Научная статья на тему 'Воздействие ВТО на экономическую безопасность реального сектора экономики: оценка позитивных и негативных последствий'

Воздействие ВТО на экономическую безопасность реального сектора экономики: оценка позитивных и негативных последствий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муталимов В. А.

The article investigates the effects of the World Trade Organization on economic security of the real economy in Russia. Examines trends of possible security threats most sensitive and important for the country's industries and the potential benefits of Russia's WTO accession

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воздействие ВТО на экономическую безопасность реального сектора экономики: оценка позитивных и негативных последствий»

Ol

О CJ

О О

о

IL C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ш

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

4 я

ü <

ü

5 I

н

о ф

Воздействие ВТО на экономическую

безопасность реального сектора

экономики: оценка позитивных и негативных последствий

Муталимов В.А. *

The article investigates the effects of the World Trade Organization on economic security of the real economy in Russia. Examines trends of possible security threats most sensitive and important for the country's industries and the potential benefits of Russia 's WTO accession.

Существуют экономические и политические причины необходимости вступления Россия в ВТО. Во-первых, новейшая Россия — это крупная мировая держава со своим мощным экономическим и ресурсным потенциалом. Во-вторых, Россия во многом определяет ход развития мировой экономики. В-третьих, так как Россия является участником многих международных экономических организаций, ей не делает чести быть изолированной от ВТО. В-четвертых, хотя ВТО и не дает гарантий избежать экономических войн (стальных, алюминиевых, око-рочковых и др.), Россия как лидер мировой экономики и политики способна сама надежно отстаивать свои интересы в ВТО, играть в ВТО по своим правилам как США, ЕС и Китай. В-пятых, Россия, вступая в ВТО, предлагает мировому сообществу совместное использование российского ресурсного потенциала во благо всех членов мирового сообщества, а не только плутократии и олигархии.

В данной статье в широком смысле вопрос о необходимости вступления России в ВТО не рассматривается. Тем более что 17-летние переговоры о вступлении России в ВТО завершены. Это подтверждено заявлением от 1 октября 2010 г. вице-премьера, министра финансов РФ А. Кудрина и подписанием Меморандума о завершении переговоров по ВТО между Россией и ЕС 7 декабря 2010 г. в Брюсселе. И скорее всего на ближайшем (весна—лето 2011 г.) саммите ВТО Россия будет принята в эту международную торговую организацию.

Актуальность проблемы членства России сегодня определяется тем, что может рекомендовать экономическая наука, как должно поступить государство, чтобы обеспечить экономическую безопасность нашей страны после вступлении в ВТО:

каковы тенденции экономической безопасности, если Россия будет прилежно выполнять все требования ВТО, каковы механизмы ее обеспечения? Не потом, после вступления в ВТО, искать средства, инструменты, пути, механизмы обеспечения экономической безопасности России, а сейчас, до вступления, и далее их придерживаться, обеспечивать достойную России экономическую безопасность.

Замысел статьи состоит в том, что, какой бы совершенной, эффективной организацией ни являлась ВТО, национальные интересы России должны превалировать и при членстве в ВТО. И тем более уже есть прецеденты противоречий между странами — членами ВТО: Испанией, Китаем, Киргизией, Украиной и др. Оказывается, эта международная организация не всем сулит счастливое и беззаботное торгово-экономическое будущее.

Вступление в ВТО постсоветских страны обосновывалось скорее с политических соображений, чем экономических. Хотя сегодняшние экономики бывших братских республик — Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии — слабее российской, структура их экономик и экспортный потенциал несопоставимы с российским, тем не менее их деятельность в ВТО (плюсы и минусы) должна стать для России поучительной. Эти страны скорее в минусах, чем в плюсах: ухудшилось положение в сельском хозяйстве, приток прямых иностранных инвестиций в их экономику замедлился, преобладает импорт, рост экспорта не заметен.

