УДК 378.1 ББК 74.58
Еремина Ольга Вячеславовна
аспирант кафедра педагогики высшей школы Оренбургский государственный педагогический университет
г. Оренбург Eremina Olga Vyacheslavovna Post-graduate Chair of Higher School Pedagogics Orenburg State Pedagogical University Orenburg
Возможности бакалавриата в подготовке квалифицированных
специалистов
Bachelors’ Training Possibilities When Educating Qualified Specialists
Статья посвящена актуальной проблеме педагогической теории и практики перехода высшего профессионального образования на многоуровневую систему подготовки. В статье затрагиваются следующие аспекты данной проблемы: трудности перехода высшего юридического образования на новую систему обучения; положительные моменты бакалавриата по сравнению с традиционной подготовкой; обзор опыта нескольких вузов России; необходимость научно-исследовательской работы бакалавров юриспруденции и ее специфика.
The article is focused on the urgent problem of educational theory and practice transition of higher education to a multilevel system of training. The article addresses the following aspects of the problem: the difficulties of transition of the higher legal education into the new training system; positive aspects of Bachelors’ training compared to traditional training; review of the experience of several Russian universities; the need for scientific-and-research work of Bachelors of Law and its peculiarities.
Ключевые слова: многоуровневая система высшего профессионального образования, бакалавр юриспруденции, научно-исследовательская
деятельность, компетенции, образование «через всю жизнь».
Key words: multilevel system of higher education, Bachelor of Law, scientific-and-research work, competencies, education “through life”.
Россия является страной, через которую проходят мировые коммуникации экономического, технологического, культурного и научного развития, связывающие Западную Европу, Восточную Азию и Северную Америку. Особенно активно в последние десятилетия идет процесс «вхождения» России в европейское пространство. Поэтому глобализация становится объективным процессом, который не может обойти вниманием и сферу образования. На
изменение подхода к образованию в современную эпоху глобализации и новых технологий обратил внимание в своем послании к Федеральному собранию еще в 2001 году Президент Российской Федерации В.В. Путин: «Развитие образования - не только престиж нашего государства, но и залог успешного развития государства и общества. Оно должно быть качественным».
Вслед за этим последовало принятие многих нормативных актов, закрепляющих реформы в образовании, в частности, в высшем профессиональном. Весь вопрос в том, как система образования должна меняться. Действительно ли, чтобы избежать самоизоляции, Россия вынуждена принять «правила игры» в сфере образования и науки и войти в «Болонский процесс»?
Полемика вокруг реформы высшего юридического образования одна из самых острых. Кроме опасений в том, что из-за сокращения времени подготовки учебную программу придется сокращать, жертвуя качеством образования, и в результате этого на рынок труда выйдут юристы, не умеющие общаться с людьми, не владеющие грамотной, логичной, литературной речью, имеющие незначительный уровень культурного развития и крайне узкий кругозор, высказываются предположения, что наиболее остро в современном высшем юридическом образовании встанет проблема подготовки специальных педагогических кадров. Никаких навыков преподавательской деятельности (даже начально-элементарных) студент-юрист не получает. Фактически дипломированный специалист с квалификацией «юрист», начав заниматься преподавательской деятельностью, не имеет никакой, даже мизерной, подготовки к такого рода работе. И если они приходят преподавать в юридические вузы, они совершенно не знают, что такое методическая работа и не умеют создавать необходимый для обучения юристов дидактический материал (в том числе и в режиме компьютерных технологий).
Да, бесспорно, такие проблемы есть и их необходимо решать. Однако негативных высказываний в адрес бакалавриата в последнее время становится все меньше и меньше, гораздо больше людей считают, что в процессе обучения
в бакалавриате возможно подготовить не только профессионала, но и человека, обладающего общекультурными и общепрофессиональными компетенциями.
