Научная статья на тему 'Возмещение вреда, причиненного должностным лицом МВД России (дело майора милиции евсюкова)'

Возмещение вреда, причиненного должностным лицом МВД России (дело майора милиции евсюкова) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА / ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / OFFICIAL / TRESPASS / INDEMNIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трунов Игорь Леонидович

в статье рассматривается вопрос об институте возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEMNIFICATION FOR HARM CAUSED BY THE OFFICIAL OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA (CASE OF MAJOR OF MILITIA EVSYUKOV)

the article is devoted to the issue of institution of the indemnification for harm caused by illegal activities of public authorities and their officials

Текст научной работы на тему «Возмещение вреда, причиненного должностным лицом МВД России (дело майора милиции евсюкова)»

Проблемы уголовного права

W 347 51 I.L. TRUNOV*

ББК 67.404.219

Т78 INDEMNIFICATION FOR HARM CAUSED

BY THE OFFICIAL OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA (CASE OF MAJOR OF MILITIA EVSYUKOV)

Аннотация: в статье рассматривается вопрос об Annotation: the article is devoted to the issue of

институте возмещения вреда, причиненного незакон- institution of the indemnification for harm caused by

ными действиями органов государственнойвласти и illegal activities of public authorities and their officials.

их должностными лицами. Key words: law enforcement agencies, official,

Ключевые слова: правоохранительные органы, trespass, indemnification. должностное лицо, причинение вреда, возмещение вреда.

ИГОРЬ

ЛЕОНИДОВИЧ

ТРУНОВ*

ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦОМ МВД РОССИИ (ДЕЛО МАЙОРА МИЛИЦИИ ЕВСЮКОВА)

Институт возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами, появился в послереволюционном российском законодательстве с момента принятия первого Гражданского кодекса РСФСР. Однако и в настоящее время возникают сложности правоприменения с возмещением вреда по делам, где ответчиком выступает государство.

Международным пактом о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. устанавливается обязанность каждого государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, в том числе если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (п. 3 (а) ст. 2). Международные нормы права и законодательство России провозглашают человека, его права и свободы высшей ценностью, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституция РФ).

Противоправное поведение сотрудниковправоохра-нительных органов не редкость в России. Некоторые из тех, кому мы доверяем охрану общественной безопасности и борьбу с преступностью, оказываются злостными преступниками. Специальное образование, глубокие юридические знания, мастерство и опыт обращения с боевым оружием приводят к крайней тяжести и латентности такого рода преступности.

Проблема защиты прав жертв преступлений, а тем более жертв милицейского произвола, заслуживает отдельного анализа. Права потерпевших от преступлений и злоупотребленийвластью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к

*Доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН, профессор кафедры уголовногопроцесса и криминалистики

(Академия ФСИН России).

E-mail: info@trunov. com

правосудию и компенсацию причиненного ущерба - так гласит Основной Закон нашего государства (ст. 52 Конституции РФ).

Под потерпевшим от преступления и злоупотребления должностным лицом понимается лицо, которомубыл причинен вред, включая телесные повреждения, моральный вред, психические страдания, материальный ущерб. Определение должностного лица дано в ст. 285 УК РФ: должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Конституционное положение направлено на закрепление за государством обеспечения потерпевшим доступа к правосудию и защиту от злоупотреблений властью. Вред, причиненный должностным лицом, возмещается по правилам ст. 1069 ГК РФ, а именно вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Это специальная норма, которая возлагает на государство материальную ответственность за действия своих органов и их должностных лиц. Специальное положение ст. 1064 ГК РФ закрепляет исключение из общего правила возмещения вреда, а именно ответственность при отсутствии вины лица, не являющегося причинителем вреда. Государстве, возместив вред, в соответствии со ст. 1081 ГК РФ приобретает право регрессного требования к лицам, этот вред причинившим. В этом случае прокурор в интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований вправе обратиться в суд. Таким образом, возмещение вреда, причиненного должностным лицом, производится в конечном итоге за счет виновного чиновника. Происходит нечто аналогичное тому, что бывает в случае выплаты страхового возмещения: например, при

