Vorobyova Olga Valeryevna, Shamatova Yulia Yurievna THE OPPORTUNITIES OF ALTERNATIVE ...
pedagogical sciences
УДК 372.893
ВОЗМОЖНОСТИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ИСТОРИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
© 2018
Воробьева Ольга Валерьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и обществознания Шаматова Юлия Юрьевна, студентка V курса Нижегородский государственный университет, филиал в Арзамасе (607220, Россия, Арзамас, улица К. Маркса, 36, e-mail: [email protected])
Аннотация. Актуальность исследования обусловливается развитием негативных тенденций, связанных с процессами европеизации и глобализации социально-духовной жизни российского общества, вследствие которых происходит девальвация ценностей подрастающего поколения. В современном мире материальные ценности во многом превалируют над духовными: у детей нередко формируется искаженное понимание о доброте, честности, гражданственности и патриотизме. В связи с этим, объектом исследования является использование педагогом элементов альтернативного прошлого с целью воспитать истинных патриотов и настоящих граждан Российской Федерации. Предметом выступает технология работы на уроках отечественной истории, факультативных и элективных курсах, внеклассных мероприятиях. В статье представлены примеры данного вида деятельности, которые помогают школьникам более глубоко усвоить сложный учебный материал, прививают интерес к предмету, способствуют эффективному формированию гражданско-патриотической позиции. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования ретроальтернативных сценариев в учебно-воспитательном процессе, создания методического обеспечения по формированию патриотического воспитания в среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы, а также применения на курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания. Сконструированная авторами модель является новым веянием современного образовательного пространства и достойно может принадлежать к мастхэвам в копилке каждого педагога.
Ключевые слова: альтернативная история, патриотическое воспитание, ретроальтернативистика, учебно-воспитательный процесс.
THE OPPORTUNITIES OF ALTERNATIVE HISTORY IN THE FORMATION OF PATRIOTIC EDUCATION
© 2018
Vorobyova Olga Valeryevna, candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Social Studies Shamatova Yulia Yurievna, a fifth-year student Nizhny Novgorod State University, branch in Arzamas (607220, Russia, Arzamas, K. Marx street, 36, e-mail: [email protected])
Abstract. The relevance of the study is determined by the development of negative trends associated with the processes of Europeanization and globalization of the social and spiritual life of Russian society, as a result of which the values of the younger generation are devalued. In the modern world, material values largely prevail over spiritual ones: children often form a distorted understanding of kindness, honesty, citizenship and patriotism. In this regard, the object of the study is the use by the teacher of elements of an alternative past in order to educate true patriots and real citizens of the Russian Federation. The subject is the technology of work on the lessons of national history, elective and elective courses, extra-curricular activities. The article presents examples of this type of activity, which help students to more deeply assimilate the complex educational material, instill interest in the subject, contribute to the effective formation of a civil-patriotic position. The practical significance of the study lies in the possibility of using retro alternative scenarios in the educational process, creating methodological support for the formation of patriotic education in middle and senior levels of secondary schools, as well as the use of advanced training courses for history and social studies teachers. The model constructed by the authors is a new trend in the modern educational space and can adequately belong to the masters of every teacher.
Keywords: alternative history, patriotic education, retro alternatives, educational process.
В современном образовательном пространстве особое значение приобретает проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Пропаганда западноевропейских ценностей в интернете и социальных сетях оказывает пагубное воздействие на современную молодежь. Подростки сознательно или бессознательно покупают тетради с обложками иностранной тематики, слушают зарубежную музыку, предпочитают голливудские фильмы, читают бестселлеры популярных европейских писателей. Эти и многие другие факторы не могут не сказаться на формировании мировоззрения учащихся. Они не интересуются прошлым своего Отечества и показывают свое безразличие на уроках отечественной истории.
Не удивительно, что проблема патриотического воспитания с каждым годом приобретает все более острый характер, становясь краеугольной задачей общества и всего государства в целом, так как социум нуждается в здоровом населении, а страна в успешных гражданах, обеспечивающих национальную безопасность. Память о прошлом и уверенность в будущем - необходимые условия благополучия Российской Федерации.
Патриотическое воспитание - «систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокой степени патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и к защите интересов Родины» [1].
Вопросами формирования патриотического и нравственного воспитания занимались многие педагоги прошлого: К.Д. Ушинский [2], А.С. Макаренко [3], В.А. Су-хомлинский [4] и др.
