Научная статья на тему 'Возмещение вреда, причиненного сотрудниками полиции'

Возмещение вреда, причиненного сотрудниками полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4034
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / LAWFUL ACTIVITIES / COMPENSATION FOR DAMAGE / STATE INSTITUTIONS / POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гинц Е. М.

В процессе своей деятельности сотрудники полиции могут причинить вред правам и законным интересам граждан. Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод, что обязательным условием возмещения такого вреда в настоящее время выступает противоправность действий сотрудников полиции. Автор статьи обосновывает необходимость возмещения вреда, причиненного и правомерными действиями сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гинц Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPENSATION FOR THE DAMAGE CAUSED BY POLICE ACTIVITIES

In the process of their activities police officers can injure rights and interests of citizens. The analysis of Russian civil legislation enable to come to a conclusion: the illegality of police activities is an indispensable condition of compensation for such injuries at present time. Author of the article substantiate necessity of compensation for the damage caused by lawful police activities.

Текст научной работы на тему «Возмещение вреда, причиненного сотрудниками полиции»

ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ

ЕМ. ГИНЦ,

адъюнкт кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право Научный руководитель: кандидат юридических наук,

профессор П.В. АЛЕКСИЙ missGints@yandex.ru

Аннотация. В процессе своей деятельности сотрудники полиции могут причинить вред правам и законным интересам граждан. Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод, что обязательным условием возмещения такого вреда в настоящее время выступает противоправность действий сотрудников полиции. Автор статьи обосновывает необходимость возмещения вреда, причиненного и правомерными действиями сотрудников полиции.

Ключевые слова: правомерные действия, возмещение вреда, государственные органы, сотрудники полиции

COMPENSATION FOR THE DAMAGE CAUSED BY POLICE ACTIVITIES

E.M. GINTS,

graduated in a military academy of chair of civil law and process of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In the process of their activities police officers can injure rights and interests of citizens. The analysis of Russian civil legislation enable to come to a conclusion: the illegality of police activities is an indispensable condition of compensation for such injuries at present time. Author of the article substantiate necessity of compensation for the damage caused by lawful police activities.

Keywords: lawful activities, compensation for damage, state institutions, police.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», — гласит ст. 2 Конституции РФ1. Таким образом, государство в лице своих уполномоченных органов должно обеспечивать признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Тем не менее, в реальной жизни имеют место многочисленные факты нарушения прав и свобод граждан, причинения им материального ущерба, физического и морального вреда самим государством, его различными органами, в том числе и органами полиции.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ от 7 февраля 11 г. №3-Ф3 «О полиции» (далее — закон «О полиции»)2, полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Деятельность сотрудников полиции непосредственно связана с определенными законом ограничениями прав и свобод граждан, применением силовых мер воздействия.

Закон «О полиции» наделяет полицию обширными полномочиями, которые связаны с большим риском причинения вреда здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Статья 18 упомянутого закона закрепляет для сотрудника полиции право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Т.е. сотрудник полиции вправе совершать, вопреки воле какого-либо лица или группы лиц, физические действия, направленные против этих лиц или их имущества, сопряженные с причинением по необходимости физического, имущественного и морального вреда. Поэтому законодательство, регламентируя деятельность полиции, должно также предусмотреть и порядок возмещения вреда, причинного деятельностью ее сотрудников. К сожалению, в этой сфере имеются серьезные недостатки, как в нормативном закреплении, так и в практической реализации. Принятие нового Федерального Закона, регламентирующего деятельность полиции, призвано исправить имеющиеся недостатки, однако, запуск нового механизма действия потребует больших временных затрат.

Таким образом, вопросы возмещения вреда, причиненного сотрудниками полиции, в силу обще-

ственной значимости и в свете обновления законодательства, актуальны и требуют особого внимания с научной точки зрения.

Возмещение вреда — это «важная защитная мера универсального характера, призванная охранять права всех участников рыночного оборота, независимо от их правового статуса и содержания нарушенного права»3. Этому свидетельствует обширная судебная практика, связанная с возмещением вреда и неубывающий интерес к данному вопросу в юридической литературе.

Возмещение причиненного вреда также является мерой обеспечения справедливости и быстрого восстановления имущественного положения потерпевших, что является важнейшей задачей правового государства, которым провозгласила себя Российская Федерация в ст. 1 Конституции России.

Гражданский кодекс РФ в ст. 1069 предусматривает ответственность государства за вред, причиненный государственными органами: «вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (...) подлежит возмещению». Незаконными действиями (бездействием) следует признать поведение, нарушающие предписания правовых норм.

Ст. 33 Закона «О полиции» содержит норму о том, что вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Проанализировав указанные статьи из Гражданского кодекса РФ и Закона «О полиции», можно сделать вывод, что противоправность действий (бездействия) сотрудников полиции выступает обязательным условием для возмещения причиненного вреда.

Гражданское законодательство не дает нам определения ни противоправного, ни правомерного поведения, как перечня действий, которые признаются таковыми. Налицо необходимость найти разграничение между этими двумя различными видами поведения.

А.С. Шевченко, исследовавший в своих работах вопросы возмещения вреда, причиненного правомерными действиями, дает следующее определение противоправному поведению — «всякое поведение, нарушающее чужие субъективные права, за исключением случаев, когда лицо управомочено на совершение таких действий»4. Воспользовавшись таким разграничением, а также нормами Закона «О полиции», очень легко отделить правомерные действия сотрудников от противоправных. Закон «О полиции» содержит четкие описания правам, обязанностям, ограничениям, запретам для сотрудников полиции, устанавливает требования к их служебному поведению.

