Научные конференции
УДК 23
Николай Сергеевич Щербатых, студент III курса бакалавриата Тульской духовной семинарии
Возможно ли совершение добродетели без Церкви по преподобному Иустину (Поповичу)
Аннотация. Данная работа заключается в попытке решения следующей задачи: возможно ли совершение добродетелей без участия в жизни Церкви. Решение этой проблемы предлагает нам преподобный Иустин (Попович). Мы попытаемся найти библейскую основу, на которую ссылается преподобный, а также обратимся к святоотеческому Преданию Церкви для подтверждения богословского мнения святого Иустина (Поповича).
Ключевые слова: добродетель, преподобный Иустин (Попович), нравственность, благодать, Церковь, Библия, Священное Предание Церкви.
Shcherbatykh Nikolai Sergeevich,
A student of the 3rd year of the bachelor's degree of the Tula Theological Seminary
[email protected] Religious organization - spiritual educational organization of higher education «Tula Theological Seminary of the Tula Diocese of the Russian Orthodox Church»
Is it possible to perform virtue without the Church according to the reverend Justin (Popovich)
Abstract. This work consists in an attempt to solve the following problem: is it possible to perform virtues without participation in the life of the Church. The solution to this problem is offered to us by the Monk Justin (Popovich). We will try to find the biblical basis to which the monk refers, and also turn to the patristic Tradition of the Church to confirm the theological opinion of Saint Justin (Popovich).
Key words: Virtue, Venerable Justin (Popovich), morality, grace, Church, Bible, sacred Tradition of the Church.
Научные конференции
Добродетель - эта та составляющая, без которой жизнь христианина в принципе не может полноценно существовать. Святая добродетель зарождается с помышлением о Христе, только через Него, как источник жизни, мы обретаем надежду на жизнь вечную. По мнению Иустина (Поповича), ветхозаветный человек не может совершить добродетель, так как она является "неосуществимым замыслом и безжизненной идей" [1, с. 47]. Данная мысль подтверждается словами царя Соломона: "И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все - суета и томление духа" (Еккл. 2, 11). Рассматривая добродетель с сотериологической точки зрения, мы выясняем, что главной целью жизни человека является соединение души с Богом-Творцом посредством совершения дел, угодных Богу. Таким образом, Соломон хотел показать, что без Бога все труды и дела становятся сплошным разочарованием и просто-напросто бременем жизни.
Преподобный авва Дорофей задавал вопрос святому старцу Варсанофию, спрашивал, каким путем мы достигаем спасения: трудом или смирением? Старец ему отвечал, что "сам по себе труд суетен и ни во что не вменяется" [2] и дал ему правильный ответ, цитируя стих из псалма: "виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя" (Пс. 24,18). Этим самым, дается указание на то, что труд не может быть принят Богом без духовной составляющей. Иными словами, в ветхозаветном мире добродетель является несовершенной, так как, по святому Иустину, подлинная добродетель явлена и установлена самим Господом Иисусом Христом, Который является совершенным образцом ее исполнения.
Безжизненная добродетель в природе ветхозаветного человека существует и по сей день. Преподобный говорит, что она пребывает в нашей жизни фактически во всем, а именно: в нехристианских религиях, философиях, этиках, социо-логиях, культуре и цивилизации в целом [1, с. 47].
Корнем добродетели является вера, только через нее мы можем постичь добродетель в большой или меньшей степени. Апостол Петр в своем соборном послании пишет: "Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель" (2 Петр. 1, 5). Из этого следует упомянуть то, что вера является первостепенным связующим для добродетели, потому что "без веры невозможно угодить Богу" (Евр. 11, 6).
Священное Предание Церкви дает указание на то, что Бог есть "всесовершен-ная добродетель", соответственно для ее истинного исполнения необходима сопричастность Богу, которая может быть только в Церкви. По словам священному-ченика Илариона Троицкого, только в Церкви возможен "подлинный прогресс и
Научные конференции
истинное спасение" [3, с. 52]. На сегодняшний день многие люди отделяют христианство от Церкви, тем самым совершая роковую ошибку. Христос является родоначальником христианства, следовательно, истина только за самим Христом, а истина в, свою очередь, закрепляется за следованием евангельской добродетели. Ириней Лионский не допускал ни в коем разе отделять христианскую истину от святой Церкви. "Не должно у других искать истину, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне собрали в неё всё, что относится к истине, так что каждый желающий берёт от неё питие жизни. Она есть именно дверь жизни, а все прочие - суть воры и разбойники" [4].