В настоящее время публикуют свои труды С.Е. Матушкин [5], В.А. Датский [6], Г.А. Коновалова [7], М.А. Шкробова [8], А.В. Комаров [9] и др.
Несмотря на то, что вопросы нравственно-патриотического воспитания школьников исследованы довольно широко, данная тема не исчерпала себя и требует дальнейшего научного осмысления. Анализ старых приемов и методов формирования нравственного и патриотического воспитания и создание новых - необходимое условие для развития российского общества.
Чтобы облегчить понимание этого сложного, многогранного явления, предпримем небольшой экскурс в историю становления и развития патриотического воспитания в России. С древнейших времен простой люд сочинял пословицы и поговорки, основная тема которых заключалась в любви и уважении к своей Родине: «Своя земля и в горсти мила», «Человек без родины - соловей без песни», «Не любишь свою страну - любишь не Бога, а сатану», «Иди в родной край - там и под елкою
62
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Воробьева Ольга Валерьевна, Шаматова Юлия Юрьевна ВОЗМОЖНОСТИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ИСТОРИИ ...
рай» [10, с.166-167]. На вопрос о том, зачем необходимо любить отечество, у русского человека всегда был ответ: «Родина любимая - мать родимая», «Родина краше солнца, дороже золота», «Родина - мать, умей за нее постоять», «Жить - родине служить» [10, с.166-167].
Изучая страницы отечественной истории, ребята знакомились с выдающимися личностями, героями, прославившимися великими подвигами во имя Родины. Примерами истинных патриотов служили Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Сусанин, Александр Суворов, Федор Ушаков, Петр Багратион, Василий Чапаев, Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло, Александр Матросов и др. Вплоть до конца XX в. «презрение к родине» считалось «опасным призраком, нечто худшим, чем вражда и ненависть» [11].
С развалом Советского Союза разрушились и русские традиции, складывающиеся целыми столетиями. На смену исконным ценностям пришел новый европейский образ жизни. Несмотря на то, что в школьном историческом образовании также уделяется должное внимание славным страницам прошлого русского народа, к сожалению, многие учащиеся все реже могут дать обоснованный ответ, кем был И. Сусанин, и какой подвиг он совершил во имя своей Родины.
Как решить данную проблему, если даже нетрадиционные формы проведения уроков не приносят желаемого результата? Столкнувшись с этим вопросом напрямую, авторы разработали модель формирования патриотического воспитания учащихся, включающую изучение прошлого Российского государства сквозь призму альтернативной истории.
В связи с этим, целью данного исследования является рассмотрение особенностей использования альтернативной истории в школьном историческом образовании и внеклассной работе педагога для пробуждения интереса учащихся к учебному предмету и наиболее эффективному формированию патриотического воспитания современной молодежи.
Альтернативная история - «выдвижение предполо-ложений о потенциальном прошлом, переводе их с абстрактной в конкретную форму» [12, с.10б].
Альтернативную историю можно классифицировать по различным основаниям. По месту действия ученые выделяют локальную (изменения не затрагивают общую историю развития; например: А.С. Пушкина спасли от пули Ж.Дантеса) и глобальную (изменения в рамках всего государства, мирового сообщества; например: победа нацистской Германии во Второй мировой войне). По содержательному аспекту альтернативная история может быть военной (вступление Турции во Вторую мировую войну в 1942 г.), культурной (преобразования Петра I, направленные на консервацию духовной жизни общества), социально-экономической (крепостное право не было отменено 19 февраля 1961 г.) или политической (Октябрьская революция не свершилась).
Наиболее успешная классификация, на наш взгляд, принадлежит В.А. Нехамкину, который разделил альтернативную историю на два уровня: персоналистский и событийный.
Так, согласно первому - персоналистскому уровню, выделяются следующие варианты развития событий:
а) продление жизнедеятельности выдающейся личности (Александр II умер не в 1881 г., а прожил на 20 лет дольше);
б) пространственно-временное перемещение человека (А.Гитлер в апреле 1945 г. бежал из Германии в Италию, а затем в США);
в) приписывание личности ирреальных действий (стремление И.В. Сталина к свершению мировой революции);
г) смерть реально существующей личности (В.И. Ленин умер до 1917 г.).
На событийном уровне:
а) удаление события (Петр I не решился начинать
Северную войну);
б) изменение содержания события (в ходе Февральской революции Николай II не отрекся от престола, и, таким образом, сформировалось три очага власти);
в) изменение итога события (Октябрьская революция была подавлена);
г) перенос события во времени (крепостное право отменено не в 1861 г., а спустя 50 лет);
д) введение нового события (при аннексии Судетской области нацистами, Чехословакия объявляет войну Германии) [12, С.107].
