Научная статья на тему 'Развитие экономики знаний: новые вызовы для системы образования'

Развитие экономики знаний: новые вызовы для системы образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Королёв М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие экономики знаний: новые вызовы для системы образования»

ВЕСТНИК ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2019, ТОМ 18, №6

Литература

1. Метод определения активности эластазы ротовой жидкости для диагностики гнойно-воспалительных заболеваний че-люстно-лицевой области : инструкция по применению № 022-0415 : утв. М-вом здравоохранения Респ. Беларусь от 23.12.2015 / Н. Э. Колчановой, В. К. Окулич, А. А. Кабанова, А. И. Гончарова, Д. Е. Корнеева : разработчик Витебский гос. мед. ун-т. - Витебск, 2015. - 5 с.

2. Способ диагностики воспалительного заболевания челюстно-лицевой области : положительный результат предварительной экспертизы на выдачу патента № а20170012 / В. К. Окулич, А. А. Кабанова, А. И. Гончарова, Н. Э. Колчанова. -Опубл. 14.04.2017.

3. Kalchanava, N. E. Evaluation of the expression of oral liquid biomarkers in diagnostics of chronic Periodontitis / N. E. Kalchanava, V. K. Okulich, B. B. N. Ferchichi // Biol. Markers Fund. Clin. Med. - 2017 Dec. - Vol. 1, N 4. - P. 25-27.

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

КОРОЛЁВ М.Г.

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Ускорение социального развития и постепенный переход развитых стран к обществу постиндустриального типа коренным образом изменили образ жизни и стратегии межличностной коммуникации и мобильности. Дальнейшее развитие политики и экономики в ближайшие годы будет детерминировано получившими широкое распространение идеями инновационности, экологизма и глобального обмена информацией. Построение же подобного рода экономики знаний ставит новые вызовы перед национальными системами образования, которые призваны готовить конкурентоспособных специалистов для сохранения своих стран в авангарде мирового развития.

Экономика знаний — это новейшая стадия институциональной эволюции постиндустриального общества, основанная на растущей глобализации экономических и производственных процессов; информатизации общества и бизнеса; доступности современных информационно-коммуникационных технологий и информации; неуклонном возрастании знаний и интеллектуального капитала как ключевого ресурса, где основная роль отводится интеллектуальной собственности, креативному труду, непрерывному образованию и самореализации [1].

Республика Беларусь в последние годы много внимания уделяет развитию экономики знаний. Успехи и трудности в этом направлении были проанализированы профессорами А.В. Бондарем и А.В. Данильченко [1, 2]. Следует согласиться с ними, что в позитивном ключе сказываются сохранение традиций фундаментальной подготовки в системе высшего образования, быстрые темпы информатизации общества, реализация целого ряда социальных программ и целенаправленная политика по борьбе с коррупцией [2]. Одновременно существует и целый ряд проблем политического, экономического и организационного плана, анализ которых невозможен в отведённом объеме данного доклада.

Говоря о медицинском образовании, мы, в первую очередь, должны понимать неравенство отраслей знаний перед лицом глобального рынка. Так, например, IT-индустрия, медицина имеют универсальный характер, тогда как юриспруденция, агрономия — выраженную национально-государственную составлющую. В этой связи отрасли первой группы, с одной стороны, более притягательны для развития, а с другой, таят опасность «утечки мозгов» в страны с более высоким уровнем жизни и оплаты труда.

Экономика знаний на первое место ставит личностные компетенции специалиста, что предполагает развитие в процессе обучения таких важнейших умений, как умений систематизировать, анализировать, визуализировать.

Невозможно получить знания раз и навсегда. В потоке постоянно прирастающей информации нужно уметь в ней ориентироваться. Это предполагает регулярное наращивание собственных компетенций и непрерывную актуализацию знаний. Возможности современного специалиста должны выходить за рамки узкопрофессиональной компетенции. Современный врач немыслим без познаний в

VESTNIK VITEBSKOGO GOSUDARSTVENNOGO MEDITSINSKOGO UNIVERSITETA, 2019, VOL. 18, N6

социологии, экономике, медицинской психологии, биомедицинском праве. Коммуникативные навыки в самом широком понимании становятся лакмусовой бумажкой конкурентоспособности. Среди них следует отметить:

— способность к критическому мышлению (которое невозможно без глубоких разносторонних знаний),

— креативность,

— умение комплексно решать задачи.

Медицина в нашей стране сегодня является хорошим примером развития экономики знаний. За 2013—2017 гг. в этой сфере защищено 452 кандидатские и докторские диссертации. При наличии мощнейшего научного и кадрового потенциала как основы, белорусские медицинские услуги успешно конкурируют с аналогичными услугами развитых стран. Соприкосновение с технологиями других отраслей позволяет создавать новые и уникальные образцы медицинского оборудования, тем самым реализуя потенциал знаний научных работников [1].

В то же время перед медицинским образованием стоит ряд проблем:

1. Беларусь пока недостаточно интегрирована в Европейское пространство высшего образования, что ставит вопрос о признании наших дипломов в мире и привлекательности обучения в нашей стране.

2. Патерналистские настроения среди молодёжи, которая в большей степени рассчитывает на государственную поддержку, чем на собственную конкурентоспособность (итоги мониторинга в ВГМУ ежегодно показывают, что около 40% студентов рассматривают своё обучение в вузе как способ получить диплом о высшем образовании и около 66% ожидают именно от государства решения вопроса с трудоустройством).

3. Занижение стоимости труда высокообразованных работников (уравнительный принцип) [2, с. 11], что в конечном итоге ведёт к трудовой миграции за рубеж.

4. Зависимость субъектов хозяйствования от административно-бюрократической системы, слабая связь бизнеса с университетско-научной средой, следствием чего является торможение развития инновационных процессов [2].

Это только ключевые вызовы, которые сегодня стоят перед белорусским медицинским образованием. Отдельно нужно рассматривать вопрос о содержании образования.

Таким образом, развитие экономики знаний требует от отечественного медицинского образования ответа на возникающие вызовы. Без этого мы рискуем навсегда отстать от протекающих глобальных процессов. Представляется, что средние университеты в большей степени соответствуют решению проблем: они опережают большие вузы в гибкости и при этом имеют достаточную базу и средства для развития.

Литература

1. Данильченко, А. В. Экономика знаний в контексте постиндустриального развития Республики Беларусь / А. В. Данильченко, С. А. Харитонович // Новости науки и технологий. - 2019. - № 1 (48). - С. 8-15.

2. Бондарь, А. В. Экономика знаний: содержание, перспективы развёртывания в Республике Беларусь / А. В. Бондарь // Экономическая теория в ХХ1 веке: поиск эффективных механизмов хозяйствования : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Новополоцк, 23-24 окт. 2014 г.) / под ред. И. В. Зеньковой. - Новополоцк : ПГУ, 2014. - Ч. 1. - С. 8-11.

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ МЕДИЦИНЫ

ПЛОТНИКОВ Ф.В.

Союз медицинских, фармацевтических и научно-образовательных организаций «Медицина и фармацевтика - инновационные проекты», г. Витебск, Республика Беларусь

Повсеместное развитие цифровой медицины на сегодняшний день является важным аспектом развития в сфере образования. Фармацевтическая промышленность РБ в настоящее время столкнулась с острой проблемой нехватки профессиональных кадров, способных работать в условия цифровой ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.