Научная статья на тему 'Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков)'

Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / стили адаптации / учебная деятельность / adaptation / adaptation styles / educational activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б. Г. Явбатырова, С. М. Мамаева

Автор в статье рассматривает проблему адаптации младших школьников и подростков, а также психологические особенности младших школьников. Целью статьи является изучение стилей адаптации к новым условиям учебной деятельности младших школьников и подростков; изучение индивидуальных особенностей адаптации детей, поступивших в 1 класс школы, а также учащихся, перешедших из одной ступени системы непрерывного образования в другую, а именно из начальной школы в среднюю. В статье делается вывод: чтобы обеспечить учащимся хорошее состояние психического и физического здоровья в адаптационный период, необходимо применять индивидуальные методы (изучение физического и психического состояния учеников из возрастных характеристик, установление уровня подготовленности учащихся к образовательному процессу). Необходимо создать деловую связь между учителями каждого изучаемого предмета и классным руководителем из начальной школы, чтобы обмениваться опытом адаптации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Б. Г. Явбатырова, С. М. Мамаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STYLE OF ADAPTATION TO NEW CONDITIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY (THE CASE STUDY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN AND TEENAGERS)

The authors in the article consider a problem of adaptation of primary schoolchildren and younger adolescents, as well as the psychological characteristics of primary school students to educational activities. The task of the article is to study styles of adaptation to new educational conditions of primary school children and younger adolescents. The study of the individual characteristics of the adaptation of children who enter the first grade of the school, as well as students who move from one stage of the continuing education system to another, namely, from primary to secondary. The article concludes that to ensure students good mental and physical health during the adaptation period, it is necessary to apply individual methods (studying the physical and mental condition of the students, from age characteristics, establishing the level of the students’ preparedness for the educational process. It is necessary to create a business relationship between teachers of each of the subjects and the class leader from the primary school in order to share the experience of adapting students.

Текст научной работы на тему «Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков)»

• Формулировка ожидаемых результатов. Обосновывать свою деятельность всегда важно. Но помимо анализа результатов важно знать, как их грамотно сформировать и составить хронологию. Если этап формулировки произойдет верно, то в конечном итоге участники смогут сделать выводы и понять ключевые моменты. Перед проектированием работы необходимо проработать каждый его этап. Но это практически невозможно сделать, пока не будет четкой формулировки конечного результата. Если сравнить значимость этапов: сначала формулируем результат, затем составляем этапы работы, то в голову приходит составление заключения выпускной квалификационной работы. Невозможно сделать вывод о проделанной работе, пока нет самого исследования.

• Планирование (тематическое) воспитательной деятельности в данном направлении. Школьник лучше воспринимает информацию во время игры или занимательного, с сюжетной линией урока.

Библиографический список

В рамках школы это могут быть тематические внеклассные мероприятия, походы в музей, театр. На этом этапе важно завлечь школьника до этого процесса. Если Вы запланировали урок или поездку заранее, сообщите об этом классу. Некоторым ученикам можно дать дополнительное задание. Если мы рассматриваем воспитательную деятельность вне школы, необходимо донести всю необходимую информацию до семьи. Возможно, составить план посещений культурных мероприятий, проконсультировать родителей, как они могут обыграть эти мероприятия.

Проектирование педагогом воспитательного процесса есть не что иное, как создание образа всей работы по нравственному воспитанию. Данные образы будут отличаться у разных педагогов, т.к. очень много зависит от особенностей школьника и его семьи.

1. Макаренко А.С. О воспитании. Педагогические сочинения: в 8 т. Москва, 1983; Т. 1.

2. Сухомлинский В.А., Россел Б. О препозициях: что они собой представляют и каким образом обозначают Избранные труды об обозначении. Новосибирск, 2007.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва, 2011.