Следует отметить, что вред, причиненный противоправными действиями, в соответствии с гражданским законодательством РФ, подлежит возмещению в полном объеме и во всех случаях лицом, его причинившим. Таким образом, лицу (физическому или юридическому), субъективные права которого нарушены противоправными действиями сотрудников полиции, вред, несомненно, будет возмещен.

А как быть, если вред причинен правомерными действиями сотрудников полиции? Выше уже отмечалось, что сотрудник полиции, не нарушая закона, может причинить вред физическим и юридическим лицам. «Правомерным признается причинение вреда при исполнении лицом своих обязанностей, предусмотренных законом, иными правовыми актами или профессиональными инструкциями»5, — пишет профессор Е.А. Суханов. Большинство авторов сходится во мнении, что государство не возмещает вред, причиненный правомерными действиями своих органов и их должностных лиц6.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «О полиции», сотрудникам предоставляется право беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями; пользоваться беспрепятственно, на безвозмездной основе в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям и гражданам.

В результате указанных правомерных действий могут быть нарушены законные интересы лиц, чьим имуществом воспользовались сотрудники полиции. Понятно, что действия сотрудников полиции, повлекшие причинение вреда, действуют на благо общественным интересам и в связи с тем, что они управомочены на осуществление таких действий, причиненный ущерб они не возмещают. Обязанности по возмещению такого вреда должно взять на себя государство. Однако, Гражданский Кодекс РФ не содержит норм, регулирующих порядок возмещения такого вреда.

Из-за отсутствия в законе ясной и недвусмысленной нормы может не быть удовлетворена даже очевидная необходимость возместить вред. Необходимо напомнить, что в случаях, когда регулируемые гражданским законодательством отношения прямо не урегулированы законодательством, Гражданский Кодекс РФ предусматривает возможность применения закона по аналогии.

В ч. 2 ст. 6 Гражданского Кодекса РФ установлено, что «при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости» (аналогия права).

В случае с правомерным причинением вреда предлагается использовать такой подход: если правомерное действие служит общественным (государственным) интересам, но может причинить вред законным интересам организаций или граждан, то при необходимости оно должно быть совершено. В случае, если при осуществлении таких действий был причинен вред законным интересам граждан или организаций, то он должен быть возмещен государством.

Имеется в данном случае возможность и для применения аналоги закона. Согласно ст. 1067 Гражданского Кодекса РФ, учитывая обстоятельства, при которых был причинен вред в состоянии крайней необходимости, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причиняющий вред. Так как причиняя вред своими правомерными действиями, сотрудники полиции действуют в интересах органов полиции и государства в целом, то обязательства по возмещению вреда, причиненного их правомерными действиями, должны быть возложены на государство в лице органов полиции.

Следует сделать логичный вывод о необходимости дополнения Гражданского Кодекса РФ нормами о порядке возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов (в том числе органов полиции).

Пункт 3 ст. 1064 устанавливает, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению только в случаях, предусмотренных законом. Но вступивший в силу Закон «О полиции» не содержит норм, устанавливающих обязанность государства к возмещению вреда, причиненного правомерными действиями.

Ранее действовавший Закон Российской Федерации «О милиции», от 18 апреля 1991 г. №1026-1 (далее — Закон «О милиции»)7, содержал менее конкретную норму о том, что вред, причиненный сотрудниками милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ст. 40).

С прекращением действия Закона «О милиции» и вступлением в силу Закона «О полиции» такой нормы в нашем законодательстве уже нет и получается, что вред, причиненный правомерными действиями сотрудников полиции, возмещаться не будет.

Такое положение не соответствует Международным правовым актам, ратифицированным Россией, и Конституции РФ.

Международным пактом о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966г.8 устанавливается обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, в том числе, если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (п. 3 ст. 2).

Статьи 17 и 18 Конституции РФ устанавливают, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, они же определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти.

Таким образом, налицо несоответствие положений Закона «О полиции» основополагающим нормам права, действующим в РФ, и необходимость дополнения его нормами о возмещении вреда, причиненного правомерными действиями сотрудников полиции.

Мы полагаем, что внесенное предложение по дополнению положений Закона «О полиции» отвечало бы духу российской Конституции, не противоречило уже имеющимся правовым нормам и явилось бы фактором естественного развития отечественного института возмещения вреда.

1 Конституция РФ. Собрание законодательства РФ, 14 февраля 2011 г. №7, ст. 900.

2 Федеральный Закон «О полиции». Собрание законодательства РФ, 26 января 2009 г. №4, ст. 445.

3 Садиков О.Н. Гражданское право Российской Федерации в 2-х томах. Том 1. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М». 2006, С. 56.

4 Шевченко А.С. Возмещение вреда, причиненного правомерными действиями. Владивосток: изд-во Дальневост. Ун-та, 1989. С. 28.

5 Суханов Е.А. Гражданское право: В 4 т. Том 4: Обязательственное право, 2008.

6 См. например: Российское гражданское право: Учебник: в 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2010. - С. 454

7 Закон РФ «О милиции». «Ведомости СИД и ВС РСФСР», 18 апреля 1991 г. №16, ст. 503

8 принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. и ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.