19), недопущение принуждения кого-либо к выражению своих религиозных убеждений или отказу от них (ст. 29).
Однако, помимо всего перечисленного, Конституция РФ содержит в себе и нравственные начала. Речь идет о том, что она способна воздействовать на воспитание граждан в духе взаимного уважения, взаимной ответственности, распространять принципы гуманизма и справедливости во взаимоотношениях личности, общества и государства. Так, закрепленные в ст. 38 нормы, устанавливающие обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях, в ст. 51, гарантирующей право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, а также в ст. 59, предусматривающей, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, несомненно, отвечают общепризнанным демократическим нормам и ценностям и имеют ярко окрашенный идеологический смысл.
таким образом, именно совокупность идей и ценностей, входящих в данную систему, формально составляет приоритеты
государственного развития и вытекающие из них цели и задачи. Несмотря на явный запрет идеологии, все нормы Конституции обладают мощнейшим идеологическим смыслом, являются отправной точкой государственного регулирования всех общественных отношений, закрепляя основные демократические достижения российского государства и права. Фактически закрепляя указанные политико-идеологические основания, Конституция РФ институализи-рует идеологию политического режима в политико-идеологической среде российского конституционализма, будущее которого непосредственно зависит от того, насколько последовательно будут проводиться в жизнь ключевые конституционные принципы.
Литература
1. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М.: Юрист, 1994.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: 4-ое издание. М.: Инфра-М, 2003.
3. Кравец И.А. Формирование российс-
кого конституционализма: Проблемы теории и практики: автореф. дисс. ... д.ю.н.: 12.00.02. Екатеринбург, 2002.
4. Флиер А. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. 1994. № 5.
5. Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Государс-
твенная идеология: к вопросу о правомерности категории // Государство и право. 1999. № 3.
6. Кутафин О.Е. Избранные труды: в 7 т.
Т. 7. Российский конституционализм: монография. М.: Проспект, 2011.
7. Гаджиев К.С. Политология. М.: Логос, 2001.
8. Нерсесянц В.С. Конституционализм как общегосударственная идеология // Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации: сборник статей / Отв. редактор Ю.С. Пивоваров. Москва, 2000.
9. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: РЮИД, Сашко, 2000.
10. Поярков СЮ. Политический режим и конституционализм (историко-идеологический аспект). Краснодар: Вольная Н.Н., 2010.
ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫЕ ВОЙСКА: КАК ФЕНИКС ИЗ ПЕПЛА.
Ян НИКОЛАЕВ
заместитель начальника кафедры тактики (общей) ВуНЦ ВВС «Военно-Воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского и ю.А. гагарина»
К 1941 г. в Вооруженных Силах СССР имелось шесть воздушно-десантных бригад (вдбр) численностью около 3000 человек каждая. Они предназначались для решения тактических и некоторых оперативных задач в тылу противника состояли из четырех парашютно-десантных батальонов (пдб), артиллерийского дивизиона (адн) и подразделений боевого и другого обеспечения. Численность пдб - около 550 человек, в его состав входили: три парашютные роты (около 140 человек); минометная рота (шесть 82-мм минометов); подразделения боевого и другого обеспечения. В начале 1941 г. создаются еще девять бригад, а в апреле 1941 г. начинается формирование воздушно-десантных корпусов (вдк). [1, с.82]. Всего к началу войны в Красной Армии имелось пять воздушно-десантных корпусов (штатной численностью по 10 419 человек каждый) и одна отдельная бригада. Для централизованного руководства ими при
Народном комиссариате обороны (НКО) СССР к осени 1941 г. создается специальное управление во главе с командующим ВдВ.
При общей численности Вооруженных Сил СССР перед войной около 5,3 милн человек примерно 60 тыс. проходили службу в Воздушно-десантных войсках (к концу 1941 г. около 200 тыс.).
На вооружение личного состава поступает автоматическое оружие. Для службы в ВДВ направлялись самые подготовленные красноармейцы и командиры всех родов войск, здоровью которых предъявлялись высокие требования.
К началу войны укомплектование корпусов и бригад личным составом было в целом завершено, но обеспечить их вооружением и военной техникой в необходимом количестве не удалось (не говоря уже о боевой подготовке, проведении учений с десантированием и боевой стрельбой, сла-живании соединений и частей для решения боевых и других задач - для подготовки войск нужно время, а его почти не оставалось) [2, с.10].
С первых дней Великой Отечественной войны соединения и части ВДВ
участвуют в боях и оказывают упорное сопротивление гитлеровским армиям. Однако действовать им приходилось совсем не так, как предполагал сам принцип их применения, не так, как войска обучались и готовились. Тяжелая обстановка, сложившаяся в начале войны, вынудила применять воздушно-десантные корпуса в качестве стрелковых (которым они значительно уступали без танков, тяжелой артиллерии, и т. д.).
