УДК 616.895.8-085.851:364.046.22
комплексная система реабилитации больных шизофренией
В. Е. Кришталь, А. А. Кришталь, Е. И. Сухоиванова Харьковский национальный медицинский университет
Резюме. В ходе работы было проведено комплексное обследование 142 больных, женского пола, в возрасте 18-35 лет с установленным диагнозом шизофрения в период стабилизации состояния.
В зависимости от ведущего психопатологического синдрома больные были разделены на 4 клинические группы: с апато-абулическим синдромом, галлюцинаторно-пароноидним, депрессивно-параноидным и параноидным синдромом.
Предложена комплексная система реабилитации больных, включающая в себя методы арт-терапии и психообразовательную программу, которая включает в себя использование различных информационных модулей, приемов когнитивно-поведенческой психотерапии, тренинговых взаимодействий, проблемно ориентированные дискуссии.
Установлена высокая результативность разработанной реабилитационной программы по сравнению с традиционной комплексной терапией и реабилитацией больных шизофренией, что не только увеличивает объем знаний, усиливает уверенность в борьбе с болезнью, но и решает проблему социальной реинтеграции больного.
Ключевые слова: Психообразование, арт - терапия, шизофрения, качество жизни, социальное функционирование.
Лечение больных с эндогенными заболеваниями является одной из основных проблем современной психиатрии, а проблема лечения шизофрении на современном этапе остается одной из наиболее сложных. Это обусловлено, в первую очередь, тяжестью последствий болезни, которая приводит к стойкой социальной дезадаптации, утрате трудоспособности. (1, 4, 8)
Несоответствие реально оказываемой помощи возрастающим потребностям общества во многом явилось причиной реформирования службы психического здоровья во многих странах мира. В настоящее время в Украине ведется работа по оптимизации функционирования психиатрической службы, целью которой является оказание максимально эффективной специализированной помощи нуждающимся в этом пациентам. В последние годы в современной психиатрии уделяется особое внимание психосоциальному лечению и реабилитации. (3, 5, 7)
Установлено, что стойкость и длительность ремиссии у больных шизофренией зависит не только от адекватной медикаментозной терапии, но и от форм и методов проводимой социально-психологической реабилитации.
Реабилитация психически больных не ограничивается устранением психопатологической симптоматики и должна быть нацелена на создание для них оптимальных условий социального функционирования, повышения качества жизни, способности к самостоятельной активной деятельности - в современных условиях эта проблема приобретает особую важность. (2, 6, 4)
В связи с этим остро ощущается необходимость разработки комплексных реабилитационных программ и их внедрение в практику работы психиатрических учреждений. Известно, что важную роль в реабилитационном процессе играет психосоциальное вмешательство.
Вышеизложенное определило актуальность и необходимость проведения данного исследования.
Цель исследования: оценка эффективности арт - терапии и психообразовательных программ в комплексной реабилитации больных шизофренией.
Для достижения поставленной цели, при условии информированного согласия с соблюдением принципов биоэтики и деонтологии на базе Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 было проведено комплексное обследование 140 больных, женского пола, в возрасте 18-35 лет с установленным диагнозом шизофрения в период стабилизации состояния.
Все пациенты получали регламентированную психофармакотерапию согласно стандартам МОЗ Украины в рамках обеспечения лечебного учреждения. Основную группу (пациенты которой принимали участие в реабилитационной программе, разработанной по результатам собственных исследований) составили 94 человека. В контрольную группу вошли 46 больных, получавших стандартную регламентированную терапию в больнице.
Клиническая психиатрия и психофармакотерапия
Результаты исследования: В зависимости от ведущего психопатологического синдрома больные были разделены на 4 клинические группы: с апато-абулическим синдромом (20,6% обследованных), галлюцинаторно-пароноидним (25,2%), депрессивно-параноидным (28,4%) и параноидным синдромом (25,8%).
В ходе работы нами была использована комплексная система реабилитации больных шизофренией включающая в себя использование арт-терапии и психообразовательных программ.
