Научная статья на тему 'Актуальные проблемы социально-педагогической теории и практики: анализ опыта всероссийских научно-практических конференций Томского государственного педагогического университета'

Актуальные проблемы социально-педагогической теории и практики: анализ опыта всероссийских научно-практических конференций Томского государственного педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1349
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL PEDAGOGY / SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE / ACTUAL PROBLEMS OF SOCIALPEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE / NETWORKING / TRAINING PROGRAM / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудина Елена Николаевна, Тужикова Татьяна Александровна, Дроздецкая Ирина Александровна

Представлен анализ опыта пяти научно-практических конференций, проведенных кафедрой социальной педагогики педагогического факультета Томского государственного педагогического университета. Показан широкий спектр актуальных проблем современной социально-педагогической науки и практики. Обозначена практическая результативность принимаемых решений по итогам проведенных конференций и описан опыт работы кафедры по сетевому взаимодействию с образовательными организациями региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудина Елена Николаевна, Тужикова Татьяна Александровна, Дроздецкая Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF SOCIAL-PEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE: ANALYSIS OF THE EXPERIENCE ОF ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE IN TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article presents the analysis of the experience of five scientific conferences, which took place at Social Pedagogy Department of the Pedagogical Faculty in Tomsk State Pedagogical University. It showns a wide range of current problems of modern sociopedagogical science and practice. Marks the practical effectiveness of the decisions made on the basis of the conferences and denotes the work experience of the department for networking with educational organizations in the region. The theme of the next conference is presented: “VI All-Russian scientific-practical conference “Modern problems of the theory and practice of social pedagogy: the development of the system of prevention of social deviance among teenfagers and young adults”.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы социально-педагогической теории и практики: анализ опыта всероссийских научно-практических конференций Томского государственного педагогического университета»

Е. Н. Дудина, Т. А. Тужикова, И. А. Дроздецкая. Актуальные проблемы социально-педагогической...

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 371.12.013.77:371.14 (063)

Е. Н. Дудина, Т. А. Тужикова, И. А. Дроздецкая

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ: АНАЛИЗ ОПЫТА ВСЕРОССИЙСКИХ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Представлен анализ опыта пяти научно-практических конференций, проведенных кафедрой социальной педагогики педагогического факультета Томского государственного педагогического университета. Показан широкий спектр актуальных проблем современной социально-педагогической науки и практики. Обозначена практическая результативность принимаемых решений по итогам проведенных конференций и описан опыт работы кафедры по сетевому взаимодействию с образовательными организациями региона.

Ключевые слова: социальная педагогика, научно-практическая конференция, актуальные проблемы социально-педагогической теории и практики, сетевое взаимодействие, программа повышения квалификации.

С 2011 г. кафедрой социальной педагогики педагогического факультета Томского государственного педагогического университета проводятся научно-практические конференции по социально-педагогической тематике. Направления их работы определяются актуальностью обостряющихся тех или иных социально-педагогических вопросов. Также в 2011 г. была определена фундаментальная тема «Современные проблемы теории и практики социальной педагогики», последующие конференции касались дополнительных ее аспектов, таких как работа с семьей (2012 г.), работа с молодежью (2013 г.), работа с детьми с особыми образовательными потребностями (2014 г.), развитие системы гражданско-патриотического воспитания в России (2015 г.). По материалам каждой научно-практической конференции издается сборник статей.

Отличительной чертой сложившейся традиции декабрьских конференций является, на наш взгляд, глубокая научно-практическая представленность их программ, широкая география участников (регионы России, Украина, Белоруссия, Литва). Готовящиеся к публикации материалы конференции включают работы педагогов-практиков из Витебска, Вильнюса, Красноярска, Севастополя, Перми и других городов России.

На примере последней V Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы теории и практики социальной педагогики: развитие системы граждан-ско-патриотического воспитания в России», прошедшей в декабре 2015 г., рассмотрим содержание наиболее важных концептуальных позиций в ее организации и проведении.

