Янгез Д. И.
ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК СССР: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Коренные изменения военно-политической обстановки в мире после распада Советского Союза повлекли за собой принципиальный пересмотр и уточнение взглядов на обеспечение военной безопасности государства, формы, способы и средства её достижения. И в этой ситуации Россия должна иметь инструмент сдерживания, соответствующий характеру и масштабу современных угроз. Этим инструментом, по мнению автора, всегда являлись Воздушно-десантные войска (далее - ВДВ).
Днем создания этого рода войск считается 2 августа 1930 г., когда на учениях Военно-воздушных сил (ВВС) под Воронежем было выброшено на парашютах подразделение десантников в составе 12 чел. [1]. Этот эксперимент позволил военным теоретикам увидеть перспективу преимущества парашютнодесантных частей, их огромные возможности, связанные с быстрым охватом противника по воздуху.
Первым подразделением ВДВ в составе РККА явился сформированный в 1931 г. в Ленинградском военном округе (ЛенВО) авиамотодесантный отряд, насчитывавший 164 чел. Началом создания массовых ВДВ стало постановление Реввоенсовета СССР 1932 г. о развертывании в ЛенВО отдельной бригады, на которую была возложена задача обучения инструкторов по воздушно-десантной подготовке и отработка оперативно-тактических нормативов для войск [2]. Заметив перспективность развития ВДВ, руководство армии в марте 1933 г. приняло решение о необходимости формирования по одному авиадесантному отряду в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах. Уже к лету 1941 г. завершилось комплектование пяти воздушно-десантных корпусов (вдк) личным составом численностью по 10 тыс. чел. в каждом [3].
Таким образом, к середине 30-х гг. XX в. в СССР были созданы первые боевые подразделения ВДВ. В этот период командование активно занималось вопросами их боевого применения, разработкой для них спецтехники.
С началом Великой Отечественной войны все 5 вдк участвовали в боях с немецко-фашистскими захватчиками. В ходе контрнаступления советских войск под Москвой в начале 1942 г. была проведена Вяземская воздушно-десантная операция с десантированием личного состава 4 вдк [4], а в целях быстрого нанесения поражения Японии в августе 1945 г. части ВДВ приняли активное участие и в разгроме Квантунской армии [5].
В послевоенный период деятельность руководства СССР была направлена на дальнейшее развитие и реорганизацию ВДВ. Процесс реформирования войск в исследуемый период проходил поэтапно, что было обусловлено крупными изменениями военно-политической обстановки в мире, экономическими возможностями страны, состоянием своих Вооруженных Сил и войск вероятных противников.
Первый этап развития охватывает период с 1945 по 1953 г., в ходе которого руководством страны был проведен ряд мероприятий по изменению организационно-штатной структуры соединений ВДВ.
Так, из девяти вдд, входивших в состав Красной Армии, восемь получили статус стрелковых дивизий (сд) [6]. В конце июня 1945 г. 4, 5, 6, 7 и 9 вдд были преобразованы в 111, 112, 113, 115 и 116 сд. В ноябре 1945 г. были реорганизованы также 1, 3 и 10-я дивизии. Таким образом, в конце 1945 г. в составе ВДВ осталось всего лишь 3 гвардейские бригады, организационно подчиненные Военно-воздушным силам (ВВС) [7].
В целях дальнейшего развития ВДВ постановлением Совета Министров СССР и приказом Министра Вооруженных Сил от 1946 г. войска были выведены из состава ВВС и включены в состав резерва ВГК как самостоятельный род войск с одновременным учреждением должности командующего ВДВ [См.: 2].
Основой для формирования ВДВ стали управления: 9-й гвардейской общевойсковой армии, пяти гвардейских стрелковых корпусов и части десяти гвардейских стрелковых дивизий. В состав каждой вдд по новому штату входило по 2 парашютно-десантных полка, а третьи полки стали основой для создания новых дивизий в военное время. К концу 1948 г. в ответ на увеличение ВДВ США до 150 тыс. человек ВДВ СССР были усилены еще пятью вдд [2].
На обеспечение боевой деятельности вдд было выделено 5 транспортных авиационных дивизий (тад), которые были размещены на аэродромах вблизи дислокации ВДВ [2]. В 1948 г. к ним добавилась еще 2-я авиатранспортная дивизия, а в качестве буксировщиков планеров использовались также самолеты 19, 20
и 21 гв. тад [См.: 8].
