УДК 34
Д. А. Шахова
ПРОБЛЕМА ВОЗДУШНОГО ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Аннотация. Проведен анализ актуальных вопросов противодействия террористической деятельности на воздушном транспорте, мер профилактики и пресечения террористических актов, необходимость развития межгосударственного сотрудничества в целях повышения эффективности противостояния террористической угрозе.
Ключевые слова: воздушный терроризм, терроризм, террорист, террористический акт, международный терроризм.
Терроризм является одной из основных проблем современности, его заслуженно называют чумой третьего тысячелетия. Данная проблема является одной из тех, исследованием которых занимается Институт психологии РАН [1]. Терроризм в XXI в. продолжает дестабилизировать обстановку не только в отдельных странах, но и во всем мире, становясь более опасным и непредсказуемым в выборе методов и потенциальных объектов [2, с. 640]. Проблема отношения людей к терроризму сложна в связи с отсутствием четкого научного определения самого понятия «терроризм» и размытыми представлениями некоторых о террористе как о борце за справедливость. Одним из опаснейших видов терроризма и крайней его формой является воздушный терроризм. Опасность данного преступления заключается в невозможности проведения незамедлительных операций по освобождению заложников [3], что вызывает у граждан еще большую панику и страх незащищенности. Воздушный терроризм страшен угрозой огромного количества жертв.
Терроризм определяется как акт или действие, которые совершены с целью оказать какое-либо влияние на политический строй страны, на принятие соответствующих властных решений государственными органами, должностными лицами и международными организациями. Террористические акты характеризуются особым цинизмом, поскольку непосредственно пострадавшие в ходе таких актов люди и объекты даже не рассматриваются в качестве основных целей преступного деяния.
Первый случай захвата и угона самолета произошел в 1931 г. в Южной Америке. Первым в истории СССР терактом на воздушном судне считается попытка захвата самолета Ан-2, следовавшего по маршруту Якутск - Безымянный, двумя неизвестными в аэропорту г. Новые Кресты. Тогда захватчики требовали лететь в США под угрозой взрыва самолета. Пилотам удалось известить о захвате наземные службы аэропорта, которые передали информацию милиции и КГБ. На операцию по обезвреживанию террористов ушло несколько часов, переговоры оказались неудачными, поэтому был предпринят штурм самолета, в результате чего террористы были обезврежены и впоследствии осуждены. Жертв удалось избежать [4].
Одним из крупнейших террористических актов на авиатранспорте является теракт, совершенный 11 сентября 2001 г. Тогда пять членов террористической организации «Аль-Каида» захватили самолет Boeing-767 авиакомпании American Airlines, выполнявший регулярный рейс 011 из Бостона в Лос-Анджелес. Через 15 минут после взлета террористы выломали дверь в кабину экипажа, убили обоих пилотов и захватили управление самолетом. После захвата самолетом управлял один из террористов, Мухаммед Атта, который являлся лицензированным коммерческим пилотом. Спустя полчаса после захвата самолет на скорости 748 км/ч врезался в северную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, между 93-м и 99-м этажами. В результате теракта погибли 92 человека,
Экономика, социология, право
находившиеся на борту самолета, а также 1366 человек - в здании в результате столкновении, пожара и разрушения башни. По такому же сценарию был захвачен Boeing-767 авиакомпании United Airlines, выполнявший рейс 175 из Бостона в Лос-Анджелес. Через полчаса после взлета пятеро террористов проникли в кабину экипажа, убили пилотов и захватили контроль над самолетом. Управление самолетом взял на себя один из террористов, являющийся пилотом, гражданин ОАЭ Марван Аль-Шеххи. Через полчаса после захвата самолет врезался в южную башню Всемирного торгового центра на скорости 950 км/ч на уровне между 77-м и 85-м этажами. В результате столкновения погибли 65 человек, находившиеся на борту, и 637 в здании торгового центра [5]. Несомненно, это стало поворотным моментом в изменении не только уголовно-правовой политики, но и внешней политики и даже конституционно-правовой практики в США. С одной стороны, это привело к активизации антитеррористической деятельности законодательного, правоприменительного, организационного характера. С другой стороны, это привело к существенным ограничениям прав и свобод американских граждан, обострению традиционной, во многом ключевой проблемы обеспечения конституционного принципа равноправия [6]. Данная ситуация прямо влияет на реализацию принципа равноправия по признакам расового и национального происхождения (в отношении граждан арабских стран и американских граждан с подобным происхождением) и религиозных убеждений (все большие ограничения в отношении мусульман [4, 7]).
