Научная статья на тему 'Возможность в конституционных нормах'

Возможность в конституционных нормах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОЗМОЖНОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННАЯ НОРМА / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ФОРМАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ / FORMAL OPPORTUNITY / POSSIBILITY / CONSTITUTION / LAW MAKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виссаров А.В.

В работе исследуются возможности конституционных норм, пути и способы перевода формальной возможности конституционных норм в реальную возможность, роль правотворческих органов в формировании различных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF CONSTITUTIONAL NORMS

In this paper we study the possibilities of constitutional norms, ways and means of translating formal possibilities of constitutional norms in the real possibility that the role of legislative bodies in the formation of various opportunities.

Текст научной работы на тему «Возможность в конституционных нормах»

Марийский юридический вестник

Выпуск 11

УДК 342.4

А. В. Виссаров

ВОЗМОЖНОСТЬ В КОНСТИТУЦИОННЫХ НОРМАХ

В работе исследуются возможности конституционных норм, пути и способы перевода формальной возможности конституционных норм в реальную возможность, роль правотворческих органов в формировании различных возможностей.

Ключевые слова: возможность, конституционная норма, правотворчество, формальная возможность.

Рассматривая проблему применения категории «возможность» в законодательстве, необходимо отметить следующее: сам термин, несмотря на достаточное количество возможностей, в нормативных актах употребляется не часто. Анализ Конституции России показывает, что в ней термин «возможность» непосредственно используется немного. Например, статья 19 ч. 3 закрепляет, что «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»1. В то же время конституционные нормы опосредованно содержат в своем тексте возможности правовых преобразований. То есть Конституция одновременно позволяет в определенных пределах уточнять и менять условия социального компромисса и реализовать правовые изменения, которые подтягивают наше общество и государство к уровню высших мировых достижений в сфере политико-правового развития.

В. Зорькин на своем сайте, в статье посвященной 20-летию Конституции РФ, отметил, что формальное закрепление положений в тексте Конституции -это всего лишь первый шаг на пути к тому реальному общественному согласию, которое нашему обществу еще только предстоит выработать1 2.

Социальная возможность, определяемая как способность образования качественно нового явления - права, органически связана с общественной, политической, экономической действительностью, находится, развивается вместе с ней. Развитие права не представляет собой чего-либо отличного от общего социального развития. Возможность трансформируется в действительность (правовые нормы) в правообразовательной деятельности законодательных органов. Выделение возможности в процессе правообразования есть не что иное, как научное отвлечение от цельного процесса.

Социальная действительность включает в себя правовую реальность, которая содержится в нормах Конституции РФ. Например, статья 1 определяет российское государство как социальное и правовое, обозначая эти качества не как цели, а как уже достигнутый результат. С точки зрения возможностного подхода мы можем отметить, что данная норма закрепляет возможности, которые в данный этап развития общества не могут реализоваться, поэтому нор-

1 Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 9. - Ст. 851.

2 URL: www.zorkin-poln.html.

24

2014

1. Российской Конституции - 20 лет

ма является формальной1. Хотя государственная власть осуществляет некоторые меры социального порядка, существование бедности является серьезной социально-экономической проблемой современной России. Государство не обеспечивает необходимого уровня жизни населения, не предоставляет ему необходимых социальных услуг и, следовательно, не является еще социальным государством.

Не завершена и правовая реформа, само законодательство далеко еще не совершенно. Продолжается судебная реформа, нарабатывается престиж судебной власти. Очевидно, что названные свойства пока остаются целью государственно-правового развития. Но, будучи непосредственно закрепленными в Конституции, они определяют поведение адресатов права.

Один из каналов оживления установленной формальной возможности, перевода данного положения в реальную возможность1 2, т. е. конкретное поведение участников права - законодательная деятельность. Перевод формальных возможностей конституционных норм на реальные отраслевые возможности -административного, трудового, гражданского, уголовного и т. д. - должен сопровождаться конкретизацией норм Конституции, выработкой процессуальных форм осуществления норм Основного Закона. На это ориентирует сама Конституция, в которой содержится более 100 отсылок или упоминаний законов в общей форме.

