Научная статья на тему 'ПРЕПОДОБНЫЙ ИУСТИН (ПОПОВИЧ) ЧЕЛИЙСКИЙ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ'

ПРЕПОДОБНЫЙ ИУСТИН (ПОПОВИЧ) ЧЕЛИЙСКИЙ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРП. ИУСТИН (ПОПОВИЧ) / ВКЛАД ПРП. ИУСТИНА В ЦЕРКОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куренков Алексий

В статье рассматриваются основные принципы педагогической деятельности прп. Иустина (Поповича) и его вклад в православное богословие и церковное образование. Определена его роль в развитии православной образовательной системы. Главным выводом является утверждение о том, что, по мысли прп. Иустина, духовная образовательная сфера должна основываться на евангельских принципах, христоцентричности, теоцентричности, что способствует формированию целостной духовно-нравственной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ST. JUSTIN (POPOVICH) OF CELIA AND HIS CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN THE ORTHODOX CHURCH

The article discusses the basic principles of the pedagogical activity of the PRP. Justinus (Popovich) and his contribution to Orthodox theology and Church education. Its role in the development of the Orthodox educational system is determined. The main conclusion is the statement that, according to the idea of the Prp. Justina, the spiritual educational sphere should be based on evangelical principles, Christ-centricity, theocentricity, which contributes to the formation of a holistic spiritual and moral personality.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДОБНЫЙ ИУСТИН (ПОПОВИЧ) ЧЕЛИЙСКИЙ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

Научные конференции

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ВТОРЫЕ ИУСТИНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

(12 июня 2021 года)

УДК 27-75

Протоиерей Алексий Куренков, ректор Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), кандидат философских наук, г. Белгород, Россия

Преподобный Иустин (Попович) Челийский и его вклад в развитие образования в Православной Церкви

Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы педагогической деятельности прп. Иустина (Поповича) и его вклад в православное богословие и церковное образование. Определена его роль в развитии православной образовательной системы. Главным выводом является утверждение о том, что, по мысли прп. Иустина, духовная образовательная сфера должна основываться на евангельских принципах, христоцентричности, теоцентричности, что способствует формированию целостной духовно-нравственной личности.

Ключевые слова: прп. Иустин (Попович), вклад прп. Иустина в церковное образование, развитие образования в Православной Церкви, духовное образование.

Archpriest Alexy Kurenkov, Rector of the Belgorod Orthodox Theological Seminary

(with a missionary orientation), Candidate of Philosophy, Belgorod, Russia

St. Justin (Popovich) of Celia and his contribution to the development of education in the Orthodox Church

Annotation. The article discusses the basic principles of the pedagogical activity of the PRP. Justinus (Popovich) and his contribution to Orthodox theology and Church

Научные конференции

education. Its role in the development of the Orthodox educational system is determined. The main conclusion is the statement that, according to the idea of the Prp. Justina, the spiritual educational sphere should be based on evangelical principles, Christ-centricity, theocentricity, which contributes to the formation of a holistic spiritual and moral personality.

Keywords: st. Justin (Popovich); contribution of the prof. Justina in ecclesiastical education; development of education in the Orthodox Church; spiritual education.

Одним из выдающихся православных апологетов ХХ столетия является светильник Сербской Православной Церкви, архимандрит, преподобный Иустин (Попович). Родился он в день празднования Благовещения Пресвятой Богородицы в 1894 г. и умер так же в этот праздник в 1978 г., прожив 84 года [13].

Преподобный Иустин - христианский философ, богослов и подвижник, автор множества религиозно-философских, нравственно-аскетических трудов, публикаций на духовную тематику. Он некоторое время был миссионером, его многие желали видеть в качестве епископа, однако, в силу своего смирения, он был вынужден отказаться. Отец Иустин был преподавателем в православной духовной семинарии в Битоле (Сербия), доцентом Теологического факультета в Белграде [12].

Следует сказать о том, что непоколебимость о. Иустина в отношении православного вероучения и Церкви нередко многих раздражала, причем не только представителей богоборческой власти, но и некоторых представителей духовенства. В частности, прп. Иустин в лекциях, беседах и своих трудах крайне резко характеризовал экуменизм, осуждал его, при этом свои аргументы он основывал на Св. Писании и Предании, что вызывало недовольство со стороны защитников экуменической деятельности, в т.ч. и среди духовенства. В итоге, о. Иустину приходилось часто скрываться. Он не единожды был в заключении, а с конца 40-х годов ХХ века и до конца своих дней жил в сербском монастыре Челие [4].