Таким образом, в результате деятельности руководства СССР к концу 40-х гг. ВДВ имели в своем составе 15 укомплектованных вдд, которые были объединены в воздушно-десантную армию (ВДА) [9].
В связи с созданием ВДА на войска были возложены новые задачи, но средств для их решения было недостаточно. В этих условиях наиболее актуальным вопросом стало дальнейшее развитие военно-транспортной авиации (ВТА). Технический комитет ВДА разработал и представил руководству страны программу оснащения войск новой авиационной техникой [7].
Необходимо отметить, что широкое использование США ВТА в Корейской войне в 1950-1953 гг. отчетливо показало, что без наличия современных средств доставки войск по воздуху нельзя добиться эффективности отстаивания интересов государства в современной войне [10]. Проанализировав опыт применения транспортной авиации в Корейской войне, 11 сентября 1953 г. Совет Министров СССР принял постановление о создании специальных десантно-транспортных самолетов АН-8 и AH-12, которые предназначались для транспортировки боевой техники и личного состава ВДВ.
Уделяя большое внимание развитию тад, руководство страны не оставляло без внимания и вопросы совершенствования вооружения подразделений ВДВ. В начале 50-х гг. в войсках самым массовым оружием личного состава было стрелковое, а на вооружение артиллерийских частей ВДВ поступали более совершенные образцы орудий, обладающие большей дальностью и способностью к маневру огнем в короткие сроки. Так, в 1951 г. принятие на вооружение войск авиадесантных самоходных установок АСУ-57 значительно повысило огневую мощь и маневренность артиллерийских подразделений, а также дало возможность активно воздействовать на противника [2].
В указанный период руководство ВДВ также придавало большое значение созданию надежных средств десантирования личного состава. В 1948 г. на снабжение ВДВ был принят парашют ПД-47, который имел перкалевый купол квадратной формы площадью 71,8 кв. м и массу 16 кг.
Таким образом, в ходе первого этапа своего развития ВДВ были разработаны организационные и технические принципы их строительства; совершенствовалась организационно-штатная структура войск; улучшалось оснащение современным оружием и боевой техникой.
Второй этап развития войск занял период с 1954 по 1960 г., в рамках кото-
рого во второй половине 1950-х гг. в ВС проводились реформы, направленные на сокращение численности армии, в том числе и ВДВ. Так, решением Совета Министров и МО СССР в апреле 1953 г. управление воздушно-десантной армии было реорганизовано в управление ВДВ [См.: 1]. В ходе этих реформ все вдд переводились на 3-полковой состав (кроме 103-й и 114-й, получивших третьи полки позже). А в связи с общим сокращением армии за период с 1954 г. до начала 1956 г. были расформированы управления всех корпусов и четырех дивизий [2].
В ходе реорганизаций и сокращений в 1956 г. ВДВ были переданы в состав Сухопутных войск. В 1959 г. были расформированы 31-я и 107-я дивизии, но год спустя в г. Остров Псковской области была создана 44-я учебная дивизия, позже передислоцированная в г. Ионава Литовской ССР [8].
Подготовка офицерских кадров для войск велась в Алма-Атинском воздушно-десантном училище, которое в мае 1959 г. было объединено с Рязанским высшим общевойсковым командным училищем в одно - Рязанское высшее общевойсковое Краснознаменное командное училище [12].
Реорганизуя организационно-штатную структуру ВДВ, руководство страны не оставляло без внимания и техническое оснащение войск. Так, 30 ноября 1955 г. Совет Министров СССР на своем заседании потребовал от конструкторских бюро и Министерства авиационной промышленности в кратчайшие сроки завершить работы по созданию самолетов Ан-8 и Ан-12 [13]. В апреле того же года ТАД была выведена из состава ВДВ и на ее базе создана Военнотранспортная авиация (ВТА) ВВС.
Обоснованность принятого решения показали кризисные события в Венгрии осенью 1956 г., когда самолеты ТАД не смогли обеспечить высадку одним вылетом даже одного парашютно-десантного полка. Анализ венгерских событий оказал существенное влияние на дальнейшую военно-техническую политику в области создания военно-транспортных самолетов. К середине 60-х гг. ВТА ВВС получила от промышленности уже 20 самолетов АН-12 [14]. Для выброски грузов массой до 120 кг были также разработаны десантные транспортеры П-95Т и П-115Т [15]. Данные меры позволили к 1959 г. обеспечивать доставку парашютно-десантных частей и подразделений в тыл противника с основным тяжелым вооружением и техникой.