Необходимость конкретизации конституционных норм обусловлена тем, что многие нормы о правах граждан реализуются посредством отраслевого законодательства. Кроме того, Конституция всегда рассчитана на длительный период действия. Принимая конкретизирующие Основной Закон реальные возможности, прежде всего в форме федеральных конституционных законов, законодатель актуализирует нормы Конституции, полнее использует ее регулятивные, политические, социальные, нравственные возможности в интересах общества. Однако речь должна идти именно о конкретизации конституционных норм, детализации правомочий их субъектов, установлении процессуальных форм осуществления и средств защиты. Недопустимы отступление от буквы и духа Конституции, заложенных в ней ценностных ориентиров, ограничение круга предусмотренных конституционной нормой правомочий или носителей соответствующих прав и обязанностей. Такое отступление означает либо нарушение Конституции и, следовательно, оно антиконституционно, либо изменение Конституции, что также недопустимо, если не соблюдены необходимые условия и процедуры. Конкретизация является важным

1 См.: Виссаров А. В. Возможность в праве: классификация // Государство и право: актуальные вопросы истории и современности / ФГБОУ «Марийский государственный университет». - Йошкар-Ола, 2013. - № 10. - С. 81-82.

2 См.: Виссаров А. В. Виды возможностей в праве // Проблемы технологического и политико-правового развития общества в современных условиях: сб. материалов региональной научно-методической конференции / ЧГУ имени И.Н. Ульянова. - Чебоксары, 2012. - С. 6-15.

25

Марийский юридический вестник

Выпуск 11

условием реализации конституционных норм1. Следовательно, субъектам правотворчества необходима четкая и продуманная работа над формальными возможностями отдельных положений Конституции Российской Федерации с целью их обоснованного, последовательного перевода в реальные возможности через законодательную конкретизацию.

Возможность правообразования неотделима от свободы правовообразова-ния.

Свобода - категория многогранная, которую необходимо рассматривать в различных аспектах. В доктрине широко известно определение свободы как познанной необходимости. Познание законов действительности, познание законов общественного развития является одним из условий свободной деятельности личности и общества. Но эти законы «сами по себе как объективные связи и отношения ... не делают свободным ни общество, ни личность. Закон и необходимость открывают только возможность для такого действия»1 2, свободного действия. Возможность осуществляется, превращается в действительность посредством действий, причем реализуется, в конечном счете, только та возможность, которая совпадает с объективной необходимостью поступательного развития3. С другой стороны, «реализация необходимости предполагает существование различных возможностей»4, в самой объективной действительности заложены разнообразные возможности.

Из связи категорий «необходимость» и «свобода», «необходимость» и «возможность» вытекает онтологическая связь «свобода» - «возможность». С такой позиции свободу можно выразить в виде определенных возможностей, обладателями которых являются отдельные лица или их коллективные образования. Свобода открывается только на основе возможного, возможности определяют свободу5.

Понятие свободы тесно связано с понятием свободы воли. Нормодатель, кроме сознания, обладает волей, участвующей в принятии решения и в его реализации посредством действий. Воля обусловлена объективными обстоятельствами, окружающей средой, чем и определяются соответствующие возможности.

Но такая детерминированность воли не означает того, что субъект правотворчества лишен свободы сознательного выбора в пределах объективно необ-

1 Белкин А. А. Механизм конституционного воздействия на акты государственно-правового законодательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Л., 1983; Рабинович П. М., Шмелева Г. Г. Конкретизация правовых норм: Общетеоретические проблемы // Правоведение. - 1985. - № 6 и др.

2 Паркин В. Ф. Диалектика возможного и действительного // Некоторые вопросы диалектики объективного и субъективного в развитии социалистического общества. - Тула, 1969. -С. 68.

3 Шубняков Б. И. Свобода общества и личности. - Ярославль, 1967. - С. 25.

4 Молчанова Т. Н. Диспозитивность в советском гражданском праве: дис. канд. юрид. наук. - Свердловск, 1972. - С. 12.

5 Там же. - С. 25.

26

2014

1. Российской Конституции - 20 лет

ходимого и возможного1. «Объективная необходимость, определяя (детерминируя) человеческое поведение, проходит вначале через сознание и волю человека, и, следовательно, объективные требования к поведению индивида неизменно приобретают форму субъективно осознанных мотивов, влияющих на выбор поступка, т. е. необходимость определяет поведение человека опосредствованным образом»1 2.

Субъекты правообразования (индивидуально либо коллективно), в зависимости от присущих им особенностей, выбирают конкретный вариант поведения и действуют в соответствии с принятым решением. «Объективные обстоятельства обычно дают фактическую возможность различных вариантов поведения, из которых человек должен своим волевым решением выбрать определенный вариант»3. Так, действия, поступки, предопределяемые факторами объективного порядка, несут в себе черты индивидуальности, обусловленной особенностями самого субъекта.

Основываясь на связи свободы с волей человека, в науке сформулирована категория свободы через категорию возможность: свобода есть возможность для человека мыслить и действовать не по внешнему принуждению, а согласно своей воле4.

