Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей иностранных языков к системно-ролевой деятельности'

Подготовка будущих учителей иностранных языков к системно-ролевой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / SOCIAL ROLE / СИСТЕМНО-РОЛЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / TRAINING OF FUTURE TEACHERS / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SYSTEM-ROLE ACTIVITY OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Светлана Вячеславовна

В статье рассмотрена ролевая деятельность человека, определены понятия «роль» и «социальная роль»; дается подтверждение тому, что освоение ролей является важным условием развития личности; представлены основные функции и соответствующие им роли, выполняемые учителем иностранного языка. На основе экспериментальной работы выявлены педагогические условия, способствующие совершенствованию подготовки будущих учителей иностранных языков к системно-ролевой деятельности. Приведены примеры, доказывающие, что выбранные педагогические условия обеспечивают эффективность подготовки к системно-ролевой деятельности. Рассмотрены содержание и реализация спецкурса «Системно-ролевая деятельность учителя иностранных языков».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS FOR THE SYSTEM-ROLE ACTIVITY

The article considers role-playing activities, defines such notions as «a role» and «a social role», substantiates the idea of role development being an important condition for personality development. It presents the main functions and the relevant roles which a foreign language teacher performs. On the basis of the experimental work the pedagogical conditions contributing to the enhancement of future foreign language teachers’ training for the system-role activity are revealed. The examples proving that the chosen pedagogical conditions guarantee the effectiveness of the training for the system-role activity are provided. The author considers the contents and implementation of the special course.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей иностранных языков к системно-ролевой деятельности»

УДК 378. 016: 811.1

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ К СИСТЕМНО-РОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

TRAINING OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS FOR THE SYSTEM-ROLE ACTIVITY

С. В. Иванова S. V. Ivanova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассмотрена ролевая деятельность человека, определены понятия «роль» и «социальная роль»; дается подтверждение тому, что освоение ролей является важным условием развития личности; представлены основные функции и соответствующие им роли, выполняемые учителем иностранного языка. На основе экспериментальной работы выявлены педагогические условия, способствующие совершенствованию подготовки будущих учителей иностранных языков к системно-ролевой деятельности. Приведены примеры, доказывающие, что выбранные педагогические условия обеспечивают эффективность подготовки к системно-ролевой деятельности. Рассмотрены содержание и реализация спецкурса «Системно-ролевая деятельность учителя иностранных языков».

Abstract. The article considers role-playing activities, defines such notions as «a role» and «a social role», substantiates the idea of role development being an important condition for personality deve l-opment. It presents the main functions and the relevant roles which a foreign language teacher performs. On the basis of the experimental work the pedagogical conditions contributing to the enhancement of future foreign language teachers' training for the system-role activity are revealed. The examples proving that the chosen pedagogical conditions guarantee the effectiveness of the training for the system-role activity are provided. The author considers the contents and implementation of the special course.

Ключевые слова: социальная роль, системно-ролевая деятельность учителя, подготовка будущих учителей, педагогические условия.

Keywords: social role, system-role activity of a teacher, training offuture teachers, pedagogical conditions.

Актуальность исследуемой проблемы. Изменения в социально-политической и экономической жизни проявляются в том числе и в отношении общества к иностранному языку, а также в тех требованиях, которые общество предъявляет к уровню подготовки будущих учителей иностранных языков в конкретный исторический период его развития. Современная школа нуждается в творческих и активных учителях, способных выполнять различные профессионально обусловленные функции и роли.

В теории и практике педагогического образования накоплен интересный и многогранный опыт профессиональной подготовки учителей (С. В. Иванова [4], Л. В. Майкова [8], В. Г. Максимов [9], О. Г. Максимова [4] и др.). Отдельные аспекты проблемы подготовки будущих учителей иностранных языков рассмотрены в трудах Г. Л. Драндрова и Э. Ш. Зейнутдиновой [2], Л. А. Метельковой [10], Е. И. Пассова [11] и др.

Особое значение сегодня имеет подготовка будущего учителя иностранных языков к системно-ролевой деятельности.

В последнее время значительно активизировались исследования ученых, связанные с формированием личности педагога и совершенствованием его профессионального мастерства. Одним из направлений их научных поисков является разработка теории ролей, в том числе и теории системно-ролевой деятельности педагога. Здесь особого внимания заслуживает концепция совершенствования педагогических кадров посредством подготовки учителя к системно-ролевой деятельности, разработанная казанским ученым Н. М. Таланчуком [14].