4. Стратегия развития воспитания в РФ (2015 - 2025). Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html References

1. Makarenko A.S. O vospitanii. Pedagogicheskie sochineniya: v 8 t. Moskva, 1983; T. 1.

2. Suhomlinskij V.A., Rossel B. O prepoziciyah: chto oni soboj predstavlyayut i kakim obrazom oboznachayut. Izbrannye trudy ob oboznachenii. Novosibirsk, 2007.

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Moskva, 2011.

4. Strategiya razvitiya vospitaniya v RF (2015 - 2025). Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

Статья поступила в редакцию 25.02.20

УДК 371

Yavbatyrova B.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: Burliyat76@yandex.ru

Mamaeva S.M., MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: mm.salya@mail.ru

THE STYLE OF ADAPTATION TO NEW CONDITIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY (THE CASE STUDY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN AND TEENAGERS). The authors in the article consider a problem of adaptation of primary schoolchildren and younger adolescents, as well as the psychological characteristics of primary school students to educational activities. The task of the article is to study styles of adaptation to new educational conditions of primary school children and younger adolescents. The study of the individual characteristics of the adaptation of children who enter the first grade of the school, as well as students who move from one stage of the continuing education system to another, namely, from primary to secondary. The article concludes that to ensure students good mental and physical health during the adaptation period, it is necessary to apply individual methods (studying the physical and mental condition of the students, from age characteristics, establishing the level of the students' preparedness for the educational process. It is necessary to create a business relationship between teachers of each of the subjects and the class leader from the primary school in order to share the experience of adapting students.

Key words: adaptation, adaptation styles, educational activity.

Б.Г. Яебатыроеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: Burliyat76@yandex.ru

С.М. Мамаева, магистрант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: mm.salya@mail.ru

СТИЛЬ АДАПТАЦИИ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ)

Автор в статье рассматривает проблему адаптации младших школьников и подростков, а также психологические особенности младших школьников. Целью статьи является изучение стилей адаптации к новым условиям учебной деятельности младших школьников и подростков; изучение индивидуальных особенностей адаптации детей, поступивших в 1 класс школы, а также учащихся, перешедших из одной ступени системы непрерывного образования в другую, а именно из начальной школы в среднюю. В статье делается вывод: чтобы обеспечить учащимся хорошее состояние психического и физического здоровья в адаптационный период, необходимо применять индивидуальные методы (изучение физического и психического состояния учеников из возрастных характеристик, установление уровня подготовленности учащихся к образовательному процессу). Необходимо создать деловую связь между учителями каждого изучаемого предмета и классным руководителем из начальной школы, чтобы обмениваться опытом адаптации учащихся.

Ключевые слова: адаптация, стили адаптации, учебная деятельность.

Все основные изменения, которые в последнее время коснулись Российской Федерации, оказали существенное влияние на каждую из сфер жизни социума. Не обошли стороной они и жизнь общеобразовательных учреждений, в частности школ. Ввиду того, что школа является неотъемлемым элементом современной повседневной жизни, а учащиеся - непосредственными её частями, им приходится приспосабливаться и адаптироваться к реалиям нынешней жизни. Окружающая действительность требует от индивида оперативно и правильно отражать реакцию на непрерывно трансформирующиеся условия, а также быть открытым к любым изменениям, которые происходят не только в его частной жизни, но и во всем обществе [1 - 7].

Помимо этого ученики вынуждены искать методы приспособления не только к глобальным переменам, касающимся каждой сферы общества, но и к ми-

кросоциуму, который представляет собой школьную жизнь. В эту область входят: большое количество образовательных учреждений разнообразных профилей, огромная учебная нагрузка, многочисленные учебные программы и материалы и др.

Подобная ситуация формирует острую проблему, которая представляет собой защиту психического благополучия и здоровья детей. На сегодняшний день этот вопрос становится все более очевидным и требующим незамедлительного решения, поскольку в последнее время заметно возросло число случаев психических и нервных расстройств у подростков и детей. Многочисленные аспекты данного вопроса образуют предмет теоретического исследования и практической деятельности разных наук, среди которых медицина, психология, педагогика и др. Очевидно, что при отсутствии возможности обеспечения оптимального об-

щественного положения не представляется реальным полноценно и качественно сформировать достойную личность. Именно поэтому термин «физическое, психическое и общественное» благополучие, по данным Всемирной организации здравоохранения, представляет собой обязательную среду для становления детского поколения.

