Научная статья на тему 'Возможности активирования мотивационных составляющих при использовании психообразовательных программ для больных параноидной шизофренией с абдоминальным ожирением'

Возможности активирования мотивационных составляющих при использовании психообразовательных программ для больных параноидной шизофренией с абдоминальным ожирением Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШИЗОФРЕНИЯ / SCHIZOPHRENIA / АБДОМИНАЛЬНОЕ ОЖИРЕНИЕ / ABDOMINAL OBESITY / ЛЕЧЕНИЕ / TREATMENT / ПСИХООБРАЗОВАНИЕ / PSYCHOEDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коровина Л. Д., Синайко В. М.

Психообразование является важной составляющей психосоциальной реабилитации больных параноидной шизофренией. Значимые побочные эффекты длительной поддерживающей терапии как факторы, неотъемлемые от характеристик больных, должны учитываться при составлении модулей психообразования. Наличие волевой патологии у больных параноидной шизофренией, требует особого подхода к изложению информации, что обеспечивает ее лучшую восприимчивость; позволяет корректировать отдельные составляющие качества жизни и комплайентность больных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коровина Л. Д., Синайко В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF ACTIVATION OF MOTIVATIONAL COMPONENTS IN PSYCHOEDUCATIONAL PROGRAMS FOR PATIENTS WITH PARANOID SCHIZOPHRENIA AND ABDOMINAL OBESITY

Psychoeducation is an important component of psychosocial rehabilitation of patients with paranoid schizophrenia. Significant side effects of long-term maintenance therapy as factors inherent in the characteristics of patients should be considered when drawing up the modules of psychoeducation. The presence of volitional pathology in patients with paranoid schizophrenia requires a special approach to the presentation of the information that it provides a better receptivity that allows to adjust the individual components of the quality of life of patients and compliance.

Текст научной работы на тему «Возможности активирования мотивационных составляющих при использовании психообразовательных программ для больных параноидной шизофренией с абдоминальным ожирением»

a consequence, the modified scheme of the theory of the single psychosis is strictly linked to the present level of the psychiatry' development, thus providing a possibility for a better training of various specialists. The fact of the working efficiency of the theory of the single psychosis on the new level confirms its being initially just.

возможности активирования мотивационных составляющих при использовании психообразовательных программ для больных параноидной шизофренией с абдоминальным ожирением

Л. Д. Коровина, В. М. Синайко Харьковский национальный медицинский университет

Резюме. Психообразование является важной составляющей психосоциальной реабилитации больных параноидной шизофренией. Значимые побочные эффекты длительной поддерживающей терапии как факторы, неотъемлемые от характеристик больных, должны учитываться при составлении модулей психообразования.

Наличие волевой патологии у больных параноидной шизофренией, требует особого подхода к изложению информации, что обеспечивает ее лучшую восприимчивость; позволяет корректировать отдельные составляющие качества жизни и комплайентность больных.

Ключевые слова: шизофрения, абдоминальное ожирение, лечение, психообразование.

Актуальность темы. Шизофрения, как хроническое, прогрессирующее заболевание, неразрывно связана с понятием качества жизни и социальной реадаптации. На них оказывают влияние не только симптомы болезни, компенсаторные возможности конкретного больного, но характер и вид побочных действий длительно принимаемых препаратов [1, 2, 5, 8, 11].

Исходя из концепции биопсихосоциального единства в психиатрии, психосоциальная реабилитация больных шизофренией, направленная на сохранение и восстановление системы их социальных взаимоотношений, является одним из наиболее значимых составляющих терапии данного контингента больных. Психообразование, как метод сочетанного воздействия информационного и треннингового блоков, является современным и экономически наиболее выгодным воздействием на психически больных, в том числе параноидной шизофренией [1, 3, 4, 7].

Одним из условий успешного применения психообразовательных программ является решение проблемы активной мотивации пациентов, которая актуальна при любом типе обучения. В условиях особенностей патологии эффекторно-волевой сферы при шизофрении, включающей в себя общее ослабление мотивации и побуждений, поиск точек приложения активирования составляющих психообразовательных программ, является крайне необходимым для успешности их применения [6, 7, 9, 10].

