DOI 10.47643/1815-1337_2023_2_82 УДК 342.7
ВОЗМОЖНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ POSSIBILITY OF CONSTITUTIONAL RESTRICTION OF RIGHTS AND FREEDOMS HUMAN AND CITIZEN IN THE RUSSIAN FEDERATION
СЕРКОВА Татьяна Валентиновна,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова». 150003, Россия, Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Советская, 14. E-mail: [email protected];
Serkova Tatyana Valentinovna,
candidate of Law, Senior Lecturer Department of Theory and History of State and Law
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Yaroslavl State University named after P.G. Demidova». 150003, 14 Sovetskaya street, Yaroslavl city, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина. Проанализированы нормы российского законодательства, содержащиеся в Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, решения Конституционного Суда РФ. Проведена классификация ограничений прав и свобод личности, приведены основания ограничения. В результате автор сформулировал определенные правовые позиции по данному вопросу.
Abstract: The article deals with the issues of the possibility of restricting the rights and freedoms of man and citizen. The norms of Russian legislation contained in the Constitution of the Russian Federation, federal constitutional and federal laws, decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation are analyzed. The classification of restrictions on the rights and freedoms of the individual is carried out, the grounds for the restriction are given. As a result, the author formulated certain legal positions on this issue.
Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, классификации, ограничения, Конституция РФ.
Keywords: human and civil rights and freedoms, classifications, restrictions, the Constitution of the Russian Federation.
Для цитирования: Серкова Т.В. Возможность конституционного ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации //Право и государство: теория и практика. 2023. № 2(218). С. 82-84. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_82.
For citation: Serkova T. V. Possibility of constitutional restriction of rights and freedoms human and citizen in the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 2(218). pp. 82-84. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_82.
Статья поступила в редакцию: 20.11.2022
В государствах с демократической формой правления правовой статус личности представляют главный политико-правовой институт, который объективно является показателем зрелости общества, достижением его цивилизационного развития. Институт представляет собой средство доступа личности к различным благам, как к материальным, так и духовным, к реализации своих интересов, к участию в осуществлении власти и волеизъявления в различных формах [1].
В Конституции РФ права и свободы не разделены и указаны вместе. Поэтому стоит различать, что права - это неотъемлемая, установленная законом возможность совершать активные или пассивные действия, направленные на реализацию своих интересов (к примеру, учиться). А свободы - это установленная законом возможность совершать какие-либо активные действия (например, объединение).
Помимо самого распространенного деления на виды существуют и иные:
Во-первых, они могут быть индивидуальными и коллективными. Причем большее количество из индивидуальных прав и свобод человека и гражданина могут реализовываться и коллективно, в то время как все коллективные права и свободы не могут осуществляться индивидуально. В качестве примера можем привести возможность собираться мирно, проводить демонстрации или митинги и ряд других.
Во-вторых, деление может происходить на права общие, которые охватывают достаточно широкий круг лиц, это, например права, имеющиеся у государственных или муниципальных служащих. Либо могут быть особенные, то есть принадлежащие меньшему кругу лиц, например, у судей.
В-третьих, права возможно разделить на основные и дополнительные. Примером здесь послужит право граждан России на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ), которое будет основным, а вот, реализовываться оно может различными способами. Самый яркий пример - это право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч.2 ст. 32 Конституции РФ).
В-четвертых, права делятся на абсолютные, значит не подлежащие ограничениям ни при каких обстоятельствам. Примером, конечно, будет право на жизнь, достоинство личности (ст. 20, 21 Конституции РФ) и другие. Как правило, это естественные права человека. Также, существуют права, которые возможно ограничить законодательным путем. Зачастую это позитивные права: свобода печати (ст. 29 Конституции РФ), тайна переписки (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) и другие [2].
Ограничение конституционных прав и свобод является одним из способов конституционно правового регулирования положения личности в обществе. Конституция РФ, демонстрируя в своих нормах фундаментальные положения об ограничениях прав и свобод человека и гражданина, таким образом, наглядно показывает принцип взаимоотношения человека с обществом и государством. Этот принцип заключается в
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
том, что человеку предоставляется свободы столько сколько возможно, индивид может поступать так, как желает. Однако, границы свободы очерчены, так как личность должна соизмерять свои права и свободы, потребности и поведение, в зависимости от интересов других людей, общества и государства в целом.
