Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
УДК 323.285(203)
ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ АКТАМ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
В. О. Ребрина, С. П. Дуреев
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Исследуется проблема терроризма на воздушном транспорте и инструменты совершенствования политики противодействия террористическим актам.
Ключевые слова: терроризм, воздушный терроризм, террористический акт, проблемы борьбы с воздушным терроризмом, политика противодействия террористическим актам.
THE POLICY RESPONSE TO THE TERRORIST ACTS ON AIR TRANSPORT
V. О. R-еЬгеепа, S. P. Dyreev
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Explores the problem of terrorism in air transport and means of improving the policy of counteracting terrorist acts.
Keywords: terrorism, air terrorism, terrorist act, problems of combating air terrorism, policy of counteraction to terrorist acts.
Терроризм в XXI веке продолжает потрясать обстановку не только в отдельных государствах, но и во всем мире. Терроризм становится более опасным, жестоким и очень непредсказуемым в выборе методов и потенциальных объектов. Терроризм затрагивает население всей страны, а не только жертв теракта. Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [4]. Терроризм является настолько сложный и разнообразный по своим формам и проявлениям феномен, что превратился в угрозу национальной безопасности любого современного государства.
Борьба с терроризмом пршбретает глобальные масштабы, став главным условием обеспечения безопасности всего международного сообщества. В этой ситуации одной из главных задач внутренней и внешней политики каждого государства должно стать обеспечение безопасности не только пассажиров, но и защита населения, государственных институтов, промышленных и иных объектов, общества в целом.
Эта политика должна включать мобилизацию всех средств и ресурсов для пресечения террористических актов. Защита населения, государственных институтов, промышленных и иных объектов, общества в целом от террористических угроз является одной из главных задач политики современного государства. Одним из самых опасных видов терроризма является воздушный терроризм. «Воздушный терроризм - это захват воздушных судов и их угон; захват заложников, находящихся на борту воздушных судов; использование воздушных судов для удержания и транспортировки заложников, захваченных в других местах» [3]. Последствия порой бывают
ужасными, множество жертв случайных и неповинных людей, что вызывает панику, страх, испуг, волнение и оказывает большое влияние на отношения между странами, все это невозможно описать словами. Боль, мучения, сломанные жизни людей - всё это лишь малая часть возможных последствий терроризма. Таким образом, объектом исследования выступает воздушный терроризм.
В современной России проблема противодействия воздушному терроризму актуальна и требует больших вложений средств и сил для ее устранения. Такой вид терроризма страшен тем, что наносит тяжелейший урон. Террористический акт совершается с определенной целью, но по своей сути он направлен на формирование в общественном сознании превосходства какой-нибудь группировки над деятельностью государства.
Особенностями воздушного терроризма являются закрытое пространство воздушного судна. Как следствие - сложность проведения операции по освобождению заложников. «Первый случай захвата и угона самолета был зарегистрирован в 1931 г в Южной Америке. Самым крупным по своим масштабам акт воздушного терроризма является акт, произошедший 11 сентября 2001г. В небе над северо-восточной частью США исламскими террористами были захвачены четыре пассажирских самолета. «Боинг-767» компании «Американ Эйрлайнз» и аналогичный лайнер компании «Юнайтед Эйрлайнз». летевшие из Бостона в Лос-Анджелес, были направлены преступниками в башни нью-йоркского Всемирного торгового центра. После начавшегося пожара здания обрушились. «Боинг-757» компании «Американ Эйрлайнз», летевший в Лос-Анджелес из Вашингтона, был обрушен на здание Пентагона. «Боинг-767» компании «Юнайтед Эйрлайнз», следовавший в Ньюарка из Сан-Франциско, рухнул в Пенсильвании» [5, с. 279].
В 1968 году боевики Народного фронта освобождения Палестины захватили самолет, летевший из Тель-Авива в Рим, и обстреляли стойку израильской авиакомпании «Е1 А1» в аэропорту Афин. B 1969 году были обстреляны пассажиры «Е1 А1» в аэропорту Цюриха и захвачен лайнер, летевший из Лос-Анджелеса в Дамаск. B 1970 году был обстрелян автобус, перевозивший пассажиров «Е1 А1» в аэропорту Мюнхена, и взорван самолет Swissair, летевший из Швейцарии в Израиль и т. д. Террористы из Народного фронта освобождения Палестины начали первыми использовать такую тактику как доставка взрывных устройств на борт лайнеров с помощью ни о чем не подозревавших пассажиров. В современном мире всех пассажиров предупреждают о том, что они не должны брать пакеты и чемоданы у незнакомых им людей, перед полетом. Эти и другие случаи воздушного терроризма показывают, насколько остро стоит проблема противодействия террористическим актам на воздушном транспорте, что политика противодействия требует своего совершенствования.
Руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, политика Российской Федерации направлена на преследование лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму. В частности, в Российской Федерации существует система обеспечения авиационной безопасности, которая в соответствии с международными стандартами и рекомендациями (Приложение 17 к Чикагской конвенции) проводит работу по обеспечению безопасности и включает в себя: запрет на перевоз оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей и других опасных предметов на борту воздушного судна; увеличение охраны и защиты объектов от террористических актов; обеспечение системы защиты от посторонних вмешательств в кабину пилота и работу экипажа; оснащение техническими средствами обеспечения безопасности авиационной деятельности аэропортов и авиапредприятий гражданской авиации [см.: 1, с. 12].
В целях противодействия террористическим актам на воздушном транспорте, на всех объектах организован 100 % досмотр пассажиров в аэропортах, так же тщательный досмотр багажа, ручной клади, грузов, почты, бортовых запасов, экипажа; проведения обучения персонала мерам безопасности. Еще одним элементом превентивной работы является внедрение системы предварительного информирования о пассажирах. В нее входит не только передача данных о пассажирах в аэропорт назначения, но и заблаговременное проработка пассажиров по базам бронирования. Политика противодействия воздушному терроризму реализуется и в технической сфере. К примеру, в 1974 году изобрели устройство для борьбы с терроризмом в самолете. Hijacker
Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
Injector (номер патента - 3,481,328*, страна патентования - США, 1974 год) - «Устройство для инъекций террористу» - захватчику самолёта [2].
В кресло монтируется «прибор» с иглой, через которую в филейные части террориста по команде командира должно поступать либо снотворное, либо яд - смотря чем зарядить капсулу. Совершенно бескровный способ освободить самолёт и заложников. По замыслу изобретателя, когда террорист ворвётся в кабину пилотов или в разговоре со стюардессой начнёт выдвигать свои требования, его должны деликатно попросить посидеть в кресле, в котором, собственно, его и обезвредят. Также разрабатываются устройства для изоляции террористов на воздушном транспорте, содержащее ловушки, смонтированные в креслах пассажирского салона, отличающееся тем, что каждая ловушка представляет собой автоматические захваты, выполненные в виде дугообразных скоб, вставляемых в электромагнитные устройства, открыто смонтированные на подлокотниках кресла и снабженные механическими защелками и механизмами для освобождения захватов, при этом ловушками оборудованы все кресла пассажирского салона, а механизмы для освобождения захватов управляются из кабины пилотов кодированным сигналом, получаемым от руководителя полетов.
Современная концепция борьбы с незаконным захватом воздушных судов, пока недостаточно точно определяет меры по недопущению подозрительных лиц в аэропорты, на борт воздушных судов, механизмы взаимодействия силовых структур. Но самое главное, нет еще ясности в определении полномочий различных инстанций, в особенности конкретного права прерывать полеты воздушных судов, принуждать к посадке или поражать их огневыми средствами. Поэтому, для решения указанных проблем борьбы с терроризмом вообще и на воздушном транспорте в частности, мы предлагаем совершенствовать политику противодействия террористическим актам, включающую в себя:
• помощь в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений (по просьбе сторон);
• помощь в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с терроризмом (по просьбе сторон);
• содействие в осуществлении международного розыска лиц, предположительно совершивших деяния;
• участие в подготовке международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом;
• содействие в подготовке специалистов и инструкторов для антитеррористических подразделений;
• участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, семинаров и т. д.; установка и поддержание рабочих контактов с международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом. Реализация этих мер, позволит более эффективно бороться с воздушным терроризмом.
Таким образом, к проблемам воздушного терроризма, как и в целом к проблеме терроризма нужно отнестись с полной ответственностью и пониманием значимости текущей темы. Политика противодействия террористическим актам на воздушном транспорте должна быть непрерывной и опираться на международное сотрудничество государств в решении данной проблемы. Необходимо чтобы каждый человек понимал всю опасность возможных последствий, чтобы в его голове не возникла даже маленькая мысль о совершении террористического акта. Мероприятия по совершенствованию политики противодействия террористическим актам на воздушном транспорте позволят улучшить обстановку в мире, сократить количество террористических актов на воздушном судне, тем самым уменьшить численность пострадавших людей.
Библиографические ссылки
1. Бордунов В. Д. Международное воздушное право : учеб. пособие. М. : НОУ. ВКШ «Авиабизнес» ; Науч. кн., 2006. 464 с.
2. В США существует устройство обезвреживания террористов на борту самолета [Электронный ресурс]. URL: https://skymag.kz/в-сша-существует-устройство-обезвреж/ (дата обращения: 18.03.2018).
3. Словарь международного воздушного права. М. : Международные отношения, 1988. -192 с. https://naukaprava.ru/catalog/435/840/40333 (дата обращения: 18.03.2018).
4. О противодействии терроризму : федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https:/http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.03.2018).
5. Щебляков Е. С. Противодействие воздушному терроризму // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : сб. материалов III Всерос. конф. творческой молодежи ; Сиб. гос. аэ-рокосмич. ун-т. Красноярск, 2007.
© Ребрина В. О., Дуреев С. П., 2018