Для того чтобы членство в ВТО было эффективным, рациональным, выгодным как в целом экономике всей страны, так и экономикам отраслей и отдельных субъектов хозяйствования, должен быть пос-

Доцент кафедры экономической теории Дагестанского государственного университета, кандидат экономических наук.

тоянныи государственный мониторинг внутренних и особенно внешних угроз экономической безопасности страны, отраслей и отдельных субъектов экономики. Вступление в ВТО должно отвечать стратегической цели Российской Федерации — достижению экономической безопасности и росту благосостояния страны.

Для определения последствий прилежного участия России в ВТО целесообразно исследовать следующие факторы:

> истинные цели и природа ВТО как международной организации;

> особенности современной России в связи с ее вступлением в ВТО;

> чувствительность отдельных отраслей экономики России к условиям ВТО. Цели ВТО и ее природа. Прежде всего

ВТО — элемент мировой системы управления, в котором Россия является пока объектом, а не субъектом управления. Ясно, что реальными рычагами в такой системе управления обладают только те страны, которые имеют сильные востребованные валюты, хоть как-то приближенные к рангу мировых денег: это доллар, евро, иена, английский фунт, юань.

Следует заметить, что само понятие «мировые деньги» — это миф, основанный на инерции мышления финансовых воротил. И доказательство данного обстоятельства очень простое — отсутствие ответа на вопросы: кто отвечает за эмиссию мировых денег и кто отслеживает их денежную массу? Нынешний неправовой характер мировых денег создает условие упрощения задачи стать субъектом управления мировой экономики для России ввиду отсутствия формальных требований к таким деньгам. Однако для стран, не обладающими сильными валютами, ВТО — необходимая ступенька роста.

Формально ВТО определяет условия равноправной международной торговли. Но равноправие не есть равенство. Понятно, что открытие границ выгодно более развитым странам. Реально равноправие для слабых экономик оборачивается еще большей зависимостью и усилением внутренних социально-экономических противоречий.

Можно утверждать, что истинной целью ВТО, вскрывающей ее транснациональную, глобалистическую природу, является установление международных стандартов поведения государств, способствующих упрощению использования национальных богатств стран — участниц ВТО со стороны наднациональных неформальных

институтов (корпоратократий). Из этого определения вытекают два вывода: один негативный и один позитивный. Негативный — это то, что национальные богатства России с ее вступлением в ВТО могут попасть под прицел указанных выше корпо-ратократий. Позитивный — то, что Россия попадает в определенное поле международных экономико-политических стандартов, умелое использование которых может принести значительную пользу стране.

Политическая основа ВТО в противовес утверждаемой чисто экономической ее природе подтверждается двумя состоявшимися фактами: официальным замораживанием процесса вступления России в ВТО после августовских событий 2008 г. и финишным спуртом после отказа России от поставок установок С-300 Ирану.

Важно правильно оценивать возможные риски участия в ВТО, имея в виду опасности для национальной экономики и искусственности некоторых правил ВТО. Первый фактор иллюстрируется положением сельского хозяйства нашей ближайшей соседки — Украины, второй — частным вопросом испанского вхождения в ВТО.

Говоря об украинском походе в ВТО, необходимо отметить следующее. Как результат вступления в ВТО Украина вынуждена была завозить картошку из Египта и Саудовской Аравии, покупать сало в Польше и России. Сейчас нынешнее руководство страны инициировало прекращение членства в ВТО в связи с угрозой национальной безопасности.

Что важно вынести из этого примера? Понятно, что затратность социалистического сельского хозяйства, от которого все страны СНГ еще не избавились, очень высока. Эффективность менеджмента — низка. Вступление в ВТО без должной подготовки создает условия, при которых родной сельхозбизнес переориентируется, «перепоручая заботу» о потребном для своих сограждан великодушному Западу. В настоящее время основной культурой на полях Украины является рапс, поставляемый биотопливной промышленности Германии.

