Научная статья на тему 'Возможность организации ролевого взаимодействия в профессиональной подготовке будущих педагогов-музыкантов'

Возможность организации ролевого взаимодействия в профессиональной подготовке будущих педагогов-музыкантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РОЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РОЛЕВАЯ ФОРМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суббота О. А.

В статье анализируются возможности формы обучения, основывающейся на проигрывании студентами условных ролей субъектов образовательного процесса. Использование различных технологий учебных взаимодействий помогает будущим учителям лучше понимать и принимать различные функции и роли, освоение которых в специально подобранных профессионально-ориентированных ситуациях обеспечивает развитие интереса к последующей педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суббота О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunity for organisation of educational role interaction in professional training of future music teacher

Capability of the training form based on students' playing of conventional roles of the subjects of educational process are analysed in the article. Using of various technologies of educational interactions promotes better understanding and accepting of various functions and roles by future teachers. Mastering of these functions and roles in specially created situations provides the development of interest in subsequent pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Возможность организации ролевого взаимодействия в профессиональной подготовке будущих педагогов-музыкантов»

О. А. Суббота

ВОЗМОЖНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ РОЛЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО

ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Работа представлена кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Г. С. Голошумова

В статье анализируются возможности формы обучения, основывающейся на проигрывании студентами условных ролей субъектов образовательного процесса. Использование различных

технологий учебных взаимодействий помогает будущим учителям лучше понимать и принимать различные функции и роли, освоение которых в специально подобранных профессиональноориентированных ситуациях обеспечивает развитие интереса к последующей педагогической деятельности.

Capability of the training form based on students’ playing of conventional roles of the subjects of educational process are analysed in the article. Using of various technologies of educational interactions promotes better understanding and accepting of various functions and roles by future teachers. Mastering of these functions and roles in specially created situations provides the development of interest in subsequent pedagogical activity.

Одной из интереснейших проблем при переходе современной системы образования в личностную парадигму является субъективизация педагогического процесса, транслирование личностных гуманистических ценностей от учителя к ученику. Это возможно только при условии продуктивной организации педагогического взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие как непосредственное или опосредованное воздействие людей друг на друга - есть основа и условие установления самых различных связей между субъектами образования.

В последние десятилетия «взаимодействие» как самостоятельное понятие начинает выделяться в педагогических слова-рях. В словаре нового педагогического мышления (1992 г.) приводится следующее толкование: взаимодействие - особая форма связи между людьми, процессами, действиями, явлениями, в результате которой происходит изменение их исходных качеств и состояний.

В словаре «Основы педагогических технологий» отмечено, что педагогическое взаимодействие - это особая форма связи между участниками образовательного процесса, она предусматривает взаимообога-щение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса, их координацию и гармонизацию.

В Российской педагогической энциклопедии (1999 г.) сказано, что педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между воспитателем и воспитуемым в ходе учебно-воспитательной работы и направ-

ленный на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие - одно из ключевых понятий педагогики, и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление это понятие получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, X. И. Лийметса и др.

Одним из путей подготовки квалифицированного учителя является обучение такому взаимодействию, которое может обеспечить иное качество и учебной и профессиональной деятельности, активизировать саморазвитие как учителя, так и ученика, их истинную субъектность в педагогической реальности. Одним из направлений такого взаимодействия является организация ролевых форм обучения.

Таким образом, формирование личности педагога-профессионала должно осуществляться в деятельности, по возможности моделирующей труд учителя, в ходе которой студенты будут поставлены перед необходимостью решать различные педа-готические задачи. Особенно важно обучать студентов образно представлять себе то или иное педагогическое явление, мысленно ставить себя в положение воспитанника и воспитателя.

Будущий педагог в процессе професси-ональной подготовки осваивает разнообразные жизненные и ситуативные роли: студента, педагога, успевающего, неуспевающего, исследователя и т. д. Предполагается, что совокупность этих ролей определенно влияет на формирование профессионально-значимых качеств личности.

В психологическом словаре «роль» трактуется как социальная функция личности;

соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие «роли» ввел в социальную психологию представитель символического интеракционизма Дж. Мид. Роль - нормированное поведение человека, занимающего определенное положение в группе (организации, обществе)1.