Таким образом, формируется проблема адаптации учеников к образовательному процессу, которая входит в список преимущественных направлений российской психологической науки.

Актуальность исследования базируется на двух взаимосвязанных аспектах. Первый представляет собой исследование психологических методов приспособления подрастающего поколения к учебе в начальной школе, а также в период перехода из начального звена образования в среднее. А второй связан с фактом того, что стили адаптации ещё не исследованы в полной мере, потому их изучение является особенно важным и актуальным на сегодняшний день.

Завершая начальный этап образовательного процесса и переходя в среднюю школу, значительное число учащихся начинают испытывать неудовлетворённость учебной деятельностью. Это выражается в возникновении у подростков субъективного чувства переутомления, чрезмерной нагрузки, возросшим количеством сложностей и негодования по поводу неудовлетворительных оценок. Пропадает мотивация к учебе, теряется интерес к некоторым дисциплинам (как правило - основным), смещается влечение к так называемым неосновным предметам, которые обычно считаются более лёгкими и увлекательными, а также дают ребенку больше реальных возможностей выразить свое «Я». Нарастание учебой неудовлетворённости находит свое отражение в том, что в связи с переходом в среднюю школу ребята ощущают эмоциональную нестабильность, снижается мотивация к учебной деятельности. Все это проявляется в существенном уменьшении количества учеников, которые обращают особое внимание исключительно на позитивные аспекты учебного процесса [1].

Таким образом, анализ литературы по проблеме показал, что в младшем школьном возрасте учебная деятельность является основной и ведущей среди других видов детской деятельности. Её выполнение младшими школьниками определяет развитие у них главных психических новообразований, прежде всего, основ теоретического сознания и мышления, нацеленных на раскрытие закономерностей развития предметов [2].

Наряду с особенностями младшего школьного возраста, подростковый период также характеризуется такими видами деятельности, как общение и учеба. Однако характер и структура учебы значительно изменяются. Обучающая программа преобразуется в многопрофильную, более трудную, требующую систематичной работы. К подростку начинают предъявлять более высокие требования - все это и многое другое приводит к изменению привычек, выработанных в начальной школе. Изменяется и само отношение к учебе. От 9 к 10 годам увеличивается количество ребят, которые ведут свою учебную активность исключительно из чувства долга, и уменьшается число детей, проявляющих интерес к учебе, исходя из собственного желания. Говоря иначе, учеба, по-прежнему выступая главным видом деятельности подростков по объему и затраченному времени, по эмоциональному аспекту теперь не выступает как ведущий тип активности, обусловливающий характер личностного развития на данном возрастном этапе. Именно это выступает главной предпосылкой к заметному снижению заинтересованности детей к учебной деятельности.

Во время подбора методик для диагностики изучаемых явлений мы руководствовались содержанием фундаментальных задач работы и опирались на принцип системности, который требует комплексного рассмотрения поставленной проблемы, а следовательно, и применения разнообразных способов и методик для получения достоверных данных.

Для изучения сведений, касающихся адаптационного процесса у первоклассника, применялась методика исследования общественно-психологического вида адаптации подрастающего поколения к школе, автором которой является Э.М. Александровская. Данная методика дала возможность оценить количественно не только определенные аспекты адаптации, но также вывести и установить интегральный показатель, который характеризует это явление целиком [3].

Чтобы количественно оценить степень социально-психологической адаптации учеников 5 года обучения в школе, применялась методика известных ученых К. Роджерса и Р. Даймона.