Другой поучительный пример — Испания. Вступление ее в ВТО ознаменовалось резким (почти в два раза) падением экспорта апельсинов. Причина — несоответствие испанских апельсинов размерам, определяемым стандартами ВТО. На самом деле это пример псевдоэкономических регламентов, принимаемых заблаговре-

О!

О СЧ

О

о о а

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

Ч

я *

<

I I-

О ф

со

Ol

О CJ

О О

о

IL C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

4 я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ü <

ü

5 I

н

о ф

менно международными корпоратократи-ями с целью исключить конкуренцию. Аналогичных «успехов» в развитии сельского хозяйства в рамках ВТО достигли Армения, Грузия, Киргизия, Молдавия.

Подобные примеры стимулируют появление следующих определений анализируемой международной организации. ВТО — это детище западной неолиберальной экономики, имеющей цель закрепить существующее положение дел: развитые страны, достигшие процветания вопреки принципам ВТО путем применения протекционизма и государственной поддержки промышленности, должны навсегда остаться развитыми и богатыми, а бедные — бедными.

Приведенный анализ показал наличие фактической основы для такого резкого определения, но не снизил уверенности в необходимости вступления России в ВТО. Поэтому обратимся более внимательно к особенностям нашей страны как нового члена этой организации. Эти особенности раскроют анализ следующих факторов:

> наличие властного тандема;

> преобладание нелиберального направления развития российской экономики;

> наличие остро ощущаемых обязательств перед братскими народами — белорусским и казахским. Необходимо отметить значимость

данных особенностей. Прежде всего это факторы безопасности.

Первая особенность обеспечивает возможность маневрирования и некоторую инерционность в принятии решений, которые очень важны для переговоров с серьезным партнером. Вторая — создает барьер на пути безудержного рыночного напора, с которым российские либералы от экономики пытаются затянуть петлю на российской экономике. Третья — это экономическая дань политическому приоритету России.

Говоря о властном тандеме в России, следует отметить, что он совсем не означает двоевластия. Наоборот, с позиции вступления России в ВТО и проведения иногда очень жестких переговоров такое обстоятельство выглядит довольно выгодным механизмом. Оно позволяет указывать на себя с целью выигрыша дополнительного времени в переговорах, а европейцам заниматься любимым занятием — отгадыванием несуществующих закулисных интриг.

Основная цель и задача властного тендема — преобразовать Россию из управляемой системы (объекта ВТО) в управляющую систему (субъект ВТО) и с

первых же дней во ВТО пробиться в ее систему управления. Какой бы демократичной ни была ВТО, крупные экономики (США, Китай, ЕС) не смогут поступиться своими принципами: делали, делают и будут делать в ВТО то, что им угодно. Ни на минуту нельзя забыть о международной конкуренции. Также нужно иметь в виду то, что ВТО — это один из основных институтов глобализации, а значит — механизм давления на слабых. Но Россия уже не слабая страна — как в экономическом, так и в политическом отношении. И сегодняшний властный тандеме будет стремиться к тому, чтобы преимущества России использовать во благо всего общества, заняв достойное место в управляющей системе ВТО.

Вот оценка консервативного развития экономики с накачкой нефтедолларами отстающих ныне отраслей — это вопрос непраздный. Только вот как его можно повернуть. Может, потому и накачка является серьезной, что это соответствовало серьезности вопроса — вступлению в ВТО? Может, «план Путина» по безудержному денежному вливанию в российскую экономику — это более рыноч-но, чем либеральное ожидание рыночных стимулов для российской экономики? Как это ни парадоксально звучит, но анализ экономической ситуации требует сформулировать этот противоречивый тезис: сейчас для России консервативно — значит сверхрыночно.

Действительно, сырьевая ориентация российской экономики — это важнейший фактор возрастания ее значимости. А вовсе не условие деградации, как поверхностно и инерционно заявляется многими экономистами-либералами. И эта ориентация вовсе не исключает модернизацию и строительство инновационных производств. А где как не в нефтехимии делать такие производства?