Одновременно часть сил этих соединений была задействована для решения задач в тылу врага, где десантники вели разведку, нарушали управление войсками противника, уничтожали его важные объекты, участвовали в боях в составе партизанских отрядов - т. е. вели диверсионно-разведывательные действия. После выполнения задач отряды выдвигались на соединение с частями Красной Армии [3, с. 95]. На десантников возлагались также задачи по доставке в тыл противника агитационных материалов различного характера.
Но это не масштабное применение ВДВ по созданию воздушно-десантных бригад и корпусов: поскольку Германия нанесла удар, то масштабная
выношу НА ЗАЩИТУ
выброска воздушных десантов в тыл противника не потребовалась, а в оборонительных операциях они оказались малопригодны.
Обстановка, сложившаяся на советско-германском фронте, была близка к катастрофе: соединения 5-го вдк в Прибалтике с 22 июня (в составе войск Северо-Западного фронта), ведя ожесточенные, неравные бои, несут большие потери, и к середине августа 1941 г. корпус выводится в резерв ВГК; десантники 4-го вдк в Белорусии, в составе войск Западного фронта начали вести боевые действия в конце июня (обороной восточного берега реки Березина не допустили прорыва противника к Днепру сходу, совершали рейды в его тылу, громили вражеские гарнизоны, долго удерживали важные районы и объекты, высаживали парашютные десанты). Уже в ходе пограничных сражений из состава 1-го вдк (Украина, Юго-Западный фронт) в тыл к немцам было выброшено более десяти воздушных десантов, которые атаковали колонны выдвигающихся к фронту частей, рвали связь, разрушали мосты, уничтожали боевую технику и т. д. Соединения и части 2-го и 3-го вдк, переброшенные в район Киева в первой половине июля, вели тяжелые оборонительные бои.
В сентябрьских и последующих боях
I-й и 2-й вдк понесли большие потери, и в дальнейшем, утратив боеспособность, были выведены на доукомплектование.
3-й вдк после тяжелых оборонительных боев и выхода из окружения в ноябре 1941 г. переформировывается в 87-ю стрелковую дивизию. 19 января 1942 года 87-я сд преобразована в 13-ю гвардейскую стрелковую дивизию (гв сд) [4]. Начальствующему составу дивизии установлен полуторный, а бойцам двойной оклад содержания. Остальные воздушно-десантные соединения (и сформированные из них стрелковые), получали гвардейское звание авансом и всегда оправдывали его.
В конце лета 1941 г. начато формирование еще пяти воздушно-десантных корпусов: 6-й вдк (г. Ногинск, командир генерал-майор А.И. Кирзимов) в составе
II-й, 12-й и 13-й вдбр; 7-й вдк (г.г. Ма-риенталь-Москва, командир - генерал-майор И.И. Губаревич) в составе 14-й, 15-й и 16-й вдбр; 8-й вдк (г.г. Энгейм-Щелково, командир - полковник И.Н. Конев) в составе 17-й, 18-й и 19-й вдбр; 9-й вдк (г.г. Безымянная-Киржач, командир - полковник М.И. денисенко) в составе 20-й, 21-й и 22-й вдбр; 10-й вдк (г.г. Красный Яр-Внуково, командир - полковник Н.П. Иванов) в составе 23-й, 24-й и 25-й вдбр. Также осенью 1941 г. формируется пять маневренных воздушно-десантных
бригад (1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я мвдбр, на базе которых летом 1942 создаются гвардейские особые стрелковые бригады и направляются на Кавказ [5, с.3]), и запасный воздушно-десантный полк. В сентябре 1941 г. воздушно-десантные корпуса передаются в резерв Ставки Верховного Главного Командования [3, с.100-103].
В июле 1942 г. на южном крыле советско-германского фронта развернулась ожесточенная борьба с прорвавшейся здесь крупной группировкой войск противника, которые вышли к Сталинграду и стремились перерезать важную водную артерию страны - Волгу. В связи с чем Верховное Главнокомандование систематически усиливало войска сталинградского направления за счет стратегических резервов.
Летом 1942 г. десять воздушно-десантных корпусов переформировываются в гвардейские стрелковые дивизии, девять из них и 13-я гв сд направляются на Сталинградский фронт, где, не имея достаточно артиллерии и танков, совершают чудеса героизма [6].
Осенью 1942 г. эти корпуса фактически вновь воссоздаются (пополняются личным составом, вооружением). В декабре 1942 г. на их базе создается десять гвардейских воздушно-десантных дивизий (гв вдд) [7, с.73-74].