Заявленную тему конференции определило одно из приоритетных направлений государственной политики - формирование гражданственности и патриотизма, воспитание детей в духе уважения к национальным традициям в соответствии с традиционными российскими культурными, духовно-нравственными и семейными ценностями.

Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности. Вызовы времени, социальный заказ общества, государства, родителей в соответствии с ФГОС, накопленный педагогический опыт работы в данном направлении определили цель работы конференции, а именно поиск путей, ресурсов, форм и методов совершенствования современной социально-педагогической системы гражданско-патриотического воспитания в России и ее регионах. На основе заявленных направлений работы определилось пять тематических секций:

- гражданско-патриотическое воспитание детей в условиях учреждений дошкольного образования;

- школьный урок как форма гражданско-патриотического воспитания детей и подростков;

- гражданско-патриотическое воспитание подростков и молодежи: исследования, модели, проекты, программы;

- гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков средствами дополнительного образования и внеурочной деятельности;

- инновационные практики, методики и технологии работы по гражданско-патриотиче-скому воспитанию детей и подростков в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования.

107 выступивших с докладами определили работу пяти секций конференции.

Доклады, включенные в пленарное заседание, четко обозначили систему гражданско-патриотического воспитания, сложившуюся в стране на примере нашего региона. Начальник управления молодежной политики администрации города Томска Е. П. Вагнер вектор-но определил актуальные задачи молодежной политики г. Томска в сфере гражданско-па-триотического воспитания. Современные подходы к развитию гражданско-патриотическо-го воспитания в системе среднего профессионального образования были представлены в выступлении Ю. В. Калинюка, директора Асиновского техникума промышленной индустрии и сервиса. Внедрение сетевой модели гражданского образования в Томской области представила Е. Г. Сладкина, старший методист отдела развития государственно-общественного управления образованием ОГБУ РЦРО. Содержание работы в общеобразовательных учреждениях обозначила Е. А. Смирнова, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 196» г. Северска в докладе «Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения посредством организации коллективно-творческих дел и социальных проектов в общеобразовательной школе». Затронутые в пленарных выступлениях вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи инициировали активное их обсуждение. Присутствующие в аудитории уточняли позиции государственной власти, интересовались реализацией ряда проектов и вносили предложения по улучшению деятельности всех представленных системных компонентов на различных уровнях организации гражданско-па-триотического воспитания.

В рамках работы конференции прошли два мастер-класса, имевшие значительный успех у гостей конференции, магистрантов, студентов ТГПУ. Педагог дополнительного образования Дома детского творчества «У Белого озера», магистрант ТГПУ И. Г. Желнова провела мастер-класс по теме «Изготовление народной куклы как способ изучения национальных традиций в условиях дополнительного образования». Она представила систему работы по дополнительной образовательной программе, актуальные в условиях введения ФГОС формы и методы работы с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию,

формированию духовных и нравственных ценностей у школьников. Аспирант ТГПУ, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 32» г. Томска М. Е. Протасова провела мастер-класс по теме «Формирование гражданственности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности по лего-конструированию и робототехнике в условиях ФГОС», показав возможности образовательной робототехники в формировании гражданственности и патриотизма в современных условиях развития образования.

По итогам работы каждой секции внесены предложения, касающиеся путей решения проблем, связанных с гражданско-патриотическим воспитанием детей, подростков и молодежи. Рекомендовано распространение положительного педагогического опыта и его широкое тиражирование в практику системы образования Томской области и других регионов. Намечены пути совершенствования подготовки и переподготовки педагогических кадров в законодательно новых условиях, в том числе нового стандарта. Главными направлениями этой работы являются: создание условий для гражданско-патриотического воспитания детей, соответствующих требованиям ФГОС; подготовка педагогов по освоению современных социально-педагогических технологий по гражданско-патриотическому воспитанию, создание творческой среды при организации воспитательного процесса с использованием проектов и др.

