ности, но он впервые чувствовал себя виновным. Перспективы выглядели весьма туманными и не могли радовать его душу. Тем не менее Сталин зла на свою креатуру не держал и не стал его наказывать. Без места Александр Иванович находился около месяца. 31 мая 1933 г. по протекции первого секретаря Нижневолжского крайкома ВКП(б) Птухи, согласованной с Криницким (А.И. Криницкий с января 1933 г. по февраль 1934 г. работал начальником Политуправления МТС и заместителем наркома Земледелия СССР) и Оргбюро ЦК, ему предложили занять пост начальника Политсектора МТС и совхозов КрайЗУ Нижнего Поволжья. Александр Иванович с готовностью перебрался в город носящий имя вождя и был утвержден крайкомом и крайисполкомом в предложенной должности [4. Ф. 17. Оп. 3. Ед. хр. 924. Л. 7].
Столица НВК более года находилась в Сталинграде. Именно здесь располагалось управление Политсектора НВК, в котором обосновался Яковлев. Саратов он навещал нечасто, бывал в нем наездами, решая различные вопросы организации сельскохозяйственного производства. Он не ожидал, что совсем скоро окажется в этом городе в качестве постоянного жителя, займет пост уполномоченного КПК при ЦК ВКП(б) по Саратовскому краю и превратиться в мощную разрушительную сторо-
ну провоцируемого генсеком конфликта с первым секретарем крайкома и членом Центрального Комитета партии - Криницким. Нарастающее напряжение между Яковлевым и Криницким завершилось в июле 1937 г. «взрывом», который очень умело организовал Сталин. Тяжелый кризис в отношениях обкома и партколлегии свел в могилу не только первых лиц региональных органов власти и возглавляемые ими аппараты, но и членов их семей: жена Криницкого Ю.Ф. Алексеева была расстреляна 27 ноября 1937 г. в один день и в одном месте (на Донском кладбище Москвы) с самим А.И. Яковлевым, жену Яковлева (Шнейдерман) расстреляли через три дня.
1. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО).
2. На приеме у Сталина. Тетради (журналы) записей лиц, принятых И.В. Сталиным (1924-1953 гг.). М., 2008.
3. Политбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б). Повестки дня заседаний: каталог: в 3 т. Т. 1. 1919-1929. М., 2000.
4. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ).
5. Стенограммы заседаний Политбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б). 1923-1938 гг.: в 3 т. Т. 3. М., 2007.
6. Стенограммы заседаний Политбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б): в 3 т. Т. 2. 1926-1927 гг. М., 2007.
Антон Николаевич Учаев,
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и политологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВИЙ 1-ГО КАНАДСКОГО ПАРАШЮТНОГО БАТАЛЬОНА В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В данной статье предпринята попытка проанализировать степень эффективности использования западными союзниками воздушно-десантных войск во время Второй мировой войны на примере 1-го канадского парашютного батальона. В качестве материалов для анализа использовались доклады Генштаба Канадских вооруженных сил, а также ряд исследований по истории воздушно-десантных сил западных союзников во время мирового конфликта. Автор приходит к выводам о недостаточной эффективности использования данных подразделений в силу отсутствия разработанных тактических схем и моделей, а также несовершенства ряда технических средств того периода.
Ключевые слова: Вторая мировая война, Второй фронт, операция «Оверлорд», операция «Тонга», операция «Вэрсити», Канада, воздушно-десантные войска.
A.N. Uchaev
PARTICIPATION OF THE FIRST CANADIAN PARACHUTE BATTALLION IN THE SECOND WORLD WAR
The paper analyzes the success rate and contribution of airborne forces used by the Western Allies during the Second World War and focuses on the case of the 1st Canadian Parachute Battalion. The research is conducted using the archived reports of the General Staff of the Canadian Armed Forces as well as a number of studies on the history of airborne forces of the Western Allies during the Second World War. The author concludes that low efficiency of airborne forces was caused by lack of developed tactical schemes and models as well as a number of technical imperfections during that period.
