Научная статья на тему 'Кластерный подход к стратегии развития цифровой медицины'

Кластерный подход к стратегии развития цифровой медицины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к стратегии развития цифровой медицины»

VESTNIK VITEBSKOGO GOSUDARSTVENNOGO MEDITSINSKOGO UNIVERSITETA, 2019, VOL. 18, N6

социологии, экономике, медицинской психологии, биомедицинском праве. Коммуникативные навыки в самом широком понимании становятся лакмусовой бумажкой конкурентоспособности. Среди них следует отметить:

— способность к критическому мышлению (которое невозможно без глубоких разносторонних знаний),

— креативность,

— умение комплексно решать задачи.

Медицина в нашей стране сегодня является хорошим примером развития экономики знаний. За 2013—2017 гг. в этой сфере защищено 452 кандидатские и докторские диссертации. При наличии мощнейшего научного и кадрового потенциала как основы, белорусские медицинские услуги успешно конкурируют с аналогичными услугами развитых стран. Соприкосновение с технологиями других отраслей позволяет создавать новые и уникальные образцы медицинского оборудования, тем самым реализуя потенциал знаний научных работников [1].

В то же время перед медицинским образованием стоит ряд проблем:

1. Беларусь пока недостаточно интегрирована в Европейское пространство высшего образования, что ставит вопрос о признании наших дипломов в мире и привлекательности обучения в нашей стране.

2. Патерналистские настроения среди молодёжи, которая в большей степени рассчитывает на государственную поддержку, чем на собственную конкурентоспособность (итоги мониторинга в ВГМУ ежегодно показывают, что около 40% студентов рассматривают своё обучение в вузе как способ получить диплом о высшем образовании и около 66% ожидают именно от государства решения вопроса с трудоустройством).

3. Занижение стоимости труда высокообразованных работников (уравнительный принцип) [2, с. 11], что в конечном итоге ведёт к трудовой миграции за рубеж.

4. Зависимость субъектов хозяйствования от административно-бюрократической системы, слабая связь бизнеса с университетско-научной средой, следствием чего является торможение развития инновационных процессов [2].

Это только ключевые вызовы, которые сегодня стоят перед белорусским медицинским образованием. Отдельно нужно рассматривать вопрос о содержании образования.

Таким образом, развитие экономики знаний требует от отечественного медицинского образования ответа на возникающие вызовы. Без этого мы рискуем навсегда отстать от протекающих глобальных процессов. Представляется, что средние университеты в большей степени соответствуют решению проблем: они опережают большие вузы в гибкости и при этом имеют достаточную базу и средства для развития.

Литература

1. Данильченко, А. В. Экономика знаний в контексте постиндустриального развития Республики Беларусь / А. В. Данильченко, С. А. Харитонович // Новости науки и технологий. - 2019. - № 1 (48). - С. 8-15.

2. Бондарь, А. В. Экономика знаний: содержание, перспективы развёртывания в Республике Беларусь / А. В. Бондарь // Экономическая теория в ХХ1 веке: поиск эффективных механизмов хозяйствования : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Новополоцк, 23-24 окт. 2014 г.) / под ред. И. В. Зеньковой. - Новополоцк : ПГУ, 2014. - Ч. 1. - С. 8-11.

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ МЕДИЦИНЫ

ПЛОТНИКОВ Ф.В.

Союз медицинских, фармацевтических и научно-образовательных организаций «Медицина и фармацевтика - инновационные проекты», г. Витебск, Республика Беларусь

Повсеместное развитие цифровой медицины на сегодняшний день является важным аспектом развития в сфере образования. Фармацевтическая промышленность РБ в настоящее время столкнулась с острой проблемой нехватки профессиональных кадров, способных работать в условия цифровой ме-

ВЕСТНИК ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2019, ТОМ 18, №6

дицины, а также проводить современные научные исследования. Уникальной площадкой для решения данной проблемы является первый медико-фармацевтический кластер в Республике Беларусь - Союз медицинских, фармацевтических и научно-образовательных организаций «Медицина и фармацевтика - инновационные проекты».

Основной целью функционирования медико-фармацевтического кластера является комплексное решение проблем, связанных с разработкой, производством и реализацией инновационных продуктов на территории РБ. Основные направления деятельности медико-фармацевтического кластера - развитие существующих и создание новых компетенций участников кластера с целью достижения главной задачи - улучшения обеспечения населения жизненно важными лекарственными средствами и усиления конкурентоспособности фармацевтической промышленности, в частности за счёт внедрения в производство инновационных лекарственных средств как на территории кластера, так и в Беларуси в целом.

Подготовка кадров для медицины и фармацевтики начинается в медицинских учреждениях образования. Развитие потенциала студенчества, выход их на международный уровень - неотъемлемая составляющая обучения в Витебском государственном медицинском университете.

С целью повышения эффективности фармацевтического образования белорусским отделением Международной ассоциации фармакоэкономических исследований принято решение о создании на базе УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» студенческого подразделения.

Таким образом, медико-фармацевтический кластер призван разрабатывать и внедрять инновации в здравоохранение, что невозможно без подготовки кадров международного уровня.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ «УНИВЕРСИТЕТ 3.0»

ЦЕРКОВСКИЙ А.Л.

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

В настоящее время важнейшей задачей, стоящей перед системой высшего образования Республики Беларусь, является формирование активной, здоровой, конкурентоспособной личности профессионала и гражданина [1].

Для ее успешного решения необходимо создание творческого информационно-образовательного пространства, обеспечивающего формирование у студентов определенных индивидуальных качеств, среди которых особое место занимает конкурентоспособность их личности.

«Конкурентоспособность студента - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая её потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром» [2].

С 2016 года в ВГМУ сотрудниками кафедры психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК проводится исследование конкурентоспособности студентов (КС) в рамках НИР «Разработать программу формирования конкурентоспособности выпускника УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (ВГМУ)».

Базовый уровень КС студентов определялся с помощью теста В.И. Андреева «Каков уровень вашей конкурентоспособности», включающего в себя десять системообразующих качеств: 1) четкость целей и ценностных ориентаций; 2) трудолюбие; 3) творческое отношение к делу; 4) способность к риску; 5) независимость; 6) способность быть лидером; 7) стремление к непрерывному саморазвитию; 8) стрессоустойчивость; 9) стремление к непрерывному профессиональному росту; 10) стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда [1]. Практически все эти качества участвуют в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.