Но с позиции основного вопроса — о рисках прилежного участника ВТО — просто важно знать, что нефтегазовый вопрос — это скорее вопрос не ВТО в России, а России в ВТО! И из этого исходить.

Недавняя история с союзным походом в ВТО дала два замечательных итога. Во-первых, это пиар-акция самого Таможенного союза и, во-вторых, значимая демонстрация силы. Россия, Казахстан и Белоруссия показали независимость от Запада и невозможность Западом решать наши вопросы. Даже переговорщики от России с ВТО не понимали значимости

принятия данных решений. Главное, что Таможенный союз — уже фактор международных экономических отношений.

Предполагается, что наиболее чувствительными и значимыми для страны могут быть последствия вступления в нефтегазовой отрасли, автомобилестроении, сельском хозяйстве, полномасштабном использовании компьютерных технологий.

Кратко остановимся на анализе данных рисков.

Риски нефтегазовой отрасли. Основными рисками России в данной сфере называют подъем цен на нефтепродукты, промышленный и бытовой газ до общемирового уровня и, как следствие, вымывание с российского рынка данных стратегических ресурсов.

На самом деле указанные негативные ожидания — не что иное, как мифы. Причин для такого утверждения несколько:

> ВТО не касается рыночного принципа цен напрямую, она следит только за соблюдением рыночного характера ценообразования. Никто не сможет диктовать России, как и любой другой стране мира, ее внутреннее ценообразование на что угодно. А искажение рыночного принципа ценообразования возможно вследствие государственного влияния (в виде дотаций по всей цепочке затрат) — как на производителя товара (ресурса), так и на его потребителя — либо излишнего таможенного регулирования. Вот это в ВТО будет исключаться или заранее обговариваться;

> волатильность внутренних цен на социально-значимые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо) в общероссийском масштабе определяется не государственным влиянием (дотациями), а монопольным характером рынка;

> качество российского бензина как основного продукта нефтепереработки по совокупности намного уступает европейскому.

Как можно охарактеризовать результат влияния данных причин на жизнь россиян? Ведь именно эта оценка может определить наше отношение к вступлению России в ВТО и прогнозу разумного ее действия в этой организации после данного события.

Усиление рыночного характера ценообразования будет действовать двояко. С одной стороны, должны исчезнуть прямые топливные дотации государства различным внутренним нефте- и газопот-

ребителям. С другой стороны, жесткость и программируемость таможенного регулирования снизятся. Но в первом случае мы (то есть дотируемые потребители) ничего не почувствуем, поскольку государственные дотации как таковые уже давно вышли из арсенала российской макроэкономики. Их заменили всевозможные круглые столы полугосударственных и чисто коммерческих, но лояльных государству нефтеперерабатывающих холдингов с нужной повесткой дня, на которых «добровольно» определяется необходимость помощи указанных государством товаропроизводителям. Но при чем здесь государство? Этот механизм «согласованной» помощи уже сейчас работает, и пока никто из ВТО на него не ополчился. Значит, его (механизм) надо продолжать использовать, но, возможно, более осторожно. В отношении таможенных регуляторов, действующих по отношению к продуктам нефте- и газодобычи, мы вообще получаем патовую ситуацию состояния между Сциллой (ОПЕК) и Харибдой (потребители нефти из ВТО). И, кстати, одним из последних вопросов перед вступлением России в ВТО было согласование с Саудовской Аравией ценовой политики «Газпрома». А данная ситуация для России в этом вопросе — это скорее возможность дополнительного маневра, а совсем не ограничение.

Исключение нерыночного влияния государства на ценообразование в области нефтепродуктов и газа может привести, наоборот, к положительным последствиям для населения и внутренних потребителей. Поскольку низкие внутренние цены — это наше следствие недостаточной развитости экономики. Основными факторами естественного роста себестоимости продукции являются заработная плата и экологические платежи. Рост первого фактора возможен в границах 100 % от текущего уровня. А усиление строгости применения экологического законодательства также обладает значительным и согласующимся с принципами ВТО потенциалом.