Keywords: Second World War, Second Front, operation "Overlord", operation "Tonga", operation "Varsity", Canada, airborne troops.
УДК 94(7/8)
Изучение самого кровопролитного конфликта в истории человечества далеко от своего завершения и констатации, что все белые пятна этого эпизода ликвидированы, а на проблемные вопросы даны исчерпывающие ответы. Данная статья является попыткой рассмотреть два аспекта Второй мировой войны: во-первых, это участие «средних держав» в боевых действиях мирового конфликта, а во-вторых, эффективность использования собственных сил западными союзниками. Одним из малоизученных в отечественной историографии вопросов, находящихся на пересечении этих проблем, является участие 1-го канадского парашютного батальона в операциях в Западной Европе.
Прежде чем перейти непосредственно к участию канадских десантников в боевых действиях, необходимо рассмотреть проблему появления парашютных частей в армии Канады. 1-й канадский парашютный батальон был сформирован в качестве подразделения Канадской армии 1 июля 1942 г. Одним из главных сторонников создания подобной части был полковник (на тот момент) Э.Л.М. Бёрнс (Эдсон Льюис Миллард «Томми» Бёрнс). По его мнению, десантники прекрасно подошли бы для обороны Канады, поскольку их можно было бы оперативно перебрасывать в любое место потенциальной немецкой высадки. Так, 12 ноября 1940 г., после изучения успешного применения немцами воздушно - десантных войск в Бельгии и Голландии, Бёрнс пишет доклад на имя начальника Генштаба доминиона с предложением выделить солдат для создания аналогичных частей у союзников [12, р. 1.]. Идею Бёрнса отвергали как нерелевантную ровно до захвата Германией о. Крит, где опять отличились немецкие десантники. В Британии и США было решено интенсивно формировать воздушно-десантные части, что также послужило дополнительным аргументом в пользу создания парашютного батальона в Канаде. Парадокс заключался в том, что захват Крита дался немцам ценой огромных потерь среди десантников и больше Германия крупномасштабных десантных операций с применением планеров и парашютистов не проводила в течение всей войны.
В конечном итоге канадский Департамент национальной обороны утвердил создание части. Изначально силы батальона насчитывали 26 офицеров и 590 человек нижних чинов. Структурно батальон включал в себя штаб и три стрелковых роты [12, р. 3].
Первоначальную подготовку канадские десантники проходили на базах Рингвэей (Великобритания) и в Форт-Беннинг (США). В Англии находилось 85 офицеров, сержантов и солдат, а остальные были в США. Предполагалось, что таким образом удастся добиться совмещения всего самого наилучшего, что уже имелось в распоряжении союзников для подготовки данных подразделений. Кроме того, требовалось время для подготовки собственной базы, в качестве которой стала использоваться база Королевских Канадских ВВС в Шайло (Манитоба) [12, р. 3-4; 2, с. 22].
Несколько слов необходимо сказать об особенностях отбора будущих десантников и системе их подготовки. Поскольку подразделение позиционировалось как элитное, то требования к добровольцам (а именно ими укомплектовывали батальон) были весьма высокими. В армии Канады существовала следующая градация физических кондиций для новобранцев:
• А - «выдающиеся»;
• В - «превосходные»;
• С - «обычные»;
• О - «худшие из приемлемых»;
• Е - «непригодные».
Несложно догадаться, что для дальнейшей подготовки в парашютный батальон были отобраны лишь те, кто соответствовал категории «А», т.е. примерно 15-20% от общего числа добровольцев, изъявивших желание служить в новом подразделении [7].
После отбора начинались тренировки, разбитые на четыре этапа. Первый из них состоял из изнуряющих физических упражнений, а также занятий по рукопашному бою (включая изучение джиу-джитсу). На данном этапе кандидаты в десантники имели право отказаться от дальнейшей подготовки и вернуться к стандартной службе. На втором этапе многие кандидаты были отчислены уже не по своей воле. Он включал в себя упражнения по высадке, в том числе имитацию выброски из самолета, для чего использовалось десятиметровое строение, прозванное «ломающим людей». На третьем этапе новобранцев обучали парашютному делу и методикам выживания и спасения в экстремальных условиях. Четвертый, заключительный этап включал в себя выполнение пяти успешных прыжков с парашютом с самолета [6, р. 69-84].
