Научная статья на тему 'Возможности бакалавриата в подготовке квалифицированных специалистов'

Возможности бакалавриата в подготовке квалифицированных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / БАКАЛАВР ЮРИСПРУДЕНЦИИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ "ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ" / EDUCATION "THROUGH LIFE" / MULTI-LEVEL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / BACHELOR OF JURISPRUDENCE / RESEARCH ACTIVITIES / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Ольга Вячеславовна

Статья посвящена теории и практике введения многоуровневой системы подготовки. В статье отмечаются трудности перехода высшего юридического образования на новую систему обучения и положительные стороны бакалавриата по сравнению с традиционной подготовкой; дается обзор опыта нескольких вузов России; обосновывается необходимость научно-исследовательской работы бакалавров юриспруденции и ее специфика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potentialities of undergraduate studies in training of qualified specialists

The article is focused on the urgent problem of higher school transition in a multi-level system of training. The article looks at the following aspects of the problem: the difficulties of transition of the higher legal education in the new training system; positive aspects undergraduate studies compared with traditional training, review of the experience of several Russian universities, the potentialities of the research work of undergraduate law students its specificity.

Текст научной работы на тему «Возможности бакалавриата в подготовке квалифицированных специалистов»

с \

НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

О.В. ЕРЕМИНА, аспирант Оренбургский государственный педагогический университет

Возможности бакалавриата в подготовке квалифицированных специалистов

Статья посвящена теории и практике введения многоуровневой системы подготовки. В статье отмечаются трудности перехода высшего юридического образования на новую систему обучения и положительные стороны бакалавриата по сравнению с традиционной подготовкой; дается обзор опыта нескольких вузов России; обосновывается необходимость научно-исследовательской работы бакалавров юриспруденции и ее специфика.

Ключевые слова: многоуровневая система высшего профессионального образования, бакалавр юриспруденции, научно-исследовательская деятельность, компетенции, образование «через всю жизнь ».

Полемика вокруг реформы высшего юридического образования - одна из самых острых. Свои доводы «за» и «против» высказывают ученые и практики,руководите-ли вузов и работодатели, представители законодательной и исполнительной власти. В связи с отсутствием единого мнения на этот счет в настоящее время лишь некоторые отраслевые вузы и юридические факультеты приступили к подготовке бакалавров юриспруденции. Прежде всего высказываются опасения в том, что из-за сокращения времени подготовки учебную программу придется урезать, жертвуя качеством образования, и в результате этого на рынок труда выйдут юристы, не умеющие общаться с людьми, не владеющие грамотной, логичной, литературной речью, имеющие незначительный уровень культурного развития и крайне узкий кругозор. Кроме всего прочего, особенно остро в современном высшем юридическом образовании встанет проблема подготовки специальных педагогических кадров, ведь навыков преподавательской деятельности (даже элементарных) студент-юрист не получает. Фактически дипломированный специалист с квалификацией «юрист» начинает заниматься преподавательской деятельностью, не имея никакой, даже начальной, подготовки ктакого рода

работе. Он совершенно не знает, что такое методическая работа и не умеет создавать необходимый для обучения юристов дидактический материал (в том числе в режиме компьютерных технологий).

На наш взгляд, такие проблемы действительно есть, и их необходимо решать. Вместе с тем негативных оценок бакалавриата в последнее время становится все меньше. По нашим наблюдениям, все больше людей считают, что в процессе обучения в бакалавриате возможно подготовить не только профессионала, но и человека, обладающего общекультурными и общепрофессиональными компетенциями.

Многоуровневая система подготовки позволяет воплотить современную парадигму - «образование через всю жизнь». Этому подчинены все ее задачи:

■ разработка и внедрение фундаментальных, элективных, интегративных учебных предметов, различных образовательных стратегий, обучение методам самообразования и др.;

■ направленность образования на личность обучаемого, ее всестороннее развитие, в том числе эмоциональное и интеллектуальное;

■ подготовка к непрерывному образованию;

Научный дебют

145

■ ориентация на самообразование, мотивация к пополнению знаний и формирование готовности к переучиванию (переквалификации) в зависимости от потребностей рынка труда.

