К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЯХ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
И.А. Гиниатуллина, студент
Научный руководитель: И.Р. Аминов, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-2-295-298
Аннотация. В рамках данной статьи рассматриваются актуальные вопросы, связанные с конституционным понятием «ограничение прав и свобод человека и гражданина». В статье проанализировано понятие «конституционное ограничение прав и свобод человека и гражданина», а также были выявлены цели ограничения прав и свобод. Основной мыслью выступает идея соответствия выдвинутых законодательством ограничений прав общества положениям Конституции Российской Федерации, международным стандартам. Ограничения прав и свобод рассматриваются в условиях общего и особого правовых режимов - чрезвычайного и военного положений. Исследование базируется на анализе российского законодательства, международно-правовых документов и практике их применения.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, ограничение прав и свобод человека и гражданина, права и свободы человека и гражданина, ограничение прав, чрезвычайное положение, военное положение.
В настоящее время, согласно Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства» [1]. При реализации человеком собственных прав и свобод, которые противоречат интересам государства, соответственно Конституции РФ и в большинстве случаев международным правовым актам, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в рамках закона. Для недопущений таких разногласий или их предотвращения, государство устанавливает определенные рамки, закрепленные и регулирующиеся Конституцией РФ, которые называются «конституционные ограничения прав и свобод человека и гражданина».
Ограничение прав и свобод человека в свою очередь представляет собой специально предусмотренные в законодательстве запреты и пределы возможностей, которые необходимы для уменьшения количества вариантов различных действий.
Конституционные ограничения являются объективно необходимыми в соответствии с основополагающим принципам,
согласно которым, права человека заканчиваются там, где нарушаются права другого лица.
«Любое ограничение прав человека должно преследовать легитимную цель». В рамках своей научной статьи данную тему изучил А.А. Подмарев, который, ссылаясь на ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, отметил, что «целями ограничения прав и свобод индивида являются: защита основ конституционного строя, защита нравственности, защита здоровья, защита прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны, обеспечение безопасности государства» [2, с. 142].
Некоторые международно-правовые цели ограничений прав и свобод формулируются несколько иначе, чем в Основном законе России и помогают более точно понять, конкретизировать конституционные цели ограничений. А.А. Подмарев рассмотрел положения основных международных актов: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Пакта об экономических, социальных и культурных правах и Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод [1, с. 143]. Всеобщая декларация прав человека ставит целью «обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе [3]. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. ссылается на необходимость охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, прав и свобод других лиц, общественной безопасности, для уважения прав и репутации других лиц [4]. Пакт об экономических, социальных и культурных правах ограничивает права и свободы для способствования общему благосостоянию в демократическом обществе [5]. В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет цели в виде интересов государственной безопасности и общественного спокойствия, экономического благосостояние страны, предотвращение беспорядков или преступлений, охрана здоровья или нравственности, защита прав и свобод других лиц, охраны общественного порядка, территориальная целостность, защита репутации [6].
В целом, ограничения прав и свобод направлено в первую очередь на сохранение в обществе и в государстве стабильности и благосостояния в определенных жизненных ситуациях.
Условно выделяются девять «случаев» конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина, которые прописаны в самой Конституции РФ. Так, Конституции РФ запрещает общественные объединения, «цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности страны, подрыва безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой национальной розни» [1]. Ч. 3 ст. 17 ограничивает прав и свободы человека, если «его действия нарушают права и свободы других лиц» [1]. Кроме того, на основании судебного решения может быть ограничено право на тайну переписки, те-
лефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений. Действия, связанные с пропагандой и агитацией, возбуждающие классовую, религиозную, социальную, расовую и иную ненависть также ограничены определенной статьей Конституции РФ. Конституционные ограничения коснулись и экономическую сферу в целях недопущения монополизации и недобросовестной конкуренции и ограничения перемещения товаров и услуг при необходимости обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей [1]. Конституцией могут быть ограничены права человека и гражданина по владению, пользованию и распоряжению землей и другими природными ресурсами. Основной закон Российской Федерации закрепляет, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [1].