Одним из главных положительных моментов перехода высшего профессионального образования на многоуровневую систему подготовки является то, что в этом процессе возможно воплотить современную парадигму -«образование через всю жизнь». Этому подчинены все задачи многоуровневой вузовской подготовки: разработка и внедрение фундаментальных, элективных, интегративных учебных предметов, различных образовательных стратегий, обучение методам самообразования и др.; направленность образования на личность обучаемого, ее всестороннее развитие, в том числе - эмоциональное и интеллектуальное; подготовка к образованию «через всю жизнь», т.е. подготовка к непрерывному образованию; ориентация на самообразование, мотивация к пополнению знаний и готовности к переучиванию (переквалификации) в зависимости от потребностей рынка интеллектуального труда.
Достоинством получения высшего образования по системе 4+2 (бакалавриат+магистратура) в том, что она позволяет студенту получить образование «два в одном»: закончить бакалавриат по одному направлению, а магистерский диплом получить по другому. Иными словами, появляется возможность индивидуализации образовательной траектории. Более того, студент не ограничен в выборе магистратуры ни стенами вуза, ни даже географическими границами [6, стр. 4].
Те вузы, которые ввели обучение по новой системе, предлагают свои способы повышения качества образования. Так, например, в Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина студентам дают навыки практической работы и проектной деятельности, привлекают к проведению занятий действующих специалистов: наиболее эффективных и успешных государственных и муниципальных менеджеров, представителей предпринимательского сословия.
Ректор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» С.Л. Савин отмечает, что школа уже много лет готовит по этой системе, выполняет требования стандарта, но и от себя добавляет многое: повышенное требование к знанию иностранных языков, возможность обучения за границей, мастер-классы с практиками бизнеса [5, стр. 6].
В Елецком государственном педагогическом институте на юридическом факультете основным принципом обучения бакалавров юриспруденции является разумное сочетание теоретической и практической подготовки. Этот же принцип положен в основу подбора преподавательских кадров: наряду с преподавателями-профессионалами привлекаются юристы-практики. Для этих целей предусмотрен ряд мероприятий: в первую очередь — проведение курсовых конференций по отраслям права, написание курсовых работ с последующей их публичной защитой, проведение ежегодных студенческих научно-практических конференций, участие студентов в институтских, областных и региональных конференциях. Итогом этой работы студентов является выпускная квалификационная работа, выполняемая под руководством преподавателей, ведущих теоретические курсы [1, стр. 282].
В других вузах усиленную практическую подготовку студентов дополняют и другими средствами и формами работы. В таких вузах считают, что стандартная схема лекционно-семинарской работы, даже дополненная производственной практикой, не может удовлетворить потребность студентов. Для решения данной проблемы многие видят потенциальное решение - научная деятельность студентов: встроенная в учебный процесс, дополняющая его и параллельная учебному процессу. В Московском международном институте эконометрики, информатики, финансов и права ключевым понятием нового подхода к построению системы управления качеством образования в вузе стала научно-педагогическая школа - форма организации коллектива научнопедагогических работников в вузе, оптимально соответствующая перспективным стратегиям вуза. Динамика научно-педагогической школы создает потребность в реализации все новых проектов с привлечением студентов. Это способствует
расширению практики научной работы студентов, встроенной в учебный процесс, как средства отбора перспективной молодежи [4].
В Оренбургском государственном университете в целом, и на юридическом факультете, в частности, научно-исследовательская работа студентов и бакалавров также является обязательной, неотъемлемой частью подготовки квалифицированных специалистов как неразрывная составляющая триединого образовательного процесса: учебно-воспитательного, научного и практического. В университете сформировалась комплексная система приобщения молодежи к участию во всевозможных научных конференциях, конкурсах, грантах, выставках международного, всероссийского и регионального уровней. Наиболее перспективной формой организации НИРС является функционирование различных научных объединений: проблемных групп, студенческих научно-исследовательских лабораторий, конструкторских и проектных бюро.