Тема альтернативного пути человеческого развития в исторической науке не нова. Основоположником данного направления считают Тита Ливия и его эпический труд «История Рима от основания города» [13], в котором он изложил гипотетическую историю Римской империи и империи Александра Македонского, если бы царь не умер в 34 года, а продолжал править своей могущественной державой.
Крупным достижением в рамках изучения данного жанра стали идеи Э. Мейера [14] и М. Вебера [15], которые исследовали возможные пути развития Европы, если бы персы победили при Марафоне, Саламине и Платеях.
Более глубокое изучение альтернативной истории началось лишь в XX в. Серьезный научный потенциал содержится в работах С. Хука «Если бы в истории» [16], Б. Невского «А что, если бы? Альтернативная история как наука» [17], С.А. Экштута «Альтернативность в историческом процессе истории и культуры» [18] и др.
Практическим воплощением на уроках истории и внеклассных мероприятиях могут стать приемы ре-троальтернативистики. Ретроальтернативистика - это область истории, которая конструирует виртуальные сценарии возможного развития событий с целью более глубокой оценки прошлого [19]. Следует отметить, что возможные моделируемые ситуации, создаваемые учителем совместно с учащимися, должны соответствовать определенным характеристикам (рисунок 1).
Рисунок 1 - Критерии ретроальтернативных ситуаций
Приведем примеры моделируемых ситуаций на уроках отечественной истории.
Пример 1. «Жизнь за царя»
И. Сусанин выдает избранного царя полякам и получает за это денежное вознаграждение. Михаила Романова интервенты убивают, правителем становится польский король Сигизмунд, который присоединяет Россию к Речи Посполитой. Правитель мало интересуется жизнью русского населения, даря привилегии лишь польско-литовскому населению.
Пример 2. Победа немцев на льду Чудского озера
В ходе «сечи великой» русское войско, возглавляемое новгородским князем Александром Ярославичем, было полностью разбито ливонскими рыцарями, которые воспользовались ослаблением русских земель в ходе монгольского нашествия. После сражения немцы захватили Псковско-Новгородские земли, обложили местное население данью и обратили всех в католичество. Тех,
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4(25)
63
Vorobyova Olga Valeryevna, Shamatova Yulia Yurievna pedagogical
THE OPPORTUNITIES OF ALTERNATIVE ... sciences
кто противился переходить в другую веру, убивали, не щадя никого. Со временем экспансия немцев продолжилась в другие русские княжества, которые также утрачивали свою независимость перед Орденом.
Пример 3. «Белая» Россия или что было бы, если бы белое движение одержало победу над большевиками
18 ноября 1918 г. А.В. Колчак в Сибири провозглашает себя Верховным правителем. А.И. Деникин становится его заместителем и совершает успешный поход на Москву в июле 1919 г. Большевики исстрачивают все материальные и людские ресурсы и уходят в подполье. Белые торжествуют. Однако единой программы о будущем устройстве России у белого движения нет. Происходят частые разногласия внутри правящей элиты. В это время многие регионы страны стремятся к независимости. Нестабильной обстановкой пользуются западные державы, начиная военную интервенцию. В стране анархия.
В рамках внеурочной деятельности по отечественной истории авторами исследования было сконструировано и апробировано на практике воспитательное мероприятие на тему: «Руссланд: Отечество после войны. Альтернативный взгляд на прошлое». Занятие построено с использованием технологии развития критического мышления и элементов проблемного обучения.
Стадия вызова включала просмотр учащимися видеоролика по обозначенной теме и дискуссию, в ходе которой учитель проверял знания ребят по истории Великой Отечественной войны. После обсуждения педагог предложил ненадолго перенестись в 1945 г. и подумать: что было бы с Россией, если бы нацистская Германия победила в войне?!
На этапе осмысления ребята работали в группах, каждая из которых работали с отрывками из романа Г. Зотова «Москау», написанного в жанре альтернативной истории. Первая команда читала о политико-правовой основе нового государства, вторая о культурной жизни в Руссланде, третья анализировала социальную дифференциацию между арийцами и остальным населением. После презентации своих ответов, была создана модель российского будущего, по мнению Г. Зотова. Однако учащиеся приходят к выводу, что верить фантазии автора нельзя. Далее школьники слушают доклад «Россия, которой не было», основанный на документах и материалах времен Третьего рейха [20; 21, с.550-568].
