Научная статья на тему 'Возможность применения опыта переводных программ американских местных колледжей в образовательной системе «Аграрный колледж - аграрный вуз»'

Возможность применения опыта переводных программ американских местных колледжей в образовательной системе «Аграрный колледж - аграрный вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONAL MODELS OF EDUCATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торбик Вячеслав Викторович

Повышается актуальность исследования образовательных систем государств, имеющих общепризнанные достижения в профессиональной подготовке. Особый интерес представляет аграрное образование, в частности региональные модели образования и сравнительный анализ процессов интеграции образовательных учреждений различных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An opportunity of application of translation programs from American local colleges in educational system agrarian college - agrarian university

The achievements and experience of the developed countries in education became more valuable for Russia nowadays. Agrarian education is of special interest and in particular the regional models of education and integration of different levels of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Возможность применения опыта переводных программ американских местных колледжей в образовательной системе «Аграрный колледж - аграрный вуз»»

РАЗДЕЛ VIII СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 3 77(73):63

В. В. Торбик

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА ПЕРЕВОДНЫХ ПРОГРАММ АМЕРИКАНСКИХ МЕСТНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ - АГРАРНЫЙ ВУЗ»

Реформы в аграрно-промышленном комплексе Российской Федерации, проводившиеся с 1991 г., сопровождались рядом негативных факторов, ко -торые привели, в первую очередь, к значительным изменениям в кадровом составе этой отрасли, к снижению занятости в сельскохозяйственном производстве. Низкая привлекательность условий сельского труда и его оплаты в сочетании с ухудшением социальной инфраструктуры, более низкое по сравнению с городским качество общего среднего образования сельского жителя и, следовательно, неравенство возможностей получения сельской молодежью по сравнению с городской профессионального образования, особенно среднего и высшего, обусловливают отток молодежи из села. Начинается процесс старения сельского трудоспособного населения, во многих регионах ощущается дефицит молодых квалифицированных кадров. Перечисленные негативные демографические последствия особенно заметны в аграрном регионе - Алтайском крае. В связи с решением проблем сельских территорий, созданием основ устойчивого социально-экономического развития села, обеспечением высокого качества жизни сельского населения и национальной продовольственной безопасности особенно повышается роль аграрного образования.

Актуальным является вопрос обеспечения массовости и доступности аграрного образования для сельской молодежи и формирования системы непрерывного аграрного образования на основе интеграции образовательных учреждений всех уровней.

Несомненно, повышается актуальность исследования образовательных систем государств, имеющих общепризнанные достижения в профессиональной подготовке. Особый интерес представляет аграрное образование США, в частности американские региональные модели образования, и сравнительный анализ процессов интеграции образовательных учреждений различных уровней, который позволяет оценить эффективность интеграционных процессов в российском образовании, разработать некоторые рекомендации по их оптимизации. В Алтайском ГАУ взят курс на подготовку к переходу на

международные стандарты, включая переход к двухуровневому высшему профессиональному образованию, а также возможное использование в организации и контроле учебного процесса системы «зачетных единиц». В связи с этим изучение международного опыта должно стать обязательным условием.

Анализ литературы показал, что к настоящему времени накоплен значительный научный фонд и опыт практической деятельности, которые создают предпосылки для совершенствования региональных моделей интеграции отраслевых учреждений среднего и высшего профессионального образования в Алтайском крае. Так, например, в 1988 г. был создан Алтайский учебно-научно-педагогический комплекс, ставший одной из первых российских региональных образовательных структур, где удалось на практике воплотить замысел создания единой образовательной системы, объединяющей все уровни образования - от детского сада до вуза. Этот комплекс продемонстрировал возможность партнерства образовательных учреждений разного уровня и позволил в 1999 г. перейти на новый этап развития интеграции образования в крае - к созданию Алтайского университетского школьнопедагогического учебного округа [1, с. 6]. К сожалению, интеграция учреждений аграрного образования Алтайского края до сих не получила такого же серьезного развития. Недостаточно изучены особенности интеграции учреждений образования на уровне «аграрный техникум (колледж) - аграрный университет», недостаточно изучен международный опыт, в частности, американский опыт реализации переводных программ в системе высшего образования, что затрудняет его адекватное использование в отечественной практике.