Психообразовательные занятия проводились в закрытых группах, в количестве участников от 6 до 10-15 человек. Каждый цикл психообразования состоял из 10-12 занятий, продолжительностью 1,5-2,0 часа с частотой 1-2 раза в неделю.
В ходе исследования нами проводилась Арт-терапия с использованием рисуночных техник со средней продолжительностью 1-1,5 месяца в открытых группах по 18 человек. Лечение в группе строилось по принципу недельных циклов занятий, проводившихся с больными раз в день по 1,5-2 часа
При помощи специально разработанного опросника было проведено изучение особенностей информационного дефицита, касающегося многих вопросов, связанных с психическим расстройством среди больных шизофренией и их родственников. Как показали результаты исследования, наиболее важна достоверная информация о причинах возникновения психического заболевания; распознавания признаков обострения и необходимая в таком случае помощь; лекарства, используемые для лечения шизофрении, механизмы их действия, возможные побочные эффекты, юридические аспекты, связанные с психическим заболеванием; механизмы преодоления стресса.
Основываясь на полученных данных, разработана система мер психообразовательной работы, к основным целям которой были отнесены:
1. Собственно «образование « путем доступного для каждого пациента и его семьи предоставление информации о природе заболевания; важности медикаментозного лечения и связанных с ним вопросах (действенности, побочных эффектах, привязанности) распознавания и действия при ранних признаках релапса.
2. Формирование у больных и членов их семей адекватного представления о заболевании.
3. Снижение эмоционального напряжения, вызванного фактом и проявлениями психического заболевания.
4. Снижение у пациентов и членов их семей уровня стигматизованости и самостигматизо-ваности.
5. Выработка у больных и их родственников комплаенса (осознанного соблюдения предписанного режима лечения).
6. Коррекция искаженных болезнью социальных позиций пациентов и улучшения их коммуникативных способностей.
7. Обеспечение « психосоциальной поддержки», когда группа больных является постоянным источником поддержки и одновременно терапевтической средой, в которой пациенты могут в безопасных условиях отрабатывать навыки адекватного поведения, общения, совладания со сложными ситуациями.
8. Улучшение адаптации пациента и его семьи.
9. Улучшение качества жизни больного.
Для решения поставленных задач использовали интегративную модель психообразовательной работы, которая включала в себя использование различных информационных модулей, приемов когнитивно - поведенческой психотерапии, тренинговых взаимодействий (информационные тренинги, тренинги позитивного самовосприятия, тренинги улучшения комплаенса, тренинги формирования коммуникативных умений и навыков, тренинги решения проблем межличностного взаимодействия), проблемно- ориентированных дискуссий, а также семейную психотерапию.
В ходе работы использовались следующие варианты психообразовательного вмешательства: преподавание (минилекции), эмоциональная поддержка, стимуляция, совет, разъяснение, уточнение, объективизация, интерпретация.
С учетом реабилитационной направленности основными задачами арттерапии явились: занятость пациентов за счет их вовлечения в содержательную деятельность; развитие и поддержание их творческих навыков; сенсорная стимуляция; отреагирование чувств и переживание положительных эмоций, связанных с творческой активностью и ее результатами; поддержка и развитие коммуникативных навыков, самостоятельности и самооргани-
зации; психологическая интеграция пациентов.
В ходе работы нами проводилась артерапевтическая работа с больными по следующей схеме:
Начальный этап - установление контакта не только врача с больными, но и больных между собой. Обучение больных базисным навыкам рисования. По нашему мнению в ходе проведения данного этапа исследования следует постоянно формировать у больного новые стимулы для совершенствования своих навыков рисования, уделять особое внимание успехам испытуемых, и также вносить коррективы в их технику рисования.
Второй этап - укрепление доверительной связи врач-пациент для возможности проникнуть в его внутренние переживания путем анализа его рисунка на индивидуально подобранную тему. Процесс анализа рисунка необходимо проводить в непосредственном сотрудничестве с пациентом, от которого требуется объяснить, что он выражает тем или иным участком рисунка.