Исключение монопольного сговора производителей нефтепродуктов приведет к рыночным тенденциям в оптовой ценовой динамике автомобильного топлива. И, как показал опыт применения антимонопольного законодательства в кризисный и посткризисный периоды, результаты данных мер не приводят к негативным последствиям для микроэконо-

О!

О СЧ

О О

о а

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

Ч

я *

<

I I-

О ф

со

Ol

О CJ

О О

о

IL C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

4 я

ü <

ü

5 I

н

о ф

мики в масштабе страны. А вот качество автомобильного топлива только улучшится, что положительно будет оценено и населением, и организациями.

Поэтому вступление России в ВТО и связанные с этим возможные незначительные стоимостные изменения в отдельных статьях ценообразования продуктов нефте- и газодобычи никаким негативным потенциалом не обладают. Известные и применяющиеся в настоящее время макроэкономические процедуры достаточны и эффективны.

Риски автомобилестроения. Основной риск в данной сфере российской экономики связан с возможным ускоренным исчезновением отечественного автомобилестроения и распространением более качественного и сравнительно более дешевого европейского, азиатского и американского продукта.

В целом можно утверждать, что предпринятые, особенно в последнее время, меры со стороны Правительства РФ и согласованные условия вступления в ВТО также дают весьма оптимистический прогноз. Во-первых, установлен высокий уровень таможенных пошлин на ввозимые авто, который будет действовать в течение семи лет. Срок достаточно значительный. Во-вторых, чтобы не отпугнуть вошедших на российский рынок автопроизводителей, срочно (до отсекаемой в связи со вступлением в ВТО даты — 31 декабря 2010 г.) были приняты необходимые решения по продлению режима промышленной сборки с высоким уровнем локализации. Данное решение призвано исключить уход упомянутых игроков из разряда производителей в разряд чистых импортеров. В-третьих, как результат действия первых двух факторов созданы организационные условия для развития на российском рынке производства качественных автодеталей и комплектующих. Именно третий фактор и является ключевым в развитии авторынка России, в том числе и для чисто отечественных игроков.

Таким образом, можно констатировать, что и в сфере производства современной автомобильной техники позиции России после ее вступления в ВТО выглядят стабильными и управляемыми.

Риски сельского хозяйства. Основные риски вступления России в ВТО связаны с ожиданием значительного снижения уровня государственных дотаций предприятиям агропромышленного комплекса, а также массовой экспансией сельско-

хозяйственных товаров из других стран, подрывающих своей дешевизной (но не качеством) отечественных товаропроизводителей. При этом предполагается, что сельхозтоваропроизводители из этих других стран как раз пользуются значительной поддержкой своих государств.

Разберем данные риски. Для их проявления в реальности необходимо выполнение следующих условий. Это значительное снижение господдержки российским сельскохозяйственным товаропроизводителям и невозможность защиты внутреннего рынка от поставок сельскохозяйственных продуктов из-за рубежа.

Первое условие практически исключено в связи с согласованием разрешенных России уровней государственных дотаций. Так, по результатам последних (сентябрь 2010 г.) переговоров в Женеве министра сельского хозяйства России г-жи Е.Б. Скрынник с представителями ВТО установлены следующие параметры государственной поддержки сельского хозяйства страны:

а) 9 млрд долл. в год — на период 2010-2012 гг.;

б) поэтапное снижение с указанного уровня до 4,4 млрд долл. в период с 2013 по 2017 г.;

в) отсутствие экспортных субсидий1.

Следует заметить, что в настоящее

время уровень государственной помощи сельскому хозяйству составляет как раз 4,4 млрд долл. и намного превышает указанный показатель советского периода и новой российской истории.

Ясно, что обозначенный объем государственной поддержки позволит полностью реализовать все нынешние и планируемые программы по развитию и модернизации отечественного сельского хозяйства в рамках реализуемой в настоящее время госпрограммы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Говоря о вступлении России в ВТО, нельзя пройти мимо еще одного вопроса. Он касается не только фермеров, но и любых российских предпринимателей и определяет значительное улучшение условий ведения бизнеса. Это вопрос кредитования и страхования.