Поэтому однозначно можно утверждать, что обязательным условием существования общества, функционированием государства (всех органов власти на любом уровне), будет являться не только закрепление в Основном законе, федеральных законах ограничения прав и свобод человека и гражданина, но и механизма их реализации на практике в существующих правоотношениях [3].
Проблема ограничения основных прав и свобод неоднократно обсуждалась Конституционным Судом РФ, который рассматривая подобные дела, в своих постановлениях предлагал определенные правовые позиции по данному вопросу, в частности:
1. Характер и сами ограничения определяются Конституцией РФ. Законодатель не вправе сделать это произвольно;
2. У ограничений должны присутствовать цели, которые демонстрирует ст. 55 Конституции РФ. Именно глобальность этих целей оправдывает ограничение;
3. Только законы федерального уровня могут устанавливать ограничения прав и свобод;
4. Ограничения должны совпадать с конституционными целями, и должны применяться, когда другие средства защиты не могут быть использованы;
5. Ограничивать права не возможно, ссылаясь лишь на принадлежность человека к определенной религии, национальности, расе и
пр.;
6. Ограничения, закрепленные законодательно, не могут выходить за рамки ограничений, допускаемых международным правом. Нормы Всеобщей Декларации прав человека являются общепризнанными принципами и положениями международного права, которые Россия признает и они являются частью нашей правовой системы [4]:
Ограничения прав и свобод личности классифицируются в юридической доктрине.
В первом случае выделяют ограничения в зависимости от сферы, которую они ограничивают, например, в политических правах возможны ограничения избирательных прав.
Кроме того, ограничения делятся на постоянные и временные, то есть классифицируются они по времени действия. Первые содержатся в Конституции РФ и в федеральных законах, вторые - прямо обозначаются, когда возникает в них необходимость, например, при введении чрезвычайного положения одновременно вводят ряд запретов (митинги, демонстрации, приостанавливают деятельность некоторых политических партий и др.) [5].
Но есть ряд прав, которые указаны в ст. 56 Конституции РФ (право на жизнь (ст. 20), достоинство (ст. 21) и другие), перечень их носит закрытый характер. Они не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах, так как, во-первых, они являются абсолютными правами; во-вторых, они не могут вступить в противоречие с целями, указанными в ч. 2 ст. 55 Основного закона, а соответственно ограничению подлежать не могут.
Для того чтобы ограничение прав и свобод вступило в действие необходимы определенные основания, которые отражены в действующем законодательстве:
1. Ограничения общего характера, то есть права подлежат ограничению, но не сверх меры, а только в том объеме, который нужен для достижения целей ограничения: защиты основ конституционного строя, безопасности государства, нравственности и здоровья лиц и другое.
При наличии таких обстоятельств, как попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, массовые беспорядки, террористические акты и иные ситуации, где главной движущей силой является человек, могут быть введены дополнительные меры по ограничению прав и свобод населения.
Право граждан на мирные собрания, митинги, шествия и иные массовые мероприятия также может быть запрещено или ограничено (ст. 31 Конституции РФ).
2. Ограничения в условиях чрезвычайного положения возможны не только на основе норм Конституции РФ, но и соответствующего ФКЗ от 30.05.2001 N З-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
При чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера, экологических бедствиях может быть временно ограничено право человека на свободный труд, в том смысле, что может происходить принудительная мобилизация всего трудоспособного населения для проведения аварийно-спасательных и иных неотложных работ.
В нормах указанного ФКЗ закреплено, что меры, введенные в условиях чрезвычайного положения и предполагающие возможные ограничения прав и свобод, должны соответствовать международным обязательства РФ в области прав человека, не могут влечь за собой какую-либо дискриминацию индивида и подлежат реализации только в тех пределах, которые требует создавшееся положение.
