«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири
№1 (13). Апрель 2014 (http://md.islu.ru/)
УДК 81 ББК 81.055.1
С.А. Хахалова
ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СОСТЯЗАНИЙ СТУДЕНТОВ
В статье представлен опыт проведения ежегодной научно-практической студенческой конференции на базе Иркутского государственного лингвистического университета. Дан обзор программы конференции и подведены итоги.
Ключевые слова: студенческая наука; конференция; направления научных исследований; проекты;рекомендации
S. Khakhalova
ABOUT THE POSSIBILITY OF IMPROVEMENT OF INTELLECTUAL AND CREATIVE CONTESTS UNDER STUDENTS
This article deals with the exp^ri^nce of organizing the co^^^^e^ces fo^ the
State linguistic university in Irkutsk. There is the analyze of the main program and some important results.
Key words: Student science; the conference; directions of scientific studies; projects; recommendations
Традиционной возможностью совершенствования интеллектуальных и творческих состязаний студентов и молодых ученых стала научно-практическая конференция«НеделянаукиИГЛУ».ВрамкахНеделинаукиИГЛУ — 2014(3-6 марта 2014 г.) работали:
• 59 студенческих секций (60 в 2013г.), 3 (7 в 2013 г.) заседания «круглых столов»,по направлениям «Теория языка», «Германские языки», «Романские языки», «Русская литература», «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание»,《Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки», «Социальная философия», «Отечественная история, история международных отношений и внешней политики», «Общая педагогика, история
© Хахалова С.А., 2014
педагогики и образования», «Теория и методика обучения и воспитания», «Информационная безопасность», «Безопасность жизнедеятельности человека», «Библиотековедение, библиографиоведение и книговедение», «Совершенствование интеллектуальных и творческих состязаний», «Менеджмент», «Экономика и управление народным хозяйством», «Теория и история культуры», «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», «Туризм», а также 2 конкурса (1 в 2013 г.) научно-исследовательских проектов студентов ИГЛУ «Наука. Творчество. Перспектива» (очный этап), «Даешь web-молодежь ИГЛУ 2014» для студентов направления подготовки «Педагогическое образование» и педагогических специальностей и 3 мастер-класса.
• 11 (11 в 2013 г」магмстерскм_х секумй по направлениям «Теория языка», «Германские языки», «Русский язык», «Востоковедение», «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Теория и методика обучения и воспитания».
• 7 (10 в 2013 г.) секций молодых ученых и 1 круглый стол (2 в 2013г.) по следующим направлениям «Теория языка», «Германские языки», «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Теория и методика обучения и воспитания».
В Неделе науки ИГЛУ -2014 внедрены новые формы работы:
-мастер-классы на темы: «Электронно-библиотечные системы «Книга-фонд», «Руконт», «Лань»; «Электронные научные журналы на русском и иностранном языках»; «Интернет-библиотека СМИ Public.ru»;
- расширение проблематики исследований магистрантов с тематикой «Русский язык», «Востоковедение», «Информационные системы и процессы», «Теория и методика обучения и воспитания»;
- расширение проблематики исследований молодых ученых с тематикой «Теория и методика обучения и воспитания».
Пленарное заседание прошло по модели «профессор - аспирант - студент». На пленарном заседании выступил проф. О.А. Радченко, проректор ФГБОУ ВПО «МГЛУ» по региональному развитию, заведующий кафедрой профессио-
нальной коммуникации в области зарубежного регионоведения ИМО и СПН «МГЛУ» c докладом на тему «Личность лингвиста в свете нарративной лингвоисториографии». Аспирантка И.В. Григорьева выступила с апробацией результатов исследования по общей педагогике на тему «Информационнообразовательное пространство вуза как фактор формирования медиакомпетентности будущего педагога». Студенты кафедры русского языка и общего языкознания (А.П. Крупяник, Е.М. Семенюк, Е.А. Тюменцева, В.М. Федоров) под научным руководством к.ф..н.,доц. С.Г. Рябовой представили результаты годовой работы над научно-исследовательским проектом «Осмысление культурных феноменов как путь формирования инновационной личности. Святители Кирилл и Мефодий: прошлое, настоящее, будущее». Студенты сняли фильм, который был показан на пленарном заседании. Проводилась видео- и фотосъемка нескольких заседаний секций. Работа 3 секций (2 в 2013 г.) прошла в он-лайн режиме.