В конце января - начале февраля 1943 г. Ставка ВГК решила использовать выгодную стратегическую обстановку на юге для расширения фронта наступления и провести одновременно две крупные операции против групп армий «Центр» и «Север», воспрепятствовав переходу противника за реку Ловать, восточнее Старой Руссы.
В начале февраля все десять дивизий, находившихся в резерве Ставки ВГК, были направлены в состав Северо-Западного фронта. Эти дивизии до конца войны действуют в составе стрелковых войск и в дальнейшем почти все переформировываются в гвардейские стрелковые. В мае - июне 1943 г. создается и вводится в резерв ВГК двадцать гвардейских воздушно-десантных бригад (нумерация с 1-й по 20-ю), на основе которых в декабре того же года формируется шесть гвардейских воздушно-десантных дивизий [3, с.141-142].
В августе 1944 г. постановлением ГКО от 9 августа создаются три воздушно-десантных корпуса: 37-й гв вдк в составе 13-й, 98-й и 99-й гв вдд; 38-й гв вдк в составе 11-й, 12-й и 16-й гв вдд; 39-й гв вдк в составе 8-й, 14-й и 100-й гв вдд.
В октябре на базе их была сформирована Отдельная Гвардейская Воздушно-десантная армия (командующий - гене-
рал-лейтенант И.И. Затевахин, с февраля 1945 г. - генерал-полковник В.В. Глаголев). В декабре она преобразовывается в 9-ю Гвардейскую армию, а входящие в ее состав соединения - в гвардейские стрелковые: 37-й гв вдк становится 37-й гв ск в составе 98-й, 99-й и 103-й гв сд; 38-й гв вдк - 38-й гв ск в составе 104-й, 105-й и 106-й гв сд; 39-й гв вдк - 39-й гв ск в составе 100-й, 107-й и 114-й гв сд. Оставшиеся части и Управление командующего ВДВ были включены в состав ВВС [8, с. 94].
Боевые действия Красной Армии в Гражданской войне совершенствовали ее военное искусство, претворившее в жизнь новую тенденцию вооруженной борьбы - увеличение глубины сражения и одновременного воздействия на противника. Оснащение Вооруженных Сил в предвоенный период новейшими танками, самолетами, артиллерией и развитие организационно-штатной структуры войск позволили советским военным теоретикам создать теорию глубокой наступательной операции, явившейся высшим достижением военного искусства тех лет. Ее сущность заключалась в одновременном поражении войск противника на всю глубину их оперативного построения ударами пехоты и танков, артиллерии и авиации в сочетании с высадкой воздушных десантов в его тылу.
В Советском Союзе впервые в мировой практике, гораздо раньше, чем в других странах, создаются парашютно-десантные части. В США и Великобритании, например, приступили к формированию своих воздушно-десантных войск лишь в 1940 г. [9, с.16, 20].
К началу Великой Отечественной войны Красная Армия располагала передовой теорией боевого применения воздушных десантов, проверенной в ходе учений. Однако реализовать на практике все преимущества нового рода войск в период с 1930 по 1945 г. в нашей стране не удалось, вследствие:
- отсутствия специального самолета для транспортировки десантников;
- недоработанности устройств для десантирования вооружения, боевой и другой техники;
- катастрофических потерь в авиационной технике в начальный период войны и, как следствие, нехватки транспортных и других самолетов, привлекаемых как для десантирования, так и для его обеспечения;
- недоукомплектованности воздушно-десантных соединений и частей к началу войны вооружением, боевой и другой техникой;
- использованием воздушно-десантных соединений и частей в качестве
112
стрелковых, причем, как правило, на самых опасных направлениях, вследствие чего они несли серьезные потери.
В победном 1945 г. в Советской Армии Воздушно-десантных войск почти не осталось: в июне 1945 г. пять из оставшихся девяти гвардейских воздушно-десантных дивизий (4-я, 5-я, 6-я, 7-я и 9-я гв вдд) получили статус стрелковых (став, соответственно, 111-й, 112-й, 113-й, 115-й и 116-й гв сд); 2-я гв вдд, в связи с утратой боевого знамени расформировывается (в мае 1945 г. в Чехословакии небольшая колонна штабных машин дивизии уже после подписания капитуляции была обстреляна и разграблена немцами, при этом пропало Боевое Знамя); ноябре 1945 г. 1-я,3-я и 10-я гв вдд стали 124-й, 125-й и 126-й гв сд. В ВДВ с ноября 1944 г. из переданных в подчинение ВВС осталось три воздушно-десантных бригады - 5-я, 8-я, 24-я и 7-й учебный воздушно-десантный полк [3, с.167-171].