Свобода как возможность получает реальное выражение в правообразовании. Она выступает, в конечном счете, в виде нормотворческого акта.

Свобода правотворчества представляет собой избирательную деятельность, предполагает выбор и формализацию определенного варианта поведения. Такой выбор не есть формальная возможность абстрагироваться от множества вариантов. Выбор производится на основе знания субъектов об окружающем мире с учетом определенных критериев. Именно в таком ключе категория «возможность» понимается как обоснованная, объективированная реалиями социальной жизни сумма вариаций правообразования.

Конечно, в современный период в России основная роль в выявлении возможностей права, объективных потребностей правового регулирования принадлежит преимущественно государственным институтам. Однако, при этом остается проблема активизации возможности социальных институтов в процессе правообразования, вовлечения их в правообразующую деятельность. Задача как теоретическая, так и практическая, заключается в определении пределов участия общественных институтов (общественных организаций, объединений граждан, политических партий и т. д.) в формировании права путем закрепления формализованных гарантий. Участие государства как правового института необходимо «для возведения общезначимого права в общеобя-

1 Молчанова Т. Н. Диспозитивность в советском гражданском праве: дис. ... канд. юрид. наук. - Свердловск, 1972. - С. 12-13.

2 Мальцев В. Г. Социалистическое право и свобода личности. - М., 1968. - С. 50.

3 Александров Н. Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. - М., 1961. - С. 190.

4 Тугаринов В. П. Личность и общество. - М., 1965. - С. 61.

27

Марийский юридический вестник

Выпуск 11

зательный закон с надлежащей санкцией, для установления защиты правового закона»1. В связи со сказанным можно предположить, что возможность в праве не только юридическая категория, но это в определенной мере и политическая категория, зависящая от интересов государства, или точнее будет, если мы скажем - от интересов отдельных групп.

Перевод формальной возможности в реальную является задачей многих субъектов права. Формальная возможность может приносить не только положительный результат, но может иметь место нулевой итог, а в худшем случае - негативное последствие. Например, в Основном законе закреплены права и свободы человека, но они в силу определенных причин не всегда могут реализоваться, и субъект права, часто находясь в таком положении, привыкает к мысли, что государственный орган не соблюдает его права и свободы. Если государство нарушает права субъекта, то ему тоже можно иногда поступать вопреки норме права. Тем самым у субъекта может развиваться стойкое пренебрежительное отношение к формальным возможностям в праве и впоследствии - ко всему праву.

Следовательно, одной из важных задач правотворческого органа является обнаружение конституционных положений, исходных норм, правовых норм, имеющих формальную возможность и не могущих реализоваться. Независимо от деятельности науки, правотворческий орган обязан и сам проявить усилия, направленные на выявление действия норм права не через длительное время после принятия акта, а еще на стадии правотворчества. Ему необходимо осуществлять постоянное наблюдение за реализацией правовых норм, чтобы впоследствии при надобности корректировать. Представление информации правотворческим органом интересующим субъектам о возможностях правового акта, об их влиянии на волю и сознание людей во многом предопределяет успех будущих правовых актов. Таким образом, выявление формальных возможностей в праве и закрепление их в виде реальной возможности является одной из актуальных задач правотворческого органа.

При анализе вопроса о социальной действенности правового акта прогнозируется уяснение того, реализуются ли его нормы субъектами права, которым адресован данный акт. При этом очевидно, что причины препятствий перехода формальной возможности в реальную часто следует искать в нем самом: правовой акт не может достигнуть цели из-за своей неверной задачи. В данной взаимосвязи разумно не терять из виду тот факт, что сознательное или несознательное несоблюдение нормы права субъектами, которым он адресован, является лишь одним из многих обстоятельств того, что правовые нормы не достигают своего результата.

Таким образом, Конституция - это живая сложная система, которая чутко реагирует на политику, религию, экономику, социальную жизнь.

1 Нерсесянц В. С. Философия права. - М., 1997. - С. 65.

28

2014

1. Российской Конституции - 20 лет

A. V. Vissarov

THE POSSIBILITIES OF CONSTITUTIONAL NORMS

In this paper we study the possibilities of constitutional norms, ways and means of translating formal possibilities of constitutional norms in the real possibility that the role of legislative bodies in the formation of various opportunities.

Key words: possibility, the Constitution, law making, formal opportunity

ВИССАРОВ Анатолий Васильевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола

E-mail: vissar21@mail.ru

VISSAROV Anatoly Vasilievich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law of The Mari state University, Yoshkar-Ola.

E-mail: vissar21@mail.ru

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.