поджоге дома страховая организация выплачивает деньги потерпевшему и только потом взыскивает компенсацию с виновного. Иначе говоря, бюджет здесь выступает в некотором роде в роли страховой организации, а в роли страхового взноса выступают наши с вами налоги. Связано это прежде всего с необходимостью быстрой материальной помощи, что особенно актуально в случаях причинения физического вреда, сопряженного с лечением, протезированием, медикаментозным сопровождением, дополнительным уходом и т. п.

При отбывании срока наказания в виде лишения свободы вероятность возмещения вреда низка. На протяжении последних десяти лет около половины осужденных в местах лишения свободы не работают. Если же осужденный работает, то заработанные им деньги распределяются не в интересах потерпевшего. Согласно ст. 107 УИК РФ из заработка осужденного вначале удерживает налоги государство, затем удерживаются алименты на детей осужденного, следом идет покрытие государству его расходов по содержанию осужденного (стоимость питания, одежды, обуви и т. д.). Кроме того, осужденному закон гарантирует зачисление на лицевой счет 25 % его заработка, в колониях-поселениях - 50 %. В итоге на возмещение ущерба жертвам преступления ничего не остается.

В понятие восстановления социальной справедливости входит и понятие восстановления нарушенных прав потерпевшего, которые в соответствии с судебнойпрактикой и правовой доктриной носят компенсационно-штрафной характер. Тем не менее реальная действительность свидетельствуетоб отсутствии должного соблюдения этого конституционноготребования.

Нарицательным стало событие 27 апреля 2009 г., когда около половины первого ночи начальник ОВД по району «Царицыно» УВД по ЮАО г. Москвы майор милиции Евсюков Денис Викторович, находясь по адресу: г. Москва, ул. Борисовские пруды, д. 38, из огнестрельного оружия (пистолета «ПМ») произвел не менее четырех выстрелов в С.Ю. Евтеева, причинив ему огнестрельные ранения, от которых потерпевший скончался в ГКБ, после чего проследовал к магазину «Остров», расположенному по адресу: г. Москва, ул. Шипиловская, д. 50, где возле входа в магазин, в торговом зале, на заднем дворе магазина произвел множественные выстрелы в кассира Турдуеву скончавшуюся от ранения в автомобиле скорой помощи, а также посетителей магазина А. Ду-даль, О. Беднову, Е. Самородова, А. Кондакова,

Проблемы уголовного права

Проблемы уголовного права

Л. Мухитдинову, И. Герасименко, С. Тюхтий, которые с огнестрельными ранениями различной степени тяжести были доставлены в больницы города. Евсюков был задержан нарядом милиции, прибывшим на место происшествия.

В тот же день, 27 апреля 2009 г., в 04.00 принимая во внимание достаточность данных, указывающих на наличие признаков состава преступления, в отношении начальника ОВД по району «Царицыно» УВД по ЮАО г. Москвы майора милиции Евсюкова Д.В. было возбуждено уголовное дело по п. «а» ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 105, ч. 1 ст. 222 УК РФ.

28 апреля 2009 г. аттестационная комиссия вынесла решение уволить из органов МВД РФ «в основном положительного, внешне опрятного, в строевом отношении подтянутого и физически развитого» майора милиции Д. В. Евсю-кова по г. Москве от 5 мая 2009 г. № 596 л/с. Увольнение последовало за событиями, связанными с причинением вреда, и имеет формулировку: за совершение поступка, порочащего честь сотрудника милиции (п. «м» ч. 7 ст. 19 Закона РФ «О милиции»).