Через год, в июле 1943 г. 1-й парашютный батальон был переброшен в Англию, где вошел в состав 3-й парашютной бригады британской 6-й воздушно-десантной дивизии (далее - ВДД). Год, до лета 1944 г. батальон провел, отрабатывая десантирование. Отличия от предыдущей подготовки заключались в том, что десантники прыгали с одним парашютом и через люк в полу самолета, а не через дверь, как они делали до этого в США и Канаде, где использовались С-47 «Дакота» [12, р. 9].
Первой боевой операцией союзников, в которой приняли участие канадские парашютисты, стала высадка в Нормандии. Операция по десантированию 6-й британской вдд во Франции в рамках операции «Оверлорд» носила название «Тонга» и предполагала выброску парашютистов и десанта на планерах на восточном фланге вторжения в районе Кана. В задачи дивизии входили: собственно защита высаживающихся с моря войск, захват стратегически важных мостов через Канский канал и через р. Орн возле городов Бенувиль и Ранвиль для дальнейшего их использования, подрыв ряда других мостов через реку Див в районе местечек Варавиль, Бур и Троарн, уничтожение батареи тяжелой артиллерии в Мервиле, которая могла обстреливать сектор высадки «Сворд», и уничтожение немецких частей в нескольких других деревнях. Операция «Тонга» планировалась на 5-7 июня 1944 г.
Стоит отметить, что изначально план «Тонга» был более «скромным». В феврале 1944 г. предполагалось, что будет задействована только одна десантная бригада с целью захвата вышеупомянутых мостов у Бенувиля и Ранвиля. Командовавший 6-й ВДД генерал Ричард Гейл заявил, что этих сил для выполнения подобной задачи недостаточно, и предложил использовать всю дивизию. Генерал-майор Фредерик Браунинг, командовавший всеми британскими воздушно-десантными войсками, проконсультировался с вышестоящим начальством и поручил в конечном итоге разработку нового плана непосредственно генералу Гейлу [5, р. 305-307].
Вечером 5 июня 1944 г. канадский батальон в составе 3-й парашютной бригады дивизии был десантирован во Франции при помощи 50 самолетов. Перед канадцами ставилась задача по защите зоны выброски всей бригады, а также подрыв мостов в районе местечек Варавиль и Робеоме. Кроме того, батальон должен был прикрывать левый фланг британского 9-го батальона во время его атаки на батарею в Мервиле [8, р. 181].
Подполковник Дж.Ф.П. Брэдбрук (Джордж Фредерик Престон Брэдбрук), командовавший батальоном, распределил задачи по ротам следующим образом:
Рота «А». Командир - майор Вилкинс. Защита левого фланга 9-го батальона во время его атаки на батарею в Мервиле. Поддержка и прикрытие наступления 9-го батальона на Ле Плейн. Занять и удержать перекресток у Ле Мансил.
Рота «В». Командир - майор Фуллер. Подорвать мост через р. Див в пределах двух часов после высадки, удерживать район вплоть до приказа об отходе к перекрестку у Ле Мансил.
Рота «С». Командир - майор МакЛеод. Оборона зоны высадки с юго-востока, уничтожение радиостанции и штаба немцев в Варавиле, подрыв моста через р. Диветт. После выполнения присоединиться к остальным силам батальона в районе перекрестка у Ле Мансил [9, р. 2-3].