Каждая проведенная научно-практическая конференция дает ценный опыт сотрудникам кафедры в организации сетевого взаимодействия вуза с представителями власти, структурными подразделениями департамента образования администрации г. Томска и департамента общего образования Томской области, с центрами города (например такими, как «Центр профилактики и социальной адаптации „Семья"», «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних „Луч"»), образовательными организациями разных уровней. Важно отметить, что итогами такого сотрудничества стала разработка и реализация несколько проектов. Один из них касается использования музейной педагогики в социально-педагогической работе со школьниками (руководитель творческой группы Т. А. Тужикова): более пяти лет школами г. Томска № 16, 32, 43, гимназиями № 26, 56 при поддержке кафедры социальной педагогики педагогического факультета ТГПУ реализуется сетевой проект «Музей ТДС (Томская духовная семинария) как среда духовно-нравственного воспитания и формирования коммуникативной культуры». Проект имеет широкий общественный резонанс в педагогической среде и получил Большую золотую медаль всероссийского конкурса «Мир молодости» (2012 г.). Программы по музейной педагогике для студентов и школьников, разработанные в рамках данного проекта, стабильно в течение последних двух лет входят в число лучших в России: они получили второе место во всероссийских конкурсах «Мои инновации в образовании» (2015 г.) и в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» (2014 год), проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации и Русской православной церковью.

Другой проект, направленный на взаимодействие с учреждениями дошкольного образования, инициирован после проведения конференции в 2012 г. «Актуальные проблемы социально-педагогической теории и практики: работа с семьей», в ходе которой выявлены дефициты дошкольных учреждений в социально-педагогических программах работы с семьями дошкольников и неготовностью кадров решать такого рода задачи. Профессорско-преподавательским составом кафедры под руководством А. Г. Яковлевой разработана и апробирована модель формирования и развития компетенций воспитателей в области сотрудничества с семьями дошкольников в условиях ДОУ. Апробация проходила на базе МА-ДОУ «Детский сад № 6» г. Томска в 2014 г. Системообразующим элементом подготовки

воспитателей стали курсы повышения квалификации, организованные по принципу корпоративного обучения и предусматривающие обеспечение теоретической, мотивационно-ценностной и практической готовности педагогов к сотрудничеству с семьей.

Также кафедрой социальной педагогики установлено партнерское взаимодействие с социально-реабилитационными центрами г. Томска. Итогом совместной работы стала реализация программы профессиональной переподготовки по специальности «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения» (252 часа). В 2015/16 учебном году группа слушателей приступила к обучению, уже имеются положительные отзывы о программе.

Таким образом, научно-практические конференции, проводимые кафедрой социальной педагогики, в ТГПУ являются важными научно-практическими и образовательными событиями для педагогической общественности: школьных учителей, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования. В ходе работы конференций и при подведении их итогов вырабатываются стратегии совместных действий и обозначаются приоритетные направления научных исследований, проводимых кафедрой; повышается мастерство педагогов и создается образовательная научно ориентированная среда для студентов факультета. На 2016 г. намечена тема VI Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы теории и практики социальной педагогики: развитие системы профилактики социальных девиаций среди подростков и молодежи», планируются новые встречи и развитие партнерства вуза с различными организациями и учреждениями.

Дудина Е. Н., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Тужикова Т. А., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Дроздецкая И. А., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 10.02.2016.

E. N. Dudina, T. A. Tuzhikova, I. A. Drozdetskaya

ACTUAL PROBLEMS OF SOCIAL-PEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE: ANALYSIS OF THE EXPERIENCE ОF ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE IN TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article presents the analysis of the experience of five scientific conferences, which took place at Social Pedagogy Department of the Pedagogical Faculty in Tomsk State Pedagogical University. It showns a wide range of current problems of modern socio-pedagogical science and practice. Marks the practical effectiveness of the decisions made on the basis of the conferences and denotes the work experience of the department for networking with educational organizations in the region. The theme of the next conference is presented: "VI All-Russian scientific-practical conference "Modern problems of the theory and practice

of social pedagogy: the development of the system of prevention of social deviance among teenfagers and young adults".

Key words: social pedagogy, scientific-practical conference, actual problems of social-pedagogical theory and practice, networking, training program.

Dudina E. N.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]

Tuzhikova T. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]

Drozdetskaya I. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.