Параллельно осуществлялась работа и по совершенствованию вооружения и средств десантирования личного состава ВДВ. В середине 50-х гг. в войска стали поступать ручные и станковые противотанковые гранатометы и безоткат-
ные орудия Б-10, достоинствами которых являлись простота конструкции, небольшая масса и высокая бронепробиваемость, а в 1958 г. на вооружение артиллерии ВДВ была принята авиадесантная самоходная установка АСУ-85 [16]. Основным средством защиты десанта от воздушного нападения по-прежнему являлась зенитная артиллерия с зенитными установками ЗУ-23 [17].
Следует отметить, что массовая эксплуатация парашютов ПД-47 себя не оправдала. Квадратный купол был принят на вооружение без достаточных оснований, в результате чего у личного состава в войсках появилась неуверенность при совершении прыжков. Проанализировав сложившуюся ситуацию, командование войск внесло предложение о создании надежно действующего десантного парашюта. После долгих испытаний на снабжение ВДВ был принят модернизированный парашют Д-1-8 конструкции братьев Дорониных [18].
Одновременно произошли значительные изменения во взглядах на теорию боевого применения воздушных десантов в связи с созданием ядерного оружия, что было подтверждено проведенными в сентябре 1956 г. учениями с высадкой воздушного десанта вслед за ядерным взрывом [1].
Таким образом, в данный период на учениях воздушно-десантных частей особое внимание уделялось живучести десанта и его действиям в условиях применения ядерного оружия. Военно-транспортная авиация, оснащенная самолётами Ан-8 и Ан-12, получила возможность доставлять в тыл противника боевую технику, артиллерию, большие запасы материальных средств.
Третий этап развития ВДВ включает последующие десять лет - с 1961 по 1970 г., которые характеризовались ростом политического, экономического и военного противоборства СССР и других стран Организации Варшавского Договора с США и блоком НАТО.
В 1967 г. официально принятая в качестве военной стратегии всех стран НАТО Доктрина «гибкого реагирования» предполагала многообразие форм и методов применения ВДВ. В ее основе было положение о том, что возможная война будет коалиционной, а столкновение двух противоборствующих систем Запада и Востока непременно должно превратиться в войну мировую, в которой главным станет ракетно-ядерное оружие. Для немедленного использования результатов ядерных ударов и сохранения высоких темпов наступления считалось необходимым широкое применение воздушных десантов [19].
В сложившихся условиях ВДВ требовали решительной реорганизации, они должны были полностью соответствовать военно-стратегическим целям совре-
менной войны и отвечать военно-политическим целям государства. Командующий ВДВ генерал В.Ф. Маргелов, определяя задачи войск, говорил: «Чтобы выполнять свою роль в современных операциях, надо, чтобы наши соединения и части были высокоманевренными, укрытыми броней, обладали достаточной огневой эффективностью, хорошо управляемы, способны десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления. Вот, по большому счету, идеал, к которому мы должны стремиться» [20].
В связи с усложнением задач произошли изменения и в организационноштатной структуре ВДВ. В ходе реализации плана реорганизации войск в 1964 г. с Дальнего Востока в Одесский военный округ была передислоцирована 98 вдд [2]. В ходе дальнейшего реформирования ВС СССР с 1964 г. ВДВ были выведены из состава Сухопутных войск и стали самостоятельным родом войск. При этом Сухопутные войска, в связи с потерей ВДВ, начали создавать воздушноштурмовые бригады (получившие в дальнейшем название десантно-штурмовых) [8].
В ходе третьего этапа подразделения ВДВ в первую очередь оснащались новейшим стрелковым оружием, ручными гранатометами, переносными зенитными комплексами, средствами связи, инженерной и другой техникой.
За короткий период для оснащения ВДВ были разработаны и запущены в серийное производство боевая машина десанта БМД-1, бронетранспортер БТР-Д и ряд других образцов специальной боевой техники на их базе, что позволило значительно повысить огневую мощь полков и дивизий [21].
В связи с принятием на вооружение боевых машин в ВДВ важным достижением стала разработка уникальных средств десантирования этой техники: многокупольные (платформенные) и парашютно-реактивные (бесплатформен-ные) системы. Эти средства позволили десантировать парашютным способом всю штатную технику дивизии.