Батальон высадился между 01:00 и 01:30, став первым канадским соединением на земле Франции. Несмотря на хорошую погоду и нормальную видимость, ошибки навигации, а также сильный зенитный огонь немцев, приводивший к панике пилотов и преждевременной выброске, при высадке канадских десантников сильно разбросало по оперативной зоне, впрочем как и остальные подразделения дивизии. Первая выброска была весьма неудачной: только 30 из 110 парашютистов роты «С» высадились там, где предполагалось. С остальными десантниками дела обстояли не лучше: в частности, группа бойцов приземлилась в 16 км от района высадки, другая группа - рядом с пляжами вторжения. Большое количество парашютистов приземлились в те районы около Варавиля, которые были затоплены немцами. Из-за тяжелого снаряжения (более 30 кг) некоторые из десантников утонули. Еще 80 человек из батальона попали в плен [5, р. 322].
В общей сложности территория, по которой разбросало канадских парашютистов и десантников, оказалась в 40 раз больше запланированной [4, р. 19]. Также осложнило ситуацию то, что экипировка, в том числе контейнеры с тяжелым вооружением, была разбросана по всей этой площади, что существенно снижало огневую мощь подразделений и, естественно, затрудняло выполнение поставленных перед ними задач [11, р. 6].
Выполнение задач в результате стало протекать не совсем по плану. Так, группа десантников из роты «В» под командованием одного из лейтенантов, двинувшиеся по направлению к мосту в деревне Робеом, собрав по пути еще несколько таких же групп, состоявших как из десантников, так и саперов, добравшись до моста, обнаружили, что он все еще цел. Еще несколько часов группа безуспешно ждала саперов, которые должны были подорвать этот мост. В 03:00 была предпринята попытка самостоятельно подорвать мост имеющейся в распоряжении взрывчаткой. Видимо, из-за нехватки взрывчатых веществ и опыта удалось только повредить
мост, а не вывести его из строя полностью, как предполагалось. Саперы прибыли еще через три часа, в 06:00. Ими и был осуществлен успешный подрыв моста под прикрытием десантников [3, р. 123].
В то же время рота «С» пыталась выполнить поставленные перед ней задачи. Но проблема нехватки людей была также острой, как и в предыдущем случае. В распоряжении майора МакЛеода имелась лишь часть от положенных роте по штату 100 человек. В результате МакЛеод, возглавив небольшую группу парашютистов, атаковал укрепления возле Варавиля, которые обороняли около сотни солдат противника (немцы и солдаты «восточных батальонов» [1, с. 594; 5, р. 324-325]), усиленных несколькими пулеметными гнездами и позицией для противотанковых орудий. Из-за артиллерии немцев парашютисты понесли серьезные потери, во время штурма погиб командир роты - сложилась патовая ситуация. Положение изменилось, когда по немецким позициям открыли огонь из минометов - в 10:00, после нескольких часов минометного обстрела, гарнизон Ва-равиля сдался в плен. Через некоторое время после этого в Варавиль прибыли британские коммандос из 1-й бригады специального назначения, сменившие канадцев. Важно отметить, что канадские солдаты ожидали, что их отправят назад в Англию сразу же после выполнения поставленной задачи. Уверенность в этом была настолько высока, что парашютисты отдали британцам все свои сигареты [1, с. 592]. Реальность оказалась более прозаичной: канадский батальон провел в Нормандии почти три полных месяца. К полуночи 6-я дивизия была полностью размещена на восточном фланге вторжения союзников. 3-й бригаде достался участок фронта протяженностью 6 км. 1-й канадский парашютный батальон удерживал местечко Ле Менель [5, р. 327].
Задачи операции «Тонга» были выполнены соединениями 6-й ВДД. Несмотря на проблемы при десантировании и сопротивление противника, солдаты дивизии сумели добиться нужного результата. Потери дивизии в период с 5 по 7 июня составили 800 человек убитыми ранеными, пленными и пропавшими без вести, при том что сама дивизия насчитывала 8500 человек. Канадский батальон за этот же период потерял в общей сложности 116 человек: 21 убитыми, 9 ранеными и 86 пленными [11, р. 20]. После соединения с войсками, высадившимися с моря, десантники получили задачу удерживать плацдарм и стали выполнять функции обычной пехоты.
