Научная статья на тему 'ВОЗДУШНЫЙ ТЕРРОРИЗМ В РОССИИ'

ВОЗДУШНЫЙ ТЕРРОРИЗМ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воздушный терроризм / угон воздушного судна / гражданская авиация / air terrorism / hijacking an aircraft / civil aviation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Д.А. Ставцев, Е.А. Шушканова

В работе рассматриваются история воздушного терроризма в России и методы борьбы с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIR TERRORISM IN RUSSIA

The article deals with the history of air terrorism in Russia and methods of combating it.

Текст научной работы на тему «ВОЗДУШНЫЙ ТЕРРОРИЗМ В РОССИИ»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

УДК 608.20

ВОЗДУШНЫЙ ТЕРРОРИЗМ В РОССИИ

Д. А. Ставцев Научный руководитель - Е. А. Шушканова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, проспект Мира, 82 Е-mail: stavcev2002@gmail.com

В работе рассматриваются история воздушного терроризма в России и методы борьбы с ним.

Ключевые слова: воздушный терроризм, угон воздушного судна, гражданская авиация.

AIR TERRORISM IN RUSSIA

D. A. Stavtsev Scientific supervisor - E. A. Shushkanova

Siberian state University of science and technology named after academician M. F. Reshetnev 82, Mira prospekt, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation Е-mail: stavcev2002@gmail.com

The article deals with the history of air terrorism in Russia and methods of combating it.

Keywords: air terrorism, hijacking an aircraft, civil aviation.

Одной из самых опасных форм терроризма является воздушный терроризм или воздушное пиратство - это понятие, которое включает в себя угон воздушного судна или иное преступное вмешательство в деятельность гражданской авиации.

Мотивами воздушных пиратов, как правило, является принуждение властей выполнять их требования об освобождении из заключения и свободном выезде из страны себя илисвоих единомышленников, а также захват воздушных судов и заложников осуществляется и целью получения выкупа.

В настоящее время борьба с воздушным терроризмом приобретает все большее значение в деятельности мирового сообщества.Многим известно страшное событие, произошедшее 11 сентября 2001 г. в США. В тот день четыре пассажирских самолета изменили свои полетные курсы, после чего врезались во Всемирный торговый центр («Башни-близнецы»). Можно ли квалифицировать данный случай, как «воздушный терроризм»? В научной литературе встречаются разные оценки. Представляется, что справедливо отнести его к данному понятию: ведь самолеты со всеми пассажирами, находящимися на борту, были захвачены во время выполнения рейсов. А затем использованы, как оружие огромной разрушительной силы. Хотя безусловно, данный случай не вполне вписывается в устоявшиеся форматы «воздушного терроризма».

Большая часть захватов (угонов) до 2001 г. совершались с целью предъявления требований к властям. С момента разрушения Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 г., когда в результате серии терактовпогибли около 3 тыс. человек и около 6 тыс. человек получили ранения, каждый воздушный теракт стал рассматриваться, как акт террориста-смертника. Вследствие чего правительство большинства стран готовы отдать приказ сбить подобное воздушное судно, чтобы избежать больших жертв.

Секция «Освоение космического пространства: история и современность»

Первый случай «воздушного терроризма» в истории России произошел 8 января 1954 г. Самолет Ли-2 летел из Таллина в Ленинград. Двое преступников, угрожая пилотам оружием, потребовали сменить курс и лететь в Финляндию. Бортмеханику Т. Ромашкину с помощью пилотов удалось обезвредить террористов, когда те были отвлечены, а самолет вернулся в Таллин. От полученных ран бортмеханик погиб на следующий день.

Наиболее известным случаем в СССР была попытка угона пассажирского самолета Ту-154 8 марта 1988 г. семьей Овечкиных. Эта история имела огромный общественный резонанс, потому что впервые в истории акт воздушного пиратства был совершен целой семьей. В историю мировой авиации это дело вошло под названием «Семь Симеонов»-именно так назывался семейный джазовый ансамбль Овечкиных. Семья начала считать, что они имели несчастье родитьсяСоветском Союзе. И в странах Запада они имели бы большие возможности: успех, славу и богатство. Во время зарубежных гастролей в Японии в 1987 г.семья Овечкиных приняла решение о бегстве из СССР. Футляр с контрабасом не проходил в металлодетектор по габаритам, поэтому он прошел только поверхностный осмотр. Воспользовавшись этим, Овечкины пронесли на борт самолета, выполнявшего внутренний рейс, заранее подготовленное оружие, а именно два ружейных обреза, патроны и самодельные бомбы. После захвата самолета семья потребовала сменить курс и лететь в Лондон. Из-за нехватки топлива и обмана террористов, самолет приземлился на дозаправку на военном аэродроме Вещево, где и был освобожден.