Первоначально были найдены сведения о характеристиках процесса адаптации и личных качествах учеников, которые только поступили в первый класс. В период поступления в первый класс социально-психологическая адаптация предстает в форме изменения привычного поведения детей и оценки нового возникшего окружения. Данный процесс характеризуется созданием и развитием методов поведения, которые нацелены на усвоение образовательных программ и плодотворные взаимоотношения с обновленной общественной действительностью [4].

Исследования в области социально-психологической адаптации осуществлялись на основе динамичности: рассматривались начало, затем середина и окончание учебного года. Проанализированные итоги демонстрируют, что около 98% учащихся проходили адаптационный период в начале учебного года, к середине и концу года этот показатель снизился до 93%. В область неблагоприятных аспектов вошли 2% от общего числа учеников, 7% ребят составили эту зону в середине и конце года. Дети с трудностями в адаптации установлены не были.

Итоги изучения социально-психологической адаптации учеников первого класса показали положительную динамику. Возможно, это связано с тем, что класс был сформирован из ребят одной группы детского сада или из детей, проживающих в одном дворе или районе. Стоит отметить, что со своим классным руководителем ребята встретились уже в период подготовки и зачисления в школу. Имея представление о сложностях, которые возникают в период привыкания к новым условиям, классный руководитель стремился сформировать для первоклассников приятную атмосферу, повышал интерес и мотивацию к учебе, помогал изучать материал в игровой форме, а также участвовал в установлении коммуникаций между детьми.

Таким образом, на основе полученных итогов от первичных этапов изучения определенных характеристик процесса адаптации и личностных качеств можно сделать вывод о том, что почти каждый ученик смог плодотворно приспособиться к новой окружающей среде и учебному процессу. Это подтверждают такие явления:

- степень мотивации к учебе была достаточно стабилизированной; деза-даптационных ребят по заявленному показателю выявлено не было;

- на протяжении всего учебного года ученики выбранного класса показывали средние и высокие результаты по степени работоспособности;

- у учеников намечена тенденция к завышению самооценки на начальном этапе обучения и излишняя самокритичность по окончании учебного года;

- имеется положительная предпосылка к социально-психологической адаптации учеников к учебной деятельности и своему окружению. Стабилизированный интерес и мотивация к учебе, а также многие прочие явления оказали свое влияние на успех в учебном процессе и, как следствие, удовлетворили потребность учащихся в самовыражении. Полученный результат продемонстрировал психическое здоровье и стабильность ребят, а также удачный процесс адаптации.

«Учащиеся переходят из «тёплого» младшего звена в более строгую атмосферу средней школы. Сложность для большинства учеников представляют разные учителя, которые теперь ведут каждый свой предмет. Педагоги не могут выстроить близкие и очень доверительные взаимоотношения с ребенком, потому что ведут уроки в большом количестве классов и общаются с каждой группой не более 1 - 2 часов в день» [5].

Полученные результаты исследования уровня адаптации пятиклассников, которое было проведено в начале и конце учебного года, показали наличие трех разных стилей адаптации учеников:

- гармоничная адаптация;

- дисгармоничная адаптация;

- устранение физиологического напряжения.

Итоги проведенного анализа свидетельствуют о важности психологических методов в период приспособления к обновленным условиям окружающей действительности.

Таким образом, появляется возможность говорить о том, что адаптация к учебной деятельности - это многогранный и комплексный процесс привыкания детей к новым условиям, которые включают в себя и социально-психологические, и физиологические методы.

Итоги первичного изучения адаптации учеников 1-го и 5-го классов к новой учебной среде помогли сформировать определенные рекомендации практического характера для психологов, родителей и педагогов:

1) чтобы обеспечить учащимся хорошее состояние психического и физического здоровья в адаптационный период, необходимо применять индивидуальные методы (изучение физического и психического состояния учеников из возрастных характеристик, установление уровня подготовленности учащихся к образовательному процессу и т.п.);

2) необходимо создать деловую связь между учителями каждого из предметов и классным руководителем из начальной школы, чтобы обмениваться опытом, посвященным проблеме «пятиклассников»;

