Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ АКТАМ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ АКТАМ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
287
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ВОЗДУШНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ВОЗДУШНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ / ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ АКТАМ / TERRORISM / AIR TERRORISM / TERRORIST ACT / PROBLEMS OF COMBATING AIR TERRORISM / POLICY OF COUNTERACTION TO TERRORIST ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ребрина В.О., Дуреев С.П.

Исследуется проблема терроризма на воздушном транспорте и инструменты совершенствования политики противодействия террористическим актам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLICY RESPONSE TO THE TERRORIST ACTS ON AIR TRANSPORT

Explores the problem of terrorism in air transport and means of improving the policy of counteracting terrorist acts.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ АКТАМ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ»

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»

УДК 323.285(203)

ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ АКТАМ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

В. О. Ребрина, С. П. Дуреев

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: rebrino@mail.ru

Исследуется проблема терроризма на воздушном транспорте и инструменты совершенствования политики противодействия террористическим актам.

Ключевые слова: терроризм, воздушный терроризм, террористический акт, проблемы борьбы с воздушным терроризмом, политика противодействия террористическим актам.

THE POLICY RESPONSE TO THE TERRORIST ACTS ON AIR TRANSPORT

V. О. R-еЬгеепа, S. P. Dyreev

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: rebrino@mail.ru

Explores the problem of terrorism in air transport and means of improving the policy of counteracting terrorist acts.

Keywords: terrorism, air terrorism, terrorist act, problems of combating air terrorism, policy of counteraction to terrorist acts.

Терроризм в XXI веке продолжает потрясать обстановку не только в отдельных государствах, но и во всем мире. Терроризм становится более опасным, жестоким и очень непредсказуемым в выборе методов и потенциальных объектов. Терроризм затрагивает население всей страны, а не только жертв теракта. Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [4]. Терроризм является настолько сложный и разнообразный по своим формам и проявлениям феномен, что превратился в угрозу национальной безопасности любого современного государства.

Борьба с терроризмом пршбретает глобальные масштабы, став главным условием обеспечения безопасности всего международного сообщества. В этой ситуации одной из главных задач внутренней и внешней политики каждого государства должно стать обеспечение безопасности не только пассажиров, но и защита населения, государственных институтов, промышленных и иных объектов, общества в целом.

Эта политика должна включать мобилизацию всех средств и ресурсов для пресечения террористических актов. Защита населения, государственных институтов, промышленных и иных объектов, общества в целом от террористических угроз является одной из главных задач политики современного государства. Одним из самых опасных видов терроризма является воздушный терроризм. «Воздушный терроризм - это захват воздушных судов и их угон; захват заложников, находящихся на борту воздушных судов; использование воздушных судов для удержания и транспортировки заложников, захваченных в других местах» [3]. Последствия порой бывают

ужасными, множество жертв случайных и неповинных людей, что вызывает панику, страх, испуг, волнение и оказывает большое влияние на отношения между странами, все это невозможно описать словами. Боль, мучения, сломанные жизни людей - всё это лишь малая часть возможных последствий терроризма. Таким образом, объектом исследования выступает воздушный терроризм.

В современной России проблема противодействия воздушному терроризму актуальна и требует больших вложений средств и сил для ее устранения. Такой вид терроризма страшен тем, что наносит тяжелейший урон. Террористический акт совершается с определенной целью, но по своей сути он направлен на формирование в общественном сознании превосходства какой-нибудь группировки над деятельностью государства.

Особенностями воздушного терроризма являются закрытое пространство воздушного судна. Как следствие - сложность проведения операции по освобождению заложников. «Первый случай захвата и угона самолета был зарегистрирован в 1931 г в Южной Америке. Самым крупным по своим масштабам акт воздушного терроризма является акт, произошедший 11 сентября 2001г. В небе над северо-восточной частью США исламскими террористами были захвачены четыре пассажирских самолета. «Боинг-767» компании «Американ Эйрлайнз» и аналогичный лайнер компании «Юнайтед Эйрлайнз». летевшие из Бостона в Лос-Анджелес, были направлены преступниками в башни нью-йоркского Всемирного торгового центра. После начавшегося пожара здания обрушились. «Боинг-757» компании «Американ Эйрлайнз», летевший в Лос-Анджелес из Вашингтона, был обрушен на здание Пентагона. «Боинг-767» компании «Юнайтед Эйрлайнз», следовавший в Ньюарка из Сан-Франциско, рухнул в Пенсильвании» [5, с. 279].

В 1968 году боевики Народного фронта освобождения Палестины захватили самолет, летевший из Тель-Авива в Рим, и обстреляли стойку израильской авиакомпании «Е1 А1» в аэропорту Афин. B 1969 году были обстреляны пассажиры «Е1 А1» в аэропорту Цюриха и захвачен лайнер, летевший из Лос-Анджелеса в Дамаск. B 1970 году был обстрелян автобус, перевозивший пассажиров «Е1 А1» в аэропорту Мюнхена, и взорван самолет Swissair, летевший из Швейцарии в Израиль и т. д. Террористы из Народного фронта освобождения Палестины начали первыми использовать такую тактику как доставка взрывных устройств на борт лайнеров с помощью ни о чем не подозревавших пассажиров. В современном мире всех пассажиров предупреждают о том, что они не должны брать пакеты и чемоданы у незнакомых им людей, перед полетом. Эти и другие случаи воздушного терроризма показывают, насколько остро стоит проблема противодействия террористическим актам на воздушном транспорте, что политика противодействия требует своего совершенствования.

Руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, политика Российской Федерации направлена на преследование лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму. В частности, в Российской Федерации существует система обеспечения авиационной безопасности, которая в соответствии с международными стандартами и рекомендациями (Приложение 17 к Чикагской конвенции) проводит работу по обеспечению безопасности и включает в себя: запрет на перевоз оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей и других опасных предметов на борту воздушного судна; увеличение охраны и защиты объектов от террористических актов; обеспечение системы защиты от посторонних вмешательств в кабину пилота и работу экипажа; оснащение техническими средствами обеспечения безопасности авиационной деятельности аэропортов и авиапредприятий гражданской авиации [см.: 1, с. 12].

В целях противодействия террористическим актам на воздушном транспорте, на всех объектах организован 100 % досмотр пассажиров в аэропортах, так же тщательный досмотр багажа, ручной клади, грузов, почты, бортовых запасов, экипажа; проведения обучения персонала мерам безопасности. Еще одним элементом превентивной работы является внедрение системы предварительного информирования о пассажирах. В нее входит не только передача данных о пассажирах в аэропорт назначения, но и заблаговременное проработка пассажиров по базам бронирования. Политика противодействия воздушному терроризму реализуется и в технической сфере. К примеру, в 1974 году изобрели устройство для борьбы с терроризмом в самолете. Hijacker

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»

Injector (номер патента - 3,481,328*, страна патентования - США, 1974 год) - «Устройство для инъекций террористу» - захватчику самолёта [2].

В кресло монтируется «прибор» с иглой, через которую в филейные части террориста по команде командира должно поступать либо снотворное, либо яд - смотря чем зарядить капсулу. Совершенно бескровный способ освободить самолёт и заложников. По замыслу изобретателя, когда террорист ворвётся в кабину пилотов или в разговоре со стюардессой начнёт выдвигать свои требования, его должны деликатно попросить посидеть в кресле, в котором, собственно, его и обезвредят. Также разрабатываются устройства для изоляции террористов на воздушном транспорте, содержащее ловушки, смонтированные в креслах пассажирского салона, отличающееся тем, что каждая ловушка представляет собой автоматические захваты, выполненные в виде дугообразных скоб, вставляемых в электромагнитные устройства, открыто смонтированные на подлокотниках кресла и снабженные механическими защелками и механизмами для освобождения захватов, при этом ловушками оборудованы все кресла пассажирского салона, а механизмы для освобождения захватов управляются из кабины пилотов кодированным сигналом, получаемым от руководителя полетов.

Современная концепция борьбы с незаконным захватом воздушных судов, пока недостаточно точно определяет меры по недопущению подозрительных лиц в аэропорты, на борт воздушных судов, механизмы взаимодействия силовых структур. Но самое главное, нет еще ясности в определении полномочий различных инстанций, в особенности конкретного права прерывать полеты воздушных судов, принуждать к посадке или поражать их огневыми средствами. Поэтому, для решения указанных проблем борьбы с терроризмом вообще и на воздушном транспорте в частности, мы предлагаем совершенствовать политику противодействия террористическим актам, включающую в себя:

• помощь в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений (по просьбе сторон);

• помощь в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с терроризмом (по просьбе сторон);

• содействие в осуществлении международного розыска лиц, предположительно совершивших деяния;

• участие в подготовке международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом;

• содействие в подготовке специалистов и инструкторов для антитеррористических подразделений;

• участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, семинаров и т. д.; установка и поддержание рабочих контактов с международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом. Реализация этих мер, позволит более эффективно бороться с воздушным терроризмом.

Таким образом, к проблемам воздушного терроризма, как и в целом к проблеме терроризма нужно отнестись с полной ответственностью и пониманием значимости текущей темы. Политика противодействия террористическим актам на воздушном транспорте должна быть непрерывной и опираться на международное сотрудничество государств в решении данной проблемы. Необходимо чтобы каждый человек понимал всю опасность возможных последствий, чтобы в его голове не возникла даже маленькая мысль о совершении террористического акта. Мероприятия по совершенствованию политики противодействия террористическим актам на воздушном транспорте позволят улучшить обстановку в мире, сократить количество террористических актов на воздушном судне, тем самым уменьшить численность пострадавших людей.

Библиографические ссылки

1. Бордунов В. Д. Международное воздушное право : учеб. пособие. М. : НОУ. ВКШ «Авиабизнес» ; Науч. кн., 2006. 464 с.

2. В США существует устройство обезвреживания террористов на борту самолета [Электронный ресурс]. URL: https://skymag.kz/в-сша-существует-устройство-обезвреж/ (дата обращения: 18.03.2018).

3. Словарь международного воздушного права. М. : Международные отношения, 1988. -192 с. https://naukaprava.ru/catalog/435/840/40333 (дата обращения: 18.03.2018).

4. О противодействии терроризму : федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https:/http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.03.2018).

5. Щебляков Е. С. Противодействие воздушному терроризму // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : сб. материалов III Всерос. конф. творческой молодежи ; Сиб. гос. аэ-рокосмич. ун-т. Красноярск, 2007.

© Ребрина В. О., Дуреев С. П., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.