Самым же крупным терактом в истории гражданской авиации России стал теракт, произошедший 31 октября 2015 г., когда в небе над Синайским полуостровом на территории Египта был взорван самолет компании «Когалымавиа», выполнявший рейс 7К-9268 Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург. В результате теракта погибло 214 человек [5].

Систематизировав характерные случаи воздушно-террористических актов, можно сказать,что их предпосылками являются:захват воздушных судов и их угон, захват заложников на борту воздушного транспорта, использование воздушных судов для удержания и транспортировки заложников, захваченных в других местах, вывод из строя аэронавигационного оборудования и средств обеспечения воздушных сообщений.

В период существования СССР произошло283 случая актов терроризма с воздушным транспортом: 15 попыток захвата, 5 случаев угона воздушного судна за границу и 263 случая угроз в адрес гражданской авиации [2].

После распада СССР произошел всплеск терактов на воздушном транспорте, которыйобъяснялся сложной внутриполитической обстановкой в стране. Ослабление государственной власти, кризис в системе правоохранительных органов обострили криминальную обстановку во всех сферах жизни РФ.

Обратимся к целям защиты Гражданской авиации от случаев воздушного пиратства не только вРоссии, но и в международной практике. Ими являются:

• предупреждение нападения террористов;

• сведение к минимуму ущерба при нападении и обеспечение жизни и безопасности пассажиров и мирных жителей;

• поддержание системы общей безопасности аэропорта в экстремальных ситуациях (пожар, отказ аварийных систем и т. п.).

В настоящее время существует целый комплекс мер обеспечения авиационной безопасности, из которых можно выделить основные:

• составление программ безопасности аэропортов;

• планирование, отработка и координация ответных действий на акты незаконного вмешательства в деятельность ГА (гражданской авиации);

• подготовка специалистов САБ (службы авиационной безопасности) в области авиационной безопасности;

• ограждение аэродромов и объектов авиапредприятий;

Актссльные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

• организация тщательного предполетного досмотра пассажиров и груза, попадающих на воздушный борт;

• охрана аэропорта и жизненно важных объектов;

• создание и совершенствование национального законодательства в области авиационной безопасности страны.

Кроме того, мировой опыт подсказывает, что основные меры безопасности должны выполняться на земле, до посадки пассажиров на воздушный борт.

Во многих странах мира созданы высокопрофессиональные подразделения по борьбе с терроризмом. В России этим вопросом занимается ФСБ(Федеральная служба безопасности).

Также мировой опыт борьбы с воздушным пиратством учит, что с терроризмом должны бороться не только государство, но и само население. Люди должны проявлять наблюдательность и бдительность ко всему, что окружает их.

Библиографические ссылки

1. Шоховец А. О. Воздушное пиратство и методы борьбы с ним / А. О. Шоховец//Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2015. - Т. 2. - С.523-525.

2. Пилипчук Т. Р. Воздушный терроризм / Т. Р. Пилипчук // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2014. - Т. 2. - С. 283-284.

3. Дроздов С. Воздушные пираты Страны Советов // Авиация и время. -2009. - № 2 - С.

29.

4. Кожемякин В. Волки в облике Овечкиных [Электронный ресурс]ЦКЬ :Ь11р8://а1!'.ги/80с1е1у/Ы81огу/уо1к1_у_оЬ11ке_оуесЬк1пуЬ_как_тпоцоёе1пауа_8етуа_ гевЫкБ па 7аИуа1 Башо1уо1а (дата обращения: 15.04.2021).

5. Шахова Д. А. Проблема воздушного терроризма в современном мире / Д. А. Шахова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2019. - № 4 (28). - С. 25-27.

© Ставцев Д. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.