На сегодняшний день молодое поколение пропитано западным веянием антропоцентризма, когда во главу всего ставится человек, а не Бог. Это западное веяние себялюбия открыто противоречит богоустановленным истинам. Иисус Христос не научал нас себялюбию и гордости. Напротив, Он научал и побуждал нас к совершению добродетели, ибо "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1 Петр. 5, 5). Если человек желает быть чадом света (Ин. 12, 36) и стремится к познанию в духе истины (Ин. 4, 24), тогда туман греховности развеивается, а свет истины сияет, как драгоценный камень, посредством совершенной добродетели, которая неразрывно соединена с Церковью Христа.
Теперь необходимо задаться вопросом: когда Иисус Христос научил нас добродетели? В какой момент евангельской истории это случилось? Преподобный Иустин указывает на Нагорную проповедь, описанную в евангелиях от Матфея и Луки. Митрополит Иларион Алфеев охарактеризовал Нагорную проповедь Христа как духовную программу для нас, представляющую квинтэссенцию всей добродетели [5]. Заповедь преподобный Иустин называет этическим догматом Церкви [1, с. 49], а догмат, как нас научает Церковь, должен реализоваться в жизни христианина на практике. Просто согласиться с догматом - это еще не означает, что ты его исполняешь и не означает то, что ты будешь подлинным христианином, потому что "Христианство - не в молчаливом убеждении, но в величии дела" [6] - пишет святой Игнатий Богоносец. Раб, который знает волю своего господина, но не будет ее исполнять, заслужит наказания. Таким образом, верный последователь Христа не должен уподобляться пустоцвету, а должен творить добродетель, ибо "вера без дел мертва" (Иак. 2, 17).
Стяжание благодати - это то, чего должен стремиться исполнить каждый из нас. Осуществить это возможно только через синергию благодати Божией и богоподобной свободы человека. Это все развивается по законам "богочеловеческой личности Христа действующим в Богочеловеческом Теле Христовом - Церкви
Научные конференции
и являющимся обязательным для каждого члена Церкви" [1, с. 49-50]. Иными словами, чтобы созидать благодать, необходимо принимать участие в таинствах Церкви. Необходимо сказать, что благодать Божия и богоподобная свобода человека всегда одинаковы и деятельны, но необходимо свою свободу направлять к жизни святой горней, а если мы не желаем творить добродетель, то мы обретаем мертвое состояние души, которое не приведет нас ко спасению.
Итак, когда добродетель имеет свою силу исполнения в жизни христианина, необходимо сказать про соработничество добродетели и таинства, так как Господь являет нам спасение и жизнь посредством этих двух аспектов. Совершая подвиг спасения своей души, таинство и добродетель составляют одно Богочеловеческое целое. Бог никого не заставляет следовать его воли, но дает человеку свободу выбора, чтобы принять или отвергнуть совершение добродетели и таинства.
Библиография
1. Иустин (Попович), архим. Православная Церковь и экуменизм. - Солунь: Издание Хиландарского Монастыря Святая Гора Афон, 1974.
2. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, прпп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^:// azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioann/rukovodstvo-k-duhovnoj-zhizni-v-otvetah-na-voprosy-uchenikov/274. (дата обращения: 01. 05. 2021).
3. Иларион (Троицкий), архим. Христианства нет без Церкви. - М.: Православная беседа, 1992.
4. Ириней Лионский, свщмч. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/ otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/3_4. (дата обращения: 01. 05. 2021).
5. Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Нагорная проповедь. Кн. 2._[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/ Ilarion_Alfeev/iisus-hristos-zhizn-i-uchenie-nagomaja-propoved-kniga-2/1. (дата обращения: 02. 05. 2021).
6. Игнатий Богоносец, свщмч. Послание к Римлянам. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antiohijskij/poslanie-k-от^шт/. (дата обращения: 03. 05. 2021).