Большое внимание научной работе уделяется на юридическом факультете. Практически все студенты вовлечены в активную научную жизнь. Одним из наиболее эффективных проектов является «Правовая клиника», которая является местом прохождения практики студентами юридического факультета. В процессе работы в правовой клинике студенты совместно с преподавателями составляют процессуальные документы, письменно и устно консультируют граждан, разрабатывают для опубликования консультации по наиболее актуальным вопросам в газетах, участвуют в телевизионных и радиопередачах
[3].
Одной из главных задач Болонского процесса является создание единого европейского образовательного пространства. Чтобы студенты имели возможность проходить непрерывное обучение в разных странах, после его окончания могли трудоустроиться в любой европейской стране. Способствовать более тесному сотрудничеству российских и европейских вузов могут совместные проекты, в том числе исследовательские. И это еще одно из преимуществ бакалавриата. Например, в высшем юридическом образовании
примером такого крупномасштабного международного проекта может служить проект ТЕМПУС «Реформа юридического образования». Вузами-партнёрами проекта являются: Юридический институт ИГУ, Юридический факультет ОмГУ, Юридический институт ТГУ, Юридический факультет СФУ, Университет г. Тилбурга (Нидерланды), Университет г. Грайфсвальда (Германия).
Целями данного проекта являются: повышение качества юридического образования на основе переподготовки профессорско-преподавательских кадров, демократизация учебного процесса, предоставление студентам большой свободы в выборе учебных дисциплин, совершенствование индивидуальной и самостоятельной научно-исследовательской работы студентов, использование интерактивных методов, прецедентных форм обучения, информационных и дистанционных технологий, укрепление материально-технической базы вузов.
В рамках проекта работает такое направление, как: «Сеть вузов по модульному обучению юристов» в свете реализации Болонской конвенции» (TEMPUS project JEP 24105-2003 “University Network for Modular Law Studies”). Это совместный проект 4 российских и 2 европейских университетов, который предполагает достижение устремленной в будущее модели Бакалавра/Магистра с инновативным содержанием для образовательно-политических и общественных задач. Целью проекта является введение учебных программ Бакалавра и Магистра права с применением системы зачетных единиц, нового учебного содержания и методов обучения, а также повышение уровня квалификации кадрового состава в материальных условий в международной сети. Посредством данного проекта институты - партнеры хотят внести свой вклад в дальнейшее международное, в особенности европейское, сближение в области образования и культуры и в продвижение российских демократических реформ [7, 8, 9].
Еще одним направлением модернизации высшего профессионального образования стал переход к формированию в процессе обучения в бакалавриате ключевых компетенций.
Одной из форм способствующих формированию таких компетенций, по мнению многих ученых, несомненно, является исследовательская работа. Сотрудники Пермского государственного технического университета, провели исследование, по результатам которого можно увидеть, какие компетенции формируются в процессе выполнения тех или и иных исследовательских видов работ [2, стр. 5]. Например, при выполнении курсовых работ
исследовательского плана, участии в олимпиадах, конкурсах, в студенческих семинарах и научных конференциях формируются способности и готовность: -использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания математики и естественных наук; - приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии; -собирать, обрабатывать и интерпретировать с помощью современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам; а также инструментальные компетенции: - использовать в социальной сфере, познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с компьютером; - использовать письменную и устную коммуникацию на родном языке; - применять навыки работы с информацией из различных источников; -использовать базовые знания в области информатики и современных информационных технологий; - приобретать навыки использования
программных средств и навыки работы в компьютерных сетях, составления баз данных и использования интернет-ресурсов; и социально-личностные и общекультурные компетенции: - выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; - проявлять настойчивость в достижении цели; - критически переосмысливать накопленный опыт.