В конце урока ребята возвращаются к проблемному вопросу и приходят к выводу, что если бы Советский Союз проиграл войну, тогда РСФСР, именуемый Руссландом, утратила бы свою национальную независимость, становясь рейсхкомиссариатом Великогерманской империи. Страна превратилась бы в сырьевой придаток Германии. 30 млн русского населения было бы истреблено. Остальные (унтременши) стали бы прислугами арийцев. Народ лишился бы прав и свобод, в том числе права на образование и медицинское обслуживание (эти и многие другие мероприятия являлись эффективными средствами обезлюживания с целью установления немецкого господства в Европе).
Таким образом, учащиеся понимают, что нужно всегда помнить, какой ценой досталась советскому народу эта победа, гордиться славными победами своей великой Родины, которая гордо носит название - Россия.
Итак, использование педагогом элементов альтернативной истории на уроках и внеклассной работе способствует более эффективному решению многих задач: углубленному восприятию пройденного материала, развитию творческого и логического мышления, активизации учебной деятельности, проявления интереса к отечественной истории, эффективному формированию гражданско-патриотических настроений молодежи.
Применение предложенной технологии в образовательном процессе позволяет воспитать настоящих граждан Российской Федерации, любящих и уважающих свою Родину. Эффективное патриотическое воспитание 64
в школе - абсолютно необходимое условие для обеспечения долгосрочной социальной и национальной стабильности и прогресса в стремительно изменяющемся современном мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Утв. Правительством РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016-2020-gody.html (дата обращения: 27.10. 2018).
2. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. — М.: Педагогика, 1988. — 2496 с.
3. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. Т.5. С. 109—225.
4. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. М., 1980. — 175 с.
5. Матушкин С.Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях: в помощь учителю. — Челябинск: Чел.ГУ, 2000. — 120 с.
6. Датский В.А. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] /В.А. Датский. — Челябинск, 2006. —153 с.
7. Коновалова Г.А. Организационно-педагогические условия патриотического воспитания учащихся в современной общеобразовательной школе: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Г.А. Коновалова. — Томск, 2003. — 197 с.
8. Шкробова М.А. Гражданское воспитание подростков на уроке и во внеурочной деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / М.А. Шкробова. — Москва, 2001. — 225 с.
9. Комаров А.В. Патриотическое воспитание у учащихся старших классов в процессе историко-краеведческой деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст]/А.В. Комаров. — М., 2005. — 211 с.
10. Багичева Н.В. «Счастливую и великую родину любить не велика вещь»: еще раз о трудностях патриотического воспитания /Н.В. Багичева // Филологическое образование в период детства. — 2018. — №25. — С. 165—172.
11. Слуга народа. Цитаты П.А. Столыпина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.library.fa.ru/exhib.asp?id=2 (дата обращения: 28.10.2018).
12. Нехамкин В.А. Альтернативная история: сущность, методология, функции / В.А. Нехамкин //ГУМАН1ТАРН1СТУДЁ. — 2008. — №4. — С. 106—108.
13. Тит Ливий. История Рима от основания города [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t. htm?a=1364000100 (дата обращения: 28.10.2018).
14. Мейер Э. Теоретические и методологические вопросы истории. Философско-исторические исследования. 2-е изд. М., 1911. — 71 с.
15. Вебер М. Хозяйство и общество. — М.: Издательство Высшей школы экономики, 2016. — 448 с.
16. Хук С. «Если бы» в истории [Электронныйресурс]. — Режим доступа: http://alternativa. lib.ru/ah/subject/index20223card22145.htm (дата обращения: 29.10.2018).
17. Невский Б. А что, если бы? Альтернативная история как наука [Электронныйресурс]. — Режим доступа: http://old.mirf.ru/Articles/ art62.htm (дата обращения: 29.10.2018).
18. Экштут С.А. Альтернативность в историческом процессе истории и культуры. Методический материал. Ин-т всеобщ. истории РАН, Том. гос. ун-т. — М., 2003. — 16 с.
19. Бестужев-Лада И.В. Россия: прикладная ретроальтерна-тивистика. Шесть порогов в истории России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://alternativa.lib.ru/ah/subject/ai_science/ index20223 card22139.htm (дата обращения: 28.10.2018).
20. «Генеральный план ОСТ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://download.eot.su/Plan_OST.pdf (дата обращения: 28.10.2018).
21. Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. В 8 т. — Т. 3. — M.: Юридическая литература, 1989. — 656 с.
Статья поступила в редакцию 22.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)