С 7 по 10 июня 6-я дивизия отразила несколько контратак немецких войск [11, р. 8-10]. В то же время к 7 июня силы дивизии были консолидированы, и 11 июня началось расширение плацдарма на восток от р. Орн. 3-я бригада, в том числе 1-й канадский парашютный батальон, столкнулась с сильным сопротивлением немцев, когда пошла в наступление на Бревиль-ле-Мон. Противник подверг десантников интенсивному артобстрелу и предпринял несколько танковых атак, приведших к отступлению 9-го батальона. Но канадцы под командованием командира бригады Хилла контратаковали и отбили позицию у немцев [5, р. 335; 11, р. 10-11]. После этого вплоть до середины августа дивизия оставалась на статичных позициях: удерживала левый фланг плацдарма, интенсивно патрулируя местность. 7 августа дивизия получила приказ готовиться к наступлению, которое началось 17 числа того же месяца. Немцы ока-
зали серьезное сопротивление, но через 9 дней дивизия достигла поставленной цели: вышла к дельте Сены. 27 августа дивизию вывели с линии фронта, а 6 сентября отправили в Англию [4, р. 20]. Канадский батальон в этот период участвовал в боевых действиях в нескольких местах. Так, 21 августа в районе Ла Валле Тано немцы, используя 81-милиметровые минометы и САУ, заставили канадских парашютистов остановиться и окопаться на ночь, но утром противник оставил деревню, наступление возобновилось, и 22 августа было занято местечко Ла Айэ Тондю [11, р. 17]. После суток отдыха 3-я бригада (с канадцами в составе) 24 августа двинулась в северо-западном направлении. Форсировав реку в
районе Бонневилль-сюр-Тонк, канадцы проехали на грузовиках 5 миль, а затем пешим маршем дошли до Сен-Гатьена. За все это время сопротивление выразилось в одном самоходном орудии немцев, выпустившем по канадцам восемь снарядов с нулевым эффектом. Переночевав в Сен-Гатьене, батальон двинулся 25 августа дальше, остановившись в предместье городка Бозевилль. Здесь сопротивление было достаточно серьезным, но парашютистам потребовались сутки на то, чтобы занять этот населенный пункт [11, р. 17-18]. Это было последнее активное действие канадцев перед выводом батальона с линии фронта и последующей отправкой в Англию (рис. 1).
Рис. 1. Действия 1-го канадского парашютного батальона в Нормандии (6 июня - 24 августа 1944 г.)
Еще 23 августа 1944 г. подполковник Брэдбрук получил назначение в Генеральный штаб ВС Канады. Одной из причин, вероятно, было то, что, по мнению командира 3-й бригады Хилла, Брэдбрук, будучи отличным организатором, офицером и парашютистом, не обладал должным «агрессивным лидерством». Временным командиром батальона был назначен майор Фрейзер Иди. По возвращении в Англию командиром батальона был назначен подполковник Дживон Альберт «Джефф» Никлин [7]. Этого человека вряд ли можно было обвинить в отсутствии «агрессивного лидерства», скорее, наоборот, для командира у него иногда было его слишком много: он был тяжело ранен 23 июля 1944 г., участвуя в патрулировании и подорвавшись на самодельной немецкой мине [7].
В общей сложности за три месяца, с 6 июня по 6 сентября, из 544 сброшенных во Францию канадских парашютистов 83 погибли, 187 были ранены и 87 попали в плен [11; 20]. Потери 6-й дивизии в целом за этот же период составили 821 убитыми, 2709 ранеными и 927 пропавшими без вести (всего 4457 человек) [7].
На Рождество 1944 г. 1-й парашютный батальон отплыл в Бельгию. 2 января 1945 г. батальон снова оказался на фронте с целью участвовать в «выдавливании» немцев из Бельгии и Арденн, территорий, которые они заняли в результате своей операции «Вахта на Рейне». Пред канадскими парашютистами ставилась задача по «агрессивному патрулированию», которое позволит предотвратить инфильтрацию противника. Батальон принял участие в общем наступлении, пройдя через города Айе, Марш, Руа и Банде. С занятием последнего боевые действия для батальона в рамках данной операции завершились. С 22 января по 19 февраля 1945 г. канадцы выполняли задачу по удерживанию позиций в районе Рурмонда в Голландии на р. Маас. 22 февраля 1945 г. батальон вернулся в Англию [10].