Третий этап - рисунок; обсуждение и анализ выявленных внутренних переживаний; воздействие на переживания подборкой следующей темы для рисунка.
Согласно полученным в ходе работы данным, на фоне проведения комплексной терапии с применением арт-терапии и психообразовательных мероприятий, отмечались быстрая редукция психопатологической симптоматики, нормализация эмоционального состояния, стабилизация поведения больных, улучшение когнитивных показателей, повышение психофизической активности больных, что позволило расширить контакты с окружающими, восстановить привычный двигательный режим.
Как показали результаты изучения социального функционирования больных шизофренией, на первом этапе исследования у обследованных больных отмечались нарушения общей поведенческой дисфункции в обществе: очевидная - 24,2%, серьезная - 26,5%, и очень серьезная - 28,1% дисфункция, нарушение при выполнении социальных ролей в обществе: очевидная - 24,8%, серьезная - 27,4%, очень серьезная - 28,6% дисфункция, нарушение функционирования пациентов в больнице без дисфункции - 2,4%, минимальная дисфункция - 10,9%, очевидная - 27,1%, серьезная - 33,5%, очень серьезная - 25,9%; дисфункция модифицирующих факторов у больных (достоинства пациента, особые помехи, домашнюю атмосферу, поддержку извне) без дисфункции - 3,4%, минимальная дисфункция - 13,1%, очевидная - 25,6%, серьезная - 24,1%, очень серьезная - 34,2% обследованных.
На втором этапе после завершения реабилитационной программы установлено, что уровень общей поведенческой дисфункции в обществе в основной группе снизился на 87,4%, в контрольной - на 66,2% дисфункция при выполнении социальных ролей в обществе - на 75,1% и 39,3% соответственно, нарушение функционирования пациентов в больнице - в основной группе на 73,7%, в контрольной - на 72,5%; дисфункция модифицирующих факторов у больных - на 82,5% и 65,4%.
В ходе работы с позиции триалога была проведена оценка качества жизни больных шизофренией (по Н. А. Маруте, 2004). У всех обследованных больных в общей структуре качества жизни на первом этапе обследования наиболее проблемными определены следующие сферы: социо-эмоциональная поддержка - 15,1% физическое благополучие и работоспособность -11,3% общественная и служебная поддержка - 14,4% самообслуживание и независимость в действиях - 10,1% самореализация - 7,9% межличносное взаимодействие - 8,3% психологическое, эмоциональное благополучие - 7,2% общее восприятие качества жизни - 11,6%
После проведения психообразовательных мероприятий показатель качества жизни в основной группе по всем шкалам повысился на 40,2%, в контрольной - на 27,7%
По результатам катамнестического наблюдения в основной группе на фоне проводимой комплексной терапии с использованием предложенных реабилитационных программ у 82,2% больных был достигнут стойкий терапевтический эффект, в 11,1% - состояние оставалось без динамики, и в 6,7% - отмечался рецидив заболевания.
В группе контроля улучшение состояния было только у 10% пациентов, у 48% регистрировалась госпитализация в связи с рецидивом заболевания. Критериями эффективности были: устойчивость ремиссии, частота госпитализации, качество жизни, уровень тревоги, улучшение психического состояния.
Таким образом, как показали результаты исследования, комплексный подход в терапии шизофрении, который включал в себя психофармакотерапию с использованием атипичных нейролептиков в сочетании с арт-терапией и психообразовательными тренингами, приводит к восстановлению социальной активности и успешной ресоциализации больных.
Клиническая психиатрия и психофармакотерапия
Литература:
1. Абрамов В. А., Студзинский О. Г., Ряполова Т. Л., Жигулина И. В., Левчук И. Н. Основные направления реабилитации больных с психическими расстройствами в отделении медико-социальной реабилитации.// - Украшський вюник психоневрологи. Том 15, вип. 1 (50), 2007. С. 146-147.
