Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВОЗМОЖНОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / начальный класс / учебной деятельности / обучения / педагогика. / adaptation / primary grade / learning activities / learning / pedagogy.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мукимова Гулрух Илёс Кизи

в статье рассмотрена возможность адаптации учащихся начальных классов к учебной деятельности. Основная идея адаптации младших школьников в процессе обучения в начальной школе – создание воспитательной системы на принципах взаимной ответственности, взаимопомощи, взаимной заинтересованности учителей в достижении успехов учениками начальной школы по различным предметам. Совместная педагогическая деятельность должна строиться на доверии, понимании и сотрудничестве, уважении друг друга и нацелена, прежде всего, на решение общей задачи реализации психологических и социальных функций личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мукимова Гулрух Илёс Кизи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF ADAPTATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS TO EDUCATIONAL ACTIVITIES

the article discusses the possibilities of adaptation of primary school students to educational activities. The main idea of adaptation of younger schoolchildren in the learning process in primary school is the creation of an educational system based on the principles of mutual responsibility, mutual assistance, mutual interest of teachers in the achievement of success by primary school students in various subjects. Joint pedagogical activity should be based on trust, understanding and cooperation, respect for each other and is aimed primarily at solving the common problem of implementing the psychological and social functions of the child's personality.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

POSSIBILITIES OF ADAPTATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS TO

EDUCATIONAL ACTIVITIES Mukimova G.I. (Republic of Uzbekistan)

Mukimova Gulrukh Iles kizi - Student, DIRECTION: PRIMARY EDUCATION AND SPORTS AND EDUCATIONAL WORK, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the possibilities of adaptation of primary school students to educational activities. The main idea of adaptation of younger schoolchildren in the learning process in primary school is the creation of an educational system based on the principles of mutual responsibility, mutual assistance, mutual interest of teachers in the achievement of success by primary school students in various subjects. Joint pedagogical activity should be based on trust, understanding and cooperation, respect for each other and is aimed primarily at solving the common problem of implementing the psychological and social functions of the child's personality. Keywords: adaptation, primary grade, learning activities, learning, pedagogy.

ВОЗМОЖНОСТИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Мукимова Г.И. (Республика Узбекистан)

Мукимова Гулрух Илёс кизи - студент, направление: начальное образование и спортивно-воспитательная работа, Бухарский государственный университет, г. Бухара. Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрена возможность адаптации учащихся начальных классов к учебной деятельности. Основная идея адаптации младших школьников в процессе обучения в начальной школе -создание воспитательной системы на принципах взаимной ответственности, взаимопомощи, взаимной заинтересованности учителей в достижении успехов учениками начальной школы по различным предметам. Совместная педагогическая деятельность должна строиться на доверии, понимании и сотрудничестве, уважении друг друга и нацелена, прежде всего, на решение общей задачи реализации психологических и социальных функций личности ребенка.

Ключевые слова: адаптация, начальный класс, учебной деятельности, обучения, педагогика.

Принципы государственной политики в области образования - гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, ориентация на становление, развитие, реализацию личностного потенциала субъектов образования - всё больше привлекают внимание учёных и практиков к проблеме адаптации ребёнка к школе и шире - к жизни.

Как известно, адаптация (от лат. adapto - приспособление) - одно из центральных понятий биологии, физиологии, психологии и многих других наук, изучающих живые организмы, особенно человека. Проблема адаптации учащихся младшего школьного возраста значима и актуальна, поскольку условия социальной среды никогда не остаются неизменными, процесс адаптации непрерывен.

Рассматривая адаптацию ребёнка к школе, исследователи выделяют уровни, механизмы и показатели адаптации. Предлагаем рассмотреть школьную адаптацию в трёх сферах:

1. Академическая адаптация характеризует степень соответствия поведения ребёнка нормам школьной жизни: принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, отношение к школе, достаточная познавательная активность на уроках и т.д.;

2. Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу в виде принятия ребёнка одноклассниками, достаточного количества коммуникативных связей, умения решать межличностные проблемы и т.д.;

3. Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребёнком самого себя как представителя новой социальной общности («Я - школьник») и выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний в школьной сфере, стремления к самоизменению и др. [1].

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что «готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов» [1]. Для успешной адаптации очень важна мотивация учения. На первом году обучения она в основном обеспечивается взрослыми. Для развития учебной мотивации важна заинтересованность и понимание со стороны родителей и учителя. Советы по развитию интереса и желания к учению:

• Вера в успех ребенка;

• Положительные установки;

• Любовь и доброжелательность;

• Приучение к режиму дня;

• Выполнение установленных правил и норм поведения.

К основным психолого-педагогическим условиям эффективности адаптации младших школьников в процессе обучения можно отнести:

1. Преобразование традиционной классно-урочной системы в систему организации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса.

2. Достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия и внутренних (субъективных) особенностей развития личности младшего школьника.

3. Опора учебно-воспитательного воздействия педагога на «зону ближайшего развития» ребенка при формировании мотивации достижения успеха.

4. Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе обучения.

5. Положительное воздействие педагога на эмоциональную сферу школьников.

6. Формирование адекватного самоанализа и самооценки школьников.

7. Наличие психолого-педагогической компетентности в деятельности педагога.

В основу технологии адаптации младших школьников в процессе обучения как результата этого процесса - продуктивного развития личности учащегося в начальной школе - легла психолого-педагогическая концепция гармонизации взаимоотношений личности, среды, учеников и педагогического коллектива начальной школы, позволяющая обосновать концепцию личностно-ориентированного образования младшего школьника. Адаптация при таком подходе предполагает, что младший школьник имеет возможность развиваться в соответствующем темпе в зависимости от своих способностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса в школе. Существенно расширяется в рамках этой концепции и представление о развивающемся пространстве школьной среды.

Проблема адаптации младших школьников к школьному обучению не теряет своей актуальности в настоящее время.

Список литературы /References 1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Педагогика, 1956. 520 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.