Преимуществом получения высшего образования по новой системе является то, что она дает студенту возможность получить образование «два в одном»: закончить бакалавриат по одному направлению, а магистерский диплом получить по другому. Иными словами, появляется возможность индивидуализации образовательной траектории. Более того, студент не ограничен в выборе магистратуры ни стенами вуза, ни даже географическими границами.

Вузы, которые ввели бакалавриат, предлагают свои способы повышения качества образования. Так, например, в Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина студентам дают навыки практической работы и проектной деятельности, привлекают к проведению занятий действующих специалистов - наиболее эффективных и успешных государственных и муниципальных менеджеров, представителей предпринимательского сословия.

Ректор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» С.Л. Савин отмечает, что вуз уже много лет готовит кадры по этой системе, особое внимание обращая на преподавание иностранных языков, возможность обучения за границей, мастер-классы с практиками бизнеса [1, с. 6].

В Елецком государственном педагогическом институте основным принципом обучения бакалавров юриспруденции является разумное сочетание теоретической и практической подготовки. Этот же принцип положен в основу подбора преподавательских кадров: наряду с преподавателями-профессионалами привлекаются юристы-практики. Кроме того, предусмотрен ряд мероприятий, в первую очередь - проведение курсовых конференций по отраслям права, ежегодных студенческих научно-практических конференций, написание курсовых работ с после-

дующей их публичной защитой, участие студентов в институтских, областных и региональных конференциях. Итогом работы студентов является выпускная квалификационная работа, выполняемая под руководством преподавателей, ведущих теоретические курсы [2, с. 282].

В других вузах усиленную практическую подготовку студентов дополняют другими формами работы. Так, в Московском международном институте эконометрики, информатики, финансов и права ключевым элементом данного подхода стала научно-педагогическая школа - форма организации коллектива научно-педагогических работников в вузе, оптимально соответствующая перспективным стратегиям вуза. Динамика научно-педагогической школы создает потребность в реализации все новых проектов с привлечением студентов. Это способствует расширению практики научной работы студентов как средства отбора перспективной молодежи [3].

В Оренбургском государственном университете на юридическом факультете практически все студенты вовлечены в активную общественную жизнь. Одним из наиболее эффективных проектов является «Правовая клиника». В процессе ее работы студенты совместно с преподавателями составляют процессуальные документы, письменно и устно консультируют граждан, участвуют в телевизионных и радиопередачах [4].

Одно из достоинств бакалавриата - тесное сотрудничество российскихи европейских вузов в совместных проектах. Например, в высшем юридическом образовании примером такого крупномасштабного международного сотрудничества может служить проект TEMPUS «Реформа юридического образования». Вузами-партнёрами являются: юридический институт Иркутского государственного университета, юридический факультет Омского государственного университета, юридический институт Томского государственного университета, юридический факультет Сибирско-

146 Высшее образование в России • № 12, 2010

го федерального университета, Университет г. Тилбурга (Нидерланды), Университет г. Грайфсвальда (Германия).

Цель данного проекта - повышение качества юридического образования на основе переподготовки профессорско-преподавательских кадров, демократизация учебного процесса, предоставление студентам большей свободы в выборе учебных дисциплин, совершенствование самостоятельной научно-исследовательской работы студентов, использование интерактивных методов, прецедентных форм обучения, информационных и дистанционных технологий. В его рамках работает такое направление, как «Сеть вузов по модульному обучению юристов» (TEMPUS project JEP 24105-2003 "University Network for Modular Law Studies"). Это совместный проект четырех российских и двух европейских университетов, который предполагает реализацию "устремленной в будущее модели бакалавра/магистра с инновативным содержанием для образовательно-политических и общественных задач". С его помощью институты-партнеры хотят внести свой вклад в дальнейшее международное сближение в области образования и культуры и в продвижение российских демократических реформ [5-7].

Еще одно многообещающее направление модернизации высшего профессионального образования - формирование в бакалавриате ключевых компетенций в процессе исследовательской работы. Например, при выполнении курсовых работ исследовательского плана, участии в олимпиадах, конкурсах, студенческих семинарах и научныхконференциях формируются способности и готовность:

■ применять в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания математики и естественных наук;

■ приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;

■ собирать, обрабатывать и интерпретировать с помощью современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам.