Цель исследования. Изучить влияние мотивационно направленных психообразовательных программ, составленных с учетом особенностей адаптации и дезадаптирующих факторов у больных параноидной шизофренией с абдоминальным ожирением.

Контингент и методы исследования. Контингент исследования составили 34 женщины в возрасте 18-55 лет, страдающие параноидной шизофренией, непрерывным типом течения, сопутствующим абдоминальным ожирением, находившиеся на стационарном лечении в отделениях Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3.

Все пациентки находились на длительной поддерживающей терапии атипичными антипсихотическими препаратами не менее 1 года. В исследование не включались больные с тяжелой сопутствующей соматической патологии и длительно принимавшие типичные нейролептики.

В работе использовались клинико-психопатологический (для качественной оценки психопатологической симптоматики) и психометрические методы. Применение методики PANSS было обусловлено необходимостью количественно оценить выраженность психопатологических симптомов. Шкалы SF-36 и PSP использовались для оценки качества жизни и уровня социальной адаптации обследованных пациентов. TSQM и Метод прогнозирования медикаментозного комплайенса в психиатрии применялись для изучения комплайентности, приверженности терапии, факторов их составляющих.

Результаты исследования. Оценка исходного состояния пациенток была проведена при их госпитализации, что соответствовало периоду обострения психопатологической симптоматики. Суммарная оценка по PANSS в среднем составила 116,4±3,4 баллов; у больных преобладали общие и дефицитарные симптомы, тогда как позитивные симптомы были выражены в меньшей степени. Все больные отмечали неудовлетворенность качеством жизни (SF-36), в основном обусловленную снижением эмоционального функционирования ^Е -3,9±0,2 баллов) и общего здоровья ^Н - 17,5±0,3); социального функционирования (PSP -38,2±2,5 баллов).

Больные обладали низкой комплайентностью. Так, суммарная оценка по Методу прогнозирования медикаментозного комплайенса в среднем составила 29,9±2,6 баллов. Данный показатель в основном был обусловлен недостаточно осознанным отношением к медикации (16,3±1,8 баллов) и факторов, связанных с пациентом (7,1±0,8 баллов), в меньшей степени - факторами, связанными с близкими (4,3±0,3 балла), врачом (2,3±0,3 балла). Анализ приверженности терапии, проведенный с помощью методики TSQM, также показал низкие значения, особенно по следующим показателям: субъективно осознаваемая эффективность терапии (47,8±2,5 баллов), удобство (52,1±2,5 балла), общая удовлетворенность лечением (42,9±2,8 балла), побочные действия (77,9±2,0 баллов).

На основании данных, полученных при использовании психометрических методик, были разработаны модули для психообразовательной программы.

Психообразовательная программа представляла собой занятия, проводившиеся в закрытых группах по 6-7 человек, длительностью по 45 минут. Их структура включала теоретическую часть, в ходе которой пациенткам предоставлялась информация об их заболевании и его проявлениях, последующее двустороннее обсуждение и формирование когнитивного навыка.

С целью улучшения усвоения информации, учитывая патологию эффекторно-волевой сферы, был использован подход, направленный на мотивацию больных. Подача информации проводилась с учетом составляющих данного подхода: ожидаемости успеха, ценности цели и желания. Внутренние мотивирующие стратегии активировались посредством определения основного дестабилизирующего фактора выбранного контингента - абдоминального ожирения. Вера в обеспечение желаемого результата поддерживалась сложностью задачи - адаптироваться к жизни с условием наличия параноидной шизофрении и сопутствующего ожирения.

В информационном блоке преобладала информация об основных препаратах, использованных для купирования симптоматики и проведения поддерживающей терапии (атипичных антипсихотиках), их показаниях, особенностях действия. Отдельным пунктом обсуждались побочные эффекты, а именно абдоминальное ожирение, его причины, развития и методы коррекции.

Также обсуждались общие вопросы, касающиеся диагноза и составляющих понятия психическое здоровье.

Отдельным блоком шла информация об эмоциональном функционировании и возможностях самореализации.