Участие автора в российско - американских образовательных программах (JFDP, 1994-95; RSEP, 2000-01), изучение литературы и доступных веб-ресурсов позволило исследовать опыт реализации переводных программ американских местных колледжей (community college), позволяющих их выпускникам переводиться в четырехгодичные или университетские колледжи на третий курс программы бакалавриата. Переводная функция местных колледжей рассматривается многими американскими авторами как основная для этих колледжей, посредством которой они реализуют свою миссию основного учебного заведения, обеспечивающего равный доступ к высшему образованию. Подчеркивается связь с демократическими ценностями американского общества: «Местный колледж, реализующий переводные программы с университетами, - это выдающийся способ демократического общества дать возможность наибольшему числу людей разумно воспользоваться высшим образованием. Это является подтверждением того, какую уникальную ценность представляет человек в нашем обществе, а также того, что это общество имеет будущее» [2, с. 5]. Согласно Уэллман, переводная программа в бакалавриатское учебное заведение является одним из важнейших воп-

росов государственной образовательной политики штата, и от его решения зависят многие аспекты работы высшего образования, включая доступ, объективность, экономическая доступность и эффективность, количество и качество присуждаемых степеней. Штаты, имеющие сильные переводные программы, снижают затраты на получение степени бакалавра; расширение доступа к высшему образованию снижает неравенство в успеваемости, ко -торое препятствует малообеспеченным студентам и представителям расовых меньшинств достигать получения степени» [3, с. 3].

Сравнительный анализ американского опыта переводных программ и опыта сокращенной программы подготовки специалистов на базе среднего профессионального образования, предлагаемой в Алтайском ГАУ, позволяет оценить эффективность последней, разработать рекомендации по ее совершенствованию. Сокращенные программы АГАУ реализуются по учебным планам с продолжительностью обучения до 3-3,5 лет (очное отделение) и 4 лет (заочное отделение), и также преследуют, среди прочих, цель расширения доступа сельской малообеспеченной молодежи к высшему аграрному образованию, что является особенно актуальным для такого крупного агарного региона Сибири, как Алтайский край.

Образовательная система «аграрный колледж - аграрный вуз» при реализации сокращенных программ руководствуется рядом нормативных документов федерального уровня, решениями отраслевых учебно-методических объединений. Недостатком является отсутствие соответствующей нормативной базы регионального уровня, что объясняется федеральной подчиненностью Алтайского ГАУ; взаимодействие АГАУ и ссузов регулируются договорами о совместной деятельности. На краевом уровне мероприятия по развитию системы непрерывного аграрного образования, взаимодействия высших и средних специальных учебных заведений, и по созданию единой образовательной системы в АПК Алтайского края предусматривались «Программой кадрового обеспечения АПК Алтайского края на 2001-2005 гг.», принятой Алтайским краевым Советом народных депутатов в декабре 2000 г. [4, с. 173], однако некоторые ее мероприятия не были выполнены, в частности, так и не была разработана концепция единой образовательной системы в АПК Алтайского края.

Также в рамках общественной организации - ассоциации ААНОК (Алтайский аграрный научно-образовательный комплекс), созданной в 2001 г., в которую наряду со всеми ведущими аграрными научно-исследовательскими учреждениями вошли все девять аграрных ссузов края и аграрный университет, вырабатывается единый для колледжей и техникумов согласованный учебный план, дающий возможность лучше интегрировать различные уровни профессионального образования.

Вопросы моделей согласования переводных программ на уровне штата и степени участия в этом процессе государственных ведомств по-прежнему

актуальны в США, хотя в некоторых штатах процесс их совершенствования непрерывно продолжается уже около 40 лет. Согласно результатам исследования политики согласования переводных программ всех 50 штатов [5], в 30 штатах проводится единая для всего штата политика согласования переводных программ, основанная на актах или резолюциях, принятых законодательным собранием штата; в 40 штатах при отсутствии в законодательстве штата нормативной базы относительно переводных программ ее иногда заменяют объединенные соглашения между высшими учебными заведениями всего штата, которые формулируют и поощряют сотрудничество между учебными заведениями на уровне конкретных факультетов. Мы считаем, что в Алтайском крае при реализации сокращенной программы подготовки специалистов в системе «аграрный колледж - аграрный вуз» формируется подобная политика.