2. Долшня Н. I. Оптимiстичний погляд на проблему шизофрени. // - Нейро News психоневрология и нейропсихиатрия. № 3 (14), 2009, С. 18-19.
3. Кожина А. М., Гайчук Л. М., Самардакова Г. А. Роль психообразовательных программ в оказании психиатрической помощи // Украшський вюник психоневрологи, 2010, Том 18, випуск 3 (64), С. 130
4. Кожина А. М., Кришталь В. Е., Сухоиванова Е. И. Психообразование как неотъемлемая составляющая медико-психологической реабилитации больных шизофренией // Украшський вюник психоневрологи - 2012.- Том 20, вип. 1 (70).- С. 44-45.
5. Марута Н. О. Стан психiчного здоров'я населения та психiатричноí допомоги в Украшь // Нейро News психоневрология и нейропсихиатрия. № 5 (24), 2010, С. 83-90.
6. Михайлов Б. В. Современное состояние проблемы шизофрении (обзор литаратуры). // Украшський вюник психоневрологи. Том 18, вип. 4 (65), 2010. С. 39-47.
7. Пшук Н. Г. Предиктори формування процесу психосоцiальноí реабЫтаци психiчнохворих. // -Украшський вюник психоневрологи. Том 18, вип. 3 (64), 2010. С. 145.
8. Хобзей М. К., Волошин П. В., Марута Н. О. Соцiально-орieнтована психiатрична допомога в Украши проблеми та ршення.// - Украшський вюник психоневрологи. Том 18, вип. 3 (64), 2010. С. 10-14.
КОМПЛЕКСНА СИСТЕМА РЕАБ1Л1ТАЦН ХВОРИХ НА ШИЗОФРЕН1Ю
В. С. Кришталь, А. Акришталь, О. I. Сухо1ванова
Резюме. У ход1 роботи було проведено комплексне обстеження 142 хворих, жiиочоí статей, у вщ1 18-35 рошв з встановленим д1агнозом шизофренiя у пергод стабШзаци стану.
Залежно вщ провщного психопатолопчного синдрому хвор1 були розподтеш на 4 клш1чш групи: з апато-абулчним синдромом, галющнаторно-паронощним, депресивно-паранощним i параиоíдним синдромом.
Запропоноваио комплексну систему реабмггаци хворих, яка включае в себе методи арт- терапii та псiхоосвiтню програму, яка включае в себе використання рiзномаиiтних iнформацiйних модул1в, прийомiв когнiтивно-поведiнковоí психотерапii, тренiигових взаемодш, проблемно орiентоваиих дискусii.
Встановлено високу результатившсть розробленоí реабiлiтацiйноí програми у порiвняннi з традидiйною комплексною терашею та реабiлiтацiею хворих на шизофрен1ю, що не тiльки збiльшуе обсяг знань, посилюе впевненiсть у боротьбi з хворобою, але i виршуе проблему соцiальноí рештеграцп хворого.
Ключовi слова: псiхоосвiта, арт - терапiя, шизофренiя, якiсть життя, соцiальне функщонування.
COMPLEX SYSTEM OF REHABILITATION OF PATIENTS WITH SCHIZOPHRENIA
V. E. Crystal, A. А. Crystal, O. I. Sukhoivanova
Resume. A comprehensive survey was carried out of 142 female patients at the age 18-35, which have diagnosis the schizophrenia in period of stabilization state.
Depending on the leading psychopathologic syndrome the patients were divided into 4 clinical groups, each of those has one of the following syndromes: the apathyabulic syndrome, the wihallucinatory-paranoid syndrome, the depressive-paranoid syndrome, and paranoid one.
Proposals complex system rehabilitation of patients, in itself methods of art therapy and psychoeducational work was proposed, which includes application of various information modules, techniques of cognitive-behavioral therapy, training effects, problem-oriented discussions.
It is proved that art - therapy and psychoeducation not only increases the amount of knowledge intensifies confidence in the fight against the disease, but solves the problem of social reintegration of the patient.
Key words: psychoeducation, art - therapy, schizophrenia, quality of life, social functioning.