Получившие ранения граждане и родственники погибших признаны потерпевшими. Приведенными фактами, а также материалами уголовного дела подтверждается:

1) наличие факта причинения вреда;

2) незаконность действий должностного лица - начальника ОВД по району «Царицыно» УВД по ЮАО г. Москвы майора милиции Д. В. Евсюкова;

3) причинно-следственная связь между незаконными действиями должностного лица и наступившими последствиями в виде вреда, причинного жизни и здоровью.

Объем и размер причинения вреда в силу требований ст. 56 ГПК РФ истцы, обратившиеся с исками о возмещении вреда в порядке ст. 1069 ГК РФ, доказывают представленными медицинскими документами, чеками, квитанциями, справками, что предусмотрено ст. 55 ГПК РФ, в соответствии с которой доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правиль -ного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио-и видеозаписей, заключений экспертов.

Ответственность государства за действия должностного лица, майора милиции Д.В. Евсюкова в рамках ст. 1069 ГК РФ очевидна. Установлены и не оспариваются следующие обстоятельства:

1. Евсюков являлся сотрудникоммилиции и имел на момент причинения вреда специальное звание - «майор милиции». В соответствии со ст. 17.1 Закона «О милиции» звание «майор милиции» присваивается старшему начальствующему составу.

2. В момент совершения преступления Ев-сюков был одет в форменную одежду сотрудника милиции. Правилами ношения предметов обмундирования, обуви и снаряжения, специальных одежды, обуви и снаряжения лицами начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, имеющими специальные звания милиции или юстиции, установлено, что право ношения формы имеют сотрудники милиции, состоящие на службе и имеющие специальное звание.

3. Патроны, из которых Евсюков производил целенаправленные выстрелы в потерпевших, что привело к смерти двух человек и причинению вреда семерым потерпевшим, были на вооружении органов милиции - ОВД по району Царицыно г. Москвы.

4. Приказом ГУВД по городу Москве от 28 ноября 2008 г. № 1876 л/с майор милиции Евсюков Д.В. назначен на должность начальника ОВД по району Царицыно.

5. Приказом УВД по ЮАО ГУВД Москвы от 7 ноября 2008 г. № 2396 установлен распорядок дня в целях совершенствования управленческой деятельности должностного лица.

6. Сотрудники милиции имеют право использовать огнестрельное оружие и боеприпасы только при исполнении своих служебных обязанностей.

Время, момент причинения вреда, имеет значение для определения надлежащего ответчика, но не в случае с сотрудникоммилиции. Кем являлся на момент правонарушения, повлекшего за собой причинение вреда, этот человек - чиновником или просто физическим лицом? Например, учитель общеобразовательного учреждения во время урока причинил вред ребенку - в соответствии ст. 32 Федерального закона «Об образовании» он несет ответственность как должностное лицо, а после уроков зашел в магазин уже просто как гражданин.

Действия должностных лиц сотрудниковпра-воохранительных органов регламентированы федеральными законами «О прокуратуре»,

«О Федеральной службе безопасности», Законом РФ «О милиции» и т. д., которые определяют время несения службы и устанавливают не только права и обязанности должностных лиц, но и наши права и обязанности. Служба в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» является разновидностью государственной службы, и ей присущи как общие черты и принципы государственной службы, так и специфические, регламентированные отдельным законом и вытекающие из задач и функций органов внутренних дел. Для сотрудниковдолжностных лиц МВД РФ установлена служебная дисциплина, имеющая определенные элементы воинской дисциплины.