В обители о. Иустин занимался переводами священных текстов, житий святых, творений св. отцов и издательской деятельностью. Известными его работами являются "Догматика Православной Церкви", "Подвижнические и богословские главы", "Подвижнические и гносеологические главы", "На богочеловеческом пути. Путь богопознания", "Достоевский о Европе и славянстве", "Философские пропасти", "Что такое святость и зачем православному христианину читать "Жития святых"?" [12], а также толкования отдельных частей Нового Завета и др.

Научные конференции

Отец Иустин выстраивал свои отношения с другими людьми, миром в целом, основываясь на евангельских принципах и идеалах. Он смотрел на человека сквозь призму Личности Христа Спасителя и Его подвига, и этот взгляд преподобного кардинально отличался от взгляда, присущего современной ему индустриально-материалистической эпохе модерна, в соответствии с которым теоцентрическое мировосприятие и христианский Бог перестали быть актуальными в развивающемся мире. И о. Иустин противостоял такому секулярному, отвергающему Бога, взгляду на мир. Он утверждал, что все истины мира, а точнее - одна единственная истина, концентрируется на Личности Богочеловека, Христа Спасителя [3, с. 217]. Человек есть образ и подобие Божие, и жизнь человека, по слову о. Иу-стина, настолько есть полноценная, истинная жизнь, насколько она наполнена Христом [2, с. 7].

Осуществляя свою преподавательскую деятельность, прп. Иустин критиковал секулярное направление современной цивилизации, которое дезориентирует и дезинтегрирует человека и фактически ведет его к самоуничтожению как существа, созданного по образу и подобию Божиему. Он говорил о том, что без Христа нет спасения ни миру, ни человечеству [10]. На этом убеждении он строил всю свою преподавательскую деятельность, стараясь следовать евангельским принципам, Преданию Церкви и прививать студентам христианские идеалы, которые, по его мнению, формируют целостную духовно-нравственную личность. Он заботился о воспитании и образовании молодежи в христианском духе, старался раскрыть перед студентами красоту и истинность Православия, заботясь о воцерковлении молодежи и развитии образовательной системы Православной Церкви.

Преподобный Иустин следовал православному вероучению, при этом он раскрывал догматические истины Церкви, называя ее гармоничной, синергийной Богочеловеческой общностью, в которой Бог находится на первом месте, а люди - на втором месте. При этом о. Иустин говорил о том, что отношения Бога и человека подразумевают синергию, т.е. совместное делание относительно спасения человека, содействие [8, с. 70]. Нарушение этого принципа в отношениях Творца и творения искажает духовную жизнь людей и, как следствие, ведет к обожествлению человека, к его культу и отпадению от Церкви [11].

Преподобный Иустин и жизнью, и учением, и преподаванием, и воспитанием свидетельствовал о Христе и об Искуплении, о Спасении, поэтому для своих учеников он был идеалом педагога, который всеми силами старался их уберечь от духовного невежества и заблуждения, от разврата, от либеральной секуляризации

Научные конференции

социума и разрушительных религиозных направлений посредством церковного образования.

Отец Иустин был прекрасно образован, а потому старался привить учащимся любовь и стремление к знанию. Он по-евангельски научил и воспитал немало богословов, религиоведов и многих направил на церковное служение. Он хорошо ориентировался в святоотеческом наследии, а потому был убежден, что чтение житий святых, которые он называл православной энциклопедией [2, с. 15], просто необходимо каждому христианину.

Вся его жизнь и работа в качестве преподавателя говорят о том, что он был живым и добрым свидетелем миру о Христе [3, с. 218]. Он внес неоценимый вклад в развитие сферы церковного образования и духовно-нравственного воспитания.

Прп. Иустин с сожалением отмечал, что современная светская система образования ХХ в. не воспитывает душу ученика, не закладывает нравственные основы. Он был озабочен духовно-нравственным воспитанием детей и подростков и говорил, что в каждом ребенке - много Христа, много небесного, божественного, вечного [6], что дети вмещают в себя крупинки неба на земле; "частицу небесной истины и бесстрастия" [7], дети являют нам Царство Небесное на земле. По мнению о. Иустина, если бы дети были во главе взрослых, то человечество "давно бы пришло в Царство Божие" [5]. Поэтому, будучи преподавателем, он старался научить семинаристов, студентов жить, прежде всего, по Евангелию и претворять евангельские истины в жизнь [4]. В этом подвижник и педагог видел главную цель воспитания в православной семинарии. Какая-либо иная цель, по его мнению, уводит от Христа [3, с. 219].

Иеромонах Макарий Симонопетрский отмечает, что прп. Иустин считал, что если преподаватель избегает тем о загробной жизни, смерти, о Страшном суде, о вечной жизни, о рае и аде, об ответственности за свои поступки в земной жизни, то такой преподаватель является не настоящим, он есть лжеучитель [9]. Поэтому о. Иустин в своей педагогической деятельности делал акцент не столько на получении различных знаний, сколько на воспитании сердца, на правильном направлении мысли, на вопросе "Что делать, чтобы унаследовать вечную жизнь?"