Приобретенные знания преподносились как факторы, усиливающие эффективность занятий. Данный момент раскрывался «оживлением» полученной на предыдущих занятиях информации. Каждый озвученный больными факт или термин обсуждался и определялась его значимость для конкретного пациента. Например, при обсуждении положения о купировании негативной психосимптоматики атипичными антипсихотиками, уточнялось, что именно к ней относится, что из перечисленного имеется у конкретной пациентки, как данный симптом отражается на ее жизни и какую роль играет в конкретных составляющих ресоциализации.

Рост внутренней мотивации и более активное включение в учебные занятия обеспечивались за счет возможности применения полученной информации в конкретной жизненной

ситуации. Особое внимание было уделено наличию отрицательного опыта, в какой-либо типичной ситуации. Мы хотели научить пациенток обращать внимание на происходящие с ними события в обычной жизни, разделять их на положительные и отрицательные, а также сформировать у них навык обсуждения отрицательного опыта с последующим возможным поиском верного решения.

Все больные имели более или менее выраженные попытки борьбы с основным нежелательным моментом терапии - абдоминальным ожирением, которым предшествовало осознание данного явления, оценка его как нежелательного, снижающего качество жизни и мешающего социальной адаптации. В основном попытки борьбы с избыточной массой тела и ожирением сводились к отмене поддерживающей терапии как основного мотиватора прибавки массы тела. При этом пациентки не только не добивались успеха, но и в скором времени повторно госпитализировались в стационар в связи с обострением психопатологической симптоматики.

Для улучшения усвоения данного блока информации и понимания его нужности, использовалось поэтапное раскрытие сложности задачи. Прежде всего, больным объяснялся факт наличия как минимум двух проблем: основного заболевания и основного побочного эффекта. После чего преподносилась информация о необходимости поддерживающей терапии, как основного факта, снижающего частоту повторных госпитализаций. Затем приводилась информация о методах контроля и снижения массы тела.

С целью подкрепления мотивации излагался успешный опыт в данной области. Приводились примеры снижения массы тела у пациентов, принимающих фармакологические препараты той же группы. Обсуждались отдельные случаи контроля употребляемой пищи и рациональной физической активности.

Для снижения скептического отношения к преподносимой информации, бывшие неудачи больных активно обсуждались с раскрытием их причин. В большинстве случаев они были представлены преобладанием позитивного энергетического баланса.

На протяжении всего курса сила мотивации подкреплялась конкретностью задачи: проблема раскладывалась на составные блоки, давалась повторно информация по каждому из пунктов.

На втором этапе работы, после окончания психообразовательных занятий, больные были повторно обследованы с использованием выше указанных психометрических шкал.

Общее позитивное впечатление подтверждалось их результатами.

Анализ психического состояния по методике PANSS показал снижение выраженности позитивных симптомов (с 28,7±1,0 до 18,3±2,1 баллов, р<0,001), общих симптомов (с 55,8±1,9 до 42±2,2 баллов, р<0,001), негативных симптомов (с 31,8±1,1 до 28,9±2,7 баллов).

Изучение динамики самооценки качества жизни пациенток с использованием методики SF-36 показало, что наиболее значимые для обследованных больных подшкалы характеризовались существенной позитивной динамикой. Так, эмоциональное функционирование ^Е) возросло от 3,9±0,2 до 5,2±0,8 баллов, р<0,001, общее здоровье ^Н) возросло от 17,5±0,3 до 19,3±0,9 баллов, р<0,05.

Все больные отметили субъективное повышение качества жизни по сравнению с исходным состоянием. Данные изменения обусловлены нормализацией общего психического, эмоционального, ролевого, социального показателей и их опосредованного влияния на показатели здоровья, субъективно осознаваемой боли как на социальную составляющую болезни. В то же время показатели физического функционирования и жизнеспособности, как биологические составляющие основного патологического процесса, не претерпели значимых изменений.

Общее значение социального функционирования по шкале PSP возросло с 38,2±2,5 до 64,7±2,2 баллов, р<0,001.

Комплайенс-ориентированная информация использованной программы подтвердила свою эффективность, отразившуюся в результатах методик TSQM и Метода прогнозирования медикаментозного комплайенса в психиатрии.