3) педагогам отдельных предметов крайне важно посещать занятия 3-х и 4-х классов;

4) выбирать классного руководителя для 5-го класса необходимо, опираясь на особенности личностных качеств классного руководителя из начальной школы;

5) важно осуществлять объединенные мероприятия между учащимися 5-го класса и учениками младших классов;

6) школьному психологу следует сформировать и разработать необходимую программу по исследованию процесса адаптации у первоклассников и пятиклассников;

7) регулярно собирать родителей, чтобы познакомить их с данными и результатами, полученными в процессе адаптации их детей к учебной деятельности;

8) в течение адаптационного периода родители или законные представители учащихся должны быть особенно терпимы и внимательны по отношению к своим детям, избегать чрезмерных нагрузок, способствовать правильной организации дневного режима, который сопоставим с их возрастной категорией, а также должны помочь ребятам определиться с внешкольной деятельностью, чтобы создать баланс между учебой и хобби.

Библиографический список

3. Вереникина И.М. Психологические условия перестройки отношения детей к учебной деятельности на рубеже подросткового возраста. Москва, 2005.

4. Веттенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. Москва, 2006.

5. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. Школа и психическое здоровье учащихся. Под редакцией С.М. Громбаха. Москва, 2005.

6. Бадоева С.А. Социально-психологические проблемы адаптации и дезадаптации первоклассников. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ярославль, 2007.

7. Цукерман Г.А. Десяти- двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии. Вопросы психологии. 2008.

8. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Москва, 2019.

9. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.

References

1. Verenikina I.M. Psihologicheskie usloviya perestrojkiotnosheniya detejk uchebnojdeyatel'nostina rubezhe podrostkovogo vozrasta. Moskva, 2005.

2. Vettenberg E.V. Social'no-psihologicheskie faktory adaptacii k social'nym i kul'turnym izmeneniyam. Moskva, 2006.

3. Aleksandrovskaya 'E.M. Social'no-psihologicheskie kriterii adaptacii k shkole. Shkola ipsihicheskoe zdorov'e uchaschihsya. Pod redakciej S.M. Grombaha. Moskva, 2005.

4. Badoeva S.A. Social'no-psihologicheskieproblemyadaptaciiidezadaptaciipervoklassnikov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Yaroslavl', 2007.

5. Cukerman G.A. Desyati- dvenadcatiletnie shkol'niki: "nich'ya zemlya" v vozrastnoj psihologii. Voprosy psihologii. 2008.

6. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era. Moskva, 2019.

7. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.

Статья поступила в редакцию 21.02.20

УДК 37.013

Romanova Ye.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vladimir State University (Vladimir, Russia), E-mail: toromelena@mail.ru

THE INFLUENCE OF EMOTIONALLY-ORIENTED COMPETENCIES OF MINORS ON PREVENTION OF BULLYING AND CYBERBULLYING IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article presents grounds for the importance and necessity of formation of socio-emotional competencies that are important for social functioning and relations of minors with peers. An analysis of the negative consequences of victimization by bullying and cyberbullying in the educational environment allows to conclude the importance of social skills and emotional competencies that provide protection, a sense of satisfaction with one's life and mitigation of the mental health problems of minors. On the example of programs of socio-emotional development during the minor period, their positive influence on the creation of a favorable climate in the school environment is shown, which helps to reduce the likelihood of cyberbullying. Promising areas of research in this area are identified.

Keywords: emotional competence, self-regulation, bullying, cyberbullying, socio-emotional development, content of training, subjective well-being, mental health.

Е.Н. Романова, канд. пед. наук, доц., Владимирский государственный университет, г. Владимир, E-mail: toromelena@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ПРЕВЕНЦИЮ БУЛЛИНГА И КИБЕРБУЛЛИНГА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье дано обоснование важности и необходимости формирования социо-эмоциональных компетенций, важных для социального функционирования и отношений несовершеннолетних со сверстниками. Анализ негативных последствий виктимизации буллингом и кибербуллингом в образовательной среде позволяет сделать вывод о значимости социальных навыков и эмоциональных компетенций, обеспечивающих защиту ощущение удовлетворенности своей жизнью и смягчение проблем психического здоровья несовершеннолетних. На примере программ социо-эмоционального развития в период несовершеннолетия показано их положительное влияние на создание благоприятного климата в школьном окружении, что способствует снижению вероятности кибербуллинга. Определены перспективные направления исследований в этой области.