Социально-педагогический потенциал ролевого взаимодействия в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза необходимо использовать более активно. Тем более что роль учителя претерпевает существенные изменения. Учитель организует учебное коммуникативное пространство, помогает протеканию процессов учения, которые разворачиваются в ходе индивидуальной или групповой работы. Педагог все больше превращается в организатора и помощника своих питомцев, которые работают все более самостоятельно2.

Формирование осмысленного понимания студента о себе в роли учителя оказывает существенное влияние на процесс становления профессионально-педагогического комплекса, поскольку именно в ролевых предписаниях формулируются требования общества к профессиональному поведению и нравственным качествам личности учителя. Ролевые предписания могут быть глубоко восприняты личностью и стать установками, убеждениями. По мнению Ф. А. Фрадкина, в этом случае личность идентифицирует себя с группой и искренне стремится к реализации ожиданий группы.

Включение ролевого взаимодействия в процесс специальной вузовской подготовки оказывает определенное влияние на мотивацию деятельности студентов по овла-дению профессией. В данном случае важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения. Положительное отношение к профессии в сочетании с компетентным представлением о ней детерминирует формирование и других, более частных мотивов3.

Формирование реальных представлений

о будущей профессии и способах овладения ею должно осуществляться с самого начала обучения. Этому процессу должно способствовать подключение студентов к ролевому взаимодействию при изучении психолого-педагогических и частно-методических дисциплин. При этом психологически действенным является осознание того, какие конкретные сведения, включенные в тему занятия, имеют наибольшее профессиональное значение, где и каким образом они могут применяться, освоение каких профессиональных навыков без них невозможно4.

По нашему мнению, ролевое взаимодействие, организованное в процессе профессиональной подготовки педагога-музыкан-та, оказывает положительное влияние на развитие исполнительско-педагогического потенциала будущих специалистов. Необходимо выявление компонентов, способствующих воспитанию педагогической направленности обучаемых, пересмотр форм и методов осуществления познавательной деятельности. В результате мы приходим к выбору в пользу применения такой формы учебной работы, которая предполагает психолого-педагогическую ориентацию на будущую профессию.

Включение студентов музыкально-педагогического факультета в полиролевое вза-имодействие на занятиях исполнительского цикла значительно активизирует адаптационные процессы, направленные на дальнейшую профессиональную деятельность.

Обоснование педагогических условий, разработка профессионально-ориентированных ситуаций, анализ специфики учебного процесса создают предпосылки для внедрения технологий проблемного обучения. В зависимости от конкретных дидактических задач, вида подготовки студентов на всех уровнях в учебном процессе используются различные технологии обучения. Эти технологии включают в себя систему методов и приемов обучения и реализуются в различных формах учебного процесса. Наибольшее распространение получили такие формы и методы, как «метод разви-

вающего обучения», «метод активизации музыкального мышления», «метод формирования слухо-двигательных представлений при обучении игре на музыкальных инструментах», «системные методы обучения», «метод сочетания выполнения ближайших задач, связанных с текущей проблемой»; формы - индивидуальный урок, мелко-групповой урок, урок-концерт, тематическая лекция-концерт; внеурочные формы - участие в творческих коллективах. Использование перечисленных методов и форм как средств активизации учебного процесса возможно при межпредметной интеграции, что является одним из условий его оптимизации.

Таким образом, ролевая форма учебной работы в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов инициируется:

• спецификой деятельности педагога как организатора педагогического взаимодействия; необходимо развивать у каждого студента способность, готовность и умение быть как объектом, так и субъектом об-

щения; важно специально готовить учителя к функции объекта воспитания, испытывающего разнообразные воздействия со стороны своих воспитанников. Одним из средств такой подготовки может стать вовлечение студентов педагогических вузов в учебные ситуации, имитирующие реальную профессиональную деятельность с наделением их ролями участников педагогического процесса. Участие в такой деятельности способствует развитию адекватных представлений о профессии, формированию системы профессиональных знаний, умений, навыков, лучшему пониманию мотивов поведения участников образовательного процесса;

• необходимостью совершенствования процесса профессионально-педагогического обучения, для формирования социально-адаптированной личности будущего учителя, способного на новом, более современном, качественном уровне осуществ-лять полноценную деятельность в общеобразовательной школе, с учетом специфики избранной специальности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. С. 346.

2 Уваров А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. М.: МИРОС, 2001. С. 119.

3Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. С. 112. 4 Там же. С. 356.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.