Эффективность терапии достоверно возросла с 47,8±2,5 до 76,4±0,3 баллов, р<0,001, общая удовлетворенность лечением: с 42,9±2,8 до 54,5±1,1 баллов, р<0,01; снижение показателя субъективно осознаваемой тяжести побочных действий 77,9±2,0 до 64,4±1,2 баллов, р<0,01.

Суммарное значение метода прогнозирования медикаментозного комплайенса в психиатрии возросло с 29,9±2,6 до 38,9±0,7 баллов, р<0,001, что обусловлено улучшением отношения к медикации с 16,3±1,8 до 22,4±0,7 баллов, р<0,05, факторов, связанных с пациентом, возросших с 7,3±0,8 до 9,2±0,6 баллов, р<0,001.

Выводы.

Применение психообразовательных программ является эффективной составляющей комплексного лечения больных параноидной шизофренией. Успешность данного воздействия обеспечивается учетом особенностей контингента и переводом формального изложения информации на блоки, направленные на составляющие мотивационной направленности.

Абдоминальное ожирение следует расценивать как важный и основной побочный эффект длительной терапии атипичными антипсихотиками, оказывающий выраженное отрицательное влияние на субъективную оценку больных и ведущий к снижению их психической и социальной адаптации. Данный фактор должен быть основой формирования ресоциализации и комплайенс-ориентированных воздействий.

Список использованной литературы.

1. Абрамов В. А. Медико-социальная реабилитация больных с психическими расстройствами/ Абрамов В. А., Жигулина И. В., Ряполова Т. Л.- Донецк: «Каштан»,2006.- 268 с.

2. Бурчинский С. Г. Проблема безопасности в стратегии фармакотерапии атипичными нейролептиками/ С. Г. Бурчинский // - Нейро News психоневрология и нейропсихиатрия.- 2010.- 5 (24).- С. 37-41.

3. Данилова С. В. Роль психообразования в улучшении качества психиатрической помощи/ С. В. Данилова// Российский психиатрический журнал.- 2011.- 4.- С. 36-40.

4. Кожина А. М., Гайчук Л. М., Самардакова Г. А. Роль психообразовательных программ в оказании психиатрической помощи // Укр. вюн. психоневрологи.- 2010.- Т. 18.- 3 (64).- С. 130.

5. Марута Н. А. Использование интегративного показателя качества жизни в диагностике, терапии и реабилитации больных шизофренией//Архив психиатрии.- 2004.- Т. 10-2 (37).- С. 4-9.

6. Семенова Н. Д. Повышение уровня мотивации при шизофрении: использование внутренних подкрепляющих свойств когнетивной стимуляции/ Н. Д. Семенова// Социальная и клиническая психиатрия.- 2012.- т. 22.- № 1.- С. 80-87.

7. Серазетдинова Л. Г. Опыт психообразования больных шизофренией в амбулаторной практике/ Л. Г. Серазетдинова, Н. Н. Петрова, О. В. Малеваная// Обозрение психиатрии и медицинской психологии.- 2012.- 1.- С. 37-42.

8. Сшайко В. М., Землянщина О. В. Корекцiя проявiв метаболiчного синдрому у хворих на паранощну шизофрешю //Укр. вюник психоневрологи.- 2010.- Т. 18, вип. 3 (64).- С. 149-150.

9. Batch D. M. The relationships among Cognition, motivation, and emotion in schizophrenia: how much little we know/ D. M. Batch // Schizophr. Bull.- 2005.- Vol. 31.- P. 875-881.

10. McFarlane W. R. Family psychoeducation and schizophrenia: A review of the literature/ W. R. McFarlane; L. Dixon; E. Lukens; A. Lucksted// Journal of Marital and Family Therapy.- 2003/ - 2 (29).- P/ 223245.

11. McIntyre R. S. Mechanisms of antipsychotic-induced weight gain/ R.S. McIntyre, D. A. Mancini, V. S. Basile // J. Clin.Psychiatry, 2001, vol. 62, suppl. 23, p. 23-29.