Ключевые слова: эмоциональная компетенция, саморегуляция, буллинг, кибербуллинг, социально-эмоциональное развитие, содержание обучения, субъективное благосостояние, психическое здоровье.

Одной из необходимых и основополагающих целей интегрального развития личности несовершеннолетнего является овладение способностью жить в обществе [1]. Совместное существование требует от него знаний и умений в отношениях и взаимодействии со сверстниками, учителями и другими сотрудниками образовательного учреждения. Формирование навыков совместного существования включает аспекты, являющиеся частью компетенции несовершеннолетнего в отношениях с другими людьми. Это означает знание того, как определять эмоции и чувства участников коммуникации, уметь улучшать свое понимание их эмоционального состояния и владеть навыками регулирования негативных эмоций, таких как гнев, страх, ненависть, презрение, вражда, ревность и т.п., проявляющихся в конфликтных ситуациях. Действительно, эмоционально грамотные несовершеннолетние демонстрируют более высокий уровень социальной поддержки и сохраняют положительные и здоровые социальные отношения, отвечая на эмоциональные потребности своих друзей. Более того, несовершеннолетние, владеющие навыками эмоциональной регуляции, передают неприятные настроения без обид, управляют эмоциональными конфликтами и вызовами эффективно. Следовательно, эмоциональным компетенциям может быть отведена ключевая роль в социальном функционировании и отношениях со сверстниками [2]. Однако, несмотря на признание значимости социальных и эмоциональных компетенций в развитии несовершеннолетнего, точная оценка их вклада в его жизненные достижения до сих пор кажется затруднительной. Причинами этого являются, во-первых, некоторые сомнения в возможности их точного измерения и достоверности; во-вторых, возможности формирования этого типа компетенций в процессе обучения; в-третьих, отсутствие понимания того, как их можно развивать в профессиональной среде.

Известно, что буллинг и кибербуллинг негативно влияют на мирное сосуществование несовершеннолетних в период обучения в школе. Буллинг в среде сверстников, конфликты и домогательства имеют тенденцию начинаться уже в младшем школьном возрасте. По мере взросления школьники в большей степени используют Интернет и мобильные телефоны, и с ними увеличиваются и случаи кибербуллинга. В связи с этим повышается необходимость в расширении аспектов исследования проблем кибербуллинга в среде несовершеннолетних. Создано ряд программ превенции традиционного буллинга и кибербуллинга [3, 4], однако программ, направленных на социально-эмоциональное развитие, включающих аспекты субъективного благополучия несовершеннолетнего, явно мало.

Различные определения кибербуллинга имеют общие положения о том, что он является агрессивным и намеренным действием группы или одного человека, осуществляемым постоянно посредством мобильных устройств или Интернета без согласия жертвы, которая не может прекратить эти агрессивные действия [5, 6]. Это все более усугубляющаяся проблема, которая существует во всем мире, не принимая во внимание культурные, географические и образовательные контексты. По данным ЮНЕСКО, кибербуллингу подвергаются от 5% до 21% детей и подростков во всем мире, и он проявляется преимущественно в индустриализованных странах. Так, в европейских странах случаи кибербуллинга возросли с 8% до 12% с 2014 по 2017 годы. Один из четырех случаев домогательств приходится на кибербуллинг, причем с возрастом эта пропорция растет - к 13 годам он составляет 36, 5% от всех случаев домогательств [7].

Психологические последствия кибербуллинга серьезнее, чем при традиционном буллинге по причине недостатка сдерживающих факторов, таких как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.