methods of teaching students in the field of tourism in higher education institutions has been formulated and concretized on the basis of theoretical developments and their own practical research; the experience of implementing the competence approach in the process of professional training

of employees in the tourism industry has been analyzed, and promising areas for improving the level of qualification of students profile have been defined.

Key words: students, sphere of tourism, professional training of workers of tourist branch, competence approach, technique, practice.

Начало XXI века характеризуется изменениями, обусловленными процессами глобализации и интеграции, созданием единого европейского пространства и формированием мирового рынка. В этих условиях туризм как средство межнационального общения приобретает особое значение. Повышение профессионального уровня будущих работников туристической сферы является прямой предпосылкой успешного выполнения поставленных задач [8; 9].

Разработка и проведение научных исследований, методических разработок, анализ практического опыта подготовки отечественных специалистов туристической отрасли обнаружили несоответствие между несовершенной системой профессиональной подготовки будущих специалистов туризма и растущими требованиями к ней общества. Именно этот факт обуславливает необходимость внедрения новых подходов, в том числе и компетентностного, к организации учебно-воспитательного процесса, создания актуальных для студентов области методических материалов, определение приоритетных аспектов в профессиональной подготовке будущих работников, учитывая опыт профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма в развитых странах мира.

Современный рынок труда в России и мире и динамичное развитие туристической индустрии требуют высокого уровня профессиональной подготовки современного специалиста по туризму, основными критериями которого являются теоретические, практические, коммуникативные навыки организации туристической деятельности. В этой связи уместно вспомнить, что качество и эффективность туристского образования нужны для того, чтобы непосредственно гарантировать качество и эффективность в индустрии туризма.

Основными задачами современного профессионального образования в области туризма можно считать:

1) обеспечение фундаментальной научной, профессиональной и практической подготовки в области туристской деятельности;

2) получение студентами знаний и умений образовательно-квалификаци-онных уровней в соответствии с их призванием, интересами и способностями;

3) совершенствование научной и профессиональной подготовки кадров для сферы туризма [4;

6].

Существует три аспекта подготовки специалистов, которые важны для любой сферы туризма. А именно:

1. Фундаментальное обучения (знания), которое отвечает за получение знаний по учебному плану специальности;

2. Техническое обучение (знание как делать), которое оттачивает мастерство и разрабатывает навыки, необходимые для данной специализации;

3. Личные способности (знать, как быть и как себя вести), отражающие личные качества специалиста [1; 3].

Каждая страна, которая задействована в туризме, разрабатывает свою систему туристического образования, соответствующую требованиям современности и объединяющую все три вышеуказанные аспекта. На проблемы в практической подготовке будущих работников сферы туризма указывает, прежде всего:

- смещение акцента на теоретическую составляющую подготовки, несовершенство учебных планов, сложности при поиске производственной площадки для отработки приобретенных

студентами навыков, недостаточный уровень связей с предприятиями;

- трудности в обеспечении повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин;

- трудности в адаптации будущих работников к профессиональной деятельности и прочее [1,

c. 232].

По нашему мнению, все это приводит к тому, что студенты получают фрагментарные знания и навыки, не имеют опыта в процессе решения профессиональных задач и не представляют общей картины функционирования туристического бизнеса. А, учитывая направленность практического обучения на формирование у студентов способности к квалифицированной работе по выбранной специальности [3; 4; 5], мы теряем существенную возможность приобретения опыта использования теоретических профессиональных знаний на практике. Среди самых распространенных недостатков в организации практики на туристических предприятиях можно выделить следующие:

- декларативный характер договоров высших учебных заведений с туристическими организациями;

- низкий уровень приобретенного студентами опыта, основанного на выполнении простых задач и незаинтересованности работников отрасли в структурировании объема производственных заданий для студентов, проходящих практику;

- низкий квалификационный уровень задействованного персонала предприятия для организации качественной практики и отсутствие мотивации, перспективы карьерного роста для руководителя практики со стороны учебного заведения [3, с. 86].

Между тем, именно практика позволяет совместить цели и задачи учебного процесса с тенденциями развития туристической отрасли. Так, во время прохождения практики студент приобретает необходимый объем профессионально необходимых качеств по следующим направлениям: применение на практике теоретических знаний, работа в команде коллектива туристической фирмы, работа с потенциальными туристами, работа с внешними организациями, самоорганизация и т.п. Студенты учатся эффективно планировать свою работу, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свою личную работу и работу всего коллектива

[4; 7].

Одним из путей преодоления этой проблемы является просмотр педагогических условий организации всех видов практик, совершенствование учебно-методического обеспечения. Так, С. Мэн предлагает такие педагогические условия организации практики будущих менеджеров туристической сферы:

- учет интегрированного характера учебной практики на основе сочетания научно-педагогических подходов (интегративного, деятельностного и компетентностного) в практической подготовке будущих менеджеров туризма;

- использование методики этапной организации интегрированной учебной практики (создание инструкций, рекомендаций для руководителей практики и студентов, учебной программы, словарей, учебных пособий), обеспечение надлежащего уровня подготовки руководителей учебной практики к ее проведению;

- диагностирование и оценка эффективности практической подготовки будущих менеджеров сферы туризма на этапе учебной практики по критерию способности решения интегрированной профессиональной проблемы [4, с. 208].