При этом о. Иустин опирался на рекомендации свт. Григория Богослова, который говорил о том, что прежде, чем кого-то просвещать, умудрять и очищать, необходимо сначала самому стать просветленным, умудренным и очищенным. Для того, чтобы кого-либо привести к Богу, необходимо сначала самому прийти к Нему [1, с. 50].

Научные конференции

Отец Иустин считал, что цель православного образования должна заключаться в том, чтобы Евангелие всецело преобразило человека, охватив всю его душу, сердце и все сферы его жизнедеятельности. По мнению преподобного, формирование личности, образование и воспитание человека в духе Евангелия подразумевает синергийное евангельское сослужение воспитателя и воспитанника, учителя и ученика [3, с. 219]. При этом ученик, став на путь евангельского самовоспитания, должен быть самокритичным, анализировать свои поступки и мысли в соответствии с заповедями Божиими.

Прп. Иустин обращал внимание на то, что весьма вредно развивать лишь только ум, игнорируя при этом воспитание сердца. Такое "бессердечное" воспитание и образование принесет лишь горькие плоды и будет способствовать формированию циничных личностей. Ведь можно быть хорошим ученым, но при этом быть ужасным, деструктивным человеком, отравляющим жизнь всем окружающим людям, и, наоборот, можно быть не очень хорошим ученым, но замечательным человеком, приносящим в мир созидание, любовь и доброту. Таким образом, одни лишь знания без веры, без воспитания сердца - опасны. Должно быть комплексное, двухстороннее формирование, образование личности: развитие и ума, и сердца.

В заключение можно сказать, что прп. Иустин (Попович), как подвижник, богослов и педагог, вложил много труда и любви в развитие церковного образования и евангельское воспитание молодежи. Он считал, что православное образование должно образовывать не только ум, но и сердце, должно даровать учащимся не только свет научных знаний, но и свет духовный, нравственный; оно должно вести ко Христу, научить Истине, добру и любви. Невозможно переоценить вклад прп. Иустина во все сферы деятельности Православной Церкви, в церковное образование. Его труды стали настоящими путеводителями ко Христу, учебниками истинной веры, которые вошли в библиотечные фонды духовных учебных заведений и многих теологических факультетов и служат развитию православного образования в настоящее время.

Библиография

1. Григорий Богослов, свт. Слово 3 // Собрание творений: в 2-х т. - М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. - Т. 1. - 680 с.

2. Иустин Попович, архим. Жития святых. За м-ц январь. - Белград, 1972. - 901 с.

Научные конференции

3. Иустин (Попович), прп. Основная Истина Православия - Богочеловек // Собрание творений прп. Иустина (Поповича); пер. с серб. С. Фонова. - М.: Паломник, 2004. - Т. 1. - 428 с.

4. Иустин (Попович), прп. Радость быть человеком. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Iustin_Popovich/radost-byt-chelovekom/ (дата обращения: 03.06.2021).

5. Иустин (Попович), прп. Стословие первое, 27 // Подвижнические и богословские главы. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/podvizhnicheskie-i-bogoslovskie-glavy/ (дата обращения: 02.06.2021).

6. Иустин (Попович), прп. Толкование на группу стихов: Мф. 18:5. URL: https://ekzeget.ru/bible/evangelie-ot-matfea/glava-18/stih-5/iustin-popovic-prepodobnyj/ (дата обращения: 03.06.2021).

7. Иустин (Попович), прп. Толкования на Мф. 19:13. URL: http://bible.optina. ru/new:mf:19:13 (дата обращения: 03.06.2021).

8. Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. - М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. - 288 с.

9. Макарий Симонопетрский, иером. Преподобный Иустин (Попович) Челийский. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/prepodobnyj-iustin-popovich-chelijskij/ (дата обращения: 03.06.2021).

10. Мракич А. Преподобный Иустин Попович и его критика гуманистической антропологии. URL: https://bogoslov.ru/article/1247691 (дата обращения: 03.06.2021).

11. Попович Д. Пораженное "мерило": критический взгляд прп. Иустина (Поповича) на гуманизм. URL: http://sdsmp.ru/news/n7538/#2 (дата обращения: 03.06.2021).

12. Преподобный Иустин (Попович), Челийский. URL: https://azbyka.ru/otech-nik/Iustin_Popovich/ (дата обращения: 03.06.2021).

13. Преподобный Иустин (Попович), Челийский. URL: https://pravoslavie. ru/52759.html (дата обращения: 03.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.