Э. Козиол [5], С. В. Иванова и О. Г. Максимова [4], В. Ю. Арестова, В. Г. Максимов, Н. Ю. Павлова и Н. Ю. Савчук [9] и др. рассмотрели педагогическую деятельность как систему профессионально обусловленных функций и ролей. В. П. Кузовлев, Е. И. Пассов и В. Б. Царькова [11], Н. А. Рунгш [12] выделили роли учителя иноязычной культуры.

К настоящему времени учеными разработан и ролевой репертуар современного учителя (В. И. Леви [6], Н. М. Таланчук [14], Э. Козиол [5] и др.).

По мнению ученых-педагогов, занимающихся вопросами системно-ролевой теории формирования личности учителя, чем выше его готовность и способность полноценно выполнять социально-профессиональные функции и роли, тем он совершеннее и гармоничнее как личность и как профессионал. Поэтому появилась потребность в подготовке будущего учителя иностранного языка к системно-ролевой деятельности при выполнении им своих профессиональных обязанностей в ходе учебно-воспитательного процесса, организуемого в педвузе.

Материал и методика исследований. Исследование проводилось на факультете русской филологии со студентами IV-V курсов. Автором были использованы методы психолого-педагогического исследования: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, анкетирование, педагогический эксперимент.

Результаты исследований и их обсуждение. В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой подготовка будущих учителей иностранных языков к системно-ролевой деятельности будет наиболее эффективной, если:

• применять современные педагогические технологии в сочетании с теоретической, методической и практической подготовкой будущих учителей к выполнению системно-ролевой деятельности;

• всемерно использовать возможности педагогической практики по иностранным языкам;

применять активные методы обучения в подготовке будущих учителей иностранных языков к выполнению профессионально обусловленных ролей;

• формировать у студентов положительную мотивацию к овладению системно-ролевой деятельностью и готовность к ее осуществлению;

• разработать и внедрить спецкурс «Системно-ролевая деятельность учителя иностранных языков».

В ходе исследования были раскрыты сущность понятия «роль» и содержание ролевой деятельности учителя; охарактеризована ролевая деятельность учителя иностранного языка; разработана система подготовки будущих учителей иностранных языков к системно-ролевой деятельности; теоретически выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия совершенствования подготовки будущих учителей иностранных языков к системно-ролевой деятельности.

Теория ролей изначально зародилась в зарубежной социологии и психологии в русле социогенетического подхода к изучению личности, сущность которого заключается в том, что особенности личности обусловлены структурой общества, способами ее социализации и складывающимися взаимоотношениями с окружающими людьми.

В нашей стране в середине 60-х годов проблемой теории ролей одним из первых заинтересовался Н. Д. Левитов [7]. В последующие годы в отечественной психологии была разработана ролевая концепция личности (В. А. Ануфриев [1]).

Применив к работе учителя ролевую теорию, согласно которой любая деятельность человека представляет собой ролевой набор, ученые Л. Б. Ительсон [3], В. Л. Леви [6], Н. М. Таланчук [14] и др. рассматривают действия учителя как сумму выполняемых им ролей. По мнению этих ученых, роль учителя - это нормативная система действий, определяемая профессиональным назначением учителя в обществе, реализация которой позволяет повысить эффективность педагогического процесса.

Следует отметить, что, разрабатывая теорию системно -ролевой деятельности педагога, ученые за основу взяли идею, высказанную в свое время американским социологом и психологом Дж. Тернером. Суть ее заключается в том, что члены общества, занимая определенные позиции, так же, как актеры придерживаются текста пьесы, должны придерживаться соответствующих норм. И если актеры должны выполнять указания режиссера, то члены общества должны выполнять требования тех, кто обладает властью и влиянием; так же, как актер должен реагировать на игру другого, члены общества должны взаимно корректировать свою реакцию друг на друга, как актеры обязаны реагировать на зрителей, так и члены общества принимают роль «обобщенных других», и, наконец, подобно тому, как актеры в зависимости от способностей дают свою интерпретацию роли, члены общества, обладающие различным представлением о себе, различными навыками проигрывания роли, имеют свои стили взаимодействия [15].

Человек не может быть свободным от исполнения ролей. Исследования ученых и практика доказывают, что вся его жизнь проявляется в деятельности и поведении, которые так или иначе связаны с выполнением личностью объективных социальных ролей. В процессе жизни каждая личность усваивает и выполняет свои социальные роли, а также ценности, нормы поведения и деятельности, выработанные предыдущими поколениями. Освоение социальных ролей является условием развития личности. Психологи отмечают, что, выполняя ту или иную социальную роль, человек усваивает общественный опыт и реализует свою собственную сущность. По мнению Ю. П. Сокольникова, роли учителя также задаются обществом. Взаимодействуя с большим количеством людей разного возраста и социального опыта, ему приходится выполнять в своей деятельности самые различные роли [13].