Считаем целесообразным совершенствовать сотрудничество ссузов края с Алтайским ГАУ в области реализации сокращенных программ в рамках единого объединенного соглашения, которое объединило бы все учебные заведения, реализующие сокращенные программы с АГАУ, включая ссузы другого ведомственные подчинения. Необходимо дальнейшее совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы краевого уровня, что становится более актуальным в связи с передачей образовательных учреждений среднего профессионального образования, имеющих региональное значение, в ведение субъектов РФ.

По нашему мнению, региональная модель аграрного образования, основанная на краевых законодательных актах, позволит реализовать преимущества, на которые указывают американские авторы:

1) согласованность требований к общеобразовательным дисциплинам, изучаемым в двухгодичных колледжах в рамках переводной программы,

2) согласованный план, определяющий последовательность изучения обязательных дисциплин на каждом уровне образования,

3) проведение мероприятий, способствующих переводу студентов и их адаптации в четырехгодичном колледже, таких как консультирование, финансовая помощь, жилищное обеспечение [6, с. 1].

Заслуживают внимания такие американские формы единой региональной политики, как отчетность о переводах, когда для оценки эффективности переводных программ комиссии или департаменты высшего образования штатов в обязательном порядке регулярно собирают информацию о переводах и составляют аналитические отчеты (33 штата); стимулирование и финансовая помощь для поощрения переводных программ между местными колледжами и университетами, когда в некоторых штатах переводным студентам предлагается финансовая помощь, гарантируется признание переводимых кредитных единиц или приоритетное зачисление (18 штатов); единый для всего штата справочник по согласованию переводных программ,

помогающий будущим переводным студентам понимать все условия переводных программ (26 штатов) [5].

С точки зрения развития интеграции учебных заведений Алтайского края в системе «аграрный колледж - аграрный вуз» несомненный интерес представляют работы американских авторов, где предлагаются принципы создания эффективных единых для всего штата соглашений о согласовании переводных программ [6], даются рекомендации учебным заведениям штатов по активизации и усилению переводных программ [3, с. 45-48].

Выделение приведенного выше положительного на наш взгляд опыта американской системы образования не означает, что в ней нет негативных сторон, нерешенных проблем. Прогнозируется снижение числа выпускников бакалавриатских программ в области сельского хозяйства и связанных с ним отраслях и, следовательно, дефицит квалифицированных специалистов в аграрном секторе [7, с. 63]. Перед американскими сельскохозяйственными колледжами стоит сложная задача реагировать на быстрые изменения в современном сельском хозяйстве и адекватно строить подготовку будущих специалистов. Вместе с тем особенности развития американской высшей школы предлагают нам интересный опыт, который при вдумчивом отношении может быть эффективно использован для решения проблем российской системы образования в соответствии с современными требованиями.

Библиографический список

1. Лопаткин, В. М. Интеграционные процессы в региональной системе педагогического образования / В. М. Лопаткин: Монография. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - 162 с.

2. Eaton, J. S. Strengthening collegiate education in community colleges. - 1st ed. -San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1994. - 202 p.

3. Wellman, J. V. State policy and community college-baccalaureate transfer. - The National Center for Public Policy and Higher Education and The Institute for Higher Education Policy, 2002. - 58 p.

4. Сборник законодательства Алтайского края: Офиц. изд. Алт. краев. Совета нар. депутатов и адм. Алт. края. - Барнаул: Б.и., 2000. - N° 56, ч. 1: декабрь 2000 г. -2000. - 284 с.

5. ECS state notes: transfer and articulation policies, February 2001 / Education Commission of the States. - Denver, CO: Education Commission of the States, 2001. -21 p.

6. Ignash, J. M., Townsend, B. K. Evaluating state-level articulation agreement according to good practice // Community College Review. Electronic Journal of North Carolina State University. - 2000. - Vol. 28. - № 3.

7. Chamblee, M. T. Leadership and the Changing Face of Agriculture. Abstract. // NACTA Journal. - 2003. - Vol. 47. - № 4 - 63 р

8. Дахин, А. Н. «В Калифорнии я лучше понял особенности российского образования» // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 1. - С. 170 - 181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.