Улучшение условий кредитования — это не только просто ощутимый финансовый ресурс, но и мощный фактор роста. Приход иностранного банковского менеджмента в Россию обоснованно связывается с резким улучшением кредитного потенциала, способного значительно снизить процентную нагрузку на предприни-

мателей, а также поставить на предпринимательскую стезю более широкий и не менее активный и предприимчивый человеческий ресурс российского общества. По отношению к перспективам сельского хозяйства России можно ожидать, что не только увеличится финансовая (кредитная) поддержка села, но и произойдет значительное перераспределение направленности такой поддержки от функционирующих известных предприятий в сторону новых перспективных молодых сельских хозяйств и кооперативов.

Таким образом, и российскому сельскохозяйственному бизнесу вступление в ВТО ничем не угрожает, а, наоборот, создает дополнительные условия для развития как уже существующих хозяйств, так и новых участников этого непростого вида предпринимательства. А вот использовать максимальные допустимые уровни таможенных барьеров на пути иностранных сельхозтоваров на российский прилавок следует осторожно, поскольку это может противоречить интересам наших потребителей. Почему-то, говоря о более высоких госдотациях иностранным фермерам, всегда выбирается сторона наших сельских товаропроизводителей, а интересы наших потребителей забываются. Но ведь как плохо это для первых, так же хорошо это для вторых.

Безопасность важна, но сколько можно ее финансировать кошельками рядовых потребителей?

Риски полномасштабного использования компьютерных технологий. Использование компьютерных технологий в России связано с масштабным уровнем авторского пиратства, являющегося одним из самых значительных и масштабных рисков. Введение требуемых обязательных при вступлении в ВТО законодательных актов предотвратит этот перекос.

Необходимые для вступления в ВТО законодательные акты уже приняты. Эти законы таковы, что с учетом наработанных мировой практикой технологий авторского надзора они будут строго исполняться. Основные последствия связывают с прецедентами судебной практики. Теперь ГК соответствует Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуаль-

ной собственности (ТРИПС), которое подписывают все участники ВТО, и Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Копирование бесплатно разрешается исключительно в личных целях и при необходимости. За невыполнение — штраф от 10 тыс. руб. до 5 млн руб. или лишение свободы на срок до двух лет.

Кроме указанных поправок в законодательные нормы по защите авторского права, изложенные в ГК РФ, также приняты поправки в законодательство, ужесточающие требования для организаций, имеющих лицензию на производство компакт-дисков, содержание которых защищено авторским правом или смежными правами. Теперь в выдаче лицензий на воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых видах носителей будет отказано лицам, у которых такая лицензия была ранее отозвана по решению суда, либо в случае, если у обладателей лицензии будет отсутствовать в собственности соответствующее оборудование. Это позволит создать дополнительные условия для предотвращения правонарушений в этой сфере. Данные законодательные нормы создают риски только для пассивных пиратов-пользователей. Но с этим придется смириться путем планирования дополнительной статьи личных и семейных расходов.

В заключение необходимо отметить, что согласованные условия вступления России в ВТО обеспечивают защиту интересов российских товаропроизводителей в наиболее чувствительных отраслях отечественной экономики, а более широкое проникновение в нашу действительность рыночных основ предпринимательства на всех уровнях будет создавать невозможные до этого события условия экономического подъема. Единственное, что необходимо предпринимать руководству страны после вступления в ВТО, так это активное проникновение российских представителей в бюрократическую машину данной организации с целью исключения негативного действия ее административного ресурса по отношению к России.

Литература и примечания

1. Россия и ВТО: официальный сайт. URL: http://www.wto.ru/ru/news. asp? msg_id=26919 (дата обращения: 17.10.10).

Ol

О CJ

О О О Q.

et со

s н

о

0

1

о я с о т ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф

4

я *

<

*

5 I

н

о ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.