ВОЗМОЖНОСТЬ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ СПОСОБА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛАСТАЗЫ В РОТОВОЙ ЖИДКОСТИ
КОЛЧАНОВА Н.Э., КАРПУК И.Ю., ОКУЛИЧ В.К.
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
В продвижении науки и инноваций одна из главных проблем - недостаточно развитая и несбалансированная структура сектора исследований и разработок, а именно разрывы в инновационном цикле и переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к коммерческим технологиям. При этом отечественные научные учреждения, отдельные ученые и изобретатели столкнулись с совершенно новой для себя ситуацией, при которой результаты их интеллектуальной деятельности в виде НИОКР должны выступать в качестве товара на рынке технологий, когда нужно определять перспективные направления их коммерциализации, превращать их в товар, выбирать пути продвижения на рынок и получать в результате всех этих действий ощутимый коммерческий успех [3].
Целью являлось изучение возможности коммерциализации способа определения эластазы в ротовой жидкости.
Материал и методы
Разработанный способ определения эластазы в ротовой жидкости при его реализации на рынке должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к товару как элементу рыночного механизма, но при этом для результатов НИОКР существуют некоторыми особенности [1].
Рисунок 1 - Варианты формы товара на рынке технологий при продвижении научно-технических разработок.
Трансфер способа определения эластазы значительно повышает потенциал коммерциализации разработки. Началом трансфера разработки можно считать формирование технически реализуемой идеи, а завершением - доведение новой разработки до производства.
Рисунок 2 - Место трансфера и коммерциализации способа определения эластазы в процессе получения коммерческого эффекта от имеющегося научно-технического задела.
На практике трансфер и коммерциализацию способа определения эластазы возможно осуществить двумя основными способами:
1) «выталкивание на рынок» (techologi push) - разработчик отталкивается от имеющихся разработок и не столько приспосабливается к имеющемуся спросу на рынке, сколько пытается привлечь внимание к своей разработке и вызвать спрос на нее;
2) «втягивание на рынок» (marketing pull) - разработчик пытается определить возможный спрос на рынке (проведение маркетинга) и затем сориентировать на него разработку.
VESTNIK VITEBSKOGO GOSUDARSTVENNOGO MEDITSINSKOGO UNIVERSITETA, 2019, VOL. 18, N6
В данном случае способ определения эластазы в ротовой жидкости является перспективной для коммерциализации научно-технической разработкой. Стоматологические клиники, в связи с большим количеством профильных пациентов, испытывают потребность во внедрении разработанного способа в практическое здравоохранение с целью повышения качества диагностики и последующего лечения. Если сравнивать с литературными данными, то в настоящее время наиболее распространен (но далеко не всегда эффективен) вариант, при котором исследователи и разработчики, обладая знаниями и информацией о научно-технических разработках, о новых технологиях, продуктах или услугах, готовы сами заниматься их коммерциализацией.
Результаты и обсуждение
Коммерциализация имеющейся научно-технической разработки на стоматологическом рынке включает в себя как собственно процесс трансфера и коммерциализации во взаимодействии с потребностями и требованиями рынка, так и учет компонентов поддержки, способствующих этому процессу и получению коммерческого эффекта.
Основные трудности коммерциализации разработанного способа: превращение разработки в товар на стоматологическом рынке; разработка бизнес-плана и поиск партнеров и инвесторов среди учреждений здравоохранения; выбор формы коммерциализации на стоматологическом рынке.
В настоящее время наряду с общими характеристиками, присущими любому товару, способ определения эластазы ротовой жидкости имеет существенные преимущества: в первую очередь, является перспективной научно-технической разработкой; является новой и актуальной для стоматологического рынка, что подтверждается полученными двумя патентами; стоимость способа невысока, что связано с низкими затратами на используемые реактивы; в настоящее время способ определения эластазы является законченным и апробированным в клинике научно-техническим изобретением (имеется инструкция, утвержденная МЗ РБ); простота способа позволяет воспроизводить его в любой клинико-диагностической лаборатории; способ является безопасным и экологичным, не требует инвазивных методов забора ротовой жидкости; конкурентоспособен на стоматологическом рынке; имеет возможность адаптации к требованиям конкретной лаборатории для персонифицированного обследования пациента [1, 2].