Таким образом, говоря о способности, готовности, возможностях бакалавриата подготовить за меньший срок, по сравнению со специалитетом, грамотного профессионала, можно сказать: у бакалавриата такие возможности
и преимущества есть, их нужно и можно использовать, многие вузы уже делают это с успехом, их выпускники находят себе работу по специальности. Одной из форм работы, способной помочь бакалавриату занять достойное место в системе высшего профессионального образования, «повернуть к нему лицом» и абитуриентов, и их родителей, и работодателей, может стать научноисследовательская деятельность студентов. Если собрать и сформулировать в единой фразе наиболее «ценные» преимущества новой системы обучения, то можно это сделать следующим образом: возможности бакалавриата в
подготовке квалифицированного профессионала заключаются в его направленности на образование «через всю жизнь», то есть на непрерывное образование; на личность обучаемого, ее всестороннее развитие, в том числе эмоциональное и интеллектуальное; на ориентацию на самообразование, мотивацию к пополнению знаний и готовности к переучиванию (переквалификации) в зависимости от потребностей рынка интеллектуального труда; на формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций.
Библиографический список
1. Ермаков В. Г. Особенности подготовки бакалавров на юридическом факультете // Правоведение. 1999. № 4. С. 281 - 283.
2. Матушкин Н., Столбова И., Ульрих Т. НИРС как составляющая системы формирования компетенций специалиста // Alma-mater: вестн.высш.шк. 2007. № 5. С. 5-6.
3. ОГУ - Оренбургский государственный университет // [электронный ресурс] URL: http://www.osu.ru/ (дата обращения 18.04.2010г.).
4. Нефедов Ю.В. Научно-педагогическая школа как подход к управлению качеством
образования в вузе / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права // [электронный ресурс] -URL:
http://www.research.mifp.ru/publications/npsh2.rtf/ (дата обращения 10.09.2010г.).
5. Савин С.Л. Круглый стол: приемная кампания 2010 г. // Комсомольская правда. 26.10.2009. № 160.5. С.6.
6. Скоринкин Д. Специалитету пришел конец // Студенческая газета Государственного университета - Высшей школы экономики «ВЫШКА». 2008. №1 (95). С. 4.
7. Юридический институт Иркутского государственного университета //
[электронный ресурс] - URL: http://www.law.isu.ru/ru/ (дата обращения 10.09.2010г.).
8. Юридический институт Красноярского государственного университета //
[электронный ресурс] - URL: http://www.law.krasu.ru/ (дата обращения 10.09.2010г.).
9. Юридический факультет Омского государственного университета //
[электронный ресурс] - URL: http://www.omsu.ru/(дата обращения 10.09.2010г.).
Bibliography
1. Ermakov, V.G. Peculiarities of Bachelors’ Training at the Law Faculty // Legal Science. -1999. - № 4. - P. 281 - 283.
2. Law Institute of Irkutsk State University // [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.law.isu.ru/ru/ (Application Date, 10.09.2010).
3. Law Institute of Krasnoyarsk State University // [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.law.krasu.ru/ (Application Date, 10.09.2010).
4. Law Faculty of Omsk State University //
[Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.omsu.ru/ (Application Date, 10.09.2010).
5. Matushkin, N. Stolbova, I., Ulrikh, T. Students’ Scientific-and-Research Work as a Component of a Specialist’s Competences Formation System // Alma-Mater: Bulletin of Higher School. - 2007. - № 5. - P. 5-6.
6. Nefedov, Yu.V. Scientific-and-Pedagogical School as an Approach to Education Quality
Management at Higher School / Moscow International Institute of Econometrics, Computer Science, Finance and Law // [Electronic Resource]. - Access Mode:
http://www.research.mifp.ru/publications/npsh2.rtf/ (Application Date, 10.09.2010).
7. OSU - Orenburg State University [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.osu.ru/ (Application Date, 18.04.2010).
8. Savin, S.L. Panel Discussion: Acception Campaign 2010 // Komsomolskaya Pravda. -26/10/2009. - № 160.5. - P.6.
9. Skorinkin, D. Speciality Came to the End // Student Newspaper of the State University -Higher School of Economics, "Vyshka". - 2008. - № 1 (95). - P. 4.