В данный период руководство НАТО уделяло большое внимание развитию и отработке тактики борьбы с воздушными десантами, в основе которой стояла задача по уничтожению высадившихся десантов. Она возлагалась на подвижные тактические группы, состоявшие из бронетанковых, мотопехотных и аэромобильных подразделений и призванные вести против десанта быстрые наступательные действия [19].
В сложившихся условиях требовалось дальнейшее совершенствование артиллерийского вооружения ВДВ с задачей создания боевых артиллерийских
комплексов, обладающих высокой боевой готовностью и достаточной точностью стрельбы. Эта задача была решена комплексно, путем создания самоходного шасси на базе БТР-Д и разработки 120-мм универсального орудия, сочетающего свойства гаубицы и миномета [22].
Необходимо также отметить, что вопросы совершенствования новых средств десантирования личного состава также не оставались без внимания руководства страны. Так, в конце 60-х гг. основной парашют Д-1-8 с перкалевым куполом был заменен на капроновый Д-5, который по техническим характеристикам был лучше, заметно меньше и легче своего предшественника и при этом гораздо проще в укладке [23]. Но и он со временем совершенствовался, и в современных условиях основным в ВДВ является парашют Д-6 [24].
Таким образом, в данный период ВДВ были выделены в самостоятельный род войск, оснащены современными боевыми машинами десанта, новыми артиллерийскими системами и более совершенными средствами десантирования. Это позволяло войскам стать хорошо управляемыми, способными десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления, а также повысить маневренность на поле боя и противостоять тактике действий противника по борьбе с воздушными десантами.
Четвертый этап развития ВДВ продолжался с 1971 по 1980 г.
В 1972 г. для подготовки младших командных кадров для войск при 44-й учебной вдд была создана 332-я школа прапорщиков, которая готовила старшин роты, инструкторов воздушно-десантной подготовки, старших техников роты и техников автомобильных рот [2]. В связи с необходимостью улучшения управления войсками в конце 70-х гг. существовавший при управлении ВДВ 171-й отдельный батальон связи был развернут в бригаду связи, а в целях оптимизации развития войск в мае 1979 г. была расформирована 105 вдд [1].
Наряду с совершенствованием штатной структуры уделялось неослабное внимание разработкам новых видов техники и вооружения. В условиях перспективного развития ВДВ вставал вопрос о перевооружении войск новыми транспортными самолетами. Для обеспечения оперативных действий ВДВ в 70-е гг. был создан самолет Ан-26, который мог обеспечить десантирование 30 десантников парашютным способом и 38 - посадочным [13].
Немного позднее ВТА получила еще один новый самолет Ил-76, который мог эксплуатироваться в сложных метеорологических условиях и обеспечивал точное десантирование парашютным способом людей и грузов днем и ночью, с
больших и малых высот [25].
В целях оснащения личного состава войск более современным оружием практически было заменено стрелковое оружие ВДВ. Десантники получили на вооружение: 5,45-мм автоматы и пулеметы и 7,62-мм винтовку СВД, основными достоинствами которых были малые размеры и вес, надежность действия, удобство и простота эксплуатации [26]. На вооружение ВДВ продолжали поступать и другие более совершенные средства поражения живой силы и техники противника. Так, в 80-е гг. был принят реактивный пехотный огнемет РПО-А «Шмель», предназначенный для поражения укрытых огневых точек, легкобронированной и автомобильной техники, хорошо зарекомендовавшей себя при ведении боевых действий в Афганистане [2].
Принятые меры позволили существенно повысить боевой потенциал ВДВ. В итоге многократно возросли огневая мощь и боевые возможности воздушнодесантных частей и соединений.
Пятый этап развития ВДВ охватывает период с 1981 по 1991 г., в ходе которого вдд имели постоянные штаты и включали 3 парашютно-десантных и артиллерийский полки, зенитный ракетно-артиллерийский дивизион [8].
Парашютно-десантный полк состоял из 3 парашютно-десантных батальонов, артиллерийской и зенитной батарей, а артиллерийский полк - из самоходноартиллерийского и противотанкового дивизионов, артиллерийской и зенитной батарей, батареи и взводов управления дивизионов.
Последние преобразования в составе войск пришлись на 1990 г., когда в состав КГБ была передана 103 вдд, а в ВДВ 14 воздушно-десантных бригад. Всего к концу 1991 г. имелось полностью развёрнутых 7 гв. вдд, 38-я бригада связи, Рязанское высшее военное воздушно-десантное командное училище и 332-я школа прапорщиков. Численность ВДВ составляла почти 24 тыс. человек [8].