В соответствии с требованиями ст. 18 Закона РФ «О милиции» установлены служебные права и обязанности сотрудникамилиции, который на территории РФ, независимо от занимаемой должности, места и времени, выполняет обязанности (обязан) и пользуется правами милиции, предусмотренными Законом РФ «О милиции». Зашел милиционер в магазин и видит: совершается преступление, он обязан как должностное лицо, независимо от времени и места предотвратить его, граждане обязаны подчиняться, оказывать содействие, неподчинение, сопротивление грозит применением специальных средств либо огнестрельного оружия. Разница между учителем и милиционером - в законодательном регламентировании их деятельности. Закон РФ «О милиции» говорит об обязанностях должностного лица - сотрудника МВД РФ вне зависимости от исполнения им конкретных служебных обязанностей по должности. Гражданское законодательство также не связывает наступление вреда от незаконных действий (бездействия) должностного лица с непосредственным исполнением должностных функций. Статья 1069 ГК РФ гласит: вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц, подлежит возмещению. Для наступления ответственности необходимо доказать, что вред был причинен должностным лицом. Более того, согласно Закону РФ «О милиции» за противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут установленную законом ответственность, а вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудникоммилиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ст. 40). Гражданское законодательство в таком случае отсылает к специ-

альной норме ст. 1069 ГК РФ. Сам факт причинения вреда сотрудником милиции влечет за собой возмещение вреда за счет государства.

Пункт 2 ст. 45 Конституции РФ закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч. 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами. К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (ст. 12 ГК РФ). В п. 1 ст. 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ч. 2 ст. 15 ГК РФ), в том числе обязанность возмещения Российской Федерацией убытков, причиненных гражданину в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц (ст. 16 ГК РФ). Возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторнокурортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение (ст. 1085 ГК РФ).

Возмещение морального вреда (физических и нравственных страданий) гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, регламентировано ст. 151 ГК РФ.

В силу требований ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нрав-

Проблемы уголовного права

Проблемы уголовного права

ственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В социально ориентированном государстве, помимо судебного института возмещения вреда, существует институт материальной помощи исполнительной власти. С целью своевременной помощи пострадавшим от бедствий или чрезвычайной ситуации в России создана система резервных фондов федерального и регионального уровней. На сегодняшний день в резервном фонде г. Москвы накоплено 5,5 млрд рублей Чрезвычайная ситуация - это обстановка, сложившаяся в результате бедствия, которое повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей1. Случаи, когда специально обученный, вооруженный сотрудник правоохранительных органов устраивает массовый расстрел населения, относятся к чрезвычайной ситуации и бедствию. В обеспечение закона о ликвидации чрезвычайных ситуаций приняты правила, регламентирующие финансовое обеспечение и материальную помощь потерпевшим2.

К сожалению, в конкретной ситуации причинения вреда высокопоставленным сотрудником милиции России весь комплекс мер помощи и поддержки остался красивой декларацией.

Правовая реформа правоохранительных органов России не разрабатывалась и не проводилась. Милиция России в основном сохранила

форму советской милиции, за некоторыми исключениями, которые назывались реформами МВД, а на деле были кадровой чехардой. Необходимо избавить милицию России от нецелевых функций и сопутствующей инфраструктуры, провести кардинальное сокращение численности. Количество полицейских на 100 тыс. населения составляет в развитых странах 200-400 человек, тогда как в России - 1224. Кроме того, следует ввести реальный общественный контроль за действиями подразделений МВД, совершенствовать систему оценки деятельности органов внутренних дел. Современная система оценки деятельности органов внутренних дел ведет к злоупотреблениям, имеет закрытый ведомственный характер и не способствует определению состояния криминогенной обстановки и выяснению причин высокого уровня преступности.

Устарела норма ст. 18 Закона РФ «О милиции», наделяющая неважно какого сотрудника МВД в любое время, в любом месте и любом состоянии пользоваться широкими правами, предусмотренными этим Законом.

Необходимо принятие стратегических мер (правовая реформа), а также изменение действующего законодательства. Государство обязано отвечать за деяния, совершенные должностным лицом, наделенным в установленном порядке полномочиями представителя власти и властнопубличными полномочиями по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, причинившим вред жизни и здоровью граждан.

1 См.: О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера: Федеральный закон от 11 ноября 1994 г. № 68.

2 См.: Правила выделения бюджетныхассигнований из резервного фонда Правительства РоссийскойФеде-рации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий от 13 октября2008 г. № 750.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.