МОЖЛИВОСТ1 АКТИВУВАННЯ МОТИВАЩЙНИХ СКЛАДОВИХ ПРИ ВИКОРИСТАНН1 ПСИХООСВ1ТН1Х ПРОГРАМ ДЛЯ ХВОРИХ НА ПАРАНОЩНУ ШИЗОФРЕН1Ю 13

АБДОМ1НАЛБНИМ ОЖИР1ННЯМ

Коровта Л. Д., Снайко В.М Харшвський нацюнальний медичний ушверситет

Резюме. Психоосвгга е важливою складовою психосощально! реабШтацп хворих на паранощну шизофрешю. Значуш^ поб1чш ефекти тривало! тдтримуючо! терапи як фактори, невщ'емш вщ характеристик хворих, повинш бути врахованими при складанш модулей психоосвгги.

Наявшсть вольово! патологи у хворих на паранощну шизофренгю, потребуе особливого пщходу до викладання шформаци, що забезпечуе 2 краще сприйняття; дозволяе коректува-ти окрем1 складов1 якосп життя та комплайентшсть хворих.

Ключовi слова: шизофренiя, абдомiнальне ожиршня, лiкування, психоосвгга

POSSIBILITIES OF ACTIvATION OF MOTIvATIONAL COMPONENTS IN PSYCHOEDUCATIONAL PROGRAMS For PATIENTS wITH PARANOID SCHIzOPHRENIA

AND ABDOMINAL OBESITY

Korovina L. D., Sinayko V. M. Kharkiv National Medical University

Summary. Psychoeducation is an important component of psychosocial rehabilitation of patients with paranoid schizophrenia. Significant side effects of long-term maintenance therapy as factors inherent in the characteristics of patients should be considered when drawing up the modules of psychoeducation. The presence of volitional pathology in patients with paranoid schizophrenia requires a special approach to the presentation of the information that it provides a better receptivity that allows to adjust the individual components of the quality of life of patients and compliance.

Keywords: schizophrenia, abdominal obesity, treatment, psychoeducation

УДК 618.14-006.36: 159.923

комплекс психокоррекционных мероприятий женщин с лейомиомой матки в послеоперативный период

Г. Н. Науменко

Национальный медицинский университет имени А. А. Богомольца, Киев

резюме. В гинекологических больных, которые перенесли оперативное вмешательство, терапия должна быть направлена на предупреждение послеоперационных осложнений, рецидивов патологического процесса, устранения вызванных им функциональных нарушений и психологическую подготовку пациента к полноценному функционированию в условиях жизнедеятельности. Сочетание методов психотерапевтического воздействия при реабилитации пациенток с нарушениями репродуктивного здоровья создает оптимальные предпосылки для восстановления как физического, так и психического здоровья, возвращение утраченной социально-ролевой активности, повышения качества жизни. Разработанная нами программа групповой психотерапевтической работы, позволила сформировать адаптивные типы отношения к болезни, улучшить качество жизни и снизить показатели тревожности, депрессии и алекситимии в поздний послеоперативный период.

Ключевые слова: лейомиома матки, гистерэктомия, реабилитация, комплекс психокоррекционных мероприятий, психотерапия, алекситимия, депрессия, тревожность, качество жизни.

Введение

В современной практике специалисты разных сфер все чаще сталкиваются с пациентками, которые перенесли оперативное вмешательство на внутренних половых органах в объеме гистерэктомии. Это обусловлено увеличением количества больных на лейомиому матки (до 44%), единственным радикальным способом лечения которых является тотальная гистерэктомия [1]. По данным литературы, лейомиома матки встречается у 15-17% женщин старше 30 лет, при этом 75% больных подвергаются оперативному лечению [2]. В 60-95% случаев выполняются радикальные операции - субтотальная или тотальная гистерэктомия [3, 4]. На сегодня это самая частая операция у женщин репродуктивного возраста. Радикальное хирургическое лечение заболеваний матки сопровождается у большинства пациенток развитием синдрома постгистеректомии [5], что характеризуется психоэмоциональными, нейровегетативными, сексуальными, урогенитальными и метаболическими на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.