Верность боевым традициям, твердая решимость продолжать и приумножать славу отцов и дедов, высоко ценить звание десантника, стремление добиваться новых высот боевого мастерства - качества, воспитанные с первых дней зарождения войск и приумноженные за годы Великой Отечественной войны, были необходимы и после ее окончания. Войска предстояло создавать заново...
Литература
1. Становление и развитие Воздушно-десантных войск. Генерал-майор В. Костылев// ВИЖ. 1975. № 9.
2. Мусиенко В.А. Первые командующие Воздушно-десантными войсками. М.: «Культура и армия», 2008.
3. Алехин Р.В. Воздушно-десантные войска: история российского десанта. М.: Эксмо, 2009.
4. ЦАМО. Ф.1075. О.1. Д.2. Л.1., ЦА-МО. Ф.1075. О.1. Д.1. Л.1-2. (исторические формуляры 3 вдк, 13 гв сд)
5. Паршуто С.П. Так сражались гвардейцы. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1982.
6. ЦАМО. Ф.1118. О.1. Д.1. Л.1-4., ЦАМО. Ф.1118. О.1. Д.2. Л.4-7., ЦАМО. Ф.1118. О.1. Д.3. Л.30-48., ЦАМО. Ф.1120. О.1. Д.1. Л.1-4., ЦАМО. Ф.1122. О.1. Д.1. Л.1., ЦАМО. Ф.1124. О.1. Д.1. Л.1., ЦАМО. Ф.1125. О.1. Д.2. Л.1-6., ЦАМО. Ф.1128. О.1. Д.1. Л.1., ЦАМО. Ф.1135. О.1. Д.1. Л.2. (исторические формуляры дивизий)
7. Рябков A.M. Боевой путь дивизий и бригад стрелковых и воздушно-десантных войск Красной Армии в Великой Отечественной войне. Справочник. СПб.: Изд-во «Ресурс», 2008.
8. Воздушно-десантным войскам 50 лет. Заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант К. Курочкин// ВИЖ. 1980. № 8.
9. Андрухов И.И. и др. Воздушно-десантные войска НАТО. М.: Воениздат, 1970.
SUMMARIES
Extracts from the President's Address to the Federal Assembly on December 22, 2011 (p. 4)
Extracts from Chairman of the Government Vladimir Putin's speech at the convention of the all-Russian public organization Delovaya Rossiya (p. 11)
Statutory Regulation of Public Service (p. 12)
Local Government: a Sociological Analysis of the Current Situation and Prospects (p. 13)
Kerem Magomedov, Doctor of Social Sciences, professor, RANEPA of the President of Russia ([email protected])
Summary: Based on the data and analytical conclusions of a sociological survey conducted by a team of RAPA researchers in 2011, issues pertaining to the current condition and development of the institutional framework of local government in the Russian Federation are considered.
Keywords: local government; institutional framework; public and municipal administration; civil society; municipal service.
Instruments of Social Development of Civil Society in Yakutia (p. 16)
Konstantin Borisov, director, Institute of Management under the President of the Republic of Sakha Yakutia ([email protected])
Ulyana Borisova, head of the department of sociology and HR management, Doctor of Social Sciences, professor, M.K. Amosov Northeast Federal University ([email protected])
Irina Sosina, Doctor of Political Science, professor, department of political science, M.K. Amosov Northeast Federal University (froggy46@ mail.ru)
Summary: Results of sociological research conducted in order to study current challenges faced by municipalities in the Republic of Sakha
Yakutia substantiate the necessity of the program/purpose approach in midterm planning and forecasting of social and economic processes on the local level.
Keywords: local government; sociological research results; social development.
Information Accounting and Control (p. 20)
Vadim Golik, Candidate of Sciences (Economics), associate professor, department of marketing, Belarus State Economic University (Minsk) ([email protected])
Summary: The article presents an analysis of the application of information technologies in the government as a way to increase efficiency of management and interaction between the authorities and the population.
Keywords: information technologies; public administration; noncommercial marketing; rating of a public official; efficiency.
Innovative Dynamics of Subjects of the Federation (p. 21)
Denis Fraimovitch, Candidate of Sciences (Economics), associate professor, department of economics and investment and innovation management, Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletov ([email protected])
Zorislav Mishchenko, Candidate of Sciences (Engineering), associate professor, department of quality management and technical regulation, Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletov ([email protected])
Summary: The transformation of business mechanisms of social and economic development of the state objectively requires an assessment of the innovational infrastructure in the regions. The authors provide a rationale for innovative dynamics of the subjects in order to implement a differentiated approach to modernization.
Keywords: differentiation of regional development; modernization of the economy; innovative dynamics of subjects.