Итак, говоря о возможностях бакалавриата подготовить за меньший срок грамотного профессионала, можно утверждать: такие возможности есть, их нужно и можно использовать. Многие вузы уже с успехом делают это, их выпускники находят себе работу по специальности. Одним из способов помочь бакалавриату занять достойное место в системе высшего профессионального образования, «повернуть к нему лицом » и абитуриентов, и их родителей, и работодателей, может стать научно-исследовательская деятельность студентов.

Литература

1. Савин С.Л. Круглый стол: приемная кам-

пания 2010 г. // Комсомольская правда. 2009. 26 октября.

2. Ермаков В.Г. Особенности подготовки ба-

калавров на юридическом факультете // Правоведение. 1999. № 4. С. 281-283.

3. Нефедов Ю.В. Научно-педагогическая

школа как подход к управлению качеством образования в вузе// Управление качеством образования в вузах: Материалы всероссийской научно-практической конференции / Самарский государственный технический университет. Самара, 2003. URL: http://research.mfpa.ru/ researchers_pub.html

4. Научная и инновационная деятельность сту-

дентов. URL: http://www.osu.ru/doc/831

5. http://www.law.isu.ru/ru/

6. http://www.law.krasu.ru/

7. http://www.omsu.ru/

EREMINA O. POTENTIALITIES OF UNDERGRADUATE STUDIES IN TRAINING OF QUALIFIED SPECIALISTS

The article is focused on the urgent problem of higher school transition in a multi-level system of training. The article looks at the following aspects of the problem: the difficulties of

Научный дебют

147

transition of the higher legal education in the new training system; positive aspects undergraduate studies compared with traditional training, review of the experience of several Russian universities, the potentialities of the research work of undergraduate law students its specificity.

Keywords: multi-level system of higher education, Bachelor of Jurisprudence, research activities, competencies, education "through life".

О.А. ПЯТАКОВА, аспирант Вологодский государственный педагогический университет

Формирование иноязычной культуры студентов неязыковых специальностей

В статье рассмотрена специфика обучения в вузе иностранным языкам на неязыковых специальностях. Выделены факторы, снижающие его эффективность, описаны цели обучения и сформулирована конечная цель - формирование иноязычной культуры студентов. В статье также представлены разработанные автором критерии и показатели сформированности иноязычной культуры студентов неязыковых специальностей вуза.

Ключевые слова: специфика обучения иностранным языкам на неязыковых специальностях вуза, цели обучения иностранному языку, иноязычная культура, критерии и показатели сформированности иноязычной культуры.

Современные процессы интеграции и интернационализации, затрагивающие различные сферы человеческой жизнедеятельности, а также социально-экономическая политика нашей страны, направленная на укрепление позиций России в мировом сообществе, обусловили необходимость фундаментальной и разносторонней подготовки вузовского специалиста, в том числе и в сфере иноязычного образования. На сегодняшний день владение иностранными языками является неотъемлемой составляющей профессиональной компетенции студента любой специальности. Данные процессы вызвали необходимость как освоения, так и преподавания иностранных языков на принципиально новом уровне. Как следствие, повышается значимость учебной дисциплины «Иностранный язык» в системе высшего образования. Однако в новой ситуации, в целом положительной для освоения данного учебного предмета, сохраняются негативные явления и проблемы, обусловленные спецификой образовательного процесса на неязыковых специальностях.

К наиболее значимым факторам, снижающим эффективность изучения иностранного языка на неязыковых специальностях можно отнести следующие.

• Ограниченное количество часов, отведенных на данную дисциплину. В зависимости от факультета и специальности цифры несколько различаются, но в целом курс рассчитан на два года: в первый год изучения предмет идет один раз в неделю (2 академических часа), во второй год -«полтора» раза в неделю (3 академических часа). Некоторые специальности предполагают изучение иностранного языка на третьем или даже четвертом (с перерывом в год!) курсе, чаще всего в виде элективной дисциплины «Деловой иностранный язык» (не более 30 часов). Студенты ограниченного круга специальностей изучают «Основы технического перевода» (в объеме, не превышающем 30 часов). В среднем количество часов, отводимых на изучение иностранного языка, составляет от 200 до 300.

• Низкий уровень подготовки и мотивации студентов, что является след-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.