Изучение материалов, полученных учеными-педагогами в ходе разработки системно-ролевой теории формирования личности педагога, показало, что чем выше готовность и способность учителя полноценно выполнять профессиональные и социальные роли, тем он совершеннее и гармоничнее как личность и как специалист.

Анализ психолого-педагогической литературы, деятельности педагога-воспитателя, профессиограммы учителя иностранного языка, требований Госстандарта высшего профессионального образования к выпускнику педвуза позволил нам сделать вывод о том, что основными функциями учителя иностранного языка являются гностическая, прогностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная и контрольно-оценочная. Учеными определено содержание деятельности по их выполнению.

Это, в свою очередь, позволило нам определить основные роли учителя иностранного языка, выполняемые им как на уроке, так и во внеклассной работе. Ими, на наш взгляд, являются: исследователь, наблюдатель, аналитик, диагностик, психолог, проектировщик, сценарист, режиссер, культуртрегер, информатор, просветитель, оратор, организатор, артист, импровизатор, советник, собеседник, лидер, контролер, оценщик, корректировщик и др.

Таблица 1

Классификация основных ролей, выполняемых учителем иностранного языка

Основные функции Основные роли

Гностическая Исследователь, наблюдатель, аналитик, диагностик, психолог и др.

Прогностическая Исследователь, диагностик, аналитик и др.

Проектировочная Проектировщик, сценарист, режиссер и др.

Организаторская Культуртрегер, информатор, просветитель, оратор, организатор, артист, импровизатор, советник, собеседник, лидер, корректировщик и др.

Коммуникативная Культуртрегер, информатор, просветитель, пропагандист, оратор, организатор, артист, импровизатор, советник, собеседник, лидер, корректировщик и др.

Контрольно-оценочная Контролер, оценщик, корректировщик, психолог, аналитик и др.

Относительно каждой функции мы выделили лишь основные роли, которые учитель будет выполнять в процессе обучения школьников иностранному языку. Однако это не говорит о том, что педагогом не будут задействованы остальные роли, так как в своей деятельности в той или иной мере он будет реализовывать весь ролевой набор учителя. Практика показывает, что роли, выполняемые учителем, не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны и взаимообусловлены, выполнение одной роли предполагает выполнение другой. Но в зависимости от того, какая функция на данный момент является превалирующей, на первый план могут выступать разные роли. Мы попытались выделить только ряд основных ролей, выполняемых учителем иностранного языка, для того чтобы на их примере раскрыть процесс системно-ролевой деятельности, показать, что педагогическая деятельность существует именно в этой форме.

Это позволило нам сделать вывод о том, что, организуя процесс обучения в педагогическом вузе, необходимо учитывать обязательность подготовки будущих учителей к выполнению целого комплекса профессиональных ролей.

Нами была разработана структурная модель подготовки будущих учителей иностранных языков к системно-ролевой деятельности. К основным задачам мы отнесли: вооружение студентов знаниями о сущности и содержании системно-ролевой деятельности; выработку у будущих учителей умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач по обучению иностранным языкам школьников с использованием возможностей системно-ролевой деятельности; формирование у студентов положительной мотивации и готовности к выполнению системно-ролевой деятельности.

Изучая содержание работы по подготовке будущих учителей иностранных языков, мы выявили, что содержание дисциплин так или иначе способствует подготовке студентов к выполнению некоторых профессионально обусловленных ролей. Однако большая часть студентов испытывает значительные затруднения в выполнении таких ролей, как сценарист, артист, проектировщик, стратег, режиссер, сотрудник, импровизатор. При организации учебно-воспитательного процесса педвуза отсутствует подготовка студентов к профессиональной деятельности как к системе профессионально обусловленных ролей.

Для восполнения существующих пробелов нами был разработан и введен в учебный процесс спецкурс «Системно-ролевая деятельность учителя иностранного языка», который позволяет обобщить и актуализировать все знания, умения и навыки студентов по выполнению профессионально обусловленных ролей в обучении иностранным языкам учащихся, получить представление о ролевой деятельности человека, теоретические знания о сущности и содержании системно-ролевой деятельности учителя иностранного языка; овладеть умениями и навыками, необходимыми для решения задач в обучении иностранным языкам с использованием возможностей системно-ролевой деятельности, а также сформировать осознанную потребность и положительную мотивацию к использованию системно-ролевой деятельности в своей будущей профессии.