Заключительной европейской операцией союзников в Западной Европе, в которой приняли участие канадские десантники, стала операция по форсированию Рейна -«Вэрсити» (в отечественной историографии обозначается как «Рейнская воздушно-десантная операция»), начавшаяся 23 марта 1945 г. По идее союзного командования десант должен был помочь 21-й группе армий при форировании Рейна. Канадцы по-прежнему входили в состав 3-й бригады 6-й британской ВДД, которой вместе с 17-й американской ВДД (обе составляли 18-й воздушно-десантный корпус США) ставилась задача по захвату Везеля при помощи высадки днем комбинированного парашютного и планерного десантов. Операция была чрезвычайно масштабной: для выполнения поставленных задач корпусу выделалось1595 транспортных и 1347 военных самолетов. В стратегическом плане десант должен был нарушить коммуникации немцев в районе Везеля, что дезорганизовало бы их оборону и не позволило подтянуть резервы. Все это в совокупности позволяло более эффективно действовать 2-й английской армии. Важно отметить: высадку предполагалось начать после наступления наземных частей, а не наоборот, как было сделано ранее в операции «Маркет Гар-ден». Кроме того, десант выбрасывался в радиусе действия огня артиллерии среднего калибра, что позволяло более эффективно осуществлять поддержку
десанта, в случае если он столкнется с тяжеловооруженным противником [9, р. 536].
В задачи 3-й бригады входили зачистка зоны высадки, захват деревни Хамминкельн, высоты около Шнеп-пенберга в северо-западном углу Дирсфордтского леса, а также захват мостов через р. Иссель, находившихся неподалеку [9, р. 532].
Командир 3-й бригады Хилл поручил 1-му канадскому батальону захват и удержание центральной зоны западного края леса, где проходила дорога из Везеля на Эммерих и было некоторое количество жилых домов. Предполагалось, что эта зона будет обороняться немецкими парашютистами. Рота «С» должна была зачистить северную часть леса у развилки дорог на Риис и Эммерих. После того как задача будет выполнена, рота «А» должна выдвинуться дальше и занять дома, расположенные неподалеку от зоны выброски. Рота «В» должна была зачистить юго-западную часть лесного сектора и прикрывать фланг канадского батальона [10].
Канадские парашютисты высадились вместе с 3-й бригадой на самом севере Дирсфордтского леса. Согласно дневнику батальона разброс при десантировании был достаточно велик из-за скорости самолета, вынужденного быстрее пролететь над зоной высадки по причине интенсивного зенитного огня. Канадцы натолкнулись на незначительное сопротивление: немцы встретили парашютистов не самым плотным пулеметным и снайперским огнем, что позволило канадцам занять высоту под Шнеппенбергом без особых проблем. Некоторое неудобство парашютистам батальона доставили захваченные пленные: их было больше, чем самих канадцев. Одновременно десантники докладывали о «сотнях убитых немцев». Потери батальона составили 23 человека убитыми и 40 ранеными [9, р. 536]. Правда, среди убитых при высадке оказался и командир батальона подполковник Никлин: его парашют запутался в ветвях дерева около пулеметного гнезда немцев - шансов выжить у командира батальона просто не было [7]. После гибели Никлина командовал батальоном вплоть до его расформирования подполковник Фрэйзер Иди. Исходом операции стал разгром немецкого 1-го воздушно-десантного корпуса в течение полутора суток. В ночь с 26 на 27 марта 1945 г. 1-й канадский парашютный батальон начал движение от Бергенфюр-та. Высшее командование союзников осознало, что немцы больше не могут оказывать сопротивление. Канадские парашютисты получили приказ продвигаться в глубь Германии настолько, насколько будет возможно, чтобы успеть занять территории большие, чем РККА [10] (рис. 2).