Общее количество участников научно-практической конференции составило 2325 человек (2353 в 2013 г.), в том числе 18 школьников. Общее количество докладчиков - 735 человек (824 в 2013 г.). Награждены грамотами - 68 человек (75 в 2013 г.). Награждены благодарственными письмами - 10 человек (22 в 2013 г.). Рекомендованы на повышенную стипендию за успехи в научноисследовательской работе - 20 человек (14 в 2013 г.). Рекомендованы на поощрение в приказе ректора - 108 человек (145 в 2013 г.). 18 (33 в 2013 г.) докладов были представлены школьниками, учителями школ. География участников охватывает города: Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Красноярск. В адрес учителей школ и учащихся были направлены 16 сертификатов участника и 10 благодарственных писем.
Анализ результатов научно-исследовательской активности студентов показал, что к участию в конкурсах могут быть представлены следующие проектные идеи:
«Южные диалекты американского варианта английского языка» (исполнитель И.А. Фалькович);
«Национально-оценочные значения зоонима «медведь» в русском и испанском языках» (исполнитель И.М. Терентьева);
«Портфолио выставки шаманского костюма во Франции» (исполнитель К.И. Павловец);
«Поэтическая метафора в произведениях Виславы Шимборской» (исполнитель А.П. Крупяник);
«Ирониякакфакторсозданияидиостиляписателя(наматериалероманаС. Минаева «The Телки») (исполнитель М.М. Дегтярева);
«Отражение смены традиционных гендерных стереотипов в романе Олега Роя и Дианы Машковой «Он & Она» (исполнитель Н.В. Львова).
Для участия во Всероссийском открытом конкурсе научноисследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI в. рекомендован проект “Новое в топонимике региона: названия коттеджных поселков г.Иркутска и Иркутского района”》(исполнитель - Е.В. Титаренко).
Для участия во Всероссийском молодежном конкурсе по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО» рекомендованы проекты:
«Микротопонимы в топонимической системе региона» (исполнитель -Ю.И. Бороздина);
«Концептосфера понятия «Дружба» во фразеологии русского, чешского и английского языков» (исполнитель - А.В. Антоненко);
«Семья как ведущий фактор формирования культурно-исторического мировоззрения личности» (исполнитель - А.А. Г аевая);
«Лингвокультурологические параметры концепта «Национальная еда» в языковой картине мира русских, англичан и украинцев» (исполнитель -Е.В. Титаренко).
Для участия во Всероссийском ежегодном конкурсе научноисследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся Юность, Наука, Культура рекомендованы проекты:
«Креолизованный текст англоязычной рекламы» (исполнитель -А.С. Зайцев);
«Нравственная деградация российского общества как угроза национальной безопасности» (исполнитель - Е.Н. Сумароков);
«Формирование культуры безопасности у детей дошкольного возраста» (исполнитель - Я.В. Клыпина).
Для участия в областной выставке научно-технического творчества молодежи в номинации «Лучший молодежный инновационный проект» рекомендован проект «Формирование межкультурной компетенции в процессе обучения русскому и английскому языку», исполнители - Гэ Сяоюань, Чжан Нин, Пан Баоцзюнь, Цзюнь Дунвэй.
Для участия во Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное Достояние России» рекомендованы проекты:
«Формирование медиаграмотности как обеспечение информационной безопасности личности» (исполнитель - Я.И. Багрий);
«Обучение правилам личной безопасности детей дошкольного и младшего школьного возраста» (исполнитель - Д.Н. Гаученова).
Анализ работы научно-практической конференции «Неделя Науки ИГЛУ 2014» позволяет сделать вывод о том, что увеличилась публикационная активность студентов (460 тезисов докладов приняты к публикации).
В рамках Недели Науки использована возможность для совершенствования интеллектуальных и творческих состязаний в формате: трибуна юного переводчика (кафедра перевода, переводоведения и межкультурной коммуникации, руководитель - доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой Е.Ю. Куницына), конкурс научно-исследовательских проектов «Наука. Творчество. Перспектива» (кафедра педагогики и управления образовательными системами, руководители - кандидат педагогических наук А.Г. Шумовская, кандидат педагогических наук, доцент О.Ф. Чупрова) и конкурс «Даешь web-молодежь ИГЛУ 2014» (кафедра педагогики и управления образовательными системами, руководитель - старший преподаватель - И.В. Григорьева).
Особо отметить следует отметить организацию и проведение конкурса «Даешь web-молодежь ИГЛУ 2014», заключительный этап которого проходит на Неделе науки (2011, 2012, 2013), И.В. Григорьевой, старшим преподавателем кафедры педагогики и управления образовательными системами.
Важным аспектом исследовательской работы является практическая, внедренческая составляющая научной работы. По итогам работы секций 104 научных работ были рекомендованы к внедрению в учебный процесс (60 работ в 2013г.).
Таким образом, формат проведения ежегодных научно-практических студенческих конференций является настоящей школой апробации результатов студенческой науки и площадкой для развития творческих интеллектуальных способностей.