Ограничение конституционных прав и обязанностей может происходить не только из-за определенной ситуации, но и в связи с особым положением отдельных категорий населения.
3. Основные права и свободы лиц могут быть ограничены в связи с их особым правовым статусом. Например, это должностные лица, военнослужащие, лица, находящиеся в местах лишения свободы, должники по исполнительному производству и другие.
Отдельное внимание стоит уделить категории лиц, содержащихся под стражей. Осужденный к лишению свободы несет наказание, выражающееся в ограничении его прав. В первую очередь это право на свободу передвижения и выбора места жительства (ст.27 Конституции РФ).
По ст. 22 Основного закона каждый имеет право на личную неприкосновенность, но у лиц, имеющих статус подозреваемых, обвиняе-
мых, осужденных, это право подвергается ограничению. Помещения, в которых они находятся (изоляторы временного содержания, тюремная камера), подвергаются обыску, равно как и они сами. А их вещи подлежат досмотру. Лица, находящиеся в местах лишения свободы имеют право вести переписку (ст. 20 ФЗ N 103), но их письма также подлежат досмотру. На этом примере можно увидеть, что их право на неприкосновенность частной жизни в данном случае ограничено (ст. 23).
Заключенные ограничены и в политических правах, направленных на участие граждан в государственной и общественной жизни. В частности, они ограничены в праве на объединение по ст. 30 Конституции. Осужденные не могут формировать политические партии, профессиональные союзы, но могут создавать, например, кружки по интересам (хоровые, театральные и др.).
Лица, находящиеся в местах лишения свободы не могут принимать участие в выборах (ч. 3 ст. 32); не имеют прав на проведение митингов, собраний или шествий (ст. 31), так как это может квалифицироваться как неповиновение или массовые беспорядки, что имеет определенные последствия.
Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью государства и общества, но, тем не менее, могут быть ограничены государством. Конституционные ограничения - это закрепленные в Конституции РФ пределы, в рамках которых возможно использование людьми своих прав и свобод. Цели ограничения отражены в ч. 3 ст. 55 Основного закона.
Конституционный Суд РФ допускает возможность ограничения конституционных прав и свобод соответствующими федеральными законами. Однако, такие ограничения должны соответствовать общим принципам права, отвечать требованиям равенства и справедливости, быть соразмерны конституционно значимым ценностям и целям. Данное правовое регулирование не должно посягать на сам суть конкретного права и приводить к утрате его содержания.
Библиогра фия:
1. Шахрай, С. М. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие / С. М. Шахрай. — М.: Статут, 2017. — 624 с.
2. Некрасов, С. И. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие / С. И. Некрасов. — М.: Юрайт, 2019. — 364 с.
2. Румянцев, О. Г. Основы конституционного строя России. Понятие, содержание, вопросы становления: монография / О. Г. Румянцев. — М.: Юрист, 1994. — 285 с.
3. Подмарев, А. А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина. Конституционные основы и правовые позиции Конституционного Суда России / А. А. Подмарев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2016.— № 4. — С. 9-15.
4. Козлова, Е. И., Кутафин, О. Е. Конституционное право России : учебное пособие / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2020. — 592 с.
References:
1. Shakhray, S. M. Constitutional law of the Russian Federation : textbook / S. M. Shakhray. — M.: Statute, 2017. — 624 p.
2. Nekrasov, S. I. Constitutional law of the Russian Federation: textbook / S. I. Nekrasov. — M.: Yurayt, 2019. — 364 p.
2. Rumyantsev, O. G. Fundamentals of the constitutional system of Russia. Concept, content, questions of formation: monograph / O. G. Rumyantsev. — M.: Lawyer, 1994. — 285 p.
3. Podmarev, A. A. Restriction of human and civil rights and freedoms. Constitutional foundations and legal positions of the Constitutional Court of Russia / A. A. Pod-marev // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2016. — No. 4. — pp. 9-15.
4. Kozlova, E. I., Kutafin, O. E. Constitutional law of Russia : textbook / E. I. Kozlova, O. E. Kutafina. — M.: Prospect, 2020. — 592 p.