За следующие шесть недель канадцы продвинулись на 300 миль как пешим маршем, так и используя все возможные транспортные средства - от велосипедов до танков. Канадские парашютисты пересекли канал Дортмунд-Эмс в Ладбергене, Везер около Целле и затем Эльбу в Лауэнбурге. Таким образом они вошли в Висмар на балтийском побережье Германии, где встретились с советскими войсками. Парашютный батальон был единственным канадским подразделением, вошедшим в соприкосновение с Красной армией, опередив ее в Висма-ре буквально на два часа [10].
Рис. 2. Действия 1-го канадского парашютного батальона во время Рейнской воздушно-десантной операции (24 марта 1945 г.)
Что можно сказать об эффективности действий канадских парашютистов в данных операциях? С одной стороны, задачи, которые ставились перед подразделением, выполнялись, что говорит в пользу батальона, но с другой - как только сопротивление немцев становилось серьезным, потери для элитной части были относительно высокими, что с учетом больших затрат на подготовку каждого десантника не позволяет говорить о большой эффективности действий. Частично эта проблема объяснялась техническими нюансами (несовершенство навигационного оборудования и техники десантирования), но не последнюю роль сыграло и отсутствие разработанных и проверенных тактических схем, позволявших наиболее полно реализовывать потенциал подобных подразделений. Последний тезис подтверждается тем фактом, что после выполнения задач первых двух дней десантников начали использовать как «классическую» пехоту, а к данной роли они были не очень приспособлены. В то же время необходимо отметить тот факт, что канадский батальон не стал жертвой «головокружения от успехов», которое имело место у верховного командования союзников после высадки в Нормандии и привело к крайне неудачной операции «Маркет Гар-ден». В данном случае вполне можно согласиться с Ю. Ненаховым в том, что относительно слабое сопротивление немцев в Нормандии и Франции в целом объяснялось как внезапностью высадки парашютистов, так и слабостью противостоящих им немецких подразделений. В Голландии же, в районе Арнема и Неймегена, парашютистам пришлось действовать против элитных
немецких частей, что сразу же привело к тяжелейшим потерям.
1. Амброз С.Е. День «Д». 6 июня 1944 г. М: ACT, 2003.
2. Ненахов Ю. Войска спецназначения во Второй мировой войне. Минск: Харвест; М.: ACT, 2000.
3. Buckingham W.F. D-Day The First 72 Hours. Tempus Publishing, 2005.
4. Ferguson G. The Paras. 1940-1984. Osprey Elite Series № 1. Reed International Books Limited, 1984.
5. Harclerode P. Go To It! The Illustrated History of the 6th Airborne Division. Caxton Editions, 2002.
6. Horn B, Wyczynski M. Paras Versus the Reich: Canada's Paratroopers at War, 1942-45. Dundurn publishing, 2003.
7. Horn B. Bradbrooke, Nicklin and Eadie - A Tale of Command // Canadian Airborne Forces Association. URL: http://www.cana-dianairborneforces.ca/pdf/A%20Tale%20of%20 Command%20 -%20Col%20Bernd%20Horn.pdf (дата обращения: 10.08.2015).
8. Otway T.B.H. The Second World War 1939-1945 Army. Airborne Forces. Imperial War Museum, 1990.
9. Stacey C.P. Official History of the Canadian Army in the Second World War. Vol. III. The Victory Campaign. The Operations in North-West Europe 1944-1945. Ottawa: Queen's Printer, 1960.
10. The 1st Canadian Parachute Battalion, 6th Airborne Division // 89th (Parachute) / 317th (Airborne) FSS Website. URL: http://www. 89fss.com/affiliated/1canpara.htm (дата обращения: 10.08.2015).
11. The 151 Canadian Parachute Battalion in France. 6 June -6 September 1944 // Canadian Military Headquarters (CMHQ). Report № 26. 23 Aug. 49.
12. The 1st Canadian Parachute Battalion. Organization and training (July 1942 - June 1944) // Canadian Military Headquarters (CMHQ). Report № 138. 7 Jul. 45.