В заключение отметим, что в 1945-1991 гг. благодаря деятельности руководства СССР в Воздушно-десантных войсках совершенствовалась организационно-штатная структура, они переоснащались самыми современными видами боевой техники и оружия, отвечающими требованиям современного боя, что позволило повысить мобильность войск, быстро реагировать на любое изменение обстановки на театре военных действий. ВДВ готовились не только к крупномасштабной войне, но и к выполнению важных и разнообразных задач в локальных войнах и вооруженных конфликтах.
В настоящее время при переходе Вооруженных Сил России к новому облику резко возрастает значение мобильных сил, способных в угрожаемый период в кратчайшие сроки перемещаться по воздуху на любое стратегическое направление. ВДВ обладают высокой степенью стратегической и оперативнотактической мобильности, они полностью аэротранспортабельны, автономны в бою, могут использоваться на любой местности, десантироваться парашютным способом в районы, недоступные для действий Сухопутных войск. По плану руководства страны ВДВ должны стать стержнем сил быстрого реагирования на любые угрозы, в которые также войдут десантно-штурмовые бригады военных округов, части морской пехоты и спецподразделения сил. Реализация поставленных задач, опираясь на многолетний опыт строительства Воздушно-десантных войск, позволит этому роду войск стать самой боеспособной единицей Российской армии, которая будет в состоянии выполнять любые задачи как внутри страны, так и за ее пределами.
* * *
1. Шпак А.Г. Воздушно-десантные войска. М., 2003.
2. Советские воздушно-десантные. 1-е изд. М., 1980.
3. Горшков П.И. Мобилизация есть война // Воен.-ист. журн. 1999. № 3.
4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: энциклопедия. М. 1985.
5. ЛисовИ.И. Десантники. М., 1968.
6. ВДВ вчера, сегодня, завтра / колл. авт. под рук. Е.Н. Подколзина. М., 1993.
7. Советские воздушно-десантные. 2-е изд. М., 1986;
8. Советская Армия в годы «холодной войны» (1945-1991 гг.) / В.И. Феськов, К.А. Калашников, В.И. Голиков. Томск, 2004.
9. Советские Вооруженные Силы. М., 1978.
10. Ли Э. Воздушная мощь. М., 1958.
11. Развитие воздушно-десантной техники. М.,1948.
12. Рязанское воздушно-десантное. Рязань, 1998.
13. Военная авиация / Ю.В. Гордиенко, В.П. Морозов, А.С. Прибылов. М., 1999.
14. Малая энциклопедия отечественных летательных аппаратов. М., 1995.
15. Герсименко И.А., Колмаков И.А. Воздушно-десантная подготовка. Ч.3.: Парашютнореактивные системы и их применение. М.: Воениздат, 1989.
16. Холявский Г.Л. Энциклопедия бронетехники. Гусеничные боевые машины, 1919-2000 гг. Мн.: ООО «Харвест», 2001.
17. Петухов С., Шестов И. История создания и развития вооружения и военной техники ПВО Сухопутных войск России. М., 1999.
18. ЛушниковА.Ф. Братья Доронины. М.:ДОСААФ, 1977.
19. Воздушно-десантные войска НАТО / И.И. Андрухов, М.Р. Георгиев, К.Е. Ефимов. М., 1970.
20. Маргелов В.Ф. Воздушно-десантные войска Советской Армии // Военная мысль. 1967. № 8. С. 13-20.
21. Военно-научный комитет Воздушно-десантных войск / А.П. Колмаков, Ю.В. Назаренко, В.В. Погодин. М.,2004.
22. Вооружение и техника: справочник. М.: Воениздат, 1982.
23. Десантный парашют Д-5 серии 2: техническое описание № 9153-70 и инструкция по укладке и эксплуатации № 9152-70. Б.м., 1984.
24. Система парашютная десантная Д-6: техническое описание и инструкция по эксплуатации 13967-76 ТО. Б.м., 1982.
25. Тиликов Н.А. Авиация и космонавтика: ИЛ-76 и его транспортные модификации. М.,1974.
26. Руководство по 5,45-мм автомату Калашникова (АК74, АКС74, АК74Н, АКС74Н) и 5,45мм ручному пулемёту Калашникова (РПК74, РПКС74, РПК74Н, РПКС74Н). М., 1982.