Самым крупным терактом в истории гражданской авиации России стал теракт, произошедший 31 октября 2015 г., когда в небе над Синайским полуостровом на территории Египта был взорван самолет компании «Когалымавиа», выполнявший рейс 7К-9268 Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург. В результате теракта погибло 214 человек [1].
К причинам уязвимости гражданской авиации можно отнести следующие: организованность и владение террористов современными техническими средствами для нападения на воздушное судно, слабая организация работ по обеспечению безопасности, недостаточная квалификация персонала служб авиационной безопасности. Воздушный транспорт неспроста пользуется популярностью среди террористов. Несмотря на то что по статистики он является самым безопасным средством передвижения, из всех видов транспорта воздушный - самый уязвимый.
Борьба с терроризмом в настоящее время приобрела глобальные масштабы и стала важнейшим условием обеспечения безопасности всего мирового сообщества [5]. Для предотвращения и недопущения террористических актов на воздушном судне следует предпринять ряд мер, таких как строгий контроль за недопущением посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта.
Специалисты отмечают необходимость обеспечения круглосуточной охраны воздушных судов во время их нахождения на стоянках. Особое внимание уделяется воспрепятствованию нахождению оружия, взрывчатых, воспламеняющихся и радиоактивных веществ, а также боеприпасов на борту воздушного судна [8]. Несмотря на то что такие требования являются стандартными для всех аэропортов и их служб, террористическим организациям удается обнаруживать уязвимые места в организации обеспечения безопасности работы аэропортов и воздушных полетов.
Одним из слабых мест зачастую оказывается так называемый человеческий фактор, который выражается в совершении работниками аэропорта действий или в их бездействии, которые позволяют террористам проникать на территорию аэропорта и на борт воздушного судна в целях подготовки террористического акта или его осуществления. Более ответственное и бдительное отношение сотрудников служб аэропортов к своим обязанностям в сфере предупреждения и пресечения преступности террористической направленности будет способствовать существенному снижению опасности совершения террористических актов на воздушном транспорте [3].
Терроризм на воздушном транспорте остается одним из наиболее опасных преступлений террористического характера и одновременно одним из наиболее резонансных и в этом смысле максимально общественно опасным с точки зрения особенности объекта террористического акта. В этой связи необходимо не только усилить ответственность за совершение соответствующего преступного деяния, но и распространить такую ответственность не только на непосредственных исполнителей данных преступлений, но и на их организаторов, пособников, спонсоров.
Особое значение (в связи с особой общественной опасностью и транснациональным характером современного терроризма) имеет развитие широкого и многоаспектного международного сотрудничества в борьбе с террористическими актами на воздушном транспорте [2, с. 641].
Библиографический список
1. Прохорова, М. Л. Международно-правовая квалификация захвата воздушных судов и других незаконных действий, направленных против безопасности гражданской авиации / М. Л. Прохорова // Общество: политика, экономика, право. - 2018. - № 5 (58). - С. 91-95.
2. Хотов, Е. С. Меры обеспечения безопасности пассажиров при совершении актов воздушного терроризма / Е. С. Хотов // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016. - Т. 2. -С. 640-641.
3. Ворожейкин, В. А. Правовой аспект воздушного терроризма в России / В. А. Ворожейкин // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2013. - № 9. - С. 281-282.
4. Грачев, С. И. Терроризм и контртеррористическая деятельность: вопросы теории / С. И. Грачев. - Нижний Новгород, 2010. - 242 с.
5. Лыткина, А. И. Проблема воздушного терроризма в современном мире / А. И. Лыткина, Р. Р. Мингазов, В. М. Илюткин, Е. Н. Леонова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. -2011. - № 7. - С. 257-258.
6. Николаев, Б. В. Конституционно-правовой принцип равноправия в системе высшего образования в США: законодательство и правоприменительная практика : монография / Б. В. Николаев. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
7. Николаев, Б. В. Конституционно-правовое регулирование вопросов государственного финансирования религиозных образовательных институтов и программ в США / Б. В. Николаев, В. Е. Хазов // Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - № 11. - С. 126-129.
8. Николаев, Б. В. Верховный суд, религия и образование в США / Б. В. Николаев // Государство и право. - 2013. - № 2. - С. 96-103.
Шахова Дарья Алексеевна, магистрант, Пензенский государственный университет. E-mail: up [email protected]
Образец цитирования:
Шахова, Д. А. Проблема воздушного терроризма в современном мире / Д. А. Шахова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2019. - № 4 (28). - С. 25-27.