Работодатели опираются именно на практические навыки будущих специалистов отрасли туризма, то есть на их умения. Понимая, что теоретические знания без достойной практической подготовки - пустая трата времени, они формируют новые критерии для трудоустройства в туристической отрасли. То есть будущий специалист должен получать максимально реальное

представление о туристическом бизнесе.

В идеале на базе учебного заведения, которое готовит специалистов для индустрии туризма, должно быть все необходимое для практического обучения. По мнению специалистов, для максимально эффективного обучения и подготовки квалифицированных кадров необходимо добавить больше специализированных предметов в программы обучения, а для преподавания приглашать специалистов-практиков из туристических компаний, которые достигли определенного уровня и имеют успех на рынке туризма. На последних курсах студентам можно предложить выбирать те или иные туристические направления в качестве профильных [2]. Также считаем необходимым изменить график учебного процесса в направлении смещения графика всех видов практик, чтобы студент не приходил в турфирму в разгар сезона - тогда менеджеры могли бы уделить практиканту гораздо больше внимания.

Наиболее перспективным подходом в решении проблем профессиональной подготовки работников по туризму является практико-ориентированная методика обучения (собственно практический аспект подготовки). Данная методика обеспечивает использование в процессе преподавания дисциплин производственной базы специальности; привлечение практиков-специалистов к преподаванию в пределах основных дисциплин специальности; создание на базе ВУЗов специализированного кабинета туризма; внедрение более качественной и расширенной практической составляющей в учебные дисциплины; создание информационной базы специальности, соответствующей современным требованиям.

Важным компонентом профессиональной подготовки студентов направления «Туризм» является применение в процессе обучения профессионально ориентированных технологий, использование задач с применением метода имитации профессиональной деятельности, анализа производственных ситуаций. Это стимулирует познавательную мотивацию в сфере профессиональной деятельности, ведет к осознанному принятию студентами личностных качеств, определяющих успех будущей профессиональной деятельности и повышению уровня их сформированности.

Таким образом, образование в сфере туризма является сложным механизмом, который постоянно совершенствуется и позволяет активно внедрять инновационные программы для подготовки кадров и использовать зарубежный опыт подготовки. Отношение будущих работников туристской отрасли к своей профессиональной деятельности во многом определяется характером учебной работы, в которой, как считают многие исследователи, должна определенным образом моделироваться данная деятельность. Организация учебного процесса должна обеспечить переход с позиции студента в позицию работника, а затем трансформацию учебной деятельности в профессиональную.

С нашей точки зрения, наиболее перспективными направлениями дальнейших исследований являются проведение качественных (личностных) опросов и изучение полученных статистических данных относительно эффективности подходов и методологии в выборке конкретных ведущих ВУЗов по направлению подготовки «Туризм» с целью определения специфики применения теорий и методик с учетом максимального количества индивидуальных особенностей программ учебного заведения.

Литература:

1. Бондарь И.И. Профессиональное туристское образование на современном этапе развития // Культура народов Причерноморья. 2012. №232. С. 231-233.

2. Гапонова Г.И. К вопросу о саморазвитии студента в образовательной среде вуза по направлениям подготовки "Туризм" и "Сервис" // Курорты. Сервис. Туризм. 2011. №1/3. С. 104-107.

3. Дышко О.Л. Теоретические основы формирования готовности бакалавров туризма к профессиональному взаимодействию с потребителями туристических услуг // Наука и современность - 2013: сборник материалов XXV Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. С. 86-92.

4. Мэн С. Практика как организационная форма развития готовности будущего менеджера по туризму к инновационной деятельности в КНР // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 2(42). С. 207-213.

5. Поддубная Т.Н., Крынина О.Ю. Инновационная компетентностная модель выпускника высшей школы (на примере бакалавра) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2012. Вып. 1. С. 111-118.

6. Показатели и критерии оценки сформированности компетенций у бакалавров по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» в контексте ФГОС ВО 3+ / Т.Н. Поддубная [и др.] // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. Вып. 1. С. 76-81.

7. Поддубная Т.Н., Еремина Е.А., Минченко В.Г. Проблема реализации ФГОС 3+ на разных ступенях профессиональной подготовки по направлению «Туризм» // Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Т. 1, №1-1. Краснодар: КГУФКСТ, 2017. С. 220.

8. Поддубная Т.Н. Реализация компетентностного подхода в образовании: на пути поиска решений // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности - основа социальной технологии развития современной России: материалы Международного педагогического форума (2829 октября 2010 г., г. Ростов н/Д.). Т. II. Ростов-на-Дону: Булат, 2010. С. 442-447.

9. Поддубная Т.Н., Минченко В.Г. Реализация компетентностного подхода в образовании на разных ступенях профессиональной подготовки по направлению «Туризм»: на пути поиска решений // Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (21-27 июня 2016 г., г. Краснодар). Краснодар: КГУФКСТ, 2016. С. 117-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.