«Права человека заканчиваются там, где нарушаются права другого лица». Более значимым данный принцип становится тогда, когда речь идет о нарушении прав многих лиц. Так, в рамках научной работы С.Э. Несмеянова и Н.Е. Колобаева особое внимание уделяют вопросу ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения, когда в соответствии с федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков его действия [8].
Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ на всей территории России, на отдельных местностях на ограниченный срок. Статья 11 настоящего Федерального конституционного закона регулирует вопросы, связанные с ограничением прав и свобод в условиях чрезвычайного положения. В указе может быть прописан особый режим въезда на соответствующую территорию и выезда с нее; ограничение на въезд и пребывание на ней
иностранных граждан и лиц без гражданства; запрет или ограничение проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и иных массовых мероприятий; запрещение забастовок ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества. В особых случаях предусмотрено введение комендантского часа; ограничение свободы печати и других СМИ; приостановление деятельности партий; отселение жителей; введение карантина; мобилизация трудоспособного населения и другие меры [7].
Стоит отметить, что политические права граждан могут быть конституционно ограничены только при трех обстоятельствах: чрезвычайное положение, меры и временные ограничения в условиях чрезвычайного положения, пресечение массовых беспорядков. Лишь в этих случаях можно ограничить политические права граждан, в остальных происходит ущемление политических прав.
Необходимо учесть, что при вышеизложенных ситуациях не ограничиваются так называемые абсолютные права, перечисленные в ч. 3 ст. 56 Конституции: «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации». Это непосредственно право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, вероисповедания, на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека, и др». Не подлежат ограничению
право на судебную защиту, право на обращение в межгосударственные органы по защите прав человека, презумпция невиновности, право на юридическую помощь и иные права и свободы человека и гражданина [1]. Исключение допускается при введение военного положения. В условиях военного положения допускается ограничение права на свободу и личную неприкосновенность. Также в условиях военного положения арест, заключение под стражу допускается без судебного решения и на срок более 48 часов, что противоречит Конституционным положениям, регулирующие общественные отношения в мирное время [9].
Таким образом, гарантированные Конституцией права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в тексте самого же Основного закона государства. Случаи, когда допускаются ограничения прав и свобод человека и гражданина в подробном виде описаны в тексте закона. К наиболее необходимым к применению таких мер государством относят введение чрезвычайного и военного положений. С недавних пор актуальным стал вопрос об ограничении прав и свобод в условиях эпидемиологической обстановки, связанной с covid-19. Отсюда можно сделать краткий вывод о том, что в большинстве в своем ограничения усиливаются, если угроза стоит перед всем обществом. Именно поэтому при введении военного положения могут быть ограничены первичные права человека, но в первую очередь это делается ради всеобщего блага и защиты. Итак, предусмотренные Конституции РФ ограничения прав и свобод человека и гражданина являются уместными, так как предпринимаемые меры государством предотвращают разрушение нормального состояния общества в целом.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года).
2. Подмарев А.А. Вопросы ограничения прав и свобод человека и гражданина в современной конституции // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - №4 (99). - С. 141-145.
3. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).
4. «Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
5. «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
6. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984).
7. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N З-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении».
8. Несмеянова С.Э., Колобаева Н.Е. «Конституционное ограничение основных прав и свобод человека» // Российское право: образование, практика, наука. - 2018. - №3. - С. 1214.
9. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении».
ON THE QUESTION OF CONSTITUTIONAL LIMITATIONS OF THE RIGHTS AND
FREEDOMS OF HUMAN AND CITIZEN
I.A. Giniatullina, Student
Supervisor: I.R. Aminov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. Within the framework of this article, topical issues related to the constitutional concept of "restriction of the rights andfreedoms of man and citizen" are considered. The article analyzes the concept of "constitutional restriction of the rights and freedoms of man and citizen", and also identifies the goals of restricting rights and freedoms. The main idea is the idea of conformity of the limitations of the rights of society put forward by the legislation with the provisions of the Constitution of the Russian Federation, international standards. Restrictions on rights and freedoms are considered under the conditions of general and special legal regimes -states of emergency and martial law. The study is based on the analysis of Russian legislation, international legal documents and the practice of their application.
Keywords: The Constitution of the Russian Federation, restriction of the rights and freedoms of man and citizen, rights and freedoms of man and citizen, restriction of rights, state of emergency, martial law.