Заключение
1. Способ определения эластазы в ротовой жидкости является перспективной для коммерциализации научно-технической разработкой. Стоматологические клиники, в связи с большим количеством профильных пациентов, испытывают потребность во внедрении разработанного способа в практическое здравоохранение с целью повышения качества диагностики и последующего лечения.
2. Существуют трудности коммерциализации разработанного способа в товар на стоматологическом рынке, для решения которых требуется проведение маркетинговых исследований, составление бизнес-плана, получение сертификата качества; проведение поиска актуальных коммерческих предложений, что позволит доказать научно-производственную и экономическую состоятельность разработки.
Литература
1. Метод определения активности эластазы ротовой жидкости для диагностики гнойно-воспалительных заболеваний че-люстно-лицевой области : инструкция по применению № 022-0415 : утв. М-вом здравоохранения Респ. Беларусь от 23.12.2015 / Н. Э. Колчановой, В. К. Окулич, А. А. Кабанова, А. И. Гончарова, Д. Е. Корнеева : разработчик Витебский гос. мед. ун-т. - Витебск, 2015. - 5 с.
2. Способ диагностики воспалительного заболевания челюстно-лицевой области : положительный результат предварительной экспертизы на выдачу патента № а20170012 / В. К. Окулич, А. А. Кабанова, А. И. Гончарова, Н. Э. Колчанова. -Опубл. 14.04.2017.
3. Kalchanava, N. E. Evaluation of the expression of oral liquid biomarkers in diagnostics of chronic Periodontitis / N. E. Kalchanava, V. K. Okulich, B. B. N. Ferchichi // Biol. Markers Fund. Clin. Med. - 2017 Dec. - Vol. 1, N 4. - P. 25-27.
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
КОРОЛЁВ М.Г.
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь
Ускорение социального развития и постепенный переход развитых стран к обществу постиндустриального типа коренным образом изменили образ жизни и стратегии межличностной коммуникации и мобильности. Дальнейшее развитие политики и экономики в ближайшие годы будет детерминировано получившими широкое распространение идеями инновационности, экологизма и глобального обмена информацией. Построение же подобного рода экономики знаний ставит новые вызовы перед национальными системами образования, которые призваны готовить конкурентоспособных специалистов для сохранения своих стран в авангарде мирового развития.
Экономика знаний — это новейшая стадия институциональной эволюции постиндустриального общества, основанная на растущей глобализации экономических и производственных процессов; информатизации общества и бизнеса; доступности современных информационно-коммуникационных технологий и информации; неуклонном возрастании знаний и интеллектуального капитала как ключевого ресурса, где основная роль отводится интеллектуальной собственности, креативному труду, непрерывному образованию и самореализации [1].
Республика Беларусь в последние годы много внимания уделяет развитию экономики знаний. Успехи и трудности в этом направлении были проанализированы профессорами А.В. Бондарем и А.В. Данильченко [1, 2]. Следует согласиться с ними, что в позитивном ключе сказываются сохранение традиций фундаментальной подготовки в системе высшего образования, быстрые темпы информатизации общества, реализация целого ряда социальных программ и целенаправленная политика по борьбе с коррупцией [2]. Одновременно существует и целый ряд проблем политического, экономического и организационного плана, анализ которых невозможен в отведённом объеме данного доклада.
Говоря о медицинском образовании, мы, в первую очередь, должны понимать неравенство отраслей знаний перед лицом глобального рынка. Так, например, IT-индустрия, медицина имеют универсальный характер, тогда как юриспруденция, агрономия — выраженную национально-государственную составлющую. В этой связи отрасли первой группы, с одной стороны, более притягательны для развития, а с другой, таят опасность «утечки мозгов» в страны с более высоким уровнем жизни и оплаты труда.
Экономика знаний на первое место ставит личностные компетенции специалиста, что предполагает развитие в процессе обучения таких важнейших умений, как умений систематизировать, анализировать, визуализировать.
Невозможно получить знания раз и навсегда. В потоке постоянно прирастающей информации нужно уметь в ней ориентироваться. Это предполагает регулярное наращивание собственных компетенций и непрерывную актуализацию знаний. Возможности современного специалиста должны выходить за рамки узкопрофессиональной компетенции. Современный врач немыслим без познаний в