В ходе решения задач разработанной нами системы подготовки можно применять самые разнообразные формы организации учебного процесса: лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельную работу, коллоквиумы, консультации, конференции, педагогическую практику, курсовые и дипломные работы, олимпиады, беседы, конкурсы, КВН и др.

Овладению будущими учителями знаниями, умениями и навыками, необходимыми для системно-ролевой деятельности, и формированию положительной мотивации к ее осуществлению наиболее способствуют такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский, методы формирования общественного сознания, опыта поведения, методы стимулирования, а также различные средства обучения и воспитания студентов.

Критерием эффективности разработанной нами системы подготовки будущих учителей иностранных языков к системно-ролевой деятельности является результат -повышение уровня готовности студентов к выполнению профессионально обусловленных ролей.

В рамках нашего исследования мы исходили из следующего определения понятия «готовность»: готовность к выполнению системно-ролевой деятельности - это система, включающая в себя интеллектуальный (знания), деятельный или практический (умения), эмоционально-ценностный и потребностно-мотивационный компоненты и обеспечивающая эффективное выполнение выпускниками педвуза профессионально обусловленных ролей в обучении школьников иностранным языкам.

Анализ подходов психологов и педагогов к определению готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности показал, что она имеет уровневый характер, и позволил нам определить следующие ее уровни: низкий, средний и высокий.

В ходе экспериментальной работы мы провели анкетирование студентов четвертого и пятого курсов, прошедших педагогическую практику по иностранному языку. Наибольшие затруднения студенты испытывают при выполнении таких ролей, как сценарист, артист, проектировщик, стратег, режиссер, импровизатор, корректировщик, оценщик.

Свои трудности студенты объясняют тем, что у них нет знаний о системно-ролевой деятельности человека, в том числе и учителя, а также знаний и умений, необходимых для выполнения некоторых ролей.

В целях повышения эффективности подготовки к этой деятельности мы использовали вышеупомянутый спецкурс «Системно-ролевая деятельность учителя иностранного языка». Целью данного спецкурса является обобщение и систематизация всех полученных в других учебных курсах знаний, умений и навыков, связанных с выполнением системно-ролевой деятельности. Данный спецкурс предусматривал: формирование у студентов представления о сущности и структуре ролевой деятельности человека, возникновении и развитии ролевой теории; формирование у студентов научного представления о целостной структуре педагогической деятельности как системе профессионально обусловленных ролей; вооружение их теоретическими знаниями о сущности и содержании системно-ролевой деятельности в обучении иностранным языкам; выработку у будущих учителей умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач по обучению иностранным языкам с использованием возможностей системно-ролевой деятельности; формирование у студентов осознанной потребности и положительной мотивации к системно-ролевой деятельности в своей будущей работе. Лекционный материал спецкурса содержит информацию о сущности и структуре ролевой деятельности человека; дает представление о педагогической деятельности как системе функций и профессионально обусловленных ролей; актуализирует цели, задачи, содержание, формы, методы и средства обучения иностранному языку; предоставляет возможность ознакомления с профессионально обусловленными ролями, выполняемыми учителем иностранного языка на уроках и во внеклассной работе, с их содержанием, формирует комплексное представление о знаниях и умениях, необходимых для этих ролей. Особое внимание уделено речевому искусству педагога и артистизму в структуре личности учителя. Практические занятия предусматривают овладение умениями, необходимыми будущему учителю для ролевой деятельности (упражнения на внимание, наблюдательность, для тренировки речевого аппарата, для выработки навыков правильного речевого дыхания, для совершенствования голосового аппарата, для развития интонационной речи и выразительности голоса, на перевоплощение; анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение различных педагогических задач; участие в ролевой игре и т. д.); приобретение опыта извлечения новой научно-методической информации и т. д. В целом теоретическая часть спецкурса дополняет имеющиеся у студентов знания по психолого-педагогическим и методическим дисциплинам, не дублируя их. Программа спецкурса предполагает интегративный подход к анализу педагогической деятельности учителя иностранного языка. Практическая работа направлена на формирование у студентов умений и навыков, наиболее важных для успешного выполнения профессионально обусловленных ролей учителя в процессе обучения иностранному языку школьников.

Результаты исследования в целом подтвердили эффективность разработанной нами системы подготовки будущих учителей к системно-ролевой деятельности учащихся.

Мы увидели большие изменения на примере таких ролей, как исследователь, статистик, стратег, проектировщик, сценарист, режиссер, просветитель, организатор, артист, импровизатор. Полученные нами результаты свидетельствуют о значительном повышении уровня готовности студентов к системно-ролевой деятельности. Следовательно, можно утверждать, что данные различия в уровне готовности студентов достигнуты благодаря проведенной в экспериментальной группе специальной работе по подготовке будущих учителей к выполнению профессионально обусловленных ролей.

В ходе экспериментальной работы мы убедились в целесообразности выделенных нами педагогических условий, позволяющих совершенствовать процесс подготовки будущих учителей иностранных языков к системно-ролевой деятельности. Правильность выбора педагогических условий подтверждается и результатами проведенного нами эксперимента (табл. 2).

Таблица 2

Уровни подготовки будущих учителей иностранных языков к системно-ролевой деятельности

Уровень До эксперимента (%) После эксперимента (%)

КГ ЭГ КГ ЭГ

Низкий 62,7 63,9 53,6 25,1

Средний 31,4 26,1 37,1 55,1

Высокий 5,9 10,0 9,3 19,8

Резюме. В свете изложенного можно сделать вывод, что разработанная нами модель системы подготовки будущего учителя иностранного языка и выявленные нами педагогические условия позволяют повысить уровень подготовки студентов к этой деятельности. Количество студентов экспериментальной группы, имевших низкий уровень готовности до формирующего эксперимента, после него значительно снизилось. Тогда как в контрольной группе изменение количества студентов с низким уровнем готовности было незначительное. Количество студентов, находящихся на среднем уровне готовности, в экспериментальной группе после формирующего эксперимента увеличилось почти в два раза, в контрольной - всего на 5,7 %. Мы видим также и увеличение почти вдвое количества студентов экспериментальной группы с высоким уровнем готовности. Это доказывает, что выбранные нами педагогические условия обеспечивают эффективность подготовки будущих учителей иностранных языков к системно-ролевой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ануфриев, В. А. Социальный статус и активность личности. Личность как объект социальных отношений / В. А. Ануфриев. - М. : Изд-во МГУ, 1984. - 287 с.

2. Драндров, Г. Л. Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка на основе коллективного способа обучении / Г. Л. Драндров, Э. Ш. Зейнутдинова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4 (72). Ч. 2. - С. 37-42.

3. Ительсон, Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения / Л. Б. Ительсон. - Владимир : Владимирский гос. пед. ин-т, 1970. - 268 с.

4. Иванова, С. В. Теоретические основы подготовки будущих учителей к системно-ролевой деятельности в нравственном воспитании учащихся / С. В. Иванова, О. Г. Максимова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2003. - 167 с.

5. Козиол, Э. Социально-педагогический анализ профессиональных ролей учителя-воспитателя: теория и практика подготовки классного руководителя в Республике Польша : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 /Э. Козиол. -М., 1991.-43 с.

6. Леви, В. Л. Искусство быть другим / В. JL Леви. - М. : Знание, 1980. - 208 с.

7. Левитов, Н. Д. Теория ролей в психологии / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. - 1969. - № 6. -С. 150-158.

8. Майкова, Л. В. Формирование социальной активности у будущих учителей / Л. В. Майкова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 2 (70). Ч. 2. - С. 159-163.

9. Максимов, В. Г. Системно-ролевая теория формирования личности педагога / В. Г. Максимов, О. Г. Максимова, Н. Ю. Савчук, О. В. Чернова, С. П. Руссков, С. В. Иванова, Н. Ю. Павлова, В. Ю. Арестова. - М. : Academia, 2007. - 536 с.

10. Метелькова, Л. А. Формирование у будущих лингвистов умений и навыков использования информационных технологий в профессиональной деятельности / Л. А. Метелькова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. - № 1(73). Ч. 1. - С. 94-99.

11. Пассов, Е. И. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность / Е. И. Пассов, В. П. Кузо-влев, В. Б. Царькова. - М. : Просвещение, 1993. - 159 с.

12. Рунгш, Н. А. Тендерный подход в подготовке будущих учителей иностранного языка к системно-ролевой деятельности / Н. А. Рунгш. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2008. - 103 с.

13. Сокольников, Ю. П. Общая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности / Ю. П. Сокольников. - М. ; Белгород : БГУ, 1997. - 31 с.

14. Таланчук, Н. М. Воспитание - синергетическая система ориентированного человековедения. Базисная концепция воспитательного процесса в школе / Н. М. Таланчук. - Казань : Дом печати, 1998. - 135 с.

15. Тернер, Дж. Структура социальной теории / Дж